Столпы (аркан) омовения вуду
Столпы (аркан) омовения вуду
Столпом (рукн ед. ч. от аркан) именуется любая обязанность, являющаяся неотъемлемой составной частью того или иного вида поклонения. В пример можно привести обмывание лица при совершении частичного омовения (вуду) или поясной и земной поклон во время молитвы.
Условием же (шарт) именуется любая обязанность, которая составной частью того или иного вида поклонения не является, например, обращение к кибле для совершения молитвы.
Обязанности разделяются на безусловные (катъ'ы) и практические ('амали). Безусловной является такая обязанность, необходимость выполнения которой подтверждается прямым указанием Корана или Сунны. Так, протирать голову при совершении омовения необходимо в силу того, что Аллах Всевышний сказал: «...и протирайте головы...»[1].
Человек, отрицающий необходимость выполнения подобных обязанностей, заслуживает обвинения в неверии, а отказ от их выполнения делает недействительным то действие, составной частью которого является такая обязанность.
Практическая обязанность подобна безусловной в том отношении, что отказ от её выполнения также делает действие недействительным. Однако человек, отрицающий необходимость выполнения обязанностей такого рода, не заслуживает обвинения в неверии, если речь идёт о мере, определяемой с помощью иджтихада. Примером может служить решение о необходимости протирания четверти поверхности головы во время омовения. Столпов омовения четыре:
1) однократное омовение лица;
2) однократное омовение рук до локтей (включительно);
3) однократное протирание четверти головы;
4) однократное омовение ног до лодыжек (включительно).
Обязательность этих столпов подтверждается словами Всевышнего: «О те, кто уверовал! Приступая к молитве, омывайте ваши лица и руки до локтей, и протирайте головы, и (омывайте) ноги до щиколоток...»[2].
По высоте к поверхности лица относится всё, начиная от верхней границы лба и до нижней части подбородка, а по ширине - всё, что находится между мочками ушей.
Составной частью лица являются края глаз, в которых расположены носо-слёзные каналы. Если люди, страдающие определёнными глазными болезнями, совершают омовение, им следует промывать те места, которые покрываются выделениями снаружи, когда глаза закрыты.
К лицу относится часть щеки между виском и ухом, а также выступающие наружу части сомкнутых губ.
Омовение наружной части густой бороды, сквозь которую не видно, что под ней находится, заменяет омовение кожи. Если же борода редкая и сквозь неё видна кожа, то её необходимо промыть водой. Промывать волосы бороды, свешивающиеся за пределы овала лица, не обязательно. Всё сказанное касается также усов, бровей и волос, растущих между нижней губой и подбородком.[3]
Если ноготь является длинным и накрывает кончик пальца, мешая доступу воды к тому, что под ним находится, необходимо удалить препятствие и промыть то, что находится под ногтем.[4]
Не следует во второй раз омывать то место, с которого были сбриты борода или усы, как не следует во второй раз омывать ссадину или голову после бритья.
Руки следует омывать вместе с локтями, а ступни ног - вместе со щиколотками.
Хотя в айате об омовении упоминание о протирании ног сочетается с упоминанием о протирании головы, это ещё не указывает на то, что можно ограничиться протиранием ног. Согласно единодушному мнению улемов, омывать ноги обязательно. Сообщается, что 'Абдуллах бин 'Амру, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Как-то раз) Пророк , отставший от нас в пути, присоединился ко (всем остальным) уже после того, как настало время послеполуденной (‘аср) молитвы. Мы начали протирать ноги[5], и тогда (Пророк ), закричал: «Горе пяткам от (мук) огня!» (Муслим).
В другой версии этого хадиса сообщается, что 'Абдуллах бин 'Амру, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) мы с Посланником Аллаха возвращались из Мекки в Медину. Люди добрались до источника воды ко времени послеполуденной молитвы и стали спешно совершать омовение. Подъехав к ним, мы увидели, что вода не касалась их пяток, и тогда Посланник Аллаха сказал: «Горе пяткам от (мук) огня! Совершайте омовение полностью!» (Муслим).
Передают со слов 'Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, что один человек, совершивший омовение, оставил неомытым место величиной с ноготь у себя на ноге. Это увидел Пророк , который сказал: «Вернись и соверши омовение как следует», после чего тот совершил омовение заново, а потом помолился (Муслим).
[1] "Трапеза", 6.
[2] "Трапеза", 6.
[3] "Аль-хадийааль-'аля'ийа", 14.
[4] "Аль-хадийааль-'аля'ийа", 14.
[5] То есть проводили по ним влажными руками вместо того, чтобы омывать ноги по всем правилам.