Десятое Зуль-Хиджжа – это день совершения праздничной молитвы Жертвоприношения (салятуль-‘Ид)
Умм ‘Атыйя рассказывала: "Я слышала, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«Пустьмолодые девушки, и сидящие за занавесками, а также женщины, у которыхмесячные, выходят из своих домов и принимают участие в благих делах иобращениях верующих к Аллаху со своими мольбами, однако тем, у которыхначались месячные, желательно держаться в стороне от места молитвы[4]». аль-Бухари 324, Муслим 2/605.
Ибн ‘Аббас рассказывал: "ПосланникАллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелевал своим дочерям и женамвыходить на молитву двух праздников (Жертвоприношения и Разговения)”. Ахмад 1/231, Ибн Абу Шайба 2/182. Хадис достоверный. См. "ас-Сильсиля ас-Сахиха” 2115.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: "Мыпришли к заключению, что праздничная молитва является обязательной длякаждого (фардуль-‘айн), как это сказал Абу Ханифа и другие имамы. И этоодно из мнений имама аш-Шафи’и и одно из мнений мазхаба Ахмада. Чтокасается слов:"Праздничная молитва фардуль-кифая[5]”,то это далеко от того, чтобы быть истиной! Поистине, она является однимиз величайших обрядов Ислама, и людей на нее собирается больше, чем напятничную молитву, в ней установлен такбир. И утверждение, что онафардуль-кифая, не является правильным”. См. "Маджму’уль-фатауа” 23/161.
Время праздничной молитвы
Времяпраздничной молитвы начинается с того момента, когда солнце восходитнад горизонтом на высоту копья. То есть сразу же после того, какпройдет время, порицаемое для молитв. И длится ее время до тех пор,пока солнце не достигнет пика зенита, то есть начало времени обеденноймолитвы. См. «‘Аунуль-Ма’буд» 3/486, «Шархуль-мумти’» 5/156.
О дозволенности поздравления друг друга после праздничной молитвы
Джубайр ибн Нафир рассказывал: "Когдасподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) встречались в деньпраздника, они говорили друг другу: "Да примет Аллах от нас и от вас”. ат-Табарани 22/52. Хафиз Ибн Хаджар и имам ас-Суюты назвали иснад хорошим. См. "Фатхуль-Бари” 2/517.
????????? ????? ?????? ??????????
"Такъаббаля-Ллаху ина уа минкум”.
Мухаммад ибн Зияд рассказывал: "Ябыл вместе с Абу Умамой аль-Бахили и другими сподвижниками пророка (мирему и благословение Аллаха), и они, возвращаясь с праздничной молитвы,говорили друг другу: "Да примет Аллах от нас и от тебя”. Аль-Байхакъи в "Сунан аль-кубра” 3/320. Имам Ахмад, хафиз ас-Суюты и шейх аль-Альбани назвали иснад хорошим.
Адхам рассказывал: "Мыговорили ‘Умару ибн ‘Абдуль-Азизу в дни двух праздников:«Такъаббаля-Ллаху мина уа минк, о повелитель правоверных!», а онотвечал тем же и не порицал этого”. Аль-Байхакъи. См. в "аль-Хауи” 1/112, имама ас-Суюты.
‘Али ибн Сабит рассказывал: "Однаждыя спросил имама Малика о словах людей в день ‘Ида: «Такъаббаля-Ллахумина уа минк», и он сказал: "Это дело всегда было у нас, и мы не видимв этом ничего плохого!” Имам Ибн Хиббан в "ас-Сикъат” 9/90.
Также сообщается, что имам Ахмад о поздравлении в день ‘Ида говорил: "Так поступали сподвижники и об этом говорили ученые”. См. "аль-Инсаф” 5/381.
Тотфакт, что сообщения от саляфов относительно вида поздравленияупоминаются в установленном варианте, а именно: «Такъаббаля-Ллаху минауа минк». И это указывает на то, что не следует заменять этот видприветствия на какой-либо иной вид.
Чтокасается распространенного вида поздравления: "Куллю ‘ам уа антум бихайр”, "Ид мубарак” и т.п., то такой вид поздравления не передается ниот кого из сподвижников и их последователей (таби’ун), и нет этомуникакого основания в Исламе, как сказал шейх аль-Альбани. Сл."Сильсилятуль-худа уа-ннур” 52.
О недозволенности соблюдения поста в дни Разговения и Жертвоприношения
Абу Са’ида аль-Худри рассказывал: "ПосланникАллаха (мир ему и благословения Аллаха) запрещал соблюдать пост двухдней: в день Разговения и в день Жертвоприношения”. Аль-Бухари 3/280, Муслим 2/577.
Пророк (мир ему и благословения Аллаха) говорил: «Я запрещаю вам соблюдать пост в дни праздников Разговения и Жертвоприношения». Абу Я’ля. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 2517.
Имам ан-Науауи и шейх Сыддыкъ Хасан Хан сказали: "В том, что пост в дни праздников Разговения и Жертвоприношения является запретным, единогласны все ученые”. См. "Шарх Сахих Муслим” 8/15, "ар-Раудату-ннадийя” 1/566.
О ночных молитвах в ночи праздников Разговения и Жертвоприношения
Этодеяние, как выстаивание ночных молитв в ночь Жертвоприношения иРазговения, которое считают весьма желательным некоторые мусульмане, неимеет достоверной основы. Нет ни одного достоверного указания отпророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников ни словами,ни поступками на законность этого.
Чтоже касается некоторых хадисов, которые указывают на достоинство ночныхмолитв в эти дни, то они не достоверные! Сообщается, что пророк (мирему и благословение Аллаха) якобы сказал: «Тот, кто выстоял вмолитвах ночь Разговения и ночь Жертвоприношения, то его сердце неумрет в тот день, когда будут умирать сердца».
Этоти ему подобный хадис приводят Ибн Маджах 1782, ат-Табарани 1/57 иаль-Байхакъи 3/319. Все версии данного хадиса не достоверны, в ихиснадах множество слабых и отвергаемых передатчиков. Среди них ‘Умарибн Харун, Ибрахим Мухаммад, Ибн аль-Уалид, Мараун ибн Салим. По этойпричине эти хадисы отвергли мухаддисы, среди которых имам Ибн ‘Ади,имам ан-Науауи, шейхуль-Ислам Ибн Таймия, хафиз Ибн Хаджар, хафизаль-‘Иракъи, хафиз аль-Бусайри, имам ас-Суюты, шейх аль-Альбани, атакже ученые Постоянного комитета (аль-Ляджна ад-даима) во главе сшейхом Ибн Базом. См. "аль-Камиль” 5/372, "аз-Зауаид” 1/549,"ас-Сильсиля ад-да’ифа уаль-мауду’а” 521, 5163, "Фатауа аль-Ляджна” №11029.