Вопрос 164. Каковы установления шариата относительно колдовства и колдунов?
Ответ.Колдовство действительно существует, что же касается его воздействия, то это -не более чем совпадение с предопределённым, как указал на это Аллах Всевышний,который сказал:
«И (люди) учились у них[1] тому, как разлучатьмужа с его женой, однако с помощью этого они могли повредить кому-нибудьтолько с позволения Аллаха.»
Корова, 102
О воздействииколдовства сообщается также в достоверных хадисах[2].
Что же касаетсяколдуна, то он является неверным, если его умение колдовать воспринимается имот шайтанов, как говорится .об этом в вышеупомянутом аяте из суры"Корова", ведь Аллах Всевышний сказал:
«И ни тот, ни другой не обучали никого, не предупредив(предварительно): "Поистине, мы только искушаем, не будь же неверующим!"И (люди) учились у них тому, как разлучать мужа с его женой, однако с помощьюэтого они могли повредить кому-нибудь только с позволения Аллаха. И ониобучались тому, что им вредит и не приносит пользы (, хотя и) знали, что в миревечном не будет доли тому, кто приобрёл это[3]».
Корова, 102
[1] Здесь речь идёт обангелах Харуте и Маруте, которые обучали людей колдовству в Вавилоне,предупреждая их об этом.
[2] Колдовство действительноможет оказывать воздействие, чего не станет отрицать никто, кроме упорствующихили неверующих в то, что было ниспослано Мухаммаду, (с.г.с.), ведь даже он,лучший из людей и господин потомков Адама, подвергся воздействию колдовстваодного человека из племени бану зурайк по имени Лябид Ибн аль-А'сам, чтопродолжалось в течение шести месяцев. В "Фатх аль-Бари" Ибн Хаджарприводит слова аль-Мазири, который сказал: "Некоторыеиз приверженцев нововведений отрицали достоверность этого хадиса, утверждая,что он умаляет значение пророчества и внушает людям сомнение в нём. Ониговорили: "Несостоятельно всё то, что имеет подобный смысл ", - иутверждали, что допущение этого подрывает доверие к тем законам, которые ониустановит, так как если исходить из достоверности таких сообщений, то можнодопустить и то, что пророк, (с.г.с.), видел Джибрила там, где на самом деле егоне было, как и то, что ему только казалось, будто ему ниспосылаются откровения,тогда как на самом деле ему ничего не ниспосылалось",
Аль-Мазири такжесказал: "Все подобные заявлениядолжны быть отвергнуты, поскольку существуют указания на достоверность того,что пророк, (с.г.с.), передавал людям от Аллаха Всевышнего, и на то, чтопередавая это, он был защищён от всяких посторонних влияний. Свидетельством,подтверждающим эту мысль, могут служить чудеса, а всё то, что указывает напротивоположное, является несостоятельным. Если же говорить о том, что связанос некоторыми мирскими делами, не ради которых он был послан к людям и не радикоторых им было направлено послание, то он мог подвергаться воздействию этогокак и все прочие люди, что касается, например, болезней. Ввиду этого вполнеможно допустить, что ему показалось что-нибудь не существовавшее на самом деле,если речь идет о мирских делах, тогда как а делах религиозных ему былаобеспечена защита ".
[3] То есть: тому, ктонаучился колдовству вопреки запрету Аллаха.