Различаются два вида очищения: очищение от грязи (хабас) и очищение от осквернения (хадас)

 

Различаются два вида очищения: очищение от грязи (хабас) и очищение от осквернения (хадас).

Очищение от грязи

Очищение от грязи подразумевает очищение одежды, тела и места. Грязью является скверна (наджаса), иначе говоря, всё оскверняющее или же нечистое, часть из многих видов которого перечислена ниже.

1. Любые выделения человеческого тела, в том числе моча, кал, семя (мани), жидкость, выделяющаяся у мужчины под воздействием страсти (мази), густая жидкость без запаха, которая выделяется после мочеиспускания (вади), менструальная кровь (хайд), кровь, выделяющаяся в процессе послеродового (нифас) или непрерывного кровотечения, кровь из ран, гной и рвота, если объём рвотных масс будет не меньше объёма ротовой полости.

Ниже приводятся указания на то, что вышеупомянутые вещи являются нечистыми.

а) Аллах Всевышний вменил в обязанность очищение в случае любых вышеупомянутых выделений. В конце айата об омовении (вуду) и очищении песком (таяммум) сказано: "Аллах не хочет создавать для вас затруднений, но хочет очистить вас..."[1].

О полном омовении (гусль) в случае большого осквернения в том же айате говорится следующее: "...а если вы осквернились, то очищайтесь (полностью)".[2]

А о полном омовении после завершения месячных в Коране сказано: "Удаляйтесь же от женщин во время месячных и не приближайтесь к ним,[3] пока они не очистятся, а когда они очистятся, то совокупляйтесь с ними, как повелел вам Аллах".[4]

6) Аллах Всевышний сказал: "...разрешает им (всё) благое[5], запрещает (всё) мерзкое..."[6].

Любой человек, обладающий здравой натурой, считает подобные вещи скверными, поскольку они являются грязными и дурно пахнут.

в) В силу соответствующего веления такие вещи необходимо удалять, когда они попадают на тело, одежду или какое-нибудь место, а если бы они не являлись нечистыми по шариату, не было бы веления относительно их удаления. К примеру, в одном из хадисов сообщается, что Пророк " велел полить водой то место, на которое помочился бедуин, а в других хадисах указывается на необходимость удаления семени с помощью мытья, протирания, трения или соскабливания. О чём бы нечистом ни шла речь, в Коране или хадисах всегда есть веление относительно удаления этого. Так, например, о мужчине, у которого под воздействием страсти выделяется жидкость (мази), Пророк сказал: «Он должен омыть свой половой орган и совершить омовение (вуду)» (Муслим). А относительно менструальной крови, попавшей на одежду, Пророк сказал так: «Тебе следует счистить её, потом полить это место водой, сложить ткань вдвое и потереть куски друг о друга, потом обрызгать это место, а потом в (этой одежде можно будет) молиться" (Муслим).

Кровь, которая не льётся из раны, не является нечистой, поскольку она не была пролита. Нечистой является пролитая кровь, ибо в Коране сказано: "Скажи: "В том, что было ниспослано мне в откровении, не нахожу я запретного для употребления в пищу, если не считать мертвечины, или пролитой крови, или мяса свиньи, ибо, поистине, это - скверна..."[7].

Вот почему когда кровь находится там, где ей положено быть изначально, она не является нечистой. Так, если в кармане у молящегося находится тухлое яйцо, желток которого превратился в кровь, не считается, что у него есть с собой нечто нечистое, и молитва такого человека будет действительной. Если же у него находится бутылка с кровью, то молитва окажется недействительной, поскольку он имеет при себе нечто нечистое.

Не считается нечистой кровь, остающаяся в жилах животного после заклания, поскольку такая кровь не является пролитой, и её можно употреблять в пищу вместе с мясом. Чистой является также рыбья кровь, поскольку все улемы считают, что разрешается употреблять в пищу вместе с её кровью.

Не является нечистой кровь клопов и блох. Если такая кровь попадает в воду или на одежду, она не оскверняет её ввиду того, что уберечь одежду и посуду от подобных вещей практически невозможно.

Если рвотные массы не заполняют всего объёма ротовой полости, эти массы нечистыми не считаются и совершать омовение после рвоты не требуется, однако имам Мухаммад считал их нечистыми.[8]

2. Моча, навоз и кровь животных считаются нечистыми, поскольку они грязны и распространяют неприятный запах. Вот почему от подобных вещей, по возможности, следует держаться подальше.

Сообщается, что 'Абдуллах бин Мас'уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) Пророк , вышедший (из дома) для того, чтобы удовлетворить большую нужду, велел мне принести ему три камня. Я нашёл два и стал искать третий, но найти его мне не удалось. Тогда я подобрал кусок сухого навоза, который и принёс ему, а он взял эти два камня, отбросил навоз (в сторону) и сказал: «Это - мерзость» (Аль-Бухари).

Передают, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Очищайтесь от мочи, ибо по большей части люди будут подвергаться мучениям в могилах из-за этого» (Ибн Хузайма). Сообщается, что Абу Умама, да будет доволен им Аллах, сказал: «Остерегайтесь мочи, ибо прежде всего отчёта с раба в могиле потребуют за это[9]» (Ат-Табарани). Эти хадисы указывают на то, что нечисты все виды мочи.

Что же касается передаваемого со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, хадиса, в котором сообщается, что, когда люди из племени 'укль (или: 'урайна) приехали в Медину, где почувствовали недомогание из-за её климата, и Пророк велел им в течение какого-то времени пить мочу и молоко дойных верблюдиц, то указанием на чистоту верблюжьей мочи он не является. Им было разрешено пить мочу верблюдиц из-за недомогания, но позволение есть или пить что-либо в случае необходимости ещё не говорит о дозволенности и чистоте этого как такового.

3. Нечистым является помёт тех птиц, которые испражняются не в полёте, например, кур и уток, поскольку он грязен и дурно пахнет.

Птицы, испражняющиеся в полёте, подразделяются на два вида. К первому относятся те, мясо которых употребляется в пищу, например, воробьи и голуби. По единодушному мнению всех мусульман, помёт их чист, так как голуби всегда жили при Запретной мечети[10] и соборных мечетях, хотя людям было известно, что они испражняются в воздухе. Это значит, что если бы помёт их был нечист, подобное не допускалось бы во исполнение веления поддерживать в мечетях чистоту. Ко второму виду относятся те птицы, мясо которых в пищу употреблять запрещено, например, соколы, ястребы и коршуны. Их помёт считается нечистым в малой степени, поскольку уберечься от него почти невозможно. Вот почему, как уже отмечалось ранее, разрешается совершать молитву в одежде, на которую попадает такой помёт, если площадь её поверхности загрязнена им менее чем на четверть.

4. К числу нечистых вещей относится вино, подтверждением чему служат следующие указания:

а) Аллах Всевышний сказал: «О те, кто уверовал! Поистине, вино, азартные игры, идолы и гадание по стрелам есть не что иное, как скверна, (к которой приводят вас) дела шайтана, так сторонитесь же этого, чтобы вы могли преуспеть!»[11];

6) сообщается, что Абу Са'ляба аль-Хушани, да будет доволен им Аллах, сказал Посланнику Аллаха : «Мы живём по соседству с людьми Писания[12], которые варят в своих котлах свинину и пьют вино из своей посуды». На это Пророк сказал: «Если найдёте другую (посуду), используйте для еды и питья (то, что найдёте), если же ничего другого найти не сможете, мойте (их посуду) водой, а потом используйте её для еды и питья» (Абу Дауд). Веление Пророка мыть посуду, из которой пили вино, указывает на то, что вино является нечистым;

в) сообщается, что 'Усман бин 'Аффан, да будет доволен им Аллах, сказал: «Избегайте вина, ибо Посланник Аллаха назвал его причиной всех дурных поступков» (Ибн Хиббан).

Поскольку веление воздерживаться от употребления вина распространяется на всех, это указывает на то, что вино является нечистым.

Сообщается, что однажды Халид бин аль-Валид натёрся мазью, в состав которой входило вино, после чего 'Умар написал ему: «Поистине, Аллах объявил вино запретным для ваших утроб, для ваших волос и для вашей кожи». Согласно другой версии этого сообщения, в письме было написано: «Дошло до меня, что ты натёр тело вином, однако, поистине, Аллах запретил использовать вино снаружи и принимать его внутрь, прикасаться к нему и пить его, так пусть же не касаются его тела ваши, ибо оно нечисто».[13]

Все улемы считали нечистым вино, получаемое из винограда, но расходились во мнениях относительно прочих опьяняющих напитков, хотя все они считали запретным их употребление. Вот почему некоторые из них называли такие напитки нечистыми в малой степени, на что указывал в своих фетвах шейх Мухаммад аль-Хамид, который писал:

«Мы можем говорить так, поскольку это явление носит общий характер, ведь люди часто добавляют спирт в дезинфицирующие средства и одеколоны».

Следовательно, если человек использует одеколон или спирт на поверхности, не достигающей четверти площади его тела или одежды, он может молиться, не прибегая к очищению такого места.

Тому, кто пожелает совершать молитву, следует очистить свою одежду, тело и место совершения молитвы от всех нечистых вещей, о которых мы упоминали, равно как и от всего подобного. Такого мнения придерживались все улемы этой общины.[14]

[1] "Трапеза", 6.

[2] "Трапеза", 6.

[3] Здесь имеются в виду только половые сношения.

[4] "Корова" , 222.

[5] В данном случае речь идёт обо всём том, что имеет отношение к еде, питью и женщинам.

[6] "Преграды", 157.

[7] "Скот", 145.

[8] "Бадаи' ас-санаи'", 1/61.

[9] То есть за очищение от неё.

[10] Аль-масджид аль-Харам - Запретная мечеть, одна из главных святынь Ислама.

[11] "Трапеза", 90.

[12] Людьми Писания именуются иудеи и христиане. В данном случае имеются в виду христиане.

[13] Это сообщение приводит Са'ид бин Мансур в "Сунан" и аль-Хаким в "Тарих".

[14] "Шарх аль-мунйа", 177.

 

 

Ханафитский фикх в новом обличье

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика