Вопрос 54, На сколько частей подразделяется то, на что указывают собой прекраснейшие имена, с точки зрения содержания этих указаний?
Ответ,Они подразделяются на четыре части:
1 - Аллах - общееимя, включающее в себя все значения прекраснейших имён, в силу чего всеостальные имена являются его атрибутами.
Так, например,Аллах Всевышний сказал:
«Он - Аллах, Творец, Создатель, Придающий форму».
Сбор, 24.
Можно привести впример и другие аяты. По той же причине это имя никогда не употребляется какподчинённое другим именам.
2 - То, чтовключает в себя какой-нибудь сущностный атрибут Аллаха Всемогущего и Великого.Примером может служить такое имя Всевышнего как Слышащий (ас-Сами,),включающее в себя указание на Его слух, посредством которого, Он слышит всезвуки, причём для Него безразлично, тайными они являются или явными.
Другим примеромслужит такое имя Аллаха как Видящий (аль-Басыр), включающее в себя указание наЕго зрение, которому доступно всё то малое и большое, что только можновоспринимагь с помощью зрения.
Третьим примеромслужит такое имя Аллаха как Знающий (аль- 'Алим). включающее в себя Еговсеобъемлющее знание, о котором Аллах Всевышний сказал так:
«Не укрывается от Него ничто даже весом с пылинку ни внебесах, ни на земле. И нет ничего такого, что было бы меньше или больше этого,чего не было бы в Писании ясном.»
Cаба, 3
Что же касаетсятакого имени Аллаха как Могущественный (аль-Кадир),то оно включает в себяуказание на Его абсолютное могущество, в силу которого Он может создавать всё,уничтожать всё и т.д.
3 - Такие имена, которые содержат в себеуказания на атрибуты действий Аллаха, например, Творец (аль-Халик), Дающийсредства к жизни (ар-Разик), Создатель (аль-Бари/), Придающий форму(аль-Мусаввир) и т.д.
4 - Такие имена, которые содержат в себеуказания на то, что Всевышний лишён каких бы то ни было недостатков, например,Пресвятой (аль-Куддус) и Мир (ас-Салям)[1].
[1] Корень этого словасостоит из букв "син', "лям" и "мим", а однокоренной сним глагол "салима" означает - спасаться; избавляться; бытьсвободным. Применительно к Аллаху это является указанием на то, что Он свободенот любых недостатков. Таким образом, перевод данного имени Аллаха как"Мир" не вполне адекватен в том смысле, что одно только это слово неотражает всех значений арабского слова «ас-Салям» не говоря уже о всехвозможных его толкованиях. То же самое относится практически ко всем именамАллаха Всевышнего.