Разница между надеждой и мечтаниями
Разница между надеждой и мечтаниями
Следует знать, что надежда на что-либо предполагает наличие трех качеств:
а) любовь к тому, на что надеешься;
б) опасение лишиться этого;
в) стремление изо всех сил получить это.
Если же надежда не имеет ничего общего с этими качествами, то это всего лишь мечтания. Но надежда — это одно, а мечтания — совсем другое. Каждый, кто надеется, испытывает опасение, и если путник испытывает страх, то он ускоряет ход.
В «Сунане» ат-Тирмизи приводится хадис Абу Хурейры о том, что Посланник Аллаха сказал: «Кто боится, тот выступает в путь ночью, а кто выступает в путь ночью, добирается домой. Слушайте же! Поистине, товар Аллаха дорог. Слушайте! Поистине, товар Аллаха — это Рай».
Пречистый Аллах охарактеризовал праведников не только надеждой на Его милость, но и страхом. Из этого становится ясно, что надежда и страх приносят пользу, если они дополняются праведными деяниями.
Всевышний сказал: «Воистину, те, которые трепещут от страха перед своим Господом, которые веруют в знамения своего Господа, которые не приобщают к своему Господу сотоварищей, которые раздают милостыню, тогда как их сердца страшатся того, что им суждено вернуться к своему Господу, — все они спешат вершить добрые дела и опережают в этом других» (Аль-Муминун, 57-61).
В «Сунане» ат-Тирмизи приводится хадис 'Аиши о том, что она спросила Посланника Аллаха об этом аяте: «Это те, которые пьют вино и совершают прелюбодеяние?» Он ответил: «Нет, дочь правдивого мужа, это те, которые постятся, молятся и раздают пожертвования. Они боятся, что их деяния не будут приняты, и они спешат вершить добрые дела». Он же передал похожий хадис со слов Абу Хурейры.
Таким образом, Пречистый Аллах охарактеризовал счастливых рабов совершающими добрые поступки, но испытывающими страх, а несчастных — совершающими злодеяния, но чувствующими себя в безопасности.
О последствиях грехов. Из книги «Болезнь и излечение» Ибн Каййим аль-Джаузийя