Некоторые сомнения (в вопросе таклида) и ответы на них

За прошедшее времянам стало очевидно, что наши слова (об отказе от следования некоторымвысказываниям своих Имамов ради следования Сунне - прим. Саваб)возымели положительное влияние на ряды верующей молодежи, указав ей наобязательность обращения в делах религии и поклонения к пречистымисточникам Ислама: Книге Аллаха и Сунне. Среди них возросло число тех,хвала Аллаху, кто начал претворять Сунну в жизнь и посвящать себя ейтак, что стали известны этой (приверженностью Сунне). Однако со сторонынекоторых из них я заметил отказ в стремлении поступать в соответствиис Сунной.
  Это произошло не вследсвие каких-либо сомненийотносительно обязательности ее выполнения после приведения нами аятовКорана и высказываний Имамов, содержащих повеление обращаться к Сунне,а вследствие различных сомнений, которые они слышали от некоторыхшейхов-мукаллидов1

 Поэтому я счел целесообразным привести эти сомнения и опровергнуть их,дабы это могло побудить больше людей выполнять Сунну вмести с теми, ктоуже поступает в соответствии с ней, оказавшись тем самым в числеСпасшейся Группы (аль-фирка ан-наджийа) с дозволения Всевышнего Аллаха!


Сомнение первое


 Некоторые из них говорят: «Не вызывает сомнений, что обязательнымявляется обращение к руководству нашего Пророка (да благословит егоАллах и приветствует) в делах нашей религии, особенно в установленных вней видах поклонения, где нет места для мнения либо иджтихада2,ибо наше поклонение ниспослано Аллахом, как, например, намаз. Однако мыкрайне редко слышим от шейхов-мукаллидов, чтобы они велели это. Насамом деле мы видим, что они поддерживают расхождение (ихтиляф3), утверждая, что это гибкость (таусиа)для уммы. В доказательство они часто приводят следующий хадис, когда поданному вопросу опровергают приверженцев Сунны: «Расхождение (ихтиляф) моей уммы – это милость». Они указывают нам, что этот хадис противоречит той методологии (минхадж), к которой призываете вы и, основываясь на которой, вы составили эту и другие книги. Что вы скажите по поводу данного хадиса?»

  На этот вопрос можно дать два ответа:

  Ответ первый:Этот хадис не является достоверным. Более того, он ложный ибезосновательный. Ученый ас-Субки сказал: «Мне не встретилась нидостоверная, ни слабая, ни подложная цепочка передатчиков этого хадиса(т.е. у этого «хадиса» вообще отсутствует цепочка передатчиков! – прим. пер.)».Также его передают в следующих формулировках: «…расхождение моихсподвижников – это милость для вас» и «Мои сподвижники подобны звездам,и за какой бы из них вы не последовали, вы встанете на верный путь».Оба этих хадиса недостоверны: первый из них очень слабый, а второй –выдуман. Все это я подробно разъяснил в книге «Сильсилят аль-Ахадисад-Даифа ва-ль-Мавду'а» (№ 58, 59, 61).

  Ответ второй:Этот хадис противоречит Священному Корану, ибо аяты, запрещающиеразделение в вере и повелевающие единение, широко известны и не требуютнапоминания. Однако в качестве примера будет полезно привести некоторыеиз них. Аллах говорит: «…и не препирайтесь, а не то вы падете духом и лишитесь сил». (Сура «Трофеи», аят 46). «…ине будьте в числе многобожников, в числе тех, которые внесли раскол всвою религию и стали сектами, каждая из которых радуется тому, чтоимеет». (Сура «Римляне», аяты 31-32). «Однако они не перестают вступать в противоречия (мухталифин), за исключением тех, над кем смилостивился твой Господь». (Сура 11, «Худ», аяты 118-119).
 Таким образом, если те, над кем смилостивился Господь, не вступают впротиворечия, а приверженцы лжи вступают в них, то, как можноутверждать, что расхождение – это милость?!
  Тем самым, достоверно установлено, что этот хадис не является достоверным ни в цепочке передатчиков, ни в самом тексте (матн).Поэтому становится абсолютно ясно, что нельзя руководствоваться даннымхадисом для того, чтобы отказываться поступать в соответствии с КнигойАллаха и Сунной, а поступать в соответствии с ними нам велели (сами)Имамы.


Сомнение второе


 Другие же говорят: «Если расхождение в вере запрещено, то что выскажете о расхождении сподвижников и Имамов после них? Есть ликакая-либо разница между их расхождением и расхождением последующихпоколений (мусульман)?»

  Ответ: Да, существует большаяразница между этими двумя расхождениями, которое проявляется с двухсторон: во-первых, в причине, а, во-вторых, в воздействии.

 I. В том, что касается расхождения сподвижников, то это было неизбежнои являло собой естественное различие в понимании: они не расходилисьдруг с другом по доброй воле. Кроме того, в их время существовали иныефакторы, приводившие к расхождению между ними, однако эти факторыисчезли после их (эпохи)4.
  Этот вид расхожденияневозможно полностью устранить и их нельзя относить к той порицаемойкатегории людей, которая подразумевается в вышеупомянутых аятах, из-заотсутствия условий, вызывающих упреки, а это умышленность (расхождений)и их отстаивание.
  Однако для расхождения, которое сегодня существует среди подражателей (мукаллидов), нет приемлемого оправдания.
Представьодному из них доказательство из Книги Аллаха и Сунны, котороеподдерживает другой, а не его мазхаб, так он отстраняется от этогодоказательства только лишь потому, что оно противоречит его мазхабу.Как будто его мазхаб – это первооснова, либо религия, с которой пришелМухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), тогда как другоймазхаб является отдельной религией, которая была отменена! Другие жевпадают в противоположную крайность, считая, что эти мазхабы, со всемисвоими широкими расхождениями представляют собой различные Законы(шариаты), как разъясняли5 некоторые сторонники этоговзгляда среди поздних поколений (мусульман): «Нет ничего плохого, еслимусульманин будет брать из них (т.е. мазхабов – прим. пер.) то, что пожелает и оставлять то, что пожелает, ибо все они являют собой Закон (Шариат)!».
 Обе категории этих людей находят оправдание своему продолжающемусярасхождению, ссылаясь на данный ложный хадис: «Расхождение моей уммы –это милость». И мы часто слышим, как многие из них используют этотхадис в качестве доказательства! Некоторые из них указывают на причинуэтого хадиса и чтут его, говоря: «Поистине, расхождение – это милость,потому что в нем гибкость для уммы!»
  Помимо того, что эта«причина» противоречит вышеупомянутым ясным аятам Корана и содержаниюранее приведенных высказываний Имамов, так еще существует и текстовоесвидетельство (насс) некоторых Имамов, опровергающих это.
  Ибн аль-Касим сказал: «Яслышал, как (Имамы) Малик и аль-Ляйс говорили о расхождении (среди)сподвижников Посланника Аллаха (да благословит его Аллах иприветствует): «Это не то же самое, о чем говорят люди: «В этомсуществует гибкость». Нет, это не так, однако суть в том, что(некоторые из них) ошибались, а (некоторые были) правы»6.
  Ашхаб сказал: «(Имама)Малика спросили о человеке, который принимает достоверный хадис,переданный надежными людьми от сподвижников Посланника Аллаха (даблагословит его Аллах и приветствует): «Видишь ли ты какую-нибудьгибкость в этом?» Он ответил: «Нет, клянусь Аллахом, если такой человекхочет достичь Истины. Истина может быть только одна. Могут ли двапротивоположных высказывания быть одновременно верными?! Существуеттолько одна истина и верное (высказывание)»7.
  Имам аль-Музани, соратник имама аш-Шафи’и, сказал: «СподвижникиПосланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) на самомделе расходились (по некоторым вопросам), и одни из них находили ошибкиу других. Некоторые из них (внимательно) смотрели на высказываниядругих и проверяли их. Если бы все их высказывания были правильными, тоони бы так не поступали. Умар ибн аль-Хаттаб разгневался, когдавозникло расхождение между Убайй ибн Ка'бом и Ибн Масудом по вопросусовершения намаза (двумя людьми) в одной одежде. Убайй сказал:"Поистине, намаз в одной одежде вполне правилен’’, а Ибн Масуд сказал:"Поистине, это так, если только одежды не хватает’’.  Разгневавшись,Умар вышел и сказал: "Неужто (возникло) расхождение между двумясподвижниками Посланника Аллаха (да благословит его Аллах иприветствует), на которых смотрят люди и с которых берут пример?! Убаййсказал правду, и Ибн Масуд не сделал упущение, однако, если я отнынеуслышу, что кто-нибудь будет расходиться в этом, то поступлю с нимтак-то и так-то’’»8.
  Имам аль-Музани также сказал: «Средилюдей есть такой, который считает дозволенным расхождение, утверждая,что, если двое ученых сделают иджтихад по какому-либо вопросу и один изних скажет: «Халял (разрешено)», в то время как другой (по этому жевопросу) скажет: «Харам (запрещено)», то оба они пришли к истинепосредством своего иджтихада! Тогда такого человека следует спросить:«Ты это говоришь, основываясь на первоисточниках (т.е. Коране и Сунне)либо на суждении по аналогии (кийас)?» Если он ответит: «Напервоисточниках», то ему следует сказать: «Как сказанное тобой можетбыть основано на первоисточниках, если Коран отрицает расхождение?» Аесли он ответит: «На суждении по аналогии», то ему следует сказать:«Если первоисточники отрицают расхождение, то на каком основаниипозволено тебе, рассуждая по аналогии, утверждать, что расхождениеразрешено?! Это неприемлемо для любого здравомыслящего человека, неговоря уже об ученом»9.

  Далее кто-то можетсказать: «Высказывание, которое ты привел от Имама Малика о том, чтоистина только одна и единственна, противоречит тому, о чем сообщается втруде «Аль-Мадхал аль-Фихки» шейха аз-Зарка' (1/89): «Халифы Абу Джафараль-Мансур, а затем (халиф Харун) ар-Рашид захотели выбрать мазхабИмама Малика и его книгу «Аль-Муватта» в качестве судебного кодексаАббасидского государства, однако (Имам) Малик запретил им это, сказав:«Поистине, сподвижники Посланника Аллаха (да благословит его Аллах иприветствует) расходились по второстепенным вопросам, и они (т.е.сподвижники) находились в разных городах, однако каждый из них былправ».

  На это я отвечу (следующим образом): Поистине,этот случай, который произошел с Имамом Маликом (да будет милостив кнему Аллах), широко известен, однако последние слова его высказывания:«…однако каждый из них был прав», - таковы, что мне неведома их основани в одном сообщении либо источнике, который я исследовал10,о Аллах, кроме одного-единственного сообщения, приводимого Абу Нуаймомв «Хильят аль-Аулия» (6/332) через цепочку передатчиков, содержащуюаль-Микдама ибн Дауда, которого аз-Захаби включил в число слабыхпередатчиков хадисов в своем труде «Ад-Дуафа»; более того, слова этогосообщения несколько иные: «…но каждый из них по-своему был прав». Темсамым фраза «по-своему» указывает на то, что версия (ривайя)хадиса, которая приводится в труде «Аль-Мадхал», фальсифицирована. Да икак может быть иначе, когда она противоречит тому, что достовернопередается от Имама Малика о единственности, а не множественностиистины, как было разъяснено ранее. Этого придерживались все Имамысподвижников и последователей (табиинов), включая четырех Имамов-муджтахидов и других (ученых).
  Ибн 'Абд аль-Барр в «Джами' Байан аль-'Ильм» (2/88) сказал: «Еслибы оба противоречащих взгляда были правильны, то праведные предки(салафы) не признавали бы ошибочными иджтихад, суждения и фетвы другдруга. То, что обе противоположности  могут быть одновременноправильными, просто противоречит здравому смыслу. Как прекрасны словасказавшего: «Соединять в доказательстве две крайности – полный абсурд(и уход от реальности)».

  Если же кто-то спросит: «Еслидоказано, что (последние слова) в высказывании Имама Малика ложны,тогда почему он запретил (халифу) аль-Мансуру объединить людей наоснове своего труда «Аль-Муватта», не согласившись с желанием халифа?»,то я скажу:

  Наилучший ответ на данный вопрос, который я нашел в предании, приводит хафиз Ибн Кясирв своем труде «Шарх Ихтисар 'Улюм аль-Хадис» (стр.31), где он упомянул, что Имам Малик сказал: «Поистине, люди сошлись на некоторых вещах и знают о них то, что неизвестно нам». Это было одним из проявлений его знаний и беспристрастности, как о том сказал Ибн Кясир (да будет милостив к нему Аллах).
 Тем самым доказано, что любое расхождение является злом, а не милостью!Однако один вид расхождений среди людей является порицаемым, как,например, фанатичная приверженность своему мазхабу, тогда как за другойего вид нельзя подвергать людей осуждению, как, например, расхождениемежду сподвижниками и пришедшими им вослед Имамами, да соберет насАллах вместе с ними (в День Воскресения) и да дарует Он нам способностьследовать по их стезе!
  Таким образом, очевидно, что расхождение сподвижников не является сходным с расхождением подражателей (мукаллидов).Кратко выражаясь, сподвижники расходились только тогда, когда это былонеизбежно, однако вместе с тем они порицали расхождение и избегали егопри всякой возможности. Что же касается подражателей (мукаллидов),то хотя в подавляющем большинстве случаев у них и есть возможностьизбежать расхождений, они не только не приходят к согласию и нестремятся к единению, а фактически поддерживают расхождение. Тем самыммежду двумя этими расхождениями существует огромная разница.
  Это то, что касается расхождения с точки зрения причин.

  II. Что же касается расхождения с точки зрения воздействия, то оно еще более очевидно.
 Сподвижники (да будет доволен ими Аллах) несмотря на известныерасхождения по второстепенным вопросам, всеми своими силами стремилиськ сохранению внешнего единства, избегая всего, что могло разделить ихиз слов и расколоть их ряды.
  К примеру, среди них были те, ктосчитал обоснованным произнесение «Бисми-Ллях» вслух (во время намаза),и те, кто так не считал; те, кто полагал, что (в намазе) рекомендуетсяподнимать руки, и те, кто был с этим не согласен; те, кто считал, чтоприкосновение к женщине нарушает омовение и те, кто не разделял этомнение. Однако, несмотря на все это, они вместе молились за однимимамом, и никто из них не отказывался совершать намаз за имамом толькопотому, что у них с ним разные мнения (мазхабы).
  Что же касается подражателей (мукаллидов),то их расхождение абсолютно противоположно, ибо оно привело к тому, чтомусульмане разделились в величайшем столпе веры после шахады – намазе.Они отказываются молиться вместе за одним имамом на основании того, чтонамаз имама недействителен либо, по крайней мере, нежелателен дляприверженца иного мазхаба. Мы сами слышали и видели это, как впрочем идругие люди, помимо нас, были тому свидетелями11. Да какможет быть иначе, если в наши дни в некоторых известных книгах мазхабовговорится, что в (приведенных выше) случаях намаз нежелателен либонедействителен. В результате в некоторых соборных мечетях можнообнаружить четыре молитвенных ниши (михраба), где сменяющие другдруга четыре имама руководят (тем же) намазом, а люди дожидаются(очереди) своего имама, тогда как другой имам уже приступил к намазу!
  На самом деле, некоторых подражателей (мукаллидов)расхождения привели к еще худшему результату, например, к запрету навступление в брак между мужчиной ханифитского мазхаба и женщинойшафиитского мазхаба. Затем один из известных ученых ханифитскогомазхаба, которому дали титул «муфти ас-сакаляйн» («муфтий людей иджиннов»), вынес фетву, которая позволяла мужчине ханифитского мазхабажениться на женщине шафиитского мазхаба потому, что «ее положениеодинаково с положением Людей Писания»! «Аль-Бахр ар-Ра'ик».
 Тогда из этого можно сделать вывод – а они подобного рода выводыпринимают и приводят в своих книгах в качестве примеров, – что обратноезапрещено, т.е. женщине ханифитского мазхаба нельзя выходить замуж замужчину шафиитского мазхаба, ибо мусульманке не разрешается вступать вбрак с иудеем либо христианином?!!!
  Эти два примера, которыхсуществует множество, достаточны, чтобы продемонстрировать любомуразумному человеку пагубное воздействие, являющееся результатомрасхождения поздних поколений (мусульман) и их настаивания на нем вотличие от расхождения первых поколений (салафов), которое неоказало какого-либо дурного воздействия на умму. Исходя из этого,первые поколения (мусульман) в безопасности от тех аятов, в которыхзапрещается разделение в вере, в отличие от поздних поколений. Данаправит Аллах всех нас к Своему Прямому Пути!
  О если бы ихвышеупомянутое расхождение ограничивало бы свой вред только ими самимии не распространяло его на других людей, которых призывают к Исламу,ибо тогда это было бы не так горько. Однако, к сожалению, они выносятсвои разногласия на обозрение неверующих во многие города и странымира, а их расхождение служит препятствием вхождению многих людей вРелигию Аллаха!
  В книге «Залям мин аль-Гарб» (стр. 200) уважаемого преподавателя Мухаммада аль-Газали приводится следующий случай:
 «Во время конференции в США, которую проводил Принстонский Университет,случилось так, что один из докладчиков поднял вопрос, который так частозадают востоковеды и люди, выступающие с нападками на Ислам: «Какое изучений мусульмане представляют миру, чтобы более точно определитьИслам, к которому они призывают? Являются ли эти учения таковыми, какони понимаются суннитами? Либо же как они понимаются шиитами-имамитамиили зейдитами? Более того, все эти (группы) разделены внутри себя.Кроме того, одна из этих групп верит в ограниченный прогресс мышления,а другая верит в неизменность мышления, уходящего в старину».
  Врезультате получилось так, что призывавшие к Исламу оставили врастерянности тех, кого призывали, поскольку сами находились врастерянности12.
  В предисловии к труду «Хадиятас-Султан иля Муслими Биляд Джабан», написанного ученым Султаномаль-Масумом (да будет милостив к нему Аллах!) сообщается следующее:
 «Мусульмане Японии, проживающие в городах (Токио и Осаке – прим. автора)на Дальнем Востоке, задали мне ряд вопросов: «Какова истинная сущностьисламской веры? Каков смысл мазхаба? Требуется ли от того, ктоудостоился чести исповедывать исламскую религию, придерживаться одногоиз четырех мазхабов? То есть должен ли он быть маликитом, ханифитом,шафиитом, ханбалитом и т.д., или же этого не требуется?» Эти вопросыбыли заданы из-за того, что здесь произошло большое разделение, ислучился опасный спор, когда несколько человек, принадлежащих к кругамяпонской интеллигенции, захотели войти в исламскую религию иудостоиться чести исповедывать благородную веру. Когда они выказали этожелание в мусульманском обществе, находившемся в Токио, рядпредставителей исламской общины, которые были родом из Индии, сказали:«Для них лучше было бы выбрать мазхаб Абу Ханифы, ибо он – светочуммы»; представители же исламской общины, которые были выходцами изИндонезии (с острова Ява – прим. автора) сказали: «Нет, онидолжны быть шафиитами!» Когда японцы услышали подобные слова, они быликрайне озадачены и отказались от своего первоначального намерения.Таким образом, проблема мазхабов стала препятствием на их пути кобращению в Ислам!!!»


Сомнение третье


 Некоторыелюди полагают, что наш призыв к следованию Сунне и непринятию техвзглядов Имамов, которые противоречат ей, означает полный отказ отследования их взглядам и получения пользы от их иджтихада и мнений.

 Ответ: Подобное утверждение настолько далеко от истины,насколько только это возможно. Более того, оно абсолютно лживо,поскольку наши предыдущие слова со всей ясностью свидетельствуют обобратном. Все, к чему мы призываем, сводится к тому, чтобы перестатьобращаться с мазхабом как с верой (дин), ставить его на одинуровень с Кораном и Сунной в тех случаях, когда происходит обращение кмазхабу при возникновении спора либо извлечении нового суждения поранее не возникавшему вопросу. Ведь именно так в наше время делаютизучающие право при установлении новых положений, касающихся личныхвопросов человека, брака, развода и т.д. вместо того, чтобы обращатьсяк Корану и Сунне для различения правильного от неправильного, истины отлжи.
  Они обосновывают свои действия тем, что «их расхождения –это милость», а также собственной мыслью, преследующей, по их мнению,предоставление всяческих разрешений, поблажек и облегчений! Какпрекрасно сказал Сулейман ат-Тайми (да будет милостив к нему Аллах): «Если бы ты принял разрешения каждого ученого, то собрал бы в себе всякое зло».Это передал Ибн 'Абд аль-Барр в ''Джами Байан аль-'Ильм'' (2/91-91),сказав после цитирования вышеупомянутых слов: «На этот счет существует иджма(единодушное мнение ученых). Мне неизвестно о каком-либо расхождении(по данному вопросу)». Именно всяческое стремление к разрешениям радисамих разрешений мы порицаем, а это согласуется с иджмой, как вы видитесами.
 Что же касается обращения к высказываниям Имамов, получения пользы отих взглядов, а также помощи от их умозаключений в понимании истины там,где они разошлись, и где нет прямого и ясного указания в Коране иСунне, либо же существует необходимость в уточнении (какого-либовопроса), то мы не отвергаем это. На самом деле, мы, наоборот,повелеваем это и побуждаем к этому, ибо от этого ожидается великаяпольза для любого, кто идет по пути, руководствуясь Кораном и Сунной.
 Ученый Ибн 'Абд аль-Барр (да будет милостив к нему Аллах) сказал в «Байан аль-'Ильм» (2/172): «Такимобразом, брат мой, ты должен сохранять основы и уделять им внимание. Изнай, что тот, кто заботится о сохранности сунн и правил, содержащихсяв Коране, кто анализирует мнения правоведов в качестве вспомогательногосредства при собственном иджтихаде, а анализ – это ключ к различнымпутям (решения вопроса) и толкование совокупности сунн, которые могутбыть многозначны, - такой человек не следует безоговорочно мнению ниодного из правоведов так, как необходимо следовать суннам при любыхобстоятельствах. Он не следует правоведам без анализирования (ихаргументов) и в то же время не пренебрегает тем, что приняли самиученые из сохраненных сунн и размышлений над ними. Наоборот, этотчеловек следует за ними в исследовании, понимании и анализе, благодареним за их усилия, от которых он получает пользу и предостережение,восхваляет их за правильные умозаключения, а их большинство, однако неизбавляет их от ошибок, ибо они сами не считали себя свободными от них:именно таков человек, стремящийся к знаниям, который придерживаетсяпути праведных предков (салафов), достиг счастья, созерцаетсобственное благоразумие и следует Сунне своего Пророка, да благословитего Аллах и приветствует, и руководству сподвижников (да будет доволеними всеми Аллах). Однако тот, кто отстраняется от анализирования,отказывается от вышеупомянутого метода, вступает в спор с нормами,соответствующими Сунне, руководствуясь собственным мнением, и желаетиспользовать их только там, куда вывело его собственное умозаключение,– такой человек заблуждается сам и вводит в заблуждение других. Болеетого, тот, кто несведущ в том, о чем мы упомянули выше, ибезответственно занимается вынесением фетв, не обладая знанием, такойчеловек еще более слеп и находится на еще более заблудшем пути». (Конец цитаты Ибн 'Абд аль-Барра. – прим. пер.)


Сомнение четвертое


 Существует и другое широко распространенное заблуждение среди некоторых подражателей (мукаллидов),мешающее им выполнять Сунну, которая расходится (по какому-либовопросу) с их мазхабом: они полагают, что выполнение этой сунны, влечетза собой нахождение ошибок у основателя мазхаба. А для них подобноенахождение ошибок означает оскорбление данного Имама; ведь еслизапрещено оскорблять любого отдельного мусульманина, то, как они могутоскорблять одного из своих Имамов?

 Ответ: Подобного рода рассуждения абсолютно лживы, и они исходятот отклонений в понимании Сунны, ибо как здравомыслящий мусульманинможет приводить такой аргумент?
 Сам Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если судья вынесет решение, проявив усердие (иджтихад),и (его решение) окажется правильным (т.е. соответствующим Корану иСунне), ему полагается две награды (от Аллаха), если же он вынесетрешение, проявив усердие (иджтихад) и ошибется, то ему (полагается) одна награда (от Аллаха)» (Аль-Бухари и Муслим).
 Этотхадис опровергает вышеупомянутый аргумент и отчетливо разъясняет безкаких-либо неясностей, что если кто-то скажет: «Такой-то человекошибся», то смысл этого согласно Шариату: «Такой-то человек получилодну награду (от Аллаха)». Поэтому если этот человек получает однунаграду, по мнению тех, кто обнаруживает его ошибку, то как их можнообвинять в оскорблении?
 Несомненно,что подобного рода обвинения беспочвенны, и любой, кто выдвигает их,должен забрать их обратно, или же он сам окажется тем, кто оскорбляетмусульман, и даже не простых людей, а своих великих Имамов средисподвижников, последователей, Имамов-муджтахидов и других. Так делообстоит потому, что нам достоверно известно о тех фактах, когда этивыдающиеся личности находили ошибки друг у друга и опровергали другдруга13;так скажет ли здравомыслящий человек: «Они оскорбляли друг друга»? Нет!На самом деле в одном из достоверных хадисов передается, что самПосланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, указал наошибку Абу Бакру (да будет доволен им Аллах), когда тот истолковал сонодного мужчины, сказав ему: «В чем-то ты был прав, а в чем-то ошибся» (Аль-Бухари и Муслим). Так оскорбил ли он, да благословит его Аллах и приветствует, этими словами Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) или нет?!
 Одноиз удивительнейших воздействий, которое оказывает подобное заблуждениена своих сторонников, заключается в том, что оно удерживает их отследования Сунне, когда она отличается от их мазхаба, ибо для нихследование ей означает оскорбление Имама, тогда как следование за ним,даже когда это противоречит Сунне, означает уважение и возвеличиваниеего! Тем самым подобные люди настаивают на следовании мнению Имама,чтобы избежать этого предполагаемого оскорбления.
 Этилюди позабыли – я не говорю: «Сделали вид, что позабыли», - что из-заподобных воззрений они впали в нечто гораздо худшее, чем то, чего онипытались избежать. Им следует сказать: «Если следование за кем-тоозначает для вас проявление к нему уважения, а ослушание кого-тоозначает для вас нанесение ему оскорбления, тогда как вы позволяетесебе ослушиваться Сунны Пророка, да благословит его Аллах иприветствует, и не следовать ему, предпочитая вместо этого следовать заИмамом мазхаба в том, что расходится с Сунной, ведь Имам не безгрешен,а оскорбление его не является куфром?! Если вы истолковываете ослушаниеИмаму как его оскорбление, то тогда ослушание Посланника Аллаха, даблагословит его Аллах и приветствует, по сути оскорбляет его ещебольше; на самом деле тогда это открытый куфр, да упасет нас от этогоАллах!» Если им говорится подобное, то они не могут на это ответить, оАллах, кроме одной отговорки, которую мы раз за разом слышим отнекоторых из них: «Мы оставили эту сунну, доверяя Имаму мазхаба, а унего больше знаний о Сунне, чем у нас».
 Ответна данное утверждение может быть дан с разных сторон, которые ужеподробно рассматривались в этом предисловии. Вот почему я ограничусьодним из этих подходов, который, с дозволения Аллаха, являетсяубедительным ответом (на подобного рода заявления).
 Яговорю: Имам вашего мазхаба не является единственным человеком, которыйбольше вас знает о Сунне: на самом деле десятки, даже сотни имамовбольше знают о Сунне, чем вы. Поэтому, если случится, что достовернаясунна расходится с вашим мазхабом, а ей следовал какой-нибудь из этихимамов, то вам при данных обстоятельствах также необходимо принять этусунну. Так следует поступать потому, что ваше вышеупомянутоеутверждение здесь бесполезно, ибо ваш оппонент вам скажет в ответ:«Поистине, мы следуем этой сунне, доверяя нашему Имаму, которыйследовал ей». В таком случае следовать (иттиба')14данному Имаму предпочтительнее, чем следовать Имаму, который разошелсяс этой Сунной». И это разъяснение не скрыто ни от кого, если пожелалВсевышний Аллах.

 Тот, кто имеет пред собой достоверное текстовое свидетельство (насс), не может оправдаться таклидом, ибо для него становится обязательным (ваджиб) следовать (иттиба') непогрешимому тексту (насс). Ведь Всемогущий и Великий Аллах говорит: «Оте, которые уверовали! Отвечайте Аллаху и Посланнику, когда онпризывает вас к тому, что дарует вам жизнь. Знайте, что Аллах – междучеловеком и его сердцем (т.е. может помешать человеку добиться того,что он желает), и что вы будете собраны к нему» (Сура «Трофеи», аят 24).
 А Аллах говорит истину (аль-хакк)и ведет по (прямому) Пути. Он наилучший Покровитель и наилучшийПомощник. Да благословит Аллах Мухаммада, членов его семьи и егосподвижников и да ниспошлет им мир! Хвала Аллаху, Господу миров!

___________________

  1 Таклид (букв. ''подражание'', ''имитирование'',''копирование'') – это деятельность человека, безоговорочноруководствующегося высказываниями и решениями одного из богословов, безобращения к Корану и Сунне, которые могут подтвердить или опровергнутьсправедливость его точки зрения. Человека, который придерживаетсятаклида, называют мукаллидом.
  2Иджтихад (букв. ''старание'', ''усердие'', ''прилежание'') – это деятельность авторитетного богослова, имеющего право самостоятельнорешать такие вопросы религиозно-правового характера, на которые неимеется прямых указаний в Коране и Сунне. Заниматься иджтихадом могуттолько лица, в совершенстве владеющие арабским языком, наизусть знающиеКоран и его толкования, хорошо знающие Сунну и комментарии к ней иотвечающие целому ряду других требований. Человека, который имеет правозаниматься иджтихадом, называют муджтахид.
  3 Слово ихтиляф означает "различение", "расхождение", "разногласие", "противоречие", "раздор".
  4Более подробно см. ''Аль-Ахкам фи Усуль аль-Ахкам'' Ибн Хазма,''Худжжату Ллах аль-Балига'' аль-Дехлави, а также '' 'Икд аль-Джид фиАхкам аль-Иджтихад ва-т-Таклид'' аль-Дехлави, где автор специальнорассматривает данный вопрос.
  5 См. ''Файд аль-Кадир'' аль-Манави (1/209) либо ''Сильсилят аль-Ахадис ад-Даифа'' (1/76, 77).
  6 Ибн 'Абд аль-Барр приводит это высказывание в ''Джами' Байан аль-'Ильм'' (2/81-82).
  7 Там же (2/82, 88-89).
  8 Там же (2/83-84).
  9 Там же (2/89).
 10Ср. с книгами ''Аль-Интика'' (41) Ибн 'Абд аль-Барра, Ибн Асакира''Кашф аль-Мугатта фи Фадль аль-Муватта'' (стр. 6-7) и ''Тазкираталь-Хуффаз'' (1/95) аз-Захаби.
 11 См. 8 главу книги ''Маля йаджуз мин аль-Хиляф'' (стр. 65-72), где вы обнаружите множествопримеров сказанного нами, в некоторых из них фигурируют даже ученые из«Аль-Азхара»!
 12 Здесь я (т.е. шейх Аль-Албани – прим. пер.)говорю: «Последние работы Мухаммада аль-Газали, как, например, недавновышедшая книга ''Сунна Пророка между приверженцами хадисов иприверженцами фикха'' указывают, что он сам относится к числу тех изпризывающих к Исламу, кто «находится в растерянности»! Его работыдолгое время выдавали в нем собственное смятение, собственное искажениеСунны и использование собственного интеллекта в установлениидостоверности либо недостоверности хадисов. Он не обращался ни кпринцам (классификации хадисов) и к самой хадисоведческой науке, ни кспециалистам в данной области, вместо этого называя достоверным такойхадис, который ему нравился, даже если тот был слабым, и называянедостоверным такой хадис, который был ему не по душе, даже еслисуществовало единодушное мнение (ученых), что этот хадис являетсядостоверным.
  Вышеупомянутый подход самым наглядным образомпродемонстрирован им в обсуждении хадисов, содержащихся в егопредыдущей книге ''Фикх ас-Сира'', где он разъясняет свою методологиюпринятия недостоверных хадисов и отказа от достоверных, основываясьлишь на тексте самого хадиса.
  Отсюда читатель может заметить, чтообъективный подход к хадису с точки зрения критики (его цепочкипередатчиков) не имеет ценности в глазах данного автора, ибо онпротиворечит «обоснованному анализу», который сильно отличается уразных людей, ибо то, что является истиной для одного, можетпредставляться ложью для другого! Тем самым весь Ислам становитсязависимым от личных причуд, не имея ни принципов, ни источниковотсылки, кроме личного мнения. Это сильно отличается от подхода ведущихисламских ученых из ранних поколений мусульман, (которыеруководствовались принципом,) что «иснад (т.е. цепочка передатчиковхадиса) – это часть религии; если бы не иснад, то люди бы говорили, чтоим вздумается».
  Последняя из вышеупомянутых книг выявила людям егому’тазилитскую методологию, его тупое неуважение к имамам-хадисоведам ик их многовековым усилиям, направленным на служение Сунне и различениюдостоверных преданий от недостоверных, а также отсутствие у негопризнания усилий имамов-правоведов, заложивших принципы (фикха) иразвивших на их основе другие положения, ибо автор этой книги берет отодних и оставляет от других то, что пожелает, не проявляяпоследовательности к каким бы то ни было принципам или основам!
 13 См. приведенные ранее высказывания имама аль-Музани и хафиза Ибн Раджаба аль-Ханбали.
 14Иттиба' (букв. ''следование'') – это деятельность человека, способногоследовать решениям религиозно-правового характера на основерассмотрения и понимания представленных доказательств из Корана, Сунны,иджмы сподвижников и иджмы ученых-богословов, однако неспособногосамостоятельно решать вопросы религиозно-правового характера. Человека,который способен заниматься иттиба', называют муттаби'.


Мухаммад Насируддин аль-Альбани
20/05/1381 года по хиджре (30 октября 1961 г.)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика