Кто сказал: «Нет бога, кроме Аллаха»

islam

Передают со слов ‘Итбана ибн Малика аль-Ансари (да будет доволен имАллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)сказал:

«Аллах обязательносделает запретным для Огня любого раба, который явится в ДеньВоскресения и который (при жизни) говорил: «Нет бога, кроме Аллаха»,стремясь к лику Аллаха[1]» (Аль-Бухари, № 6423).

*       *      *

Этот хадис многие понимают буквально и думают, что если человекпроизнес эти слова, он уже защищен от Огня и войдет в Рай, даже еслитворил запретное и не совершал обязательного.

Такое понимание хадиса, несомненно, противоречит многим достоверными неоспоримым религиозным текстам, в которых говорится о том, чтомусульманин-грешник будет наказан в Огне за свои грехи, даже еслиумрет, произнося два Свидетельства и веруя в них. Поэтому изучатьтексты и пытаться понять их смысл следует только после того, как мысоберем их все вместе, ничего не отбрасывая. Достоверные хадисыдополняют друг друга, а не противоречат одни другим, и нельзя принятьодин из них и оставить другие, как этого порой хочется людям и как наспытается склонить к этому Шайтан.

Всевышний говорит: «Неужеливы станете веровать в одну часть Писания и отвергать другую часть?Воздаянием тому, кто совершает подобное, будет позор в мирской жизни, ав День Воскресения они будут подвергнуты еще более ужасным мучениям.Аллах не находится в неведении о том, что вы совершаете» (сура 2, аят 85).

Причиной унижения и позора, постигшего в наши дни исламский мир,является то, что сегодняшние мусульмане берут что-то из мусульманскойидеологии и поведения, оставляя при этом остальное. А тот, ктопоступает так, следует отнюдь не Корану – он следует своим прихотям икапризам.

Так как же нам понять данный хадис таким образом, чтобы это не противоречило остальным текстам?

Ученые на этот счет имеют следующие мнения:

1 – В этом хадисе подразумевается слово, которое не упоминается, иесли его подставить в хадис, он не будет противоречить по смыслу другимхадисам. Подобных примеров немало в Коране, в Сунне и просто в арабскомязыке.

Например, Всевышний сказал: «Спроси селения…»(сура 12, аят 82). При этом понятно, что само селение спросить нельзя,ибо оно все равно не ответит. Аят означает: спроси жителей селения.

Всевышний также сказал: «Вам запрещены мертвечина, кровь и мясо свиньи» (сура 5, аят 3). То есть, вам запрещено употреблять их в пищу.

И Он сказал: «Вам запретны ваши матери, ваши дочери, ваши сестры…» (сура 4, аят 23). То есть, вам запрещено жениться на них.

Так же и хадис – его значение: «…того избавит Аллах от вечного пребывания в Огне».То есть верующий, который свидетельствует, что нет бога, кроме Аллаха,не пребудет в Огне вечно, но это не означает, что он туда вообще непопадет. Мусульманин-грешник войдет в Огонь, однако он не останется тамнавечно.

2 – Избавлен от Огня будет верующий, который искренне раскается вовсех своих грехах до того, как к нему придет смерть, в то время, когдапокаяние еще принимается.

А каковы же необходимые условия для того, чтобы покаяние было правильным и принималось Всевышним Аллахом?

1. Оставление грехов и ослушания Аллаха.

Кто лгал, тот должен отказаться ото лжи. Кто слушал песни и музыку,должен оставить это. Кто не читал намаз, должен начать читать его. Акто видел порицаемое, но не делал попыток изменить его, должен начатьпобуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого. И так далее. Вневсякого сомнения, человек, который заявляет о том, что покаялся, но приэтом продолжает совершать грех, лжет, и даже более того – оннасмехается над Всевышним Аллахом. Ведь критерием служат дела иповедение, а не слова и утверждения.

Рассказывают, что однажды охотник стрелял в стаю птиц и попал внекоторых из них. Одна из них, раненная, упала на землю, и охотникприготовился прикончить ее. Погода была холодной и ветреной, и у негопотекли слезы. Тогда раненная птица сказала другой: «Посмотри нажалость охотника к нам! Он плачет». На что другая птица ответила: «Несмотри на слезы, бегущие из его глаз, но смотри на деяния рук его!».

А сколько людей от Ислама берут только имя, от нравственности оставляют лишь хвастовство, а покаяния их – показуха!

2. Сожаление о совершенных ранее грехах.

Это еще один критерий и непременное условие правильного и искреннего покаяния.

Искреннее сожаление – это когда человек желает вернуться в прошлое,чтобы изменить свое поведение, неуклонно выполнять веления Аллаха идолжным образом соблюдать Ислам.

Например: если человек ударил своего сына палкой и нанес ему увечье,какие чувства будет он испытывать всякий раз, глядя на сына и видя, чтоон сотворил с ним? Сердце его будет разрываться, и он, конечно же,будет горько сожалеть о содеянном и сокрушенно вздыхать: «Ах, если бы яникогда этого не делал!».

Это и есть сожаление, которое является признаком искреннего раскаяния.

И человек, который, вспоминая прошлые грехи, не только не чувствует,что совершил нечто порицаемое и дурное, но и готов повторить их снова ирассказывает о них людям с нескрываемой гордостью – такой человек всвоем покаянии просто лжет и пытается обмануть людей. Это человек,который отказался от совершения грехов не из страха перед ВсевышнимАллахом, а просто стыдясь людей и боясь их – потому что он занял такойпост или вошел в такой возраст, в котором он уже не может продолжатьсовершать такие грехи. Общество не приемлет таких деяний от емуподобных. Поэтому он оставляет их, но оставляет, сожалея о том, что неможет вернуться к ним.

Один из примеров искреннего сожаления – когда человек, вспоминаясвои прошлые грехи, плачет от страха перед Аллахом. И когда человекплачет в подобном случае, в одиночестве, это смывает его грехи иочищает его душу от всякой скверны.

3. Решительное намерение не совершать этот грех снова.

Это одно из необходимых условий искреннего покаяния. Предположим,что человек раньше не совершал намаз, а с приходом Рамадана началмолиться, но когда он думает о том, будет ли он продолжать делать это ипосле Рамадана, он решает для себя, что нет, не будет. То есть, оннамеревается снова оставить намаз вплоть до наступления следующегоРамадана. Или он говорит себе: «Я подумаю об этом потом и поступлю всоответствии с обстоятельствами». Этот человек не считаетсяраскаявшимся. Конечно, его ожидает награда за намазы, совершенные им вРамадан, однако при этом ему не прощается его пренебрежение намазом востальные месяцы года.

Итак, необходима решимость, твердая решимость не возвращаться большек тому, что является грехом, а не просто намерение или мысль вроде:«Ну, наверное, я все-таки больше этого делать не буду».

Если человек решительно настроился не совершать больше подобногогреха, но Шайтан все-таки сумел искусить его, он должен раскаятьсявновь.

Сказал Всевышний: «Воистину, Аллах любит кающихся и любит очищающихся» (сура 2, аят 222).

«Кающиеся», о которых упоминается в аяте – это те, кто, совершивгрех, спешат совершить покаяние. При этом покаяние их каждый разсопровождается решительным намерением не возвращаться к этому грехувновь. Человек же, который ослушивается Аллаха, а затем раскаивается насловах, но каждый раз, как только представится возможность, сновавпадает в тот же грех без малейших колебаний, не относится к кающимся.Кающийся – это человек, который твердо решил больше не возвращаться кгреху.

4. Возвращение людям того, что им причитается.

Это также является необходимым условием искреннего покаяния. Потомучто кающийся, как мы уже сказали, мечтает повернуть время вспять, чтобыудержаться от того, что совершил. А кто чувствует себя именно так, тотнепременно возвращает людям несправедливо отнятое у них, возмещает имущерб и заглаживает нанесенные обиды.

Если были ущемлены права людей, он возвращает им все, что возможновозвратить. Взяв у кого-то деньги без права, он возвращает их. А еслион не знает хозяина этих денег, но у него есть надежда встретиться сним в будущем, он сохраняет эти деньги у себя, чтобы вернуть  их припервой возможности. Если же он не знает хозяина этих денег иливстретиться с ним в будущем не представляется возможным, он отдает этиденьги неимущим, чтобы не оставлять у себя запретное.

Если же возместить нанесенный ущерб невозможно, он просит прощения.Например, человек, который обругал другого человека или причинил емустрадания или неудобства, а затем попросил прощения. Если пострадавшийпростит его добровольно от чистого сердца, то считается, что совестьчеловека освобождается от права людей.

А тот, кто злословил о другом человеке, должен лично опровергнутьсказанное в присутствии тех, кто слышал его слова, если это возможно.Например, он говорит: «Мне стало ясно, что мои слова неверны, итакой-то не имеет никакого отношения к сказанному мною». После этого онхвалит этого человека, упоминая действительно имеющиеся у негодостоинства, или же просит прощения у него самого.

Что же касается прав Всевышнего Аллаха, то, вероятнее всего, ихвозмещение тоже является необходимым условием покаяния, и кто раскаялсяи на его совести невыплаченный закят, непрочитанные намазы или пост,тот должен выполнить их и восстановить.

На это указывает хадис, передаваемый Ибн Аббасом: «Пришелодин человек к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) исказал: «О, Посланник Аллаха! Моя мать умерла, а за ней долг – пост вРамадан. Выдержать ли мне его вместо нее?». Он ответил: «Да. ДолгАллаху больше всего заслуживает того, чтобы его вернуть» (Аль-Бухари, № 1953).

Здесь необходимо обратить внимание на то, что Пророк (да благословитего Аллах и приветствует) в своем ответе не ограничился простым «Да»,но еще и указал общее правило, касающееся поста и других прав Аллаха,сказав: «Долг Аллаху больше всего заслуживает того, чтобы его вернуть».Под этим правом подразумеваются все права Аллаха, более того, их нужновозмещать прежде, чем права людей.

Что же до утверждения о том, что намаз возмещать не надо, то оно основано на мнении, что оставивший намаз является неверующим, и принявИслам, он не возмещает ничего из упущенного ранее. Однако хадисы, еслиих собрать вместе, не подтверждают это мнение. На него указывают лишьнекоторые хадисы, и то при условии буквального их понимания. Если же мырассмотрим все имеющиеся хадисы на данную тему, нам станет ясно, чтотот, кто оставляет намаз, отрицая его обязательность, являетсяневерующим. А тот, кто оставляет намаз, не отвергая при этом егообязательности и не высмеивая его, тот являетсямусульманином-грешником, но никак не неверующим.

Самым веским доказательством этого служит хадис, передаваемый АбуСаидом аль-Худри (да будет доволен им Аллах), в котором говорится: «…и Он выведет (из Огня) людей, которые никогда не делали ничего благого…» (Муслим, № 183).

Это означает, что они не совершали намаз, не постились и несовершали никаких благих деяний, и вместе с тем, они войдут в Рай послетого, как будут подвергнуты наказанию в Огне. А если бы они былиневерующими, они ни за что не вошли бы в Рай… И это – мнениебольшинства ученых.

Если же совершаемый грех исправить невозможно – как грех того, ктопил вино – то в этом случае достаточно исполнения других необходимыхусловий покаяния. При этом такому человеку следует, в добавление кобязательному, совершать как можно больше желательных дел, за которыерабам Аллаха причитается награда. Всевышний Аллах говорит: «Воистину, добрые деяния удаляют дурные» (сура 11, аят 114).

Если все необходимые условия будут выполнены, покаяние примется. Сказал Всевышний: «Воистину,Аллах обязался принимать покаяния тех, которые совершают дурнойпоступок по своему невежеству и вскоре раскаиваются. Их покаяния Аллахпринимает, ведь Аллах – Знающий, Мудрый. Но бесполезно покаяние длятех, кто совершает злодеяния, а когда к нему приходит смерть, говорит:«Вот теперь я раскаиваюсь», – и для тех, кто умирает неверующим. Дляних Мы приготовили мучительные страдания» (сура 4, аяты 17-18).

Покаяние принимается только в предназначенное для этого время, то есть до того, как наступит одно из двух:

1 – Предсмертный хрип.

Имеется в виду такое состояние (а Аллах знает обо всем лучше), когдастановится ясно, что человек умирает, и в этом не остается никакихсомнений. Например, человек уже видит Ангела смерти, или ангеловнаказания или нечто подобное. В таком состоянии покаяние уже непринимается, потому что оно подобно покаянию Фараона, который уверовал,когда понял, что тонет и ему уже не спастись.

Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) передал слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Поистине, Аллах принимает покаяние раба до тех пор, пока тот не начнет издавать предсмертный хрип» (Ат-Тирмизи, № 3603, хороший хадис).

2 – Восход солнца на Западе незадолго до Судного Дня.

На это указывает аят: «Неужелиони ожидают чего-либо помимо того, что к ним явятся ангелы, или явитсятвой Господь, или явятся некоторые из знамений твоего Господа? В тотдень, когда явятся некоторые знамения твоего Господа, вера не принесетпользы душе, если она не уверовала прежде или не приобрела благодарясвоей вере благо. Скажи: «Ждите, и мы тоже подождем» (сура 6, аят158).

К тому же, Абу Хурейра сказал: «ПосланникАллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто покаялсядо того, как солнце взойдет на Западе, его покаяние примет Аллах» (Муслим, № 2703).

Методы Шайтана, которыми он отдаляет человека от покаяния:

Шайтан, увидев, что человек задумался о покаянии, не сидит сложаруки, потому что покаяние человека делает тщетными все усилия Шайтана,которые он приложил, чтобы склонить человека к греху. А ему, конечноже, не хочется, чтобы его труды пропали даром, поэтому наибольшуюактивность он проявляет, когда человек задумывается о покаянии, а такжекогда он находится при смерти.

Однако какими путями Шайтан отвращает человека от покаяния? Путей этих много, и вот важнейшие из них:

1. Приукрашивание.

Шайтан не приходит к человеку, прямо побуждая его совершать зло илизапрещая делать добро. Он избирает душу орудием обольщения. Душа, какмы уже говорили, тянется к наслаждениям. И Шайтан идет именно по этомупути. Он напоминает человеку об удовольствии, которое приносит данноедействие, о том, что кроется в этом действии приятного, из того, чтотак любит душа, к чему она склоняется... Когда мусульманин слышиттемной и холодной ночью азан, возвещающий о наступлении времениутреннего намаза, Шайтан говорит ему: «Спи! Ведь постель теплая, а тытак устал, ты утомлен, ты хочешь спать…». А если Рамадан в какой-то годпопадает на лето, когда дни длинные и жаркие, Шайтан напоминаетчеловеку о прохладной воде, приятном питье и блюдах, которые любит егодуша. При этом он называет запретные вещи другими именами, чтобычеловек не бежал от них. Отказ от повиновения Аллаху он называетраскрепощением, ростовщичество именует процентами и прибылью, вино –напитками для души, а танцы и песни – искусством. И так далее.

2. Обман.

Шайтан пытается обмануть разум и убедить его в том, что то, что онсчитает запретным (харам), на самом деле является дозволенным (халяль),и ничего страшного в нем нет. При этом он использует некоторые из рядавон выходящие и безосновательные утверждения, касающиеся этих вещей.

Если человек собирается взять процентную ссуду под строительстводома, Шайтан говорит ему: «Это не харам. Ведь у тебя нет намеренияэксплуатировать людей. Ты просто желаешь иметь крышу над головой длясебя и своих детей, только и всего. Так что же тут запретного?».

А если у человека появляется желание послушать музыку и песни,Шайтан говорит ему: «Почему ты лишаешь себя этого? Ведь некоторыеученые дали фетву о том, что музыка разрешена. К тому же, онауспокаивает душу и нервы и никому не вредит. Как же она может бытьзапретной?».

А человек не задумывается о том, что мерилом запретного идозволенного являются аяты и хадисы, а не мнимые пользы и выгоды,которые некоторые люди находят в том, что запрещено Шариатом.

Когда человек собирается поститься в Рамадан, Шайтан говорит ему:«Разговение для тебя не харам. Ведь ты – студент. У тебя экзамены,поэтому тебе можно и не поститься. Более того, оставление поста длятебя может быть даже обязательным».

Если человек решает отказаться от рукопожатия и совместногопребывания с женщинами, Шайтан приходит и говорит ему: «Этим тыотпугиваешь людей от Ислама. Здоровайся за руку с женщинами и сидивместе с ними. Этим ты докажешь им, что Ислам – религия либерализма ицивилизованных взаимоотношений».

3. Откладывание на потом.

Шайтан использует далеко летящие мечты и надежды человека, чтобыотвратить его от покаяния и благих дел. Видя, что предыдущие дваспособа не помогают и человек решительно настроен на покаяние, Шайтанговорит ему: «Это, конечно, неплохо, что ты собираешься покаяться. Но кчему спешить, ведь ты в расцвете молодости? Подожди до окончанияучебы». А когда он окончит учебу, Шайтан говорит ему: «Подожди, пока ненайдешь работу». А когда он найдет работу, Шайтан говорит ему: «Подождидо женитьбы. Ведь вступление в брак – половина религии, и оно поможеттебе покаяться». А когда он создает семью, Шайтан говорит ему:«Подожди, пока не обеспечишь свое будущее и будущее своих детей». Потомон говорит ему: «Подожди, пока не совершишь хадж – покаяние после хаджалучше, потому что ты вернешься после него таким, как в тот день, когдародила тебя мать»… И так до тех пор, пока у него не пройдет желаниепокаяться из-за многолетнего откладывания на потом, или пока не унесетего смерть до того, как он успеет покаяться. И если он умирает допокаяния, Шайтан вздыхает с облегчением, выиграв свою войну с человеком.

Человек, когда Шайтан нашептывает ему нечто подобное, долженвспомнить о том, что смерть может прийти внезапно. Сколько людей леглиспать в своем доме, среди своих родных, будучи вполне здоровыми, и непроснулись утром, или проснулись, но не дожили до вечера. И сколькогородов, в которых люди жили спокойной жизнью, даже не помышляя осмерти, было разрушено землетрясениями, во время которых сложилисьсотни домов и погибли тысячи людей за считанные мгновения.

А кто гарантирует нам, что мы проживем еще несколько мгновений и успеем покаяться в них?!

4. Преуменьшение греха.

Это еще один из способов Шайтана. Он говорит: «Отчего ты каешься? Ичто ты сделал такого, чтобы каяться? Ты по сравнению с другими один изнемногих избранных, а покаяние предназначено для людей, совершающихсерьезные грехи и в большом количестве. А ты к их числу непринадлежишь, вот и не занимай себя этим. Даже если бы ты грешил вдвоебольше, твои грехи все равно были бы ничтожно малыми по сравнению сгрехами других. Аллах – Прощающий, Милосердный, и Он не взыскивает слюдей за подобные прегрешения».

5. Обещание трудностей после покаяния.

Покаяние требует от человека последующей приверженности прямомупути, послушания Аллаху и неуклонного исполнения Его велений. Апридерживаться прямого пути нелегко, к тому же это становится причинойвраждебного отношения со стороны тех, кто с этого пути сошел и недумает каяться. И Шайтан говорит человеку: «Зачем тебе каяться, обрекаясебя на преодоление этих трудностей, и терять давних друзей? К тому же,люди никогда не поверят в то, что ты действительно раскаялся. Они будутсмеяться над тобой и говорить: «Посмотрите на него – заядлый грешникходит в мечеть и молится!».

6. Отчаяние.

Этот метод может оказаться успешным с некоторыми людьми, у которыхмного грехов, и страха в их сердцах больше, чем надежды. Шайтанприходит к ним и говорит: «Поистине, Аллах не принимает покаяниечеловека, грехи которого так велики, как твои. Как примет Аллах твоепокаяние, когда ты делал то-то и то-то?». И он напоминает ему осовершенных им грехах.

Итак, Шайтан внушает человеку, что Аллах не примет его покаяние и, таким образом, удерживает его от покаяния.

Но человек должен помнить Слова Всевышнего: «СкажиМоим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесьв милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает все грехи, ибо Он –Прощающий, Милосердный» (сура 39, аят 53).

Отчаяние – это новый отдельный грех. Сказал Всевышний: «Кто же отчаивается в милости своего Господа, кроме заблудших?!» (сура 15, аят 56).

И сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «АллахВсевышний сказал: «О, сын Адама, поистине, Я буду прощать тебя, необращая внимания (на то, какие грехи ты совершил), до тех пор, пока тыне перестанешь взывать ко Мне и надеяться на Меня! О, сын Адама, еслисовершишь ты столько грехов, что достигнут они туч небесных, а потомпопросишь у Меня прощения, то Я прощу тебя! О, сын Адама, поистине,если придёшь ты ко Мне с (таким количеством) грехов, что заполнят онисобой чуть ли не всю землю, но встретишь Меня, не поклоняясь наряду соМной ничему иному, Я обязательно дарую тебе прощение, которое покроетсобой все эти грехи!» (Ат-Тирмизи, хороший достоверный хадис).

Эта великая милость ожидает того, кто принесет искреннее покаяние ссоблюдением всех необходимых условий, о которых мы уже говорили. Иаятов и хадисов, указывающих на это, великое множество.

Что же до тех, кто желает совершить как можно больше всегозапретного и греховного, а потом покаяться в конце жизни, думая, чтотаким способом можно объединить мирские наслаждения и покаяние и заоднополучить прощение Аллаха… За ними Аллах наблюдает и поджидает их. Пустьже они вспомнят Слова Всевышнего: «Они хитрили, и Аллах хитрил, а ведь Аллах – Наилучший из хитрецов» (сура 8, аят 30).

Человек может обмануть другого человека, но он никогда не обманет Аллаха: «Онипытаются обмануть Аллаха и верующих, но обманывают только самих себя ине осознают этого. Их сердца поражены недугом. Да усилит Аллах ихнедуг! Им уготованы мучительные страдания за то, что они лгали» (сура 2, аят 9,10).

Кто вел себя так по отношению к Всевышнему Аллаху, того подвергнетОн такому наказанию, на которое он никак не рассчитывал, и сделаеттщетными все его ухищрения. Он пошлет ему внезапную смерть, не дав емувозможности раскаяться во всем, что он делал. Или же отвернется от негоАллах, когда наступит его смертный час, и будет он подвергнут испытаниюв могиле, и не утвердит Он его, и не поможет ему противостоять Шайтану,который попытается заставить его отречься от веры, чтобы он стал однимиз обителей Огня.

Некоторые ученые сказали: «Шайтан может прийти к умирающему в образеего покойного отца, например, и сказать: «Сынок (при этом он будетплакать и делать вид, что желает ему только добра и дает искреннийсовет), поистине, я забочусь только о твоем благе. Не умираймусульманином. Умри христианином (иудеем…)». И если человек этотследовал прямым путем Аллаха и был искренним по отношению к Нему, Аллахутвердит его на Истине. Если же он вилял и исхитрялся, пытаясь обманутьАллаха, Он оставит его, и вполне возможно, что он умрет неверующим ивечно пребудет в Огне. Сказал Всевышний: «Аллахподдерживает верующих твердым словом в мирской жизни и в Мире Вечном. Анесправедливых Аллах вводит в заблуждение – Аллах вершит то, чтопожелает» (сура 14, аят 27).

А теперь вернемся к мнениям ученых относительно хадиса: «Аллахобязательно сделает запретным для Огня любого раба, который явится вДень воскресения и который (при жизни) говорил: «Нет бога, кроме Аллаха», стремясь к лику Аллаха».

3 – Хадис этот предшествовал появлению норм Шариата, определяющихобязательное и запретное, и в тот период от мусульманина не требовалосьничего, кроме свидетельства: «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – Посланник Аллаха». Что же касается действий, вроде обрядов поклонения, то они еще не были вменены в обязанность мусульманам.

Многим людям это мнение кажется сильным, однако, на самом деле, онослабое. На это указывает то, что передатчик хадиса – один из ансаров, ичто Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал эти слова,находясь в доме этого сподвижника в Медине. А в это время, вне всякогосомнения, уже существовали некоторые нормы Шариата и были определенынекоторые обязанности мусульман и существовали определенные запреты.

Поэтому это мнение следует отвергнуть.

4 – Огонь не коснется не того, кто просто произнес эти слова своимязыком, а того, кто делает все то, что предполагают эти слова. Кто-томожет спросить: «А где об этом говорится в хадисе?». Ответ заключаетсяв том, что хадис этот следует понимать вместе с другими хадисами на этутему, а не в отдельности. К тому же, на это указывает и сам хадис, аименно слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):«Стремясь к лику Аллаха». Это означает, что человек должен произнестиэти слова искренне, а дела искреннего человека не расходятся с егословами. А кто сказал эти слова своим языком, тогда как дела его с ниминикак не согласуются, того нельзя назвать искренним. Это – лицемер.

Что же касается значения слов: «Нет бога кроме Аллаха»,то оно, как говорят ученые, включает в себя Единобожие Господства(таухид ар-рубубиййа), Божественности (таухид аль-улюхиййа) и Имен иКачеств Аллаха (таухид аль-Асма’ ва-с-Сыфат). Поговорим об этомподробно:

1. Единобожие Господства (таухид ар-рубубиййа).

Это твердая вера в то, что один только Аллах является Творцом всего,и только Он распоряжается во Вселенной, и нет у Него никакихсотоварищей.

То есть, таухид ар-рубубиййа состоит как бы из двух половин: творение и распоряжение.

Мусульмане в наше время не сомневаются в том, что Творцом являетсяодин лишь Аллах. Однако этого недостаточно. Необходима такжеубежденность в том, что Он один распоряжается во Вселенной. СказалВсевышний: «Несомненно, Он творит и повелевает» (сура 7, аят 54).

Сотворив Вселенную, Аллах не оставил Свои творения без велений изапретов и не предоставил их самих себе, чтобы они жили беспорядочно,не зная законов, регулирующих всю их жизнь. Он – Творец иРаспорядитель, и как творит только Он, так и создает законы тоже толькоОн, и нет у Него в этом сотоварищей.

Сказал Всевышний: «Решение принимает только Аллах. Он повелел, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него. Это и есть правая вера» (сура 12, аят 40).

И сказал Он: «Или же у них есть сотоварищи, которые узаконили для них в религии то, чего не дозволил Аллах?» (сура 42, аят 21).

Поэтому, кто считает, что какой-то человек, законодательный совет,общество или человечество в целом имеет право создавать законы, тот придает Всевышнему Аллаху сотоварищей, совершая тем самым ширк, которыйвыводит его из Ислама.

И кто убежден, что творения, поодиночке или собравшись вместе,способны сами по себе приносить пользу или вред, оживлять и умерщвлять,давать пропитание или лишать его или делать нечто подобное без волиВсевышнего Аллаха на то, тот придает Аллаху сотоварищей (то естьсовершает ширк) и является неверующим, даже если он повторяетсвидетельство Единобожия с утра до вечера, и даже если он совершаетнамаз, постится, совершает хадж и утверждает, что он – мусульманин.

Сказал Всевышний: «Скажи: «ОАллах, Владыка царства! Ты даруешь власть, кому пожелаешь, и отнимаешьвласть, у кого пожелаешь. Ты возвеличиваешь, кого пожелаешь, иунижаешь, кого пожелаешь. Все благо – в Твоей Руке. Воистину, Тыспособен на всякую вещь. Ты удлиняешь день за счет ночи и удлиняешьночь за счет дня. Ты выводишь живое из мертвого и выводишь мертвое изживого. Ты даруешь удел безо всякого счета, кому пожелаешь» (сура 3, аяты 26-27).

И сказал Он: «Воистину, Аллах является Наделяющим уделом, Обладающим могуществом, Крепким» (сура 51, аят 58).

Он один – Дарующий пропитание, и нет у Него в этом сотоварищей, и Он один приносит пользу, и Он один управляет миром.

Передает Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «…изнай, что ежели соберется (весь) род людской, дабы сделать что-нибудьполезное тебе, они помогут тебе лишь только тем, что уже предписанотебе Аллахом, и ежели они соберутся, дабы сделать что-нибудь вредноетебе, они навредят тебе лишь только в том, что уже предписано тебеАллахом, – перья подняты и свитки высохли» (Ат-Тирмизи, хороший достоверный хадис).

2. Единобожие Божественности (таухид аль-улюхиййа).

Это твердая вера в то, что один лишь Аллах достоин абсолютной покорности и  безусловного подчинения.

Этот вид Единобожия логически вытекает из Единобожия Господства.Ведь если один лишь Аллах является Творцом, Дарующим удел, Умертвляющими Оживляющим, и т.д., значит, Он один заслуживает беспрекословногоподчинения и абсолютной покорности, и нет Ему в этом сотоварищей. Такпочему же мы подчиняемся другим и ослушиваемся Его, Всевышнего? Какиепричины существуют для этого? Творения ни самим себе, ни другим немогут принести ни пользы, ни вреда. Почему же тогда им подчиняются ипоклоняются?

И это послушание – не только в том, что касается поклонения, этотакже подчинение всему, что предписал Аллах во всем, что касается нашейземной и Вечной Жизни – в поклонении, взаимоотношениях между людьми, втом числе и деловых, и нравственности. И подтверждений этому много, втом числе Слова Всевышнего: «Разве ты не видел тех, которые заявляют,что они уверовали в ниспосланное тебе и в ниспосланное до тебя, нохотят обращаться на суд к тагуту, хотя им приказано не веровать в него?Шайтан желает ввести их в глубокое заблуждение. Когда им говорят:«Придите к тому, что ниспослал Аллах, и к Посланнику», – ты видишь, каклицемеры стремительно отворачиваются от тебя. А что будет, когда бедапостигнет их за то, что уготовали их руки, после чего они придут к тебеи будут клясться Аллахом: «Мыхотели только добра и примирения»? Аллах знает, что у них в сердцах.Посему отвернись от них, но увещевай их и говори им наедине (или говориим о них) убедительные слова. Мы отправили посланников только для того,чтобы им повиновались с дозволения Аллаха. Если бы они, поступивнесправедливо по отношению к себе, пришли к тебе и попросили прощения уАллаха, если бы Посланник попросил прощения за них, то они нашли быАллаха Принимающим покаяния и Милосердным. Но нет – клянусь твоимГосподом! – они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всемтом, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснениеот твоего решения и не подчинятся полностью» (сура 4, аяты 60-65).

И кто одобряет иные законы, кроме закона Аллаха и доволен ими, и ктодобровольно и по своему выбору обращается к законам, установленным неАллахом, тот является неверующим и придает Аллаху сотоварищей вБожественности, совершая ширк, даже если он утверждает, что верует вАллаха, Его Посланника и Судный День.

Так же и человек, который правит не по закону Аллаха, но по законам,созданным людьми, считая, что эти законы лучше закона Аллаха или неуступают ему, и он должен править именно по ним. Он является неверующими совершает ширк, и аяты говорят об этом совершенно ясно. СказалВсевышний: «Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими» (сура 5, аят 44). И сказал Он: «Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются несправедливыми» (сура 5, аят 45). И сказал Он: «Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются нечестивцами» (сура 5, аят 48).

И каждый, кто не правит согласно тому, что ниспослал Аллах, считая,что решения и постановления людей лучше и справедливее постановленийАллаха и более достойны того, чтобы их исполнять и следовать им, тотневерующий, несправедливый человек и грешник. Потому что тот, ктоверит, что какой-то человек, комитет или законодательный совет способенпридумать законы лучше, чем закон Всевышнего Аллаха – потому что этотчеловек или комитет знает больше, чем Аллах, и он

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика