О соблюдении поста в первые девять дней Зуль-Хиджжа

Сообщается со слов жены Хунайда ибн Халида, что некоторые жены пророка (мир ему и благословение Аллаха) рассказывали: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился в день ‘Ашура, в течение девяти дней месяца Зуль-Хиджжа[1], три дня каждый месяц, и понедельник с четвергом”. Абу Дауд 2437, ан-Насаи 2372, 2417, Ахмад 6/288, аль-Байхакъи 285.

Относительно достоверности этого хадиса существует разногласие среди ученых, как говорил хафиз Ибн Раджаб: "Относительно его иснада есть разногласия”. См. "Лятаифуль-ма’ариф” 461.

Всепередатчики этого хадис заслуживают доверия, однако основная причинаспора – это жена Хунайда, с чьих слов передается этот хадис. Одни имамыговорили, что о ней ничего неизвестно, однако хафиз Ибн Хаджар считал,что она была сподвижницей. Он говорил: "Этот хадис передал Хунайдаибн Халид со слов своей жены, которая передала со слов материправоверных, а это Хафса. Что касается жены Хунайда, то я не нашел ееимени, но она сподвижница. Также этот хадис передается со слов УммСалямы – жены пророка (мир ему и благословение Аллаха)”. См. "Такъриб ат-тахзиб” 763.

Неизвестностьимени сподвижника не вредит достоверности хадиса, ибо все сподвижникизаслуживают доверия. См. "ат-Тагъликъ ат-та’ликъ” 5/21, "Фатхуль-Бари”10/24.

Также этосообщение усиливается другим хадисом, уже со слов самого Хунайда, а неего жены, что Хафса – жена пророка (мир ему и благословение Аллаха)рассказывала: "Четыре вещи не оставлял пророк (мир ему иблагословение Аллаха): пост в день ‘Ашура, пост в десять днейЗуль-Хиджжа, пост три дня каждый месяц и два рак’ата перед утреннеймолитвой”. Ахмад 6/287.

Нов этой версии в цепи передатчиков Абу Исхакъ аль-Ашджа’и, которыйявляется неизвестным. Многие ученые считали этот хадис достоверным всилу существования подтверждающих его свидетельств. Среди этих ученых:имам ас-Суюты, шейх Сыддыкъ Хасан Хан, шейх аль-Альбани, шейх Мухаммадибн Адам аль-Атьюби. См. "аль-Джами’ ас-сагъир” 7078,"ар-Раудату-надийя” 1/556, "ат-Та’ликъат аль-джияд” 4/38, "Сахих СунанАбу Дауд” 2106, "Шарх Сунан ан-Насаи” 21/282 и 338.

Такжемножество имамов опирались на этот хадис и приводили его в своихсборниках хадисов в качестве довода. Например, имам Абу Дауд и ИбнМаджах привели этот хадис в своих сборниках хадисов и назвали главуследующим образом: «О посте в десять дней Зуль-Хиджжа». См. "Сунан Абу Дауд” 2/815, "Сунан Ибн Маджах” 1/550.

Имам аш-Шаукани говорил: "В этом хадисе указание на желательность соблюдения поста в десять дней Зуль-Хиджжа”. См. "Найлюль-аутар” 2/284.

Однаконекоторые ученые сказали, что на слабость обсуждаемого хадиса такжеуказывает и то, что он противоречит тому, что передает ‘Аиша: "Я никогда не видела, чтобы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился в десять дней Зуль-Хиджжа”. Муслим 1176.

Ответ на этот довод:

Во-первых,несмотря на то, что данный хадис приводится в «ас-Сахих» имама Муслима,относительно достоверности его иснада есть сомнения не меньше чем вобсуждаемом хадисе, о чем говорил имам Ахмад. См. "Итхаф ахль аль-Ислямби хусусыят ас-сыям” 328.

Атакие великие имамы в науке хадисоведения, как ад-Даракъутни и АбуХатим считали этот хадис мурсаль, поскольку в его цепи пропущен одинпередатчик. См. "аль-‘Иляль” 5/129, имама ад-Даракъутни и "аль-‘Иляль”1/264, имама Ибн Абу Хатима.

Во-вторых,даже если признать однозначно достоверность этого хадиса, то в нем нетуказания на то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не постилсяникогда в течение девяти дней Зуль-Хиджжа. ‘Аиша говорит, что она невидела этого, а не видение ею этого, не означает отсутствие такогофакта.

Более того,некоторые имамы, опираясь на этот хадис ‘Аиши посчитали, что пост втечении десяти дней Зуль-Хиджжа нежелателен. Однако это весьма слабоемнение по многим причинам.

Къады ‘Ийяд в комментарии к хадису ‘Аиши сказал: "На этот хадис не следует опираться в отношении того, что пост в течение девяти дней Зуль-Хиджжа является нежелательным!” См. "Икмаль-му’лим” 4/159.

Также к этому хадис сказал и имам Абуль-‘Аббас аль-Къуртуби: "С этого хадиса не понимается, что поститься в эти дни нежелательно. Наоборот, благодеяния в эти дни лучше, чем в иное время!” См. "аль-Муфхих” 3/253.

Имам Ибн Хузайма, приведя хадис ‘Аиши в своем сборнике, назвал следующую главу следующим образом: "Пророк(мир ему и благословение Аллаха) оставлял некоторые добровольныедеяния, даже если желал их совершать по причине того, что опасался, чтоэто деяние будет вменено в обязанность его общине, ибо он любилоблегчать для людей их обязательства”. См. "Сахих Ибн Хузайма” 3/293.

Имам аль-Байхакъи, упомянув хадис Хунайда и ‘Аиши, сказал: "Утверждающему отдается предпочтение перед отрицающим, учитывая также и приведенный раннее хадис от Ибн ‘Аббаса[2]. См. "Сунан аль-Байхакъи” 4/274.

Имам ан-Науауи сказал: "Можетпророк (мир ему и благословение Аллаха) болел в эти дни, или же был впути, или может сама ‘Аиша не видела, как он постился в эти дни. И натакое объяснение указывает хадис от жены Хунайда ибн Халида, котораярассказала, что некоторые жены пророка видели его постящимся в течениедевяти дней Зуль-Хиджжа”. См. "Шарх Сахих Муслим” 8/50.

Шейх Сыддыкъ Хасан Хан говорил: "Невидение и не знание ‘Аишей (поста пророка (мир ему и благословениеАллаха) в десять дней Зуль-хиджа), не указывает на не существованиеэтого!” См. "ар-Раудату-надийя” 1/556.

Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: "Относительнособлюдения поста в дни Зуль-Хиджжа передаются два противоположных посмыслу хадиса. В одном хадисе сообщается, что пророк (мир ему иблагословение Аллаха) не соблюдал пост в эти дни, а в другом сказано,что он постился в течении этих дней. Имам Ахмад относительно этиххадисов говорил: «Поистине, утверждающему отдается предпочтение передотрицающим». Некоторые ученые отдавали предпочтение отрицающему хадису,считая его более достоверным, однако имам Ахмад считал оба хадисадостоверными, и говорил: «Поистине, утверждающему отдается предпочтениеперед отрицающим!»” См. «Шархуль-мумти’» 5/19.

Нодаже если оставить хадис Хунайда, что посланник Аллаха (мир ему иблагословение Аллаха) соблюдал пост в девять дней Зуль-Хиджжа, тоуказанием на желательность этого служит хадис, чья достоверность невызывала среди ученых сомнения: «Нет любимей для Аллаха благодеяний, чем благодеяния, совершенные в первые десять дней месяца Зуль-Хиджжа!» аль-Бухари 2/162, Абу Дауд 2438, ат-Тирмизи 757.

А разве пост не относится к благодеяниям?! Поистине, пост является наилучшим из благодеяний! Абу Умама аль-Бахили рассказывал: "Однаждыя пришел к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сказал:"Вели мне делать что-нибудь такое, что позволит войти мне в Рай”.Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тебе следует соблюдать пост, ибо поистине, нет ничего равного ему». А потом я пришел к нему еще раз, и он снова сказал: «Тебе следует поститься». Ахмад, ан-Насаи, аль-Хаким, Ибн Хиббан. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 4044 и "Сахих ат-таргъиб” 977.

Хафиз Ибн Хаджар относительно хадиса: «Нет любимей для Аллаха благодеяний, чем благодеяния, совершенные в первые десять дней месяца Зуль-Хиджжа!», сказал: "Этотхадис использовали в качестве довода на достоинство поста в десять днейЗуль-Хиджжа, исходя из того, что пост относится к числу благодеяний”. См. "Фатхулль-Бари” 2/534.

Болеетого, желательность соблюдения поста в девять дней Зуль-Хиджжа былаизвестна и среди саляфов, что также усиливает этот факт. ‘Усман ибнМаухиб рассказывал: "Я слышал, как Абу Хурайру спросил одинчеловек: "Поистине, на мне не возмещенные дни поста Рамадана, могу ли ясоблюдать добровольный пост десяти дней Зуль-Хиджжа (не возместив постРамадана)?” На это Абу Хурайра ответил: «Нет». Тот спросил: "Почему?!”Абу Хурайра сказал: «Начинай с того, что ты должен вернуть Аллаху, азатем держи добровольный пост!»” Ибн Абу Шайба 7715, аль-Байхакъи 4/275. Иснад достоверный.

Вэтом сообщении указание на то, что пост в десять дней Зуль-Хиджжа былизвестен во времена сподвижников, и что саляфы придавали посту в этидни особое значение.

Такжео желательности соблюдения поста в эти дни передается от многихсаляфов, среди которых Мухаммад ибн Сирин, Муджахид, Хасан аль-Басри,Къатада и др. См. "аль-Мусаннаф” 4/293, Ибн Абу Шайба и"Лятаифуль-ма’ариф” 471.

А Хасан аль-Басри говорил: "Пост в десять дней месяца Зуль-Хиджжа приравнивается к двухмесячному посту!” Ибн Абу Шайба 4/292.

О соблюдении поста в день ‘Арафа – девятого Зуль-Хиджжа

Изпервых десяти дней Зуль-Хиджжа является наиболее желательным соблюдениепоста в день ‘Арафа, что имеет великое достоинство и служит искуплениемгрехов, совершенных в течении двух лет. Со слов Абу Къатады сообщается,что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пост в день ‘Арафа служит искуплением грехов прошлого и настоящего года». Муслим 1162.

Вэтом хадисе содержится указание на великую милость и щедростьВсевышнего Аллаха по отношению к Своим рабам, который даровал легкуювозможность заработать великую награду тем, кто не смог совершить Хадж!

О том, что совершающему Хадж лучше не поститься в день ‘Арафа

Людям,совершающим Хадж, лучше не соблюдать пост в день ‘Арафа, посколькупророк (мир ему и благословение Аллаха) во время Хаджа в этот день непостился. Умм Фадль рассказывала: "В день стояния на горе ‘Арафа улюдей возникли сомнения относительно того, постился пророк (мир ему иблагословение Аллаха), или нет, и тогда я отнесла ему питье, и он выпилего”. аль-Бухари 1658.

‘Икрима рассказывал: "Однаждыя зашел к Абу Хурайре и спросил его о посте в день ‘Арафа, совершающимХадж, и он сказал: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)запрещал соблюдать пост в день ‘Арафа тем, кто совершал Хадж”. Ахмад 2/304, Абу Дауд 2440, аль-Бухари в "ат-Тарих” 7/4425.

Относительнодостоверности этого сообщение среди ученых есть разногласия, однакоимамы Ибн Хиббан, Ибн Хузайма, аль-Хаким, аз-Захаби и Ахмад Шакирсчитали его достоверным.

Этосообщение также усиливается и тем, что ‘Умар, Ибн ‘Умар и Ибн ‘Аббастак же порицали соблюдение поста в день ‘Арафа совершающими Хадж. См."Сунан аль-кубра” 2823, 2824 имама ан-Насаи, "аль-Мусаннаф” 7820,‘Абдур-Раззакъа.

Имам аз-Захаби говорил: "Ктоиз паломников будет поститься в день ‘Арафа, несмотря на то, что емуизвестно о запрете на это и того, что пророк (мир ему и благословениеАллаха) во время Хаджа не постился в день ‘Арафа, как и егосподвижники, то из того, что нам известно, это то, что он не будетвознагражден за это”. См. "ас-Сияр” 10/684.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика