Может ли вера сочетаться с прегрешениями?

 

Может ли вера сочетаться с прегрешениями?

Ты можешь спросить: «Как твердая, не допускающая сомнений вера в воскрешение, Рай и Ад может совмещаться с упущениями в делах? Допускает ли человеческая природа, чтобы раб беспечно спал, зная, что завтра он предстанет перед царем, который либо сурово накажет его, либо окажет ему великую милость? Может ли он не задумываться над тем, как будет стоять перед царем, и не готовиться к ответу?»

Клянусь Аллахом, это правильный вопрос, который возникает у многих людей. Совмещение веры с упущениями — одно из самых удивительных явлений. И такой человек делает упущения в силу ряда причин.

Одна из них — это нетвердые знания и недостаточная убежденность, и если кто-то полагает, что знания не различаются по силе, тот допускает большую ошибку.

Любимец Аллаха Ибрахим попросил своего Господа показать ему, как воскрешают мертвых. Он твердо знал, что Господь способен на это, но хотел обрести большее спокойствие, чтобы знание сокрытого превратилось в очевидное знание.

В «Муснаде» Ахмада приводится хадис о том, что Пророк сказал: «Тот, кому сообщили, не подобен тому, кто видел своими глазами».

Прибавьте к нетвердым знаниям то, что человек значительную или большую часть своего времени проявляет беспечность и беззаботность, поступая вопреки им. Прибавьте к этому природные наклонности, низменные желания и соблазны, наущения души и обольщение шайтана. Прибавьте к этому то, что обещание Аллаха кажется нескорым, что человек строит большие надежды, пребывает в состоянии беспечности, любит ближний мир и земную выгоду, и тогда станет ясно, что удержать веру может только Тот, Кто удерживает небеса и землю от колебаний. По этой причине люди отличаются друг от друга силой веры и праведностью поступков, и у самых слабых среди них она подобна крошечной пылинке в душе.

Собираясь вместе, эти факторы приводят к недостатку проницательности и терпения, и поэтому Пречистый Аллах похвалил тех, кто обладает терпением и убежденностью, назвав их имамами в религии: «Мы создали среди них имамов, которые вели остальных по Нашему повелению прямым путем, поскольку они были терпеливы и убежденно верили в Наши знамения» (Ас-Саджда, 24).

Нам стала ясна разница между надеждой и обольщением. Если надежда на милость Аллаха побуждает человека творить добро, то ее можно считать правильной, но если она подталкивает его к лености и увлечению грехами, то это обольщение. Думать об Аллахе хорошо — значит надеяться на Него, и если надежда вдохновляет человека на повиновение Ему и удерживает его от ослушания, то это правильная надежда. Если же праздность превращается в надежду, а надежда — в праздность и упущения, то это обольщение.

Если владелец земельного участка, который может принести хороший урожай, оставляет его без присмотра и отказывается засеять и вспахать его, если он надеется, что урожай можно собрать без вспахивания земли, сеяния семян, орошения участка и ухода за ним, то люди сочтут его величайшим глупцом.

То же можно сказать о человеке, который сильно надеется на то, что ребенок может появиться на свет без соития, или на то, что стать величайшим ученым своего времени можно, не получив образования и не проявив должного рвения, и т.д.

То же самое относится к человеку, который хорошо думает об Аллахе и надеется попасть на высокие ступени и обрести вечное блаженство, не приближаясь к Всевышнему Аллаху путем выполнения Его приказов и избежания Его запретов. Поистине, только Аллах наставляет на прямой путь.

Он сказал: «Воистину, те, которые уверовали, совершили переселение и сражались на пути Аллаха, надеются на милость Аллаха» (Аль-Бакара, 218). Задумайся же над тем, что их надежда вызвана совершением ими богоугодных поступков.

Между тем обольщенные люди говорят: «На милость Аллаха надеются те, которые делают упущения и не выполняют своих обязанностей перед Аллахом, которые пренебрегают Его приказами и нарушают Его запреты».

Суть данного вопроса в том, что надеяться на милость Аллаха можно тогда, когда ты совершаешь деяния, за которые, согласно Его мудрому шариату и предопределению, полагается Его награда и милость. Раб должен совершать их, а потом думать об Аллахе хорошо и надеяться на то, что Он не оставит его один на один с его деяниями, а поможет ему извлечь из них пользу и избежать того, что противоречит добрым делам и делает их тщетными.

О последствиях грехов. Из книги «Болезнь и излечение» Ибн Каййим аль-Джаузийя

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика