ОТКАЗ ОТ ОБЩЕНИЯ С ПОСЛЕДОВАТЕЛЯМИ НОВШЕСТВ
У ряда ученых из числа последователей Сунны мы встречаем свидетельства о необходимости не присутствовать в обществе сторонников новшеств и пороков. Запрет вызван боязнью подпасть под влияние сторонника нововведения, так как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, побуждал мусульман к тому, чтобы они общались с людьми благочестивыми и предостерегал от общения с носителями порока. Это подобно общению с носильщиком или продавцом мускуса и с кузнецом, раздувающим кузнечные меха. В ходе общения с первым ты или купишь у него мускуса, или он тебе даст его, или же, наконец, ты просто насладишься благовониями.
В результате же неудачного общения с раздувающим кузнечные меха ты или сожжешь себе одежду, или же будешь вдыхать зловонные запахи"
(ал-Бухари, Торги, Фатх ал-Барри, 4/323, x. 2101; Муслим, Почитание, 4/2026, x.146).
То же самое касается и общения с тем, кто вносит в религию новшества: или он опорочит твою душу новшеством, приукрасив его облик, или он подвергнет сердце твое болезни и страданиям. Если посмотреть на его поступки и послушать его речи, противоречащие Шариату, то он скажет тебе о них, будто они благопристойны и соответствуют основам веры. Поэтому не следует находиться в обществе того,
кто следует за страстями и пороками, подвергая свое сердце болезни, которой он сам подвержен.
Абу Килаба сказал: "Не сидите вместе с последователями страстей и не вступайте с ними в споры, я, поистине, не верю в то, что они не введут вас в заблуждение и облекут ложью Истину, которую вы знаете. Сказал Айуб, ссылаясь на Абу Килабу: "Он, ей-богу, был из числа просвещенных правоведов".
Он же сказал: "Поистине, последователи страстей - это сторонники заблуждения, и я не видел у них иной судьбы как пребывание в Огне".
Он также сказал: "Новшество, внесенное человеком, искоренит не иначе как меч"
(аш-Шатыби, ал-Иттисам, 1/83).
Айуб ас-Сихтийани говорил: "Что может увеличить сторонник новшества [своим] усердием, кроме как расстояние, отдаляющее [его] от Аллаха".
Сторонников новшеств называли также хариджитами. Он говорил, что хариджиты разногласили относительно имени и объединялись, когда дело касалось меча"
(аш-Шатиби, ал-Иттисам, 1/83).
Йахйа ибн Касир говорил: "Если ты встретишь сторонника новшества на своем пути, то меняй дорогу".
Из приведенных высказываний ученых становится ясно, что общение с приверженцами новшеств противоречит призыву этих благочестивых алимов к добру и истине, их взглядам на ложность их попыток уподобить свои слова и поступки нормам Шариата, а это - повеление одобряемого и отказ от порицаемого,
что является основой основ призыва к Аллаху, который повелел это. Сказано в Книге Всевышнего: "Пусть будет среди вас община, призывающая к добру, приказывающая одобряемое и отвергающая порицаемое..."
Сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, указуя всеобщий путь для мусульман, сказал:
"Кто из вас увидит порицаемое, пусть остановит его рукой своей, а если не сможет, то - языком, а если не в состоянии он остановить злодеяние и словом, то - сердцем. И последнее - самое слабое свидетельство о глубине его веры (имана)".
Поэтому, если ученые говорят о необходимости отказа от общения с приверженцами новшеств, то это не значит, что изучающий Книгу Аллаха и Сунну Его Посланника, не должен призывать их к добру, вести с ними дискуссии и не приближаться к ним с этой целью. Обеспокоенность ученых вызвана тем, что отдельные люди не смогут оказать им должного отпора и в результате подпадут под их влияние, как об этом свидетельствуют слова Абу Килабы, приведенные выше.
НОВШЕСТВА В РЕЛИГИИ
их характер и негативное влияние на общество
Али ибн Мухаммад Насер ал-Факихи