Чтение Корана (в молитве)
После такбира, открывающего намаз (такбират аль-ихрам) и произнесения различных дуа в начале молитвы (ду'а аль-истифтах), Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прибегал к защите Всевышнего Аллаха от шайтана, говоря: ???? ????? ?? ??????? ?????? ?? ???? ????? ????? А'узу би -Лляхи мин аш-шайтан ар-раджим: мин хамзи-хи, ва нафхи-хи, ва нафси-хи. «Я прибегаю к защите Аллаха от проклятого шайтана: от его наущений (приводящих к безумию1), от высокомерия (, которое он внушает,) и (пустых, порочных) стихов» Абу Дауд, Ибн Маджа, ад-Даракутни и аль-Хаким.
Иногда он говорил: ???? ????? ?????? ?????? ?? ??????? ?????? ?? ???? ????? ????? А'узу би-Лляхи ссами'и-ль 'алими мин аш-шайтан ар-раджим: мин хамзи-хи, ва нафхи-хи, ва нафси-хи. «Я прибегаю к защите Всеслышащего и Всезнающего Аллаха от проклятого шайтана : от его наущений (приводящих к безумию), от высокомерия (, которое он внушает,) и (пустых, порочных) стихов» Абу Дауд и ат-Тирмизи.
«Во Имя Аллаха Всемилостивого, Милосердного! [Здесь он делал паузу и далее читал] Хвала Аллаху , Господу миров! [Затем он делал паузу и далее читал] Всемилостивому , Милосердному [Затем он делал паузу и далее читал] Владыке Судного Дня... И так до конца суры. Таким же образом он читал и остальные аяты Корана: останавливался перед началом следующего аята, тем самым не соединяя его с последующим аятом2. Абу Дауд и ас-Сахми (64-65). Иногда он читал: Малики йауми-ддин (Царю Судного Дня) вместо Маалики йауми-ддин (Владыке Судного Дня)3.
«Аллах Всемогущий и Великий сказал: "Я разделил намаз4 между Собой и рабом Своим на две половины: половина мне, а половина Моему рабу , и Моему рабу достанется то , о чем он просит” . Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал : ''Читайте!
- говорит раб (Аллаха) : ?????? ??? ?? ???????? "Альхамду лилляхи раббиль 'алямин" (Хвала Аллаху, Господу миров!),
- говорит Всевышний Аллах: "Раб Мой воздал Мне хвалу”.
- говорит раб (Аллаха): ?????? ?????? "… ар-Рахмани Ррахим" (Всемилостивому, Милосердному),
- говорит Всевышний Аллах: "Раб Мой восславил Меня”.
- говорит раб (Аллаха): ???? ??? ????? "…Маалики йауми-ддин" (Владыке Судного Дня),
- говорит Всевышний Аллах: "Раб Мой возвеличил Меня”,
- говорит раб (Аллаха): ???? ???? ?????? ?????? "… ийя-кя на'буду уа ийя-кя наста'ын" (лишь Тебе мы поклоняемся, и лишь к Тебе взываем о помощи),
- [говорит Всевышний Аллах]: "Это (будет поделено) между Мной и рабом Моим, и достанется рабу Моему то, о чём он просит”.
- говорит раб (Аллаха): ????? ?????? ???????? ???? ????? ????? ????? ??? ??????? ????? ??? ??????? "…ихдина ссыраталь мустакым, сыраталь лязина ан ' амта алейхим, гайриль магдуби алейхим уа ля ддааалин" (наставь нас на Прямой Путь, на Путь тех, на которых простерлась Милость Твоя, а не тех, которые навлекли на себя Гнев Твой и не тех, которые находятся в заблуждении),
- [говорит Всевышний Аллах]: "Это – рабу Моему, и будет рабу Моему то, о чём он просит!”» Муслим, Абу Авана и Малик.
Он, да благословит его Аллах и приветствует, также говорил: «Всемогущий и Великий Аллах не низвел ни в Торе, ни в Евангелии подобное Матери Корана. Это – семь постоянно повторяемых5 (ас-саб'у-ль-масани) [и Великое Чтение (аль-кур'ану-ль-'азым), которое было даровано мне]» Ан-Наса'и и аль-Хаким.
Он, да благословит его Аллах и приветствует, велел ''человеку, который плохо помолился''читать ''Аль-Фатиху'' во время совершения намаза (Аль-Бухари, "Глава о чтении [Корана] позади Имама"), а тому, кто не мог запомнить её наизусть, сказал: «Говори:
????? ????? ?????? ???? ??? ??? ??? ????? ????? ????? ??? ??? ??? ??? ??? ????? Субхана Ллахи, ва-ль хамду ли Лляхи, ва ля иляха илля Ллаху, ва Аллаху акбар, ва ля хауля ва ля куввата илля-би Ллях! «Безупречен Аллах! И Хвала Аллаху! И нет никакого божества, кроме Аллаха! И Аллах Превелик! И нет силы и могущества ни у кого, кроме Аллаха!» Абу Дауд, Ибн Хузайма (1/80/2), аль-Хаким, ат-Табарани и Ибн Хиббан.
Он, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал ''человеку, который плохо помолился'': «Если знаешь что-нибудь из Корана, то прочти это, а если нет, то восхвали Аллаха (т.е. скажи: ''Альхамду ли Лляхи''), возвеличь Его (т.е. скажи : ''Аллаху акбар'') и засвидетельствуй, что нет иного божетсва, кроме Аллаха (т.е. скажи: ''Ля иляха илля Ллах'')» Абу Дауд и ат-Тирмизи.
Затем он полностью запретил им читать Коран в тех рак'атах намазов, когда имам читает Коран вслух. Это произошло после того, когда «он закончил намаз, в котором Коран читается вслух (в одной из версий хадиса сообщается, что это был утренний намаз) и спросил : ''Кто-нибудь из вас читал Коран вместе со мной только что?'' Какой-то человек ответил: ''Да, я, о, Посланник Аллаха!'' Он сказал: ''Поистине, а я говорю: с кем это я соперничаю7 (,читая Коран)? '' [Абу Хурейра сказал:] «И тогда люди перестали читать Коран вместе с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), когда он читал Коран вслух, услышав эти слова от него [, но они читали Коран про себя, когда имам не читал Коран вслух]»8.
Он также сделал молчание молящегося, когда имам читает Коран вслух, частью следования его примеру, сказав: «Поистине, имам назначается для того, чтобы (во время намаза) другие следовали его примеру: если он произносит такбир, то произносите и вы, и если он читает Коран вслух, то молчите» (Ибн Аби Шайба, Абу Дауд, Муслим и др.), равно как он сделал слушание чтения Корана имамом достаточным для того, чтобы молящемуся не приходилось читать Коран за ним, сказав: «Если человек совершает намаз под руководством имама, то чтение Корана имамом является чтением и за него (т.е. за этого человека – прим. пер.)»9 – это относится к тем рак'атам намаза, в которых Коран читается вслух.
В то же время он убедительно попросил их (т.е. сподвижников) не перебивать его собственным чтением Корана, когда: «Он совершал полуденный намаз со своими сподвижниками и сказал (завершив его): ''Кто из вас читал: ??? ??? ??? ?????? «Славь Имя Господа твоего Всевышнего (т.е. суру ''Всевышний'')? » Кто-то ответил: «Я [, но я это сделал, только исходя из благих побуждений]». Тогда он сказал : ''Я знал, что кто-то соперничает со мной в этом». Муслим, Абу Авана и ас-Сирадж. В другом хадисе сообщается: «Они читали Коран [вслух] , находясь за Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, на что он сказал (им): ''Вы сбили мое чтение (Корана)''». Аль-Бухари, Ахмад и ас-Сирадж.
Он также сказал: «Поистине, молящийся ведет тайную беседу со своим Господом, поэтому ему следует проявлять осторожность в том, с чем он к Нему обращается. (Так) не перебивайте (же) друг друга, читая Коран вслух!»10
Он также говорил: «Каждому прочитавшему одну букву из Книги Аллаха, запишется за это одно благое дело , а за каждое благое дело воздастся в десятикратном размере . Я не говорю , что ‘алиф, лям, мим’ - это одна буква, нет, ‘алиф’ - это буква, ‘лям’ - это буква и ‘мим’ - это буква».11
Он также велел молящимся под руководством имама повторять (слово) «Амин», говоря: «Когда имам прочтет: ??? ??????? ????? ??? ??????? "Не тех, которые навлекли на себя Гнев Твой и не тех, которые находятся в заблуждении", - произносите «Амин» [, поскольку ангелы произносят «Амин», и имам произносит «Амин»]. В другой версии хадиса сообщается: ''Когда имам произносит «Амин», произносите «Амин» и вы, ибо, поистине, тому, кто произнесет «Амин» одновременно с ангелами (в другой версии хадиса сообщается: ''если кто-либо скажет «Амин» во время намаза, и ангелы на небесах скажут «Амин», и эти слова совпадут), будут прощены его прежние грехи»12 В другом хадисе сообщается: «…затем скажите ''Амин''; (и) Аллах вам ответит (на мольбу)» Муслим и Абу Авана.
Он также говорил: «Иудеи ни в чем вам не завидуют так сильно, как они завидуют вам тогда, когда вы приветствуете друг друга (т.е. когда вы говорите "Ас-саляму 'алейкум (ва рахмату Ллахи ва баракатуху)" «Мир вам, милость Аллаха и Его благословение»), и произносите (слово) «Амин» [стоя позади имама]»13. Аль-Бухари, Ибн Маджа, Ибн Хузайма, Ахмад и ас-Сирадж.
Затем он, да благословит его Аллах и приветствует, читал (какую-нибудь) другую суру после «Аль-Фатихи», иногда подолгу читая (Коран), а иногда – нет, как, например, в тех случаях, когда он находился в пути, начинал кашлять, болел или слышал плач детей, как о том передал Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах): «Однажды он (да благословит его Аллах и приветствует) сократил (чтение Корана) во время совершения утреннего намаза (в другой версии хадиса сообщается: ''Он совершил утренний намаз и прочитал две самые короткие суры Корана''). Тогда его спросили: ''О, Посланник Аллаха! Почему ты сократил (чтение Корана)?'' Он ответил: ''Я услышал плач ребенка и подумал, что может быть его мать молится вместе с нами, поэтому я захотел, чтобы она поскорее вернулась к своему ребенку (дословно: ''поэтому я захотел освободить его мать для него'' – прим. пер.)»14 Ахмад.
Он также говорил: «Поистине, приступая к намазу, я хочу проводить его долго, но, когда слышу плач ребенка, сокращаю свой намаз, ибо знаю как тяжело приходится его матери из-за плача своего ребенка» Аль-Бухари и Муслим.
Он начинал читать суру с самого начала, чаще всего прочитывая её полностью .
Он говорил: «Отдавайте каждой суре её долю поясных и земных поклонов» Ибн Аби Шайба, Ахмад, Абд аль-Гани аль-Макдиси. В другой версии этого хадиса говорится: «У каждой суры (свой) рак'ат»15 Ибн Наср, ат-Тахави.
Иногда он разделял (прочтение одной) суры на два рак‘ата (приводят Ахмад и Абу Йа’ла), а иногда он и во втором рак'ате повторял суру, полностью прочитанную в первом рак'ате. Иногда он объединял (и прочитывал) две и более суры в одном рак'ате.
«Один из ансаров был имамом в мечети Куба' и всякий раз, читая им какую-нибудь суру (т.е. суру, которая читается после ''Аль-Фатихи''), он начинал со слов: ?? ?? ???? ??? «Скажи: Он, Аллах, Один …» (сура 112, Ихляс) (и читал эту суру) до конца, а затем наряду с ней читал еще одну суру, поступая так в каждом рак'ате. (Молящиеся вместе с ним) люди стали беседовать с ним и говорить ему: ''(Всякий раз) ты начинаешь чтение (Корана после ''Аль-Фатихи'') с этой суры, а затем, не считая этого достаточным, приступаешь к чтению другой суры. Тебе следует читать или (только) её, или прекратить (читать) её и читать какую-нибудь другую (суру)''. Он ответил: ''Я не прекращу её (читать): если вы хотите, чтобы я оставался вашим имамом, то я так и буду продолжать (читать её), а если вам это не нравится, то я уйду от вас'' . Люди знали, что он был наилучшим из них и не хотели, чтобы их имамом был кто-нибудь другой, поэтому когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пришел к ним, они рассказали ему об этом. Он спросил : ''О, такой-то и такой-то (и здесь назвал его имя)! Что мешает тебе поступать так, как просят тебя люди? Что заставляет тебя читать эту суру в каждом рак'ате? '' Он ответил : "Поистине, я люблю её", – (на что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал : ''Поистине, любовь к ней введет тебя в Рай!''» Аль-Бухари и ат-Тирмизи.
«Милостивый» (55:78)18 и «Звезда» (53:62);
«Месяц» (54:55) и «Неминуемое»(69:52);
«Гора» (52:49) и «Рассеивающие прах» (51:60);
«Неотвратимое» (56:96) и «Письменная трость»(68:52);
«Ступени» (70:44) и «Исторгающие» (79:46);
«Обвешивающие» (83:36) и «Нахмурился» (80:42);
«Завернувшийся» (74:56) и «Закутавшийся»(73:20);
«Человек» (76:31) и «Воскресение» (75:40);
«Дым» (44:59) и «Скручивание» (81:29).
Иногда он объединял чтение семи длинных сур (тиваль) Корана, таких как «Корова», «Женщины» и «Семейство Имрана», в одном рак‘ате во время совершения дополнительного ночного намаза, о чем будет упомянуто далее. Он говорил: «Наилучшим является тот намаз, во время которого (совершается) долгое стояние (аль-кийам)» Муслим и ат-Тахави.
Когда он читал: ???? ??? ????? ??? ?? ????? ?????? ''Так неужели Он не в состоянии воскресить мертвых?!'' (Сура ''Воскресение'', аят 40), то говорил: ?????? ???? Субхана-кя фа-баля! (Безупречен Ты, конечно, да!), и когда он читал: ??? ??? ??? ?????? ''Славь Имя Господа Твоего Всевышнего!'' (Сура ''Всевышний'', аят 1), то говорил: ????? ??? ?????? Субхана раббийа-ль-а'ля! (Безупречен мой Господь Всевышний!)19.
Люди знали о том, что он читал Коран про себя из-за шевеления его бороды (Аль Бухари и Абу Дауд) и по тому, что иногда они слышали, как он читает тот или иной аят. Аль-Бухари и Муслим.
Он также читал Коран вслух во время совершения пятничного и двух праздничных намазов (в Дни Празника Разговения 'Эйд аль-Фитр и Праздника Жертвоприношения 'Эйд аль-Адха – прим. пер.), а также в намазе о ниспослании дождя (аль-Бухари и Абу Дауд) и в намазе, совершаемого во время солнечного затмения. Аль-Бухари и Муслим.
Он велел так же поступать Абу Бакру и ‘Умару (да будет доволен ими Аллах), когда: «(однажды) ночью он вышел (из дому) и застал Абу Бакра молящимся приглушенным голосом, а, проходя мимо ‘Умара ибн аль-Хаттаба, застал его молящимся громким голосом. Затем, когда они собрались у Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, он сказал: «О, Абу Бакр! Я проходил мимо тебя и застал тебя молящимся приглушенным голосом?», на что он ответил: «Меня услышал Тот, к Кому я взывал, о, Посланник Аллаха». Обратившись к ‘Умару, он сказал: «Я проходил мимо тебя и застал тебя молящимся громким голосом?». На что он ответил: «О Посланник Аллаха! Я борюсь с чувством сонливости и отгоняю шайтана! ». (Выслушав их,) Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О Абу Бакр! Чуть повысь свой голос!», (а обратившись к ) ‘Умару (сказал): «Чуть понизь свой голос!» Абу Дауд и аль-Хаким.
Он говорил: «Тот, кто читает Коран громко, подобен человеку, открыто подающему милостыню (садаку), а тот, кто читает Коран тихо, подобен человеку, скрытно подающему милостыню». Абу Дауд и аль-Хаким.
2 Аль-Хаким назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса проверены на достоверность в книге ''Аль-Ирва' '' (343). Абу Амр ад-Дани передал его в ''Аль-Муктафа'' (5/2), сказав: «Этот хадис передается через множество путей, и по этому вопросу он является основой». Далее он сказал: «Некоторые имамы из праведных предков мусульман (салафов) и чтецов Корана из прошлых поколений предпочитали делать остановку перед каждым аятом, даже если некоторые из них были связаны (по смыслу) с другими аятами». Я (т.е. шейх аль-Албани - прим. пер.) говорю: это - сунна, от которой отказывается большинство чтецов Корана в наше время, не говоря уже об остальных (мусульманах).
3 Передали Таммам ар-Рази в ''Аль-Фава'ид'', Ибн Аби Дауд в ''Аль-Масахиф'' (7/2), Абу Ну‘айм в ''Ахбар Асбахан'' (1/104) и Аль- Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби. Такое произношение слова ''малик'' при чтении суры «аль-Фатиха» передается через многочисленные цепочки передатчиков, впрочем, как и первое - «маалик», с долгой буквой «а».
4 Т.е. суру ''Аль-Фатиха''. Здесь использована такая форма выражения, которой охватывается весь намаз, но подразумевается только его часть, дабы выделить её значимость.
5 Аль-Баджи сказал: «Он, да благословит его Аллах и приветствует, здесь подразумевает следующее высказывание Всевышнего: «И Мы даровали тебе семь постоянно повторяемых аятов и Великое Чтение (Коран)». (Сура ''Аль-Хиджр'', аят 87). Здесь упоминается слово ''семь'', поскольку в этой суре семь аятов, и слова ''постоянно повторяемых'' , поскольку молящиеся их постоянно повторяют во время намаза. Эта сура была названа ''Великим Чтением'', чтобы подобным образом выделить её особенность, хотя каждая часть Корана является великим чтением; также и Каабу называют ''Домом Аллаха'', хотя все дома принадлежат Аллаху. Так делается специально, дабы выделить что-либо и возвеличить это».
6 Слово "хаззан" означает быстрое чтение, подразумевающее поспешность и торопливость.
7 (Прим. пер.: здесь использован арабский глагол "нааза'а", которое дословно означает "спорить", "бороться").
Аль-Хаттаби сказал: «Смысл (этого высказывания таков): ''(Кто является тем,) в чье чтение я вмешиваюсь''. Под словом ''мунааза' '' (сущ-ное, образованное от глагола ''нааза'а'' – прим. переводчика) подразумевается соучастие (мушарака) и чередование (мунаваба)…». Я (т.е. шейх аль-Албани - прим. пер.) говорю: второе значение (этого слова), которое здесь приведено (т.е. чередование – прим. переводчика), более очевидно, поскольку, как указано (в этом хадисе), сподвижники полностью прекратили читать (Коран в тех намазах, где он читается вслух). А если бы под этим подразумевалось первое значение (т.е. соучастие – прим. переводчика), то они не прекратили бы читать (Коран в тех намазах, где он читается вслух), ибо данный хадис свидетельствует, что они перестали перебивать (чтение друг друга).
8 Передали Малик, аль-Хумайди, аль-Бухари в книге ''Джуз аль-Кира'а'', Абу Дауд, аль-Махамили (6/139/1). Ат-Тирмизи назвал этот хадис хорошим; Абу Хатим ар-Рази, Ибн Хиббан и Ибн аль-Каййим назвали этот хадис достоверным. У этого хадиса есть свидетельство в хадисе от 'Умара, в конце которого сообщается: «С кем это я соперничаю, читая Коран?! Разве не достаточно вам чтения вашего имама?! Поистине, имам назначается для того, чтобы (во время намаза) другие следовали его примеру, и если он читает Коран вслух, то молчите». Этот хадис передал аль-Байхаки в книге ''Китаб Вуджуб аль-Кира'а фи-с-Салят'' («Книга об обязательности чтения Корана в намазе»), а также в ''Аль-Джами' аль-Кябир'' (3/344/2).
9 Передали Ибн Аби Шайба (1/97/1), ад-Даракутни, Ибн Маджа, ат-Тахави и Ахмад через многочисленные пути в форме ''муснад'' и ''мурсаль'' (т.е. через хадисы с непрерывным иснадом, доходящим до Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, – прим. пер). Этот хадис назвал сильным Шейх-уль-Ислам Ибн Таймиййа, как указал Ибн Абд аль-Хади в книге ''Аль-Фуру' '' (каф, 48/2). Некоторые пути его передачи назвал достоверными аль-Бусайри. Я подробно говорил об этом хадисе и исследовал пути его передачи в оригинаде данной книги (''Аль-Асль''), а затем в "Ирва' аль-Галиль" (500).
10 Малик и аль-Бухари в книге ''Аф‘аль аль-‘Ибад'' приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.
Полезное замечание: мнения об обоснованности чтения Корана молящимся в тех рак'атах намазов, когда имам не читает Коран вслух, и воздержания от чтения Корана в тех рак'атах намазов, когда имам читает Коран вслух, первоначально придерживался Имам аш-Шафи'и. Также этого взгляда придерживался Мухаммад (Ибн аль-Хасан – прим. пер.), ученик Абу Ханифы, как о том говорится в сообщении, передаваемом от него; этой же точке зрения отдавал предпочтение шейх Али аль-Кари и некоторые другие шейхи этого мазхаба. Среди прочих, этот взгляд разделяли Имамы аз-Зухри, Малик, Ибн аль-Мубарак, Ахмад ибн Ханбал, целая группа знатоков хадисов (мухаддисы) и другие (ученые), а также этой точке зрения отдавал предпочтение Шейх-уль-Ислам Ибн Таймиййа.
11 Передали ат-Тирмизи и Ибн Маджа через достоверную цепочку передатчиков. Этот хадис также передает аль-Аджури в книге ''Адаб Хамля аль-Кур'ан''. Что же касается хадиса: ''У того, кто читает Коран за имамом, рот наполняется огнем'',- то это вымышленный (мавду’) хадис, как разъяснено в книге ''Ас-Сильсилят аль-Ахадис ад-Да'ифа'' (№ 569).
12 Аль-Бухари, Муслим, ан-Наса'и и ад-Дарими. Разновидность этого хадиса в скобках приводят ан-Наса'и и ад-Дарими, и они свидетельствуют, что этот хадис не может служить оправданием тому, кто не произносит (слово) «Амин», о чём передается от (Имама) Малика; отсюда следует то, что говорит Ибн Хаджар в ''Фатх аль-Бари'': «Это ясно указывает на то , что имам произносит (слово) ''Амин'' «. Ибн 'Абд аль-Барр в книге ''Тамхид'' (7113) на этот счет пишет: «Этого взгляда придерживается большинство мусульман, включая (Имама) Малика, как о том сообщают жители Медины, поскольку это достоверно передается от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, через хадисы от Абу Хурайры (т.е. этот хадис) и от Ва'иля ибн Худжра (т.е. предыдущий хадис)».
13 Полезное замечание: стоящие позади имама должны произносить (слово) «Амин» вслух и одновременно с имамом, не опережая его, как делает большинство молящихся, и не отставая от него. Именно это после продолжительных исследований мне представляется наиболее убедительным, как я разъяснил в некоторых своих работах, в том числе и в книге ''Сильсилят аль-Ахадис ад-Да'ифа'' (952, том 2), которая была напечатана и опубликована благодаря Милости Аллаха, и в ''Сахих ат-Таргиб ва ат-Тархиб'' (1/205).
14 Хадис (в скобках) передал Ибн Аби Дауд в ''Аль-Масахиф'' (4/14/2). Как следует из этого и других подобных хадисов маленьким детям разрешается входить в мечеть. А что касается широко распространенного хадиса: «Не пускайте своих маленьких детей в ваши мечети…», - то это слабый хадис, и он не может использоваться в качестве свидетельства . Этот хадис называли слабым Ибн аль-Джаузи, аль-Мунзири, аль-Хайсами, Ибн Хаджар аль-Аскалани и аль-Бусайри. Абд аль-Хакк аль-Ишбили сказал об этом хадисе: «Он безоснователен».
15 Смысл этого хадиса на мой взгляд заключен в следующем: при совершении каждого рак'ата полностью прочитывайте суру, дабы рак'ат тем самым был целостным! Это веление носит рекомендательный характер, как это следует из хадисов, которые будут приведены далее.
16 Ан-Наза'ир – сходные по смыслу суры, в которых, например, содержатся увещания, повеления либо поучительные повествования (из истории прошлых общин и пророков, мир им).
17 Аль-муфассаль – общее название всех сур Корана, начинающихся, согласно наиболее достоверному мнению, с пятидесятой суры "Каф".
18 Здесь и далее первая цифра указывает номер суры, а вторая – количество аятов в ней. Рассматривая нумерацию первых пар сур, нетрудно обнаружить, что (читая) многие из них, он, да благословит его Аллах и приветствует, не придерживался того порядка сур, как они расположены в Коране. Это является свидетельством того, что так делать разрешается, хотя лучше придерживаться той последовательности, в которой суры расположены в Коране.
19 Абу Дауд и аль-Байхаки приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. Этот хадис носит общий характер, поэтому он применим как к чтению Корана во время дополнительных и обязательных намазов, так и при иных обстоятельствах . Ибн Аби Шайба (2/132/2)
20 Дандана – когда кто-нибудь так произносит некоторые слова, что интонация слышна, однако их трудно разобрать; это чуть больше, чем шепот (''Ан-Нихайа'').
21 По этому вопросу существует единодушное согласие (иджма') всех мусульман , поскольку это передавалось из поколения в поколение, начиная со времен праведных предков из первых поколений мусульман (салафов) через соответствующие достоверные хадисы, как на то указал имам ан-Навави.
22 Абд аль-Хакк в книге ''Ат-Тахаджжуд'' (90/1) сказал: «Что касается дополнительных намазов, совершаемых в дневное время, то от него (да благословит его Аллах и приветствует) ничего достоверного не сообщается относительно того, читал ли он в них (Коран) вслух или про себя, хотя, похоже, что про себя. В одном из сообщений о нем (да благословит его Аллах и приветствует) передается, что однажды он проходил мимо Абдуллаха ибн Хузафы, который молился днем и читал (Коран) вслух. Услышав это, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему: «О, Абдуллах! Пусть Аллах услышит тебя, а не мы!». Но этот хадис не является сильным.
23 Передали Абу Дауд и ат-Тирмизи в ''Аш-Шама'иль'' через хорошую цепочку передатчиков. Этот хадис свидетельствует, что он, да благословит его Аллах и приветствует, читал (аяты Корана) не слишком тихо и не слишком громко.
передал, что Абу Муса аль-Аш‘ари и аль-Мугира (ибн Шу'бах) произносили эти слова во время совершения обязательных намазов, а Умар (ибн аль-Хаттаб) и Али (ибн Абу Талиб) – не только во время совершения обязательных намазов.
Шейх Мухаммад Насируддин аль-Албани,
«Описание намаза Пророка
(да благословит его Аллах и приветствует)
с самого начала до конца,
как если бы вы это видели собственными глазами».
Перевод: Дамир Хайруддин
URLстатьи: http://sawab.info/content/view/933/1/