Что из нечистого считается простительным
Что из нечистого считается простительным
Принимая во внимание лёгкость исламской религии и необходимость устранения затруднений, простительным является наличие нечистого в таком небольшом количестве, что от него трудно либо уберечься, либо трудно его убрать. Примером могут служить попадающие на одежду, тело и место брызги мочи размером с кончик иголки, поскольку такие брызги не видны невооружённым глазом.[1] Наличие их простительно ввиду того, что уберечься от них затруднительно. Передают, что аль-Хасан аль-Басри, да помилует его Аллах, сказал: «А кто способен управлять распространением воды? Поистине, мы надеемся, что милость Аллаха будет ещё шире этого[2]!» (Ибн Абу Шайба).
Известно, что мухи, которые садятся на нечистое, после этого могут сесть и на одежду молящегося. На их ножках всегда остаются частички нечистого, и уберечься от этого не в силах никто.
Все улемы считают, что человеку, который после удовлетворения нужды использовал для очищения камень, можно совершать молитву, несмотря на то, что камни не удаляют нечистое полностью, а только уменьшают его количество. Это указывает на простительность наличия нечистого в небольшом количестве.
Улемы определили, что вес простительного количества нечистого в твёрдом состоянии должен быть не больше дирхема[3], а площадь нечистого, которое попадает в жидкость, не должна превышать площади дирхема. Согласно единодушному мнению улемов, при очищении после удовлетворения нужды можно ограничиться использованием камней, которые не удаляют следы нечистого полностью, а только уменьшают и осушают их. Установлено, что простительным является наличие нечистого величиной сто место, которое следует подмывать, а размер этого места соответствует величине дирхема.[4]
Здесь речь шла только о простительной величине или количестве нечистого, относительно которого нет расхождений во мнениях и которое именуется большой скверной (наджаса мугалляза). Если же дело касается того нечистого, относительно которого единодушия во мнениях нет, например, любых опьяняющих напитков, за исключением виноградного вина, мочи животных, мясо которых дозволено есть, или помёта птиц, запретных для употребления в пищу и испражняющихся в воздухе, то величина простительного нечистого в этих случаях может быть больше, а именуется оно малой скверной (наджаса мухаффафа). Простительными являются случаи, когда скверна такого рода покрывает менее четверти поверхности одежды или тела, поскольку недействительной молитву делает нечто значительное и непомерное, однако нет сомнений в том, что если такая скверна покрывает меньше четверти общей площади, это нельзя считать ни значительным, ни непомерным.
В том случае, когда малая скверна смешивается с большой, на неё распространяется действие тех же установлений, что и на большую.
Нечистым в малой степени может быть лишь то, что не находится в жидком состоянии. Если же что-нибудь нечистое даже в малом количестве попадает в любую жидкость, она становится нечистой независимо от того, малой или большой является попавшая в неё скверна.[5]
Простительной является уличная грязь в дождливую погоду, даже если она попадает на всю поверхность одежды. Исключение составляют такие случаи, когда в этой грязи присутствует то, что по сути своей является нечистым.
[1] "Шарх аль-мунйа", 179.
[2] То есть что Аллах простит не только мелкие нарушения.
[3] Дирхем - серебряная монета весом до 3,9 грамма и диаметром около 2 см.
[4] "Бадаи'ас-санаи' ", 1/79.
[5] "Радд аль-мухтар", 1/322.