Предписания (сунан) омовения вуду

 

Предписания (сунан) омовения вуду

В обычном словоупотреблении "сунна" (ед. ч. от "сунан") означает "путь, обычай", а как шариатский термин - "путь, которому следуют в религии". В делах поклонения различают два вида сунны.

Сунной правильного пути (сунна аль-худа), или же подтверждённой сунной (сунна му'аккада), именуется всё, что Пророк совершал неуклонно. Тот, кто станет совершать те же действия, получит за это награду, а человек, без причины отказывающийся от их совершения, заслуживает порицания. Некоторые улемы считали, что такой человек заслуживает не только порицания, но и обвинения в том, что он впал в заблуждение.

Следует отметить, что если Пророк выражал кому-либо порицание за отказ от совершения того, что сам он совершал неуклонно, это означало, что данный вид поклонения является обязательным, поскольку выражение неодобрения указывает на обязательность.

Неподтверждённой сунной (сунна гайр му'аккада) именуется всё, что рекомендовалось делать в общем или в частности и что Пророк не совершал неуклонно. Человек, совершающий такие действия, получит награду, а тот, кто отказывается от их совершения, не делает ничего дурного. Ниже перечислены сунны омовения.

1. Начинать следует с намерения (нийат). Это значит, что в сердце должно возникнуть намерение выполнить ту или иную религиозную обязанность, которая не будет действительной без очищения (то есть избавиться от осквернения, выполнить веление Аллаха Всевышнего).

Что касается омовения, то намерение необходимо для получения награды (саваб) за его совершение. Омовение становится поклонением благодаря намерению, если же человек совершит омовение без соответствующего намерения, он не получит награды за это. Пророк сказал: «Поистине, дела (оцениваются) по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) лишь то, что он намеревался (обрести)...» (Аль-Бухари). Эти слова указывают на то, что намерение будет учитываться при определении награды за совершение дел, но не являются указанием на то, что действительность этих дел зависит от намерения. Вот почему омовение того, кто совершит его без соответствующего намерения, будет действительным. После такого омовения человек может молиться, поскольку он выполнил условие, необходимое для совершения молитвы и сформулированное в том айате, где сказано: «О те, кто уверовал! Приступая к молитве, омывайте ваши лица и руки до локтей...»[1].

Здесь веление омывать и протирать вышеупомянутые части тела не связано с условием совершения этих действий с определённым намерением. Совершать омовение было велено для поддержания чистоты, что зависит не от намерения, а от применения средства очищения в том месте, которое можно очистить. Вода служит средством очищения, а очищение становится результатом действия воды, обусловленным её природой. Что же касается поклонения, то в данном случае эта функция является дополнительной.

Для того чтобы намерение было действительным, необходимо соблюдение нижеследующих условий:

а) исповедание Ислама, поскольку намерение неверного (кяфир) заняться выполнением той или иной обязанности действительным быть не может;

б) знание о том, что является предметом намерения, ибо, если человек намеревается совершить омовение, не зная, в чём состоит его суть, его намерение будет недействительным;

в) тому, кто решил заняться выполнением той или иной религиозной обязанности, не следует заниматься ничем посторонним. Так, если человек, у которого было намерение совершить омовение, сначала поест, ему будет необходимо снова вознамериться приступить к омовению, поскольку еда не имеет отношения к этому.

2. Приступая к омовению, следует произнести слова "С именем Аллаха (Би-сми-Ллях)". Сообщается, что Посланник Аллаха сказал: «Не совершил молитву тот, кто не совершил омовение, и не совершил омовение тот, кто не упомянул имени Аллаха» (Ахмад; ат-Тирмизи). Здесь имеется в виду, что такое омовение не будет полным, но не отрицается его действительность.

Передают со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха сказал ему: «О Абу Хурайра, когда будешь совершать омовение, скажи: "С именем Аллаха" и "Хвала Аллаху (Аль-хамду ли-Дпях)", ибо твои хранители[2] не перестанут записывать за тобой добрые дела, пока ты не осквернишься после этого омовения» (Ат-Табарани).

Сообщается, что Ибн 'Умар сказал: «Всё тело того, кто совершил омовение, упомянув имя Аллаха, будет чистым, а у того, кто не упомянет имени Аллаха, будут чистыми только те части тела, которые он омоет» (Аль-Байхаки).

3. Следует совершить троекратное омовение кистей рук до запястий. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк сказал: «Когда кто-либо из вас встанет ото сна, пусть не погружает руку свою в сосуд (с водой), пока не омоет её трижды, ибо он не знает, где была рука его во время сна» (Муслим).

Омывать руки таким образом следует не только человеку, вставшему ото сна, но и всем прочим. Передают со слов Хумрана, вольноотпущенника 'Усмана, что (однажды) 'Усман бин 'Аффан, да будет доволен им Аллах, велел принести себе воду и совершил омовение, трижды омыв кисти рук. Затем он прополоскал этой водой рот и промыл нос..., а потом сказал: «Я видел, что так же совершал омовение и Посланник Аллаха » (Муслим).

4. При полоскании рта следует трижды использовать зубочистку (сивак[3]), которую каждый раз необходимо промывать заново. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха сказал: «Если бы не (считал) я, что для (членов) моей общины это будет тяжело, то обязательно велел бы им (чистить зубы зубочисткой) во время каждого омовения» (Муслим).

Кроме того, использовать зубочистку рекомендуется перед молитвой, после пробуждения ото сна, а также перед чтением Корана и встречами с людьми.

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха сказал: «Если бы это не было тяжко для (членов) моей общины (или: для людей), я обязательно велел бы им (чистить зубы зубочисткой) перед каждой молитвой» (Аль-Бухари).

Сообщается, что Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал: «Просыпаясь для совершения добровольной ночной молитвы, Посланник Аллаха очищал рот зубочисткой, проводя ею по зубам из стороны в сторону» (Муслим). Передают со слов 'Аиши, да будет доволен ею Аллах, что Пророк сказал: «Зубочистка служит для очищения рта и является угодной Господу» (Ахмад; ан-Наса'и).

В случае отсутствия зубочистки вместо неё можно использовать любое средство для очищения зубов. Если вместо зубочистки используется жевательная резинка с целью поклонения, то человек получит за это такую же награду, как и за использование зубочистки.[4]

5. Следует трижды прополоскать рот, каждый раз используя новую воду.

6. Следует трижды промыть нос, каждый раз втягивая им воду. Во многих хадисах, где говорится о том, как совершал омовение Пророк сообщается, что он всегда поступал так. Пророк сказал: «Когда кто-либо из вас будет совершать омовение, пусть втянет воду носом, а потом высморкается» (Муслим).

На необходимость отделения полоскания рта от промывания носа указывает сообщение Тальхи бин Мусаррифа, передававшего со слов своего отца, что его дед сказал: «(Однажды) я вошёл к Пророку когда он совершал омовение. Вода лилась с лица и бороды ему на грудь, и я видел, что он отделяет полоскание рта от промывания носа» (Абу Дауд). В другой версии этого хадиса сообщается, что он сказал: «...зачерпывает воду заново для каждого (полоскания рта и промывания носа)» (Ат-Табарани).

Сообщается, что Абу Ва'иль Шакык бин Саляма сказал: «Я видел, как 'Али бин Абу Талиб и 'Усман бин 'Аффан совершили омовение, повторяя каждый его элемент по три раза и отделяя полоскание рта от промывания носа, после чего сказали: «Мы видели, что так совершал омовение Посланник Аллаха » (Ибн ас-Сакан).

Встречающиеся в некоторых версиях сообщения о соединении полоскания рта с промыванием носа можно объяснить дозволенностью этого, хотя для каждого случая лучше использовать новую воду.

Полоскать рот и промывать нос следует как можно тщательнее, если только человек не соблюдает пост.

7. Следует прочёсывать густую бороду пальцами. Передают со слов 'Усмана, да будет доволен им Аллах, что Пророк обычно прочёсывал бороду пальцами (Ат-Тирмизи).

Передают со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, что, совершая омовение, Посланник Аллаха обычно набирал пригоршню воды, подносил её к подбородку снизу и прочёсывал пальцами бороду. Он говорил: «(Поступать так) велел мне мой Господь» (Абу Дауд; аль-Хаким). Паломнику, вошедшему в состояние ихрама для совершения хаджжа или умры, нежелательно прочёсывать пальцами бороду, чтобы из-за этого не упал ни один волосок.

8. Следует промывать места, расположенные между пальцами рук и ног, с целью обеспечения доступа воды к этим местам. Передают со слов Ибн 'Аббаса, что Посланник Аллаха сказал ему: «Когда будешь совершать омовение, промывай места между пальцами рук и ног» (Ат-Тирмизи). Если пальцы сомкнуты и вода между ними не проходит, промывание этих мест становится обязательным. Промывать места, расположенные между пальцами рук, необходимо с помощью переплетения пальцев. Места, расположенные между пальцами ног, следует промывать мизинцем левой руки, начиная с мизинца правой ноги и заканчивая мизинцем левой. Передают, что аль-Муставрид бин Шаддад аль-Фихри сказал: «Я видел, как Пророк протирал пальцы ног мизинцем, когда совершал омовение» (Ат-Тирмизи).

9. Следует совершать троекратное омовение таких частей тела, как лицо, руки и ноги. Передают со слов Убаййа бин Ка'ба, что Пророк «Человек, совершающий однократное омовение, делает то, без чего обойтись невозможно; тот, кто совершает двукратное омовение, получит двойную награду, а тот, кто омывает каждую часть тела трижды, совершает омовение так же, как совершаю его я, и как совершали его жившие до меня Пророки» (Ахмад; Ибн Маджа).

Передают со слов 'Амру бин Ш'айба, что его отец передал, что его дед[5], да будет доволен им Аллах, сообщил, что один человек пришёл к Пророку и спросил: «О Посланник Аллаха, как следует очищаться?». Пророк велел принести сосуд с водой, потом трижды омыл кисти рук, потом трижды омыл лицо, потом трижды омыл предплечья, потом протёр голову, потом вставил в уши (указательные) пальцы и протёр уши большими пальцами снаружи, а указательными - изнутри, потом трижды омыл ноги, а потом сказал: «Так (следует совершать) омовение. Неверно и несправедливо поступит тот, кто добавит к этому что-либо или сделает меньше» (Абу Дауд; ан-Наса'и; Ибн Маджа; Ибн Хузайма).

10. Следует протирать голову после однократного смачивания рук водой, поскольку так же всегда поступал и Пророк . Об этом говорится в хадисах, приводимых в "Сахихах" аль-Бухари и Муслима и других источниках, где описывается омовение Посланника Аллаха .

Обязательно протирать четверть поверхности головы. Указанием на это служат хадисы, в которых сообщается, что Пророк протирал чуб или же переднюю часть головы, что и составляет четверть её поверхности, и нигде не говорится о том, что он протирал меньше четверти. В хадисе, передаваемом со слов аль-Мугиры бин Шу'бы, сообщается, что, совершая омовение, Пророк сначала протёр чуб, а потом провёл руками по чалме и кожаным носкам[6] (Муслим). В другой версии этого хадиса сообщается, что он протирал кожаные носки и чуб (Абу Дауд).

Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я видел, как совершал омовение Посланник Аллаха , на котором была катарская[7] чалма. Он просунул руку под чалму и протёр переднюю часть головы, не развязав чалмы» (Абу Дауд). Передают со слов 'Ата', что, совершая омовение, Посланник Аллаха снял чалму и протёр переднюю часть головы (или: чуб) водой (Аш-Шафи'и).

Сообщается, что, желая протереть голову, Ибн 'Умар, да будет доволен им Аллах, снимал головной убор и протирал переднюю её часть (Ад-Даракутни).

Голова протирается один раз, на что указывается в описаниях омовения Пророка . Передают, что однажды, совершая омовение, 'Али, да будет доволен им Аллах, трижды омыл лицо, потом трижды омыл предплечья, потом один раз протёр голову, а потом сказал: «Так совершал омовение Посланник Аллаха » (Абу Дауд). Передают со слов Ибн 'Аббаса, да будет доволен им Аллах, что он видел, как совершал омовение Посланник Аллаха . Далее в этом хадисе сообщается, что он омывал всё по три раза, а затем Ибн 'Аббас сказал: «...и он протёр голову и уши один раз» (Ахмад; Абу Дауд).

Для того чтобы за один раз протереть голову, следует смочить водой кисти рук и пальцы, возложить на переднюю часть головы по три пальца каждой руки, подняв указательные и большие пальцы для протирания ушей, а потом провести руками до затылка, что позволит охватить всю голову. При этом внутренние части кистей следует возлагать на края головы.

11. Уши следует протирать после головы, не смачивая руки заново. Указанием на это служит приведенный выше хадис 'Амру бин Шу'айба, в котором сказано: «...потом вставил в уши (указательные) пальцы и протёр уши большими пальцами снаружи, а указательными - изнутри...».

Описывая омовение Пророка Ибн 'Аббас сказал: «Потом он зачерпнул пригоршню воды и протёр сначала голову, а потом - уши, внутренние части которых он протёр указательными пальцами, а внешние - большими» (Ан-Наса'и; Ибн Маджа; Ибн Хиббан; Ибн Хузайма).

Передают со слов Ибн 'Аббаса, что Пророк сказал: «Уши относятся к голове» (Ад-Даракутни). Это значит, что протирать их следует той же водой, что и голову, и вместе с головой. В хадисе, передаваемом со слов Абу Умамы, сообщается, что Пророк сказал: «...и если человек протрёт голову, это послужит искуплением того (греховного), что слышали его уши» (Ахмад; ат-Табарани). Передают со слов 'Дбдуллаха ас-Санабихи, да будет доволен им Аллах, что Пророк сказал: «...а когда он станет протирать голову, грехи будут покидать её, выходя даже из его ушей» (Малик; ан-Наса'и; Ибн Маджа; аль-Хаким). Эти слова прямо указывают на то, что уши являются частью головы и что их следует протирать вместе с головой, а не вместе с лицом.

Если исходить из достоверности сообщения о том, что Пророк , заново смочил руки для протирания ушей, тогда его содержание может либо означать, что на руках Пророка не осталось влаги, либо указывать на дозволенность подобных действий, а Аллах знает об этом лучше.

12. Следует придерживаться такого же порядка (тартиб) действий, как и в айате об омовении[8]: сначала полоскать рот, потом промывать нос, а потом омывать лицо. И, начиная справа, совершать омовения рук и ног. Сообщается, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Пророку нравилось надевать обувь, начиная с правой ноги, расчёсывать и умащать благовониями волосы и бороду, начиная справа, совершать омовение, начиная с правой стороны тела, и поступать так же во всех остальных своих делах» (Аль-Бухари).

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк сказал: «Когда будете совершать омовение, начинайте справа» (Абу Дауд; ат-Тирмизи; ан-Наса'и; Ибн Маджа).

13. Следует растирать омываемые части тела, так это свидетельствует об уместном стремлении довести выполнение данной обязанности до совершенства. Передают со слов 'Абдуллаха бин Зайда, что однажды Пророку принесли две трети мудда[9] воды, и он принялся растирать свои предплечья (Ахмад; Ибн Хузайма).

Сообщается, что Ибн 'Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Совершая омовение, Посланник Аллаха сначала некоторое время растирал щёки, а потом прочёсывал бороду пальцами, пропуская их через бороду снизу» (Ибн Маджа; ад-Даракутни; аль-Байхаки).

14. Следует соблюдать непрерывность (муваля) омовения каждой следующей части тела сразу после предыдущей, когда одно не отделяется от другого без причины настолько, что предыдущая часть тела в обычную погоду успела бы высохнуть. В этом необходимо следовать примеру Пророка который всегда поступал так.

Уважительной причиной прерывания омовения может считаться такой случай, когда у человека заканчивается вода, и он ждёт, пока ему принесут новую.

[1] "Трапеза", 6.

[2] Имеются в виду ангелы.

[3] Здесь и далее во всех случаях имеются в виду зубочистки, сделанные из корней и ветвей арака (Salvadora persica). Кончик прутика арака разжёвывается, после чего используется для очищения зубов.

[4] "Аль-хадийа аль-'аля'ийа", 14.

[5] Имеется в виду дед отца 'Амру бин Шу'айба, которым являлся 'Абдуллах бин 'Амру бин аль-'Ас, да будет доволен им Аллах.

[6] Кожаные носки - (по араб, хуфф) вид обуви.

[7] Катар - государство на Аравийском полуострове.

[8] "Трапеза", 6.

[9] Мудд - мера объёма. Мудды разных периодов времени и разных регионов могли значительно отличаться друг от друга. В хадисах речь идёт о канонических муддах периода возникновения Ислама, объём которых составлял от 1,053 до 1,055 литра.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика