Отличие манхаджа саляфов от мурджиитских воззрений

Секта мурджиа придерживается мнения , что истинный иман состоит только лишь из подтверждения сердцем.

Некоторые ответвления мурджии для того, чтобы было возможновыполнять мирские хукмы добавили к этому подтверждение языком., но помнению большинства из них подтверждение языком не входит в истинныйиман. Они считают что иман – это тасдик(подтверждение) сердца:
Иман не состоит из отделов, а единое целое. Потому что подтверждение едино. И если нет его части, то исчезнет и все целое.
Иманне прибавляется и не убавляется. Потому что подтверждение цельное. Иесли оно будет снижаться, то привратится в сомнение, а это куфр.
Средиверующих нет разницы в имане. У них у всех иман на одном уровне иманаПророка а.с. и даже Джибрила а.с. и Микаила а.с., так как иман естьединое целое.
Деяния не из имана. Деяния лишь плоды имана. Деяния называют иманом только лишь в переносном смысле.
Фасик и фаджир – совершенные иманом верующие до тех пор, пока подтверждают.
Уверующих нет преимуществ друг перед другом. Так как у них иман водинаковой степени. У них лишь есть разница по степени деяний.
Нельзя делать отличия в имане, то есть говорить «я мумин иншаллах», потому что это сомнение.
Куфр– это только лишь сочтение ложью(такзиб), либо отрицание и сочтениедозволенным(истихлал), которые переходят в такзиб. Потому что куфрпротивоположное иману. А иман – это подтверждение сердцем.

Послеэтой общности мурджииты разошлись во мнениях и разделились на секты ввопросе участи совершившего куфр и сказавшего слово куфра:

-Асариты и факихи из мурджиитов сочли его кафиром внешне и внутренне, ноне по причине того, что он сказал или совершил куфр. По их мнению словоили деяние куфра показывает, что этот человек в сердце считаетложью(такзиб) и по этой причине он кафир.

-Джахмия говорит так:совершивший или сказавший куфр внешне кафир, так как это действиеописано как куфр. Но если он продолжает поддтверждение сердцем, товозможно, что он верующий. Саляфы сделали такфир тем(т.е. джахмитам),кто говорит такие слова по причине того, что они пошли против явныхуказаний.

-Широко распространенные сегодня и составившиемножество полных заблуждения книг крайние мурджииты говорят так: толькоесли совершивший куфр станет отрицать хукм куфра или сочтет содеянноехалялем и обьявит об этом в открытую ему можно сделать такфир. Саляфы иим сделали такфир, по причине отрицания явных указаний на неверие тех,кто совершил или сказал куфр.

Хафиз ибн Хаджар р. сказал так:

«Словарноезначение слова иман – это подтверждение(тасдик). Его шариатскоезначение – это подтверждение и сочтение истиной ниспосланного Господомего Посланнику а.с. откровения. Это определение имана являетсяобщепринятым.

Но после этого возникает следующее разногласие:поскольку подтверждение есть деяние сердца, является ли обязательнымусловием подтверждение языком  и подтверждение деяниями того, что всердце?...

Саляфы сказали, что иман – это верование сердцем,произнесение языком, выполнение органами тела. Это определениеподразумевает, что деяния – условие цельности имана. Из этогоопределения происходит выражение об уменьшении и увеличении имана.

Мурджиа говорит: «Иман – это верование сердцем и произнесение языком».

Каррамия говорит: «Иман – это произнесение языком».

Мутазилия говорит: «Иман – это деяния, произнесение языком и верование сердцем».

Разницамежду саляфами и мутазилитами в том, что саляфы считают деяния условиемдля совершенности имана, а мутазилиты – для его действительности.»

Чтокасается второй особенности, то саляфы сказали, что иман увеличиваетсяи уменьшается. Калямиты в большинстве своем отрицают это. Они считают,что тот кто примет это, тот усомнится в своем имане.

Навави таксказал: «При увеличении изысканий и обнаружении далилов либо приобратном процессе тасдиг(подтверждение) человека повышается илиуменьшается. Именно повышение тасдика есть повышение имана, а егопонижение есть понижение имана. Это самая авная истина. Поэтому иманАбу Бакра был сильнее, чем у всех остальных. Потому что он не испыталникаких сомнений. Каждый человек знает, что убежденность и упование вего сердце не всегдана одном уровне, иногда больше. Поэтому тасдиг изнание растет в соответствии с ясностью и числом далилов».

Всвоем труде под названием «Китаби-Сунна» Аль-Лалякай передает отБухари: «Я встретил более тысячи алимов в регионах где побывал. Срединих не было никого, кто не подтвердил, что иман – это слово и деяние, ичто он повышается и уменьшается». (Фатхуль-Бари, 1/46-47)

Определениеимана, данное Хафизом ибн Хаджаром не совсем точное. Потому что саляфыне считают все деяния необходимыми для совершенного имана. Саляфысчитают, что есть деяния, без которых нет имана вообще, и есть деяния,с которыми иман совершенен и без которых несовершенен. Ошибка имама ибнХаджара связанна с тем, что в его вероубеждении присутствовали взглядыасаритов, и именно асариты принимают иман, как подтверждение(тасдик).

Этозамешательство, в которое впали некоторые, разьясняет ибн Таймия: «Если кто то извещяет очевидные вещи, например: «взошло солнце», тоответить ему «аманнаху»(верим) не правильно, нужно ответить«садакнаху»(правду сказал, подтверждаю), потому что слово «аль-иман»происходит от «аль-амн»...»(Китабуль-Иман, с.276, аль-Иман аль-Авсат,Маджмууль-Фатава, 7/71)

В другом месте он говори:

«Всловаре слово «аль-иман» не является антонимом слова «такзиб»(счестьложью), его антонимом  является слово «тасдик»(подтвердить)... Слово«аль-куфр» является противоположным иману. Принято говорить «он мумин(верующий)» или «он кафир», и куфр не ограничивается такзибом. И есликто то скажет: «Я знаю, что ты правду говоришь, но я не подчинюсь,напротив буду с тобой враждовать, ненавидеть тебя, противостоять тебе ине стану уступать», то его куфр еще больше. Как видно,противоположность имана куфр не есть такзиб, таким образом и иман неесть тасдиг. (Китабуль-Иман, с. 277)

А также шейх сказал:

«Иблис, Фараон и иудеи были суть кафирами не по причине отсутствия тасдика или знания...». (Маджмууль-Фатава, 7/534)

Ибнуль-Каййимр., обьясняя заблуждение людей, которые считают куфр такзибом и поэтомуне делают такфир тем, кто совершил куфр, сказал о них:

« Ониговорят:  куфр – это отрицание таухида, писания, воскрешения ипринесенного Пророком а. с. Как может быть вынесен хукм куфра тому, ктозасвидетельствовал , что Мухаммад – посланник Аллаха, уверовал в то,что Аллах оживит мертвых, и подтвердил Его единство? Иман – это тасдиг.Его противоположность – такзиб, а не оставление деяния. Как можно дляподтверждающего выносить хукм отрицающего и считающего ложью?!»(ас-Салят, с.15)

Ибн Теймия в другом месте опять же сказал:

«Тоткто считает, что иман состоит из подтверждения сердцем (тасдик),утверждает следующее: ни один из кафиров в Аду не подтверждает Аллаха,ни Иблис, ни кто другой... Но есть указания в Коране, что кафиры прижизни подтверждают Господа. Даже Фараон,в открытую обьявивший, чтосчитает Аллаха ложью, в сердце своем подтверждал:

- Они отвергли их несправедливо и надменно, хотя в душе они были убеждены в их правдивости. Муравьи, 14.

Или как сказал Муса а. с. Фараону:

- Ты уже знаешь, что не кто иной, а только Господь небес и земли ниспослал их в качестве наглядных знамений. Перенес Ночью, 102.

Несмотря на это Фараон не стал верующим. Напротив, Муса сказал так:

-О, наш Господь! Уничтожь их имущество и запечатай им сердца, чтобы онине уверовали, пока не увидят жестокого наказания! Юнус, 88.

В другом месте Аллах с.т. указал на то, что кафиры признают Создателя:

- Если ты спросишь у них, кто сотворил их, они непременно скажут: "Аллах". Украшения, 87.» (Маджмууль-Фатава, 7/150-152)

Ибн Таймия так разьясняет мазхаб мурджиа:

Иман– только лишь подтверждение и знание сердца. Но у этого подтвержденияесть ряд условий. Невыполнение этих условий показывает отсутствиеподтверждения в сердце. То же самое и с любым внешним действием илисловом названным куфром в шариате, потому что такое действие показываетотсутствие в сердце подтверждения и знания.

Это более известноеиз двух мнений Абу Хасана аль-Асари. Его товарищи Кади Абу Бакр,Абиль-Маали и другие придерживаются того же мнения и поэтому алимыотносят их к мурджиа. (Маджмууль-Фатава, 13/47)

А также манхадж джахмия:

Иман – это только лишь подтверждение сердца. Человек может и не произнести это языком.

Такихслов не  не слышали ни от одного из алимов Уммы. Имамы Ахмад, Ваки идругие сделали такфир тем, кто так говорит. Только аль-Асари и еготоварищи поддержали это мнение, но наряду с этим сказали, чтоподдерживают хукм куфра того, о чьем куфре сказано в шариате, и считаюттакой хукм в шариате далилем на отсутствие понимания всердце(марифатуль-кальб) человека совершившего куфр.(Маджмууль-Фатава,13/47)

Из всего вышесказанного следует, чтотолько лишь подтверждение сердцем не достаточно, чтобы бытьверующим.поэтому мы говорим, что Иблис – кафир. Он подтверждал Аллахасо всеми его именами и сыфатами. Но он стал кафиром по причинесовершенного деяния.

Мусульмане первого периода не разногласилив этих вопросах, для них это было ясным понятием и неопровержимойистиной. Поздние мусульмане после переводов греческой философии наарабский стали вдаваться в словесную науку и спутали шариатские смыслырелигиозных слов со словарными настолько, что впали в сомнения иразделились на секты.

Большинство этих сект применили новыетермины для понимания таких слов, как иман и ислам, и отдалипреимущество словарному смыслу слов. И иман стали понимать только лишьв его словарном смысле, а потому свели его только к подтверждению(тасдик).

Ибн Таймия сказал об этом:

Многие из поздних(мутаахирин) не могут отличить мазхаб саляфа от воззрений мурджии иджахмии. Потому что при том, что большинство воззрений взято от саляфов и ахлюль-хадиса, в вопросах имана они перемешанны со словаминосителей убеждений джахмии и мурджии. Они думают, что отличают мненияэтих двух груп или отличают их мнения от мнения саляфов.(Маджмууль-Фатава, 7/364)

Выше мы привели примером слова алимовиз Ахлю-Сунны, но во многих вопросах перенявших взгляды асаритов, иразьяснили их ошибки в вопросах имана, приведя прекрасные ответы ибнТаймии и ибн Каййима по этому поводу. В этом вопросе достаточно техаятов Корана, которые они привели.

Один из алимов допустившихтакие ошибки был испанский алим ибн Хазм аль-Андалуси. Он тоже, хоть исчитал деяния проявлением имана, всеже не считал деяния составнойчастью имана, противоположностью которого является куфр. То есть считалчеловека без деяний верующим, но с несовершенным и ущербнымиманом.(аль-Фасль, 3/255,271; аль-Мухалля, 1/40)

По этой причинедругой большой алим ибнуль-Джаузи аль-Ханбали отнес захирию (мазхабибн-Хазма) к мурджиитским мазхабам  . (Талбису Иблис, с. 27)

Если мы дадим определение имана словами одного из ранних алимов-саляфов абу Абдуллах ибн Батта, то это будет так:

Знайте– да смилостивится над вами Аллах! – Аллаху Тааля сделал фарзом длясердца понимание (марифат) о Себе и подтверждение (тасдик) Себя,посланников, писаний и всего, что есть в Сунне. Языку – произнести иутверждать это словом, телу и органам – выполнять то, что Он приказал исовершать деяния, которые Он сделал фарзом. Ни одно из перечисленногоне считается совершенным без остального, и пока раб не обьеденит этовсе в себе, верующим он не считается. (аль-Ибана, 2/760-761)

Имам ибн Каййим сказал:

Какмы и ранее разьясняли, иман не есть лишь простое подтверждение(тастик). Это подтверждение, требующее подчинения ипокорности.(ас-Салят, с.25)

 

Шейх Хафиз аль Хакями в точности подтвердил эту мысль ибн Каййима:

Теиз Ахлю-Сунна, кто сказал, что иман в словарном смысле означаетподтверждение, несомненно имели в виду подтверждение в смыслепокорности, требующей полного внешнего и внутреннего подчинения.(Маариджуль-Кулюб, с.23)

Садуддин ат-Тафзани сказал так:

Истинныйтасдик (подтверждение) не значит верить не принимая и не слоняясь вправдивость вести или того, кто ее принес. Но принимая и склоняясь втой степени, чтобы это можно было назвать покорностью. (ШархуАгаидин-Насафия, с. 433)

Правильное мнение в том, что имантребует деяний, а человек совсем без деяний не имеет имана. Чтобыподытожить тему истиного имана, приведем слова алимов-саляфов.

Суфьян ибн Уйейна сказал:

Мурджиитысочли оставление фарзов грехом, но оставление фарзов и совершениегрехов не одно и то же. Потому что совершать грехи – это только грех,если не считать их дозволенными. Но оставлять фарзы не будучи джахилем,без уважительной причины – это куфр. Пример тому Иблис и иудейскиеученые. Иудейские ученые признали пророчество Посланника Аллаха наязыке, но не последовали его шариату. (Абдуллах ибн имам Ахмад передалв «ас-Сунна», 347; ибн Раджаб аль-Ханбали привел в «Фатхуль-Бари», 1/25)

Имам Абу Бакр аль-Аджурри сказал:

Выполнениеорганами указывает на подтверждение сердцем и языком. Кто не станетвыполнять тахарат, намаз, закят, пост, хадж, джихад и подобные имдеяния и ограничится лишь знанием (подтверждением) их, тот не мумин.Знание и произнесение не принесет ему пользы. Знай, что подобно тому,как выполнение деяний подтверждает (тасдик) иман, оставление ихотрицает(такзиб) иман. Это мазхаб преждних и нынешних алимов. Ктоскажет что то кроме этого, тот низкий мурджиит. Отдаляйся от него радисвоей веры! (Ахляк аль-Уляма, 28; Китаб аш-Шариах, 102-103; Китабарбаин ахадис, 40)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика