Мне хотелось бы знать о Хадже в деталях
Ответ
Вся хвала Аллаху.
Хадж –является одним из лучших действий поклонения. Это одна из ступенейИслама, который был ниспослан Аллахом Мухаммаду и без которой религиячеловека является неполной.
Поклонение не может приблизить человека к Аллаху и не может быть принято, если не отвечает двум условиям:
1.Искренность к Аллаху, т.е. делается для того, чтобы получить ДовольствоАллаха в следующей жизни, и не делается ради показухи, для улучшениярепутации или для мирских приобретений.
2. Следование за Пророком(да благословит его Аллах и приветствует) в словах и делах. Следованиеза Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) может бытьдостигнуто только через познание Сунны
Так, тот кто желаетсовершить поклонение Аллаху – Хадж или что-либо еще – должен изучитьучение Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) относительноэтого, чтобы его действия были в соответствии с Сунной.
Мы суммируем в нескольких строках описание Хаджа, как это было передано в Сунне.
В ответ на вопрос 31819 мы уже описали Умру, поэтому обратитесь и к этому материалу.
Виды Хаджа:
Существует три вида Хаджа:
Хадж Таматту, Ифрад и Гиран.
Таматтуозначает войти в ихрам для Умры только во время месяца Хаджа (месяцыдля Хаджа: Шавваль, Зуль Гидах и Зуль Хиджа; см. Шарх аль Мумти, 7:62).Когда паломник достигает Мекки он совершает таваф и саи для Умры, онобривает голову или режет волосы и выходит из ихрама. Затем, в день альТарвийа, восьмой день месяца Зуль – Хиджа, он входит в ихрам только дляХаджа, и совершает действия Хаджа.
Таматту включает полную Умру и полный Хадж.
Ифрадозначает войти в ихрам только для Хаджа. Когда паломник достигаетМекки, совершает таваф аль гудум (таваф прибытия) и саи для Хаджа, ноголова не обривается или не подстригаются волосы и человек не выходитиз ихрама, оставаясь в ихраме пока не побьет камнями Джамарат аль Агабав день Ейд. Если он задержит Саи Хаджа после тавафа Хаджа, то в этомнет ничего неправильного.
Гиран означает войти в ихрам дляУмры и Хаджа. Или войти в ихрам для Умры вначале, затем включить Хаджперед началом тавафа Хаджа. Это делается с намерением совершить тавафкак для Умры так и для Хаджа.
Действия выполняемые в Гиранетакие же как и те, что совершаются в Ифраде, за исключением того, чтопаломники совершающие Гиран должны принести хадий (жертвоприношение), апаломник совершающий Ифрад не должен этого делать.
Лучшим изэтих видов Хаджа является Хаджа Таматту. Это то, что предписал Пророк(да благословит его Аллах и приветствует) своим сподвижникам и побуждалих к этому. Даже если человек входит в ихрам для Гирана или Ифрада, тоему настоятельно рекомендуется поменять намерение на Умру, затемзавершить Умру и выйти из ихрама, чтобы затем совершить Таматту. Онможет совершить это после таваф аль Гудум и Саи – потому что Пророк (даблагословит его Аллах и приветствует) совешал таваф и саи во времяПрощального Паломничества и его сподвижники были с ним, он сказалкаждому у кого не было жертвенного животного (хадий) поменять намерениеи совершить ихрам для Умры и порезать волосы и выйти из ихрама, а затемон сказал: «Если бы я не принес с собой жертвенное животное (хадий) сомной, я бы сделал тоже самое, что приказал вам»
Ихрам:
Паломникамследует знать о сунне ихрама, которая исследована в вышеупомянутомвопросе, а именно принятие гусля, умащение благовониями и мольба. Затемследует войти в ихрам после того как будут завершена молитва или послетого, как он сядет на транспорт.
Затем, если он совершает Таматту, то следует сказать: «Ля ббайк Аллахумма би Умра» (Вот я, о Аллах, для Умры)
Если он совершает Гиран, то следует сказать: «Ля ббайк Аллахумма би Хаджа ва Умра» (Вот я, о Аллах, для Хаджа и Умры)
Если он совершает Ифрад, то ему следует сказать: «Ля ббайк Аллахумма Хаджан» (Вот я, о Аллах, для Хаджа)
Затем,следует сказать: «Аллахумма хаазини хиджа ля рийаа фира ва ла сума» (ОАллах, это паломничество в котором нет показухи или поиска уважения)
Затем,следует прочитать тальбия, как делал Пророк (да благословит его Аллах иприветствует): «Лаббайка Аллахумма лаббайк, лаббайка ля шарика ляклаббайк. Инна аль хамд Валь ни мата ляк Валь мульк, ля шарика ляк (Вотя, о Аллах, вот я. Вот я, нет у Тебя сотоварища, вот я. Воистину всяхвала и благословления Тебе, и вся власть у Тебя. Нет у тебясотоварища)
Тальбия Пророка (да благословит его Аллах иприветствует), также включала в себя следующие слова: «Ляббайка илахаль хагг» (Вот, о Господь Истины)
Ибн Умар также добавлялслова: «Ляббайк ва садайка, Валь хайр би йадайка, Валь рагба иляйкаВаль амл» (Вот я и благословлен тобой, и все добро в Твоих руках, ижелаия и действия направлены к Тебе»
Мужчинам следуетподнимать голос говоря это, но женщинам следует говорить так, чтобы ееслышал только тот кто рядом с ней, если только рядом не находитсямужчина из не махрамов, в этом случае, ей следует читать тихо.
Есличеловек входя в ихрам, боится различных препятствий которые помешаютему совершить его паломничество (например болезнь, враг и т.д.), то емуследует оговорить это условия при вхождении в ихрам, сказав: «Еслибудет препятствие, то я выйду там где будет препятствие» - т.е. есличто либо удержит меня от совершения моего паломничества, напримерзадержка или болезнь и т.д. то я выйду из ихрама. Пророк (даблагословит его Аллах и приветствует) приказал Дубах бинт аль Зубейр,когда она хотела войти в ихрам, но была больна, проговорить данноеусловие и он сказал: «Твое условие действительно перед твоим Господом»(Бухари 5089, Муслим 1207)
Если человек проговаривает условиеи происходит что-то что мешает завершить паломничество, то он выходитиз ихрама и не обязан делать что-либо.
Но тот кто не опасаетсячего-либо, не должен проговаривать условий, потому что Пророк (даблагословит его Аллах и приветствует) не проговаривал условий и неприказывал другим. Он лишь сказал Дубах ибн Зубейр сделать это, потомучто она была больна.
Мухриму (человеку в ихраме) следует часточитать Тальбия, особенно когда меняются обстоятельства и время,например когда спускается куда либо или поднимается, когда наступаетночь или день. После этого ему следует просить Аллаха о Его довольствеи о Рае, и искать убежища у Его милости от Огня.
Тальбияпредписана в Умре с момента вхождения в ихрам до тех пор пока не началсовершать таваф. В Хадже тальбия предписана с момента вхождения в ихрамдо тех времени побития камнями джамарат аль Агаба в день Ейд.
Гусль при вхождении в Мекку.
Когдапаломник приближается к Мекке, то ему следует совершить гусль передвхождением, если есть возможность, потому что Пророк (да благословитего Аллах и приветствует) совершил гусль перед вхождением в Мекку.Передано Муслимом, 1259
Затем, когда он вошел в Масджид альХаарам паломнику следует войти с правой ноги, и сказать: «Бисмиллях вассаляту ва ссаляму Аля Расулюллах. Аллахумма игфирли зунуби вафтах лиабваб рахматика. Аузу биллахиль Азим ва би важхих ил карим ва билсултаних иль гадим минашшайтани раджим» Затем, следует пойти к ЧерномуКамню для того чтобы начать таваф… Описание тавафа дано в вопросе31819.
Затем, после того как совершил таваф и два раката, емуследует отправится в Масаи (место для Саи) и совершить Сааи между Сафаи Марва. Описание Саи дано в вопросе 31819.
Паломникисовершающие Хадж Таматту должны совершить саи для умры; те ктосовершает ифрат и гиран должен совершить саи для Хаджа, и они могутотложить совершение и после Таваф аль Ифада.
Обривание или подстригание головы.
Когдапаломник совершающий Таматту завершит семь кругов саи, ему следуетобрить головы если он мужчина, или подрезать волосы. Если он обриваетголову, то ему следует обрить всю голову, и если он подрезает волосы,то ему следует обстричь всю голову.
Лучше обрить голову, потомучто Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сделал дуа трираза за тех кто обрил голову и один раз за тех, кто подстриг волосы.Муслим (1303)
Но если время хаджа близко, настолько что волосы неуспеют отрасти, то лучше подстричь волосы, для того чтобы можно было ихпобрить во время Хаджа. Доводом для этого является то, что Пророк (даблагословит его Аллах и приветствует) приказал сподвижникам, во времяпрощального паломничества, подрезать волосы во время Умры, потому чтоони прибыли утром 4 дня месяца Зуль Хиджа.
Женщины должны отрезать волосы на длину пальца.
Сэтими действиями заканчивается Умра для тех кто совершает Таматту,после чего следует выйти из ихрама и делать то что делается вне ихрама,например одеть обычную одежду, умаститься благовониями, совершитьполовой акт с женой и т.д.
Тем кто совершают Ифрад или Гиран неследует обривать голову или подстригать волосы, или выходить из ихрама,напротив им следует оставаться в ихраме до дня Ейд, после побитияДжамарат аль Агаба и обривания головы или подстригания волос.
Затем,когда наступает день аль Тарвия, на восьмой день Зуль Хидж, тот ктосовершает Таматту должен войти в ихрам для Хаджа утром там где оннаходится в Мекке. Мустахабом для него является совершать тоже самое,что и при вхождении в ихрам для Умры, т.е. взять гусль, умаститьсяпарфюмом и мольба. Ему следует сформировать намерение для Хаджа ипрочитать Тальбия, и сказать: «Ляббайка Аллахума Хаджан» (Вот я, оАллах, для Хаджа)
Если он боится препятствий, которые могутудержать его от завершения Хаджа, то ему следует оговорить условие:«Если будет препятствие, то я выйду из ихрама, там где будетпрепятствие». Если он не боится подобных препятствий, то ему не ставитьподобных условий. Мустахабом является читать тальбию громко до тех порпока не начнется побивание камнями Джамарат аль Агаба в день Ейд.
Поход на Мину.
Затем,паломнику следует выйти в Мину и помолиться Зухр, Аср, Магриб, Иша иФаджр там, укорачивая молитвы, но не объединяя их, потому что Пророк(да благословит его Аллах и приветствует) укорачивал молитву в Мине, ноне объединял их. Укорачивание молитвы означает совершениечетырехракатных молитв до двух ракатов. Жители Мекки и другие должныукорачивать молитвы в Мине, Арафа и Муздалифе, потому что Пророк (даблагословит его Аллах и приветствует) был имамом для людей во времяПрощального Паломничества и с ним были люди из Мекки, но он не говорилим совершать молитву полностью. Если бы это было обязательным для них,то он указал бы на это, как это было во время завоевания Мекки. Так какгород увеличился и Мина стала неотделимой частью Мекки, наподобиеквартала, то людям Мекки не следовало бы укорачивать их молитвы там.
Поход на Арафа.
Когдасолнце восходит в день Арафа, паломники отправляются из Мины на Арафа,останавливаются в Намира, до времени Зохр (Намира это место передАрафа), если это можно сделать. Если он не сможет сделать это, то неимеет значения, потому что остановка в Намире является Сунной, но необязательным. Когда солнце достигает зенита (т.е. время начала зохра)следует помолиться Зохр и Аср, по два раката каждый, объединяя их, какэто делал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), также какуделение большей части временя для стояния и совершения дуа.
Затем,после молитвы следует посвятить время для зикра и дуа и прошению уАллаха, и мольбе, подняв руки и обратившись лицом к Кибле даже, еслигора Арафа находится позади него, потому что Сунной является обратитьсялицом к Кибле, а не к горе. Пророк (да благословит его Аллах иприветствует) стоял перед горой и говорил: «Я стою здесь, но вся Арафаместо для стояния»
Наиболее частым дуа Пророка (да благословитего Аллах и приветствует) было: «Ля иляха иль Аллах вахдаху ля шарикялях, ляхуль мульк ва лахуль хамд, ва хува аля кулли шейн гадир» (Нетбога кроме Аллаха Единого, не сотоварища у него, Ему принадлежитвласть, вся хвала Ему, и Он способен на все»
Если паломникустал и хочет сделать паузу, то он может поговорить с товарищами очем-нибудь полезном, или читая полезные книги, особенно то, чтоотносится к величию милости и щедрости Аллаха, для того чтобы увеличитьсвою надежду в этот день, и это хорошо. Затем он может вернуться квосхвалению и прошению Аллаха. И последнюю часть дня ему следуетуделить дуа. Лучшее дуа – это дуа сделанное в день Арафа.
Поход в Муздалифу.
Когдасолнце сядет, паломникам следует отправиться в Муздалифу. Когда ондойдет до нее, ему следует совершить Магриб и Иша с одним азаном идвумя игама.Если он боится, что он не достигнет Муздаливы до полуночи,то ему следует помолиться по дорогое, потому что не разрешенооткладывать Иша после полуночи.
Ему следует провести ночь вМуздалифе, когда наступит рассвет ему следует совершить Фаджр, с азаноми игама, заем отправиться в Машар аль Хаарам (это территория мечети вМуздалифе) и заявить о единственности и величии Аллаха (сказав Ля иляхаиль Аллах и Аллаху Акбар) и совершить дуа как ему хочется, пока непосветлеет (т.е. когда свет дня появляется перед истинным восходомсолнца). Если для него тяжело отправиться в аль Машар аль Хаарам, тоему следует сделать дуа там где он находится, потому что Пророк (даблагословит его Аллах и приветствует) оставался там и вся Муздалифа –место для остановки. При чтении зикра и совершении дуа следуетобратиться к Кбиле и поднять руки.
Поход в Мину.
Когдастанет совсем светло, перед восходом солнца, следует отправиться в Минуи поторопиться в Вади Машар (это долина между Муздалифа и Мина). Когдаон достигнет Мина, ему следует побить камнями Джамарат аль Агаба, самыйблизкий к Мекке, бросив семь камушков, каждый из которых должен бытьразмером с фасоль фава, говоря при каждом броске «Аллаху Акбар» (Суннойявялется стоять лицом к Джамара, левым боком к Мекке, а правым к Мине).Когда он завершить побивание, то следует принести в жертву животное ,затем побрить голову или подстричь волосы если он мужчина; женщинамследует подстричься на длину пальца. Это первый этап выхода из ихрама,в котором становится разрешенным все кроме полового акта с женой. Затемпаломнику следует вернуться в Мекку и совершить таваф и саи для Хаджа.Затем наступает второй этап выхода из ихрама, после которого становитсяразрешенным, то что запрещено в ихраме.
Сунной являетсяумаститься благовониями при входе в Мекку для того, чтобы совершитьтаваф после побивания камнями джамара и обривания головы, потому чтоАиша сказала: «Я умащала Пророка (да благословит его Аллах иприветствует) благовониями перед тем как он входил в Ихрам и когда онвыходил из Ихрама, перед тем как он обходил Дом» Бухари (1539) Муслим(1189)
После тавафа и саи следует вернуться в Мину и остатьсятам на две ночи, 11 и 12 месяца Зуль Хиджа и побить три джамарата в этидва дня, после того как солнце пройдет зенит. Лучше отправится наджамарат пешком, но разрешена и поездка верхом. Ему следует побитьпервый джамарат, самый дальний от Мекки, близкии к Масджид аль Хиф,семью камешками, один за другим, говоря «Аллаху Акбар» каждый раз.Затем ему следует пройти немного и сделать длинное дуа, говоря что онжелает. Если это тяжело для него стоять долгое время и делать дуа, тоему следует сказать то, что легко для него, чтобы выполнить Сунну.
Затемему следует побить камнем джамара в середине семью камешками, один задругим, говоря «Аллаху Акбар». Затем, ему следует повернуться на левуюсторону, лицом к Кибле, поднять руки и сделать длинное дуа, если может.Ему следует стоять так долго как он может. Ему не следует пренебрегатьстоянием и совершением дуа, потому что это Сунна. Многие людипренебрегают этим по невежеству или потому что легко относятся к вещам.Чем больше пренебрегается сунна, тем важнее ее делать и распространятьсреди людей, до тех пор пока это (пренебрежение) не уйдет.
Затемследует побить камнями Джамарат аль Агаба семью камешками, один задругим, говоря «Аллаху Акбар». После чего следует уйти не совершая дуа.
На 12 день Зуль Хиджа, после того как закончится побиваниекамнями Джамара, паломник может покинуть Мину, если торопится или еслион желает, то может остаться еще на одну ночь на 13 число и побитькамнями Джамарат после полудня. Лучше если он задержится, но это необязательно, если только он не задержался в Мине до захода солнца 12числа, в этом случае обязательно для него остаться следующий день дополудня и побить камнями. Но если при заходе солнца на 12 число он всееще в Мине, но не по собственному выбору, например если он уже сел насвой транспорт, но не может выехать за пределы Мины из-за большогоколичества народа или пробок и т.д. то необязательно для негооставаться там, потому что это не было по его выбору.
Еслипаломник желает покинуть Мекку и вернуться в свою страну, то ему неследует уезжать до тех пор пока не совершит Прощальный Таваф (Тваф альВадаа), потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)сказал: «Никто не должен уезжать, пока не будет сделан последний(таваф) вокруг Дома» Муслим (1327). Согласно другой версии, он сказаллюдям, что последнее что они должны сделать это таваф вокруг дома, ноон сделал исключение для женщин с менструацией. Бухари (1755), Муслим(1328).
Женщины во время менструации или послеродовыхкровотечений не должны совершать прощальный таваф, также они не должныстоять у дверей Маджид аль Хаарам, для прощания, так как это не былопередано от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Последнеечто должен сделать паломник при отъезде это обойти Дом. Если послепрощального тавафа он останется и будет ждать своих товарищей или будетзанят покупками или погрузкой багажа, то в этом нет ничегонеправильного и ему не следует повторять таваф, если только он несобирается задержаться в путешествии, например если он намеревалсяуехать утром, то затем решил уехать вечером, тогда ему следуетповторить прощальный таваф, чтобы последним что он совершил в Мекке былтаваф.
Паломник который вошел в ихрам для Хаджа или Умры обязан делать следующее:
1. Ему следует держаться за то, что Аллах предписал в законах, как например своевременная молитва с джамаатом.
2.Ему следует избегать всего что запретил Аллах в отношении непристойныхи аморальных речей и грехов, потому что Аллах сказал (перевод смысла):
«Хаджсовершается в известные месяцы. Кто намеревается совершить хадж в этимесяцы, тот не должен вступать в половую близость, совершать грехи ивступать в споры во время хаджа.» (2:197)
3. Ему следует избегать нанесения вреда мусульманам словами или действиями, на территории святыни или в другом месте.
4. Ему следует избегать следующих вещей в ихраме:
а. Ему не следует подрезать ногти или волосы, но можно убирать грязь, даже если это приведет к кровотечению.
б.Ему не следует умащаться благовониями после входа в ихрам, как на тело,так и на одежду, воду или питье. Ему не следует мыться мылом сароматом. Но если запах остался от парфюма, который был использовано доихрама, то в этом нет проблем.
в. Не следует охотиться
г. Не следует совершать половой акт с женой
д. Не следует касаться своей жены с желанием, целовать ее и т.д.
е.Ему не следует жениться или устраивать свадьбу для кого-либо, илипредлагать жениться или предлагать женитьбу от лица другого человека.
ж. Не следует одевать перчатки, но можно обернуть одежду куском ткани.
Это семь запретов, которые касаются как мужчин так и женщин.
Следующее относится только к мужчинам:
а.Мужчине не следует покрывать головы, чем что остается на голове.Разрешено укрываться под зонтиком, под крышами машин, палатками, матами(когда человек берет его на голову и переносит куда – либо).
б. Неследует одевать рубах, чалму, брюк, кожаные тапочки. В случае есличеловек не может найти изар, то он может одеть брюки, и если он неможет найти сандалии, то он может одеть туфли.
в. Не следует одевать то, что схоже с вышеупомянутым, например абайа, майка, шляпы и т.д.
г. Разрешено одевать сандалии, кольца, очки и слуховой аппарат, часы на запястье или повесить их на шею, ремни для денег.
д.Разрешено мужчинам мыться мылом без запаха и чесать голову и тело. Еслипри этом волосы упадут непреднамеренно, то в этом нет греха.
Женщинамне следует одевать нигаб, который они используют для покрытия лица, сразрезами для глаз. Они также не могут одевать бурку.
Сунной дляних является открытие лица, если не махрам не видит их. Если не махрамвидит их, то им следует покрыть лицо в ихраме и в другое время.
См. Обряд Хаджа и Умры.