Что такое «нововведение» и каковы его характерные особенности.
1. Определение "нововведения". Нововведение в языковом понимании - это изобретение того, чего раньше не было.
Об этом говорится в словах Всевышнего: "Новшество небес и земли", то есть, открытие "небес и земли", которых не было прежде.
Говорят: "Такой-то ввел новшество", что означает "начал путь, доселе не существовавший". Это прекрасно, когда говорят о полезном деле, которого раньше не было. Следование этому делу называется "новаторством", суть которого также заключена в слове "нововведение".
Из этой этимологии и дано название делу, на которое нет, однако, указания в шариате.
Поэтому нововведение в шариате означает открытие и начало такого пути в религии, который претендует на место шариата. Это определение охватывает все, что происходит в религии из того, что не имеет своей основы в шариате, основы, которая указывала бы на какое-либо новшество.
Что касается того, что имеет основу в Шариате и указывает на нее, то это не может считаться новшеством по праву, если это и называют новшеством в языковом значении.
Это значение новшества, которое содержится в некоторых высказываниях и речах салафитов-предшественников - милость новшества. Например, высказывание Умара ибн ал-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, когда собрался народ во время рамадана перед одним имамом в мечети. Он вышел сзади тех, которые молились также. Тогда он сказал:
"Я с милостью принимаю такое новшество, так как "салят таравих", выполняемый в период рамадана - это основа. Поэтому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал намаз с людьми в рамадане в течение двух или трех ночей, затем запретил, опасаясь, что это станет обязательным для Уммы, ибо люди тяготились бы его совершением".
На то, что совершали Умар ибн ал-Хаттаб, да будет милостив к нему Аллах, и все праведные халифы, неверно было бы указать как на проявление новшества и признать это как противоречащее Шариату. Например, такие действия как салят-таравих в коллективе во время рамадана, как сбор Корана, который был записан в эпоху Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, иначе до этого он был разрознен и не был собран в единый свиток. Он собирался в период правления Абу Бакра, когда разгорелись убийства в селах в местности ал-Йамама с лжепророком Мусайлимой.
Собирались эти свитки, которые составили единое целое и при Абу Бакре, чем занимались и в эпоху Умара Ибн ал-Хаттаба, поэтому, наконец, собрал их Усман в единый свиток, так как дела праведных халифов являются Сунной в соответствии с текстом хадиса, рассказанного Абу Даудом и ат-Тирмизи со ссылкой на ал-Арбада ибн Сарийу, в котором Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорит своим сподвижникам:
"Тот, который будет жить среди вас после меня, тот увидит великое разногласие. Поэтому вы должны придерживаться моей Сунны,
Сунны праведных халифов, ведущих правильным путем после меня".
И это подтверждает, что дело их находилось в рамках Сунны и не относилось к числу новшеств.
Нововведение подразделяется на истинное и дополнительное
1. Истинное новшество - это такое, на которое не указывает законный источник ни в Книге, ни в Сунне и ни в результате Иджмы.
Например: запрещение дозволенного, разрешение запретного, следование уподоблению.
Ал-Бухари со ссылкой на Абдаллаха ибн Масуда, да будет доволен им Аллах, приводит хадис, в котором говорится: Мы были в походе вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и не было с нами женщин, и сказали мы: "Не оскопиться ли нам". Однако он запретил нам это. И он дал нам разрешение после этого заключать брак с женщинами за вознаграждение. Затем был ниспослан аят: "О те, которые уверовали, не запрещайте блага, дозволенные вам Аллахом" (ал-Бухари, Тафсир. Фатх ал-Бари, 8/276, x. 4615).
Ал-Бухари рассказал также хадис от Кайса ибн Убу Хазима, в котором говорится: "Абу Бакр вошел как-то к женщине из племени Ахмас, которую звали Зайнаб, и увидел, что она не разговаривает. Он спросил: "Почему она не говорит?" Ответили: Она совершила молчаливый хадж". Абу Бакр сказал ей: "Разговаривай, ибо это - недозволенное деяние невежественных". Тогда она заговорила и спросила: "Кто ты?" Он ответил: "Человек из мухаджиров"
(ал-Бухари, Манакиб ал-ансар, Фатх ал-Бари, 7/147, x. 3834).
Из других примеров можно привести следующие: введение поклонения в том, что ниспослано Аллахом в качестве руководства, как полуденный намаз, например, с двумя поклонами в каждом ракате, или намаз без достижения ритуальной чистоты (тахарат), или отрицание возможности аргументирования на основе Сунны.
Эти примеры истинных новшеств, которые внесены самими людьми.
2. Новшество дополнительное. Что касается дополнительного новшества, то оно подразделяется на две части.
Правовая сторона. Вносящий новшество такого характера входит в эту категорию в результате собственного деяния как и выходит за пределы его в соответствии с законностью им же сотворенного. Большинство новшеств, распространенных среди людей относится именно к этой категории.
Примеры этого вида новшества следующие: поминание, пост, ритуальная чистота, достигаемая своеобразным омовением, обусловливание необходимости совершения намаза, который как и остальные обряды, является, казалось бы, законным требованием Ислама для всех мусульман. Поэтому, если явится, например, человек и заявит: "Я буду соблюдать пост стоя и не садясь, и при этом не буду искать ... тени под солнцем", или скажет: "Я буду соблюдать пост только со всеми вместе", или скажет:
"Я буду выполнять определенные обряды, а придерживаться других не буду, несмотря на то, что они установлены шариатом, как, например, соблюдение поста половину месяца шаабан".
Что касается ритуальной чистоты. Если человек имеет и теплую и очень холодную воду, то он, приступая к омовению, вдруг отказывается от теплой воды, и выбирает более тяжелый путь - совершает омовение холодной водой. Подобное добровольное решение в сторону суровости выбора не согласуется ни с истиной, ни с логикой. Этому нет разумного довода, ситуация была бы оправданной, если человек не мог найти способа согреть воду, если допустить, что не было в наличии теплой воды.
Такие обряды как пост, поминание, намаз, ритуальная чистота, - все они установлены мусульманским законодательством и заповеданы Всевышний Аллахом. Однако подобные своеобразия и условности, которым они подвергаются, не оговорены религиозным законодателем, и являются ничем иным как новшеством в религии, ибо Всевышний сказал:
"Сегодня Я завершил для вас вашу религию, и закончил для вас Мою милость, и удовлетворился для вас Исламом как религией"
(Сура "Трапеза", аят 3).
Поэтому Абдаллах ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, увидев людей, собравшихся для поминания, сказал им: "Явилось к вам вместе с новшеством злодеяние: [поэтому] или предпочтете вы сознательно сторонников Мухаммада, да благословит его
Аллах и приветствует, или, без сомнения, будете приверженными греховности заблуждения".
Среди новшеств выделяют новшество врожденное. Поистине, любовь к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, обязанность для каждого мусульманина, и не может считаться вера мусульманина полной, пока не будет Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, более люб ему, чем сам он, сын его, отец и все люди. Как говорится о том в повествовании, рассказанном ал-Бухари.
Однако любовь его заключается в покорности и следовании его миссии, иными словами, в подчинении его делу, исключении новшеств и в предостережении от них. Сказал он:
"Всякое новое явление есть новшество". Сказал он также: "Кто совершает дело, на которое мы не давали повеления, тот - отступил [от веры]"
(Текст хадиса согласован).
Это относится и к тому, что утверждено им, его праведными халифами, сподвижниками, учеными, последовавшими Сунне. Однако против подобных установлений пошли ибадиты и рафидиты, которые возводят свое древо к Фатимидам, имеющим иудейское происхождение.
НОВШЕСТВА В РЕЛИГИИ их характер и негативное влияние на общество
Али ибн Мухаммад Насер ал-Факихи