Времена, места, ситуации и положения, в которых принимается мольба
Времена, места, ситуации и положения, в которых принимается мольба92
Есть времена, места, ситуации и положения, в которых мольба принимается. Например:
В ночь предопределения (ляйлят аль-Кадр).
Сообщается, что Аиша сказала: (Однажды) я спросила: «О посланник Аллаха, скажи, если я узнаю (о
наступлении) ночи Предопределения, что мне следует говорить?» Он сказал: «Говори:
"О Аллах, поистине, Ты - Прощающий, Ты любишь прощать, так прости же меня!"» (Аллахумма, инна-кя 'Афуввун тухыббу-ль-'афва, фа-'фу 'анни93 ( Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший достоверный хадис».)
Посреди ночи и в предрассветное время:
Всевышний Аллах, описывая верующих, сказал:
А перед рассветом они молят о прощении. (51:18)
Передают со слов Абу Хурайры что посланник Аллаха
сказал: «С наступлением последней трети каждой ночи Всеблагой и Всевышний Господь наш нисходит к нижнему небу, говоря: “Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня (о чём-нибудь), чтобы Я даровал ему (это)? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его94
По окончанию обязательных молитв:
Сообщается, что Абу Умама сказал: (Однажды) посланника Аллаха
спросили: «На какую мольбу (есть больше всего надежды) получить ответ?» Он сказал: «(На ту, с которой к Аллаху обращаются) посреди ночи, а (также) после предписанных молитв». ( Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший хадис95
Посланник Аллаха дал наставление Муазу говорить после каждой обязательной молитвы:
"О Аллах, помоги мне поминать Тебя, и благодарить Тебя, и должным образом поклоняться Тебе96
Есть разногласия по поводу того, следует ли произносить эту мольбу во время молитвы или после неё?
Ибн аль-Кайим сказал: «В конце молитвы может означать до приветствия и после него. наш шейх (ибн Таймия) считал, что скорее всего это до приветствия. Я переспросил у него об этом, и он ответил: «В конце или сзади (
) каждой молитвы. Можно сказать сзади животного, а зад является частью животного97
Шейх Мухаммад ибн Усаймин сказал: «Зад это конец чего-то, это может быть частью его или вещью после него».
Он предпочёл мнение, что сзади каждой молитвы, т.е. до приветствия в ней.
Он также сказал: «Любые мольбы в конце молитвы - это до приветствия, а любые поминания Аллаха в конце молитвы – это после приветствия. Как, например, в слове Всевышнего Аллаха:
Когда вы завершите намаз, то поминайте Аллаха стоя, сидя или лежа на боках. (4:103)
Между азаном и каматом:
Передают со слов Анаса что посланник Аллаха
сказал: Мольба, (с которой обращаются) к Аллаху между азаном и икамой, не отвергается. ( Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший хадис98
Во время призыва на обязательную молитву:
Передают со слов Сахля бин Са'да что посланник Аллаха
сказал: Две (мольбы) не отвергаются ( или : ... отвергаются редко): мольба(, с которой к Аллаху обращаются) во время призыва к молитве, и мольба(, с которой к Аллаху обращаются) во время битвы, когда (противники) сходятся друг с другом. ( Этот хадис с достоверным иснадом приводит Абу Дауд.)
Во время столкновения рядов противников в бою, исходя из вышеприведённого хадиса.
во время ниспослания дождя:
Сообщают со слов Сахля ибн Сада что посланник Аллаха
сказал: «Две мольбы не отвергаются: мольба во время призыва и мольба под дождём99
Час в ночи:
Сообщается, что Джабир сказал: Я слышал, как посланник Аллаха
сказал: «Поистине, есть ночью такой период, когда Аллах Всевышний обязательно дарует человеку, исповедующему ислам и обращающемуся к Нему с мольбой о каком-нибудь из благ мира этого или мира иного, (то, о чём он просит Его в это время,) и это (бывает) каждую ночь». ( Муслим100
Час в пятницу:
Передают со слов Абу Хурайры что (однажды) посланник Аллаха
упомянул о (достоинстве) пятницы, сказав: «Есть в (пятницу такой) период, когда Аллах обязательно дарует (Своему) рабу, исповедующему Ислам и неизменно обращающемуся с мольбами к Аллаху, то, о чём он попросит (Его в это время)»— после чего сделал рукой знак(, желая) указать на непродолжительность этого периода времени. ( Аль-Бухари; Муслим)
Учёные разошлись во мнениях по поводу определения этого времени. Некоторые считают, что оно наступает, когда входит в мечеть имам, другие считают, что оно наступает после предвечерней молитвы. Это мнение предпочёл имам ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах101
во время питья воды Зам-зам. Сообщают со слов Джабира что посланник Аллаха
сказал: «Вода Зам-зам для того, для чего она пьётся102
во время земного поклона:
Передают со слов Абу Хурайры что посланник Аллаха
сказал: Ближе всего к своему Господу раб оказывается во время совершения земного поклона, так почаще же обращайтесь к Нему с мольбами (в такие моменты). ( Муслим103
Мольба в день Арафата:
Посланник Аллаха сказал: «Наилучшая мольба – мольба в день Арафата104
Мольба после завершения омовения:
Передают со слов Умара бин аль-Хаттаба что Пророк
сказал: Перед любым из вас, кто совершит омовение должным образом, а потом скажет:
«Свидетельствую, что нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и Его посланник» (Ашхаду алля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху ва ашхаду анна Мухаммадан 'абду-ху ва расулю-ху), - обязательно откроются восемь врат Рая, и войдёт он, через какие пожелает. ( Муслим) В той версии этого хадиса, которую приводит ат-Тирмизи, сообщается, что Пророк также сказал:
О Аллах, сделай меня (одним) из кающихся и сделай меня (одним) из очищающихся. (Аллахумма-дж'аль-ни мин ат-таввабина ва-дж'аль-ни мин аль-мутатаххирина105
14. Во время внимательного чтения суры «Фатиха»:
Сообщают со слов Абу Хурайры что посланник Аллаха
сказал: «Всевышний Аллах говорит: «Я разделил молитву раба моего на две части: половину ему и половину мне. Если же раб сказал: «Хвала Аллаха Господу миров», говорит Аллах: «Раб мой похвалил меня». Если же раб говорит: «Милостивому и Милосердному», то говорит Аллах: «Раб мой воздал мне должные почести». Если же раб произнёс: «Царю в День Суда», Говорит Аллах: «Раб мой восславил меня». Когда же раб говорит: «Тебе мы только поклоняемся и у Тебя только просим помощи», тогда говорит Аллах: «Это то, что между мной и моим рабом, и рабу моему то, что он попросил». Когда же раб произносит: «Веди нас по дороге прямой, по дороге тех, которых Ты облагодетельствовал,
не тех, которые находятся под гневом, и не заблудших» Говорит Аллах: «Это моему рабу, а рабу моему то, что попросил106
После поднятия головы с земного поклона и слов: «Господь наш, хвала Тебе, хвала многая, благая и благословенная! /Рабба-на, ва ля-кя-ль-хамду хамдан касиран, таййибан, мубаракaн фи-хи!/».
Сообщается, что Рифа‘а бин Рафи‘ аз-Зураки сказал: «Однажды мы совершали молитву(, находясь) позади пророка
.
Поднимая голову после поясного поклона, он говорил: “Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу”, а один человек, находившийся позади него, сказал: “Господь наш, хвала
Тебе, хвала многая, благая и благословенная! /Рабба-на, ва ля-кя-ль-хамду хамдан касиран, таййибан, мубаракaн фи-хи!/” Закончив молиться, спросил: “Кто сказал это?” ( Тот человек) ответил: “Я”. (Тогда пророк
,) сказал: “Я видел более тридцати ангелов, каждый из которых старался записать эти слова первым107
При слове «Амин» в молитве:
Сообщается со слов Абу Хурайры что посланник Аллаха
сказал: «Если имам произнёс «Амин», то вы тоже произнесите его, если кто-либо из вас произнесёт «Амин» одновременно с ангелами, то простятся ему прежние грехи108 ( Бухари и Муслим).
15. После благословения пророку в последнем ташаххуде молитвы:
Передают от ибн Масуда что он сказал: «Однажды я молился вместе с пророком
, с Абу Бакром и Умаром. Когда я сидел (на ташаххуде), я восхвалил Аллаха, затем совершил мольбу за пророка, а потом совершил мольбу за себя. Посланник Аллаха
сказал: «Проси, ибо дастся тебе, проси, ибо дастся тебе109
18. В месяц Рамадан:
Посланник Аллаха сказал: «Когда наступает Рамадан, открываются врата милости, закрываются врата ада, а шайтанов заковывают в цепи110
Он также сказал: «В Рамадан принимается мольба каждого мусульманина111
Во время собрания мусульман для поминания Аллаха:
Сообщают со слов Абу Хурайры что посланник Аллаха
сказал: «Поистине у Аллаха есть ангелы, которые ходят по дорогам и ищут поминающих Аллаха людей».
В другой версии хадиса Всевышний Аллах говорит: «Я призываю вас в свидетели, что я простил им112
20. Во время крика петуха: в хадисе говорится: «Если вы услышали крик петуха, то просите у Аллаха Его милости, т.к. петух увидел ангела».
21. В моменты порыва сердца и усиления искренности: как это случилось с людьми пещеры113
22. В моменты смягчения сердца: как об этом говорится в хадисе: «Используйте момент смягчения (сердца) для мольбы, ведь это милость».
23. При произношении мольбы:
«Нет божества, кроме Тебя! Пречист Ты! Воистину, я был одним из беззаконников!» (21:87)
Посланник Аллаха сказал: «Мольбой обитателя рыбы (Йунуса), когда он был в животе у рыбы было:
«Нет божества, кроме Тебя! Пречист Ты! Воистину, я был одним из беззаконников!». И если какой-нибудь мусульманин попросит у Аллаха посредством этой мольбы, Аллах обязательно ответит ему114
Обитатель рыбы – это пророк Аллаха Йунус (мир ему).
Всевышний Аллах сказал:
Помяни также человека в рыбе (Иону), который ушел в гневе и подумал, что Мы не справимся с ним. Он воззвал из мрака: «Нет божества, кроме Тебя! Пречист Ты! Воистину, я был одним из беззаконников!» Мы ответили на его мольбу и спасли его от печали. Так Мы спасаем верующих. (21:87-88)
Аль Хаким сообщил, что Пророк сказал : '' Не сообщить ли мне вам о том , что , если какое-либо несчастье или бедствие коснется человека и он прочтет (в это время мольбу), избавит его от горя . Это мольба Зуль-Нуна : «Нет божества, кроме Тебя! Хвала Тебе! Поистине, неправедным я был»
Ля иляха илля антя , субханака , инни кунту миназ-залимин115 ''
Ибн Кас'ир в своём тафсире рассказывает нам о ду'а пророка Йунуса, когда тот был проглочен рыбой.
Ляа илаха илла Анта, Субханака иннии кунту мин аз - з'алимин Нет Бога, кроме Тебя, хвала Тебе! Поистине, я был неправедным.
Итак, читаем о самом ду'а :
(Но он молил сквозь глубины мрака (произнося): "Нет Бога, кроме Тебя, хвала Тебе! Воистину, я был неправедным".)
Ибн Мас`уд сказал в отношении "глубин мрака ": "Темнота внутренностей рыбы, темнота моря и темнота ночи ". Это же передали от Ибн `Абаса, `Амра бин Маймуна,
Са`ида бин Джубейра, Мухаммада бин Ка`ба, Ад-Дахака, Аль-Хасана и К'атадаха. Салим бин Абу Аль-Джа`д сказал: "Темнота рыбы в животе другой рыбы во мраке моря ". Ибн Мас`уд, Ибн `Абас и другие сказали: "Это было оттого, что рыба проносила его через море, рассекая его, пока не достигла морского дна. Йунус слышал, как рифы на дне моря произносили прославление Аллаху, в этот момент он сказал :
(Нет Бога, кроме Тебя, хвала Тебе! Воистину, я был неправедным)" `Ауф Аль-А`раби сказал: "Когда Йунус оказался в животе рыбы, он думал, что умер. Затем он подвигал ногами. Когда он пошевелил ногами, он сделал простирание там, где находился, затем возвал: "O Господь, я занял место поклонения Тебе, до которого не добирался ни один человек"".
(Таким образом, "Мы ответили на его зов и освободили его от бедствия ") означает "Мы вынесли его из живота рыбы и из той темноты".
(И таким образом Мы поистине спасаем верующих.) означает когда они в затруднении, и они взывают к Нам и приносят Нам покаяние, особенно если они взывают к Нам с этими словами во время бедствия. Лидер Пророков побуждал нас призывать к Аллаху с этими словами. Имам Ахмад записал, что Са`д бин Аби Уак'к'ас, ради- аллаху 'анху, рассказал: "Я проходил мимо `Ус'мана бин `Аффана, pади- аллаху 'анху, в Мечети и поприветствовал его. Он пристально смотрел на меня, но не вернул мой Салам. Я пошёл к `Умару бин Аль- Xатабу и сказал: "O Вождь правоверных не случилось ли что в Исламе?" Я произнёс это дважды. Он сказал, "Нет, почему ты спрашиваешь?" Я сказал: "Недавно в Мечети я проходил мимо `Ус'мана и приветствовал его, а он пристально смотрел на меня, но не вернул мой Салам". `Умар послал за `Ус'маном и спросил его: "Почему ты не возвратил Салам своего брата?" Он сказал: "Это не правда". Са`д сказал: "Правда". Дошло до стадии, что оба поклялись. Потом `Ус'ман вспомнил и сказал: "Да, ты прав, ищу прощения Аллааха и приношу Ему своё покаяние. Недавно ты проходил мимо, но я был поглощён мыслями кое о чём, что слышал от Посланника Аллаха, о чём я никогда не думаю, без того чтобы пелена не опускалась на мои глаза и моё сердце". Са`д сказал: "И я скажу вам, что это было. Посланник Аллаха рассказал нам первую часть ду'а , затем пришёл бедуин и занял его, потом Посланник Аллаха поднялся, и я последовал за ним. Когда я забеспокоился, что он войдет в свой дом, я топнул ногой. Я повернулся к Посланнику Аллаха, который сказал:
(Это Абу Исхак?) Я сказал: "Да, о Посланник Аллаха". Он сказал:
(В чём дело ) Я сказал: "Ни в чём, клянусь Аллахом, кроме того, что ты рассказал нам первую часть ду'а , затем пришёл этот бедуин и занял тебя". Он сказал:
(Да, ду'а З'ун-Нун, когда он был в животе рыбы:
(Нет бога, кроме Тебя, хвала Тебе! Воистину, я был неправедным.)
Всякий раз, когда мусульманин молится своему Господу с этими словами, Он ответит на его молитву .) " Это было также записано Тирмизи и Ан-Нассаи в Аль-Йаом уаль-Лайлаh. Ибн Аби Хатим записал, что Са`д рассказал, что Посланник Аллаха сказал:
Тому, кто делает ду'а словами ду'а Йунуса, будет отвечено.) Абу Са`ид сказал: "Он имел в виду:
(И таким образом Мы поистине спасаем верующих.)"
24. Мольба во время беды со словами: “Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему мы вернёмся! О Аллах, вознагради меня в несчастьи моём и дай мне взамен нечто лучшее!”
Сообщается, что Умм Салама сказала:
- Я слышала, как посланник Аллаха сказал: “Если кого-либо из рабов (Аллаха) постигнет несчастье, а он скажет:
“Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему мы вернёмся! О Аллах, вознагради меня в несчастьи моём и дай мне взамен нечто лучшее!” /Инна ли-Лляхи ва инна иляй-хи раджи`уна! Аллахумма-джур-ни фи мусыбати ва-хлюф ли хайран мин-ха!/,
- Аллах Всевышний непременно вознаградит его в его беде и даст ему взамен нечто лучшее116 ( Муслим)
Всевышний Аллах сказал:
Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, отнятием имущества, душ и плодов. Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся». Они удостаиваются благословения своего Господа и милости. Они следуют прямым путем. (2:155-157)
Ибн Кассир (да смилуется над ним Аллах) в своем тафсире сказал по поводу слова Аллаха:
Они удостаиваются благословения своего Господа и милости -
Умар ибн Хаттаб сказал: «Т.е. какое благо, что они заслужили две справедливости и величие:
Они удостаиваются благословения своего Господа и милости – две справедливости.
Они следуют прямым путем – а это величие, которое помещено между двумя справедливостями. Это же является дополнением к их наградам. Они получили свои награды и дополнение к ним117
25. Мольба мусульманина за отсутствующего брата:
Абу-д-Дарда передал, что он слышал, как посланник Аллаха
сказал:
- (Когда) любой раб (Аллаха), исповедующий ислам, обращается к Аллаху с мольбой за своего отсутствующего брата, ангел(, который находится рядом с ним,) всегда говорит: “И тебе (да будет) то же118 ( Муслим)
26. Мольба людей после смерти человека:
Сообщается, что Умм Салама сказала:
- Посланник Аллаха вошёл к Абу Саламе119 когда взор его уже угас. Он закрыл ему глаза, а потом сказал: “Поистине, когда дух забирают, взор следует за ним.” Близкие (покойного) стали громко причитать, и (пророк
,) сказал: “Не призывайте на себя ничего, кроме блага120 ибо после любых ваших слов ангелы станут говорить: “Амин”.” А потом он сказал:
“О Аллах, прости Абу Саламе, и возвысь степень его среди ведомых правильным путём, и стань его преемником для тех121 кто останется после него, и прости нас и его, о Господь миров, и сделай просторной для него его могилу и освети её для него!” / Аллахумма-гфир ли-Аби Салама, ва-рфа` дараджата-ху фи-ль-махдийина, ва-хлюф-ху фи `акыби-хи фи-ль-габирина, ва-гфир ля-на ва ля-ху, йа Рабба-ль-`алямина, ва-фсах ля-ху фи кабри-хи ва наввир ля-ху фихи!/ (Муслим)
. Мольба утеснённого: Всевышний Аллах принимает мольбу утеснённого, даже если тот – многобожник, и тем более, если он
мусульманин, грешник, нарушивший права Аллаха. А как же по поводу богобоязненного праведного мусульманина?
Всевышний Аллах сказал:
Тот ли, кто отвечает утесненному, когда он взывает к Нему, и удаляет зло? (27:62)
Ибн Касир сказал по поводу толкования этого аята: «Т.е. кто же Тот, лишь к которому обращается утеснённый, и кто может отвести зло от попавших в беду, кроме Него122
Аль-Багави сказал: «Утеснённый – это попавший в беду или в затруднительное положение123
Аз-Замахшири сказал: «Это тот, кого вынудила болезнь, бедность или любое другое бедствие к обращению к Аллаху Всевышнему124
Аль-Куртуби (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Аллах гарантировал ответить на мольбу утеснённого и сообщил об этом сам. Дело в том, что необходимость в обращении к Нему порождает искренность и сердце устремлено только к Нему одному. На искренность в таких случаях Аллах отвечает заботой, неважно от кого она исходит – от верующего или неверного, от праведника или грешника125
28. Мольба притеснённого: посланник Аллаха сказал Муазу ибн Джабалу, когда отправлял его в Йемен: «Остерегайся мольбы притеснённого, т.к. между ним и Аллахом нет преграды126
Посланник Аллаха сказал: «Мольба притеснённого принимается, даже если он грешник, а его грехи против него же127
Свидетельств о том, что мольба притеснённого множество. Вот, например, рассказ Сада ибн Абу Ваккаса с одним из жителей Куфы, который пожаловался на него Умару ибн аль-Хаттабу:
Сообщается, что Джабир бин Самура сказал:
- (Когда) жители Куфы128 пожаловались Умару бин аль-Хаттабу на Са`да129
он сместил его и назначил правителем над ними Аммара130 Принося свои жалобы, они (среди прочего) упомянули и о том, что он не совершал молитв должным образом, и тогда (Умар
) послал за ним(, а когда Са`д
явился к нему,) он сказал: “О Абу Исхак, эти (люди) утверждают, что ты (проводишь) молитвы не так как надо!” (В ответ на это) он сказал: “Что касается меня, то клянусь Аллахом, поистине, я молился с ними именно так, как делал это посланник Аллаха
и не сокращал молитву! (Так,) во время вечерней молитвы я удлинял два первых раката и облегчал два последних131 (Умар
) сказал: “Я так и думал о тебе, о Абу Исхак!” А потом он
послал вместе с ним в Куфу одного человека /или:…нескольких людей…/, чтобы тот расспросил о нём жителей (города, и там) не осталось ни одной мечети, где бы он не расспрашивал (людей о Са`де и все) они хвалили его. (Так продолжалось до тех пор,) пока он не зашёл в мечеть (племени) бану абс, где один из них по имени Усама бин Катада, которого по его кунье называли также Абу Са`да, встал и сказал: “Поскольку ты спрашиваешь нас, (то я скажу, что) Са`д не принимал участия в походах ни с одним боевым отрядом, не делил (военную добычу) поровну и не придерживался справедливости в решении судебных дел.” (Услышав это,) Са`д воскликнул: “Тогда, клянусь Аллахом, я молю Аллаха о трёх вещах: О Аллах, если этот раб Твой является лжецом и если он поднялся (со своего места только) для того, чтобы показать себя и прославиться, то продли жизнь его, и продли бедность его и подвергни его испытаниям!” (И всё это сбылось,) а когда впоследствии этого человека спрашивали (о его положении), он отвечал: “(Я -) испытывающий лишения старец, и меня настигло проклятие Са`да.”
Абд аль-Малик бин Умайр, передавший (этот хадис) со слов Джабира бин Самуры, сказал:
- И потом я видел (этого человека), брови которого от старости нависали на глаза и который преграждал дорогу молодым служанкам, (пытаясь) хватать их за руки132 (Аль-Бухари; Муслим)
Имам аз-Захаби (да смилуется над ним Аллах) рассказывает, что некий человек стал обвинять Бисра ибн Саида перед аль-Валидом ибн Абдуль-Маликом (халифа), что тот якобы ругает его (халифа). Когда тот вызвал Бисра
и спросил его об этом, он сказал: «Я не говорил такого, о, Аллах, если я правдив, то покажи мне знамение в нём, и тогда тот человек упал и умер133
Слова мольбы родителя против своего ребенка, т.к. посланник Аллаха сказал: «Три мольбы будут приняты: мольба угнетённого, мольба путника и мольба родителя против своего ребёнка134
Мольба путника. (из вышеприведённого хадиса).
Мольба родителя за своего ребёнка. Посланник Аллаха сказал: «Три мольбы не будут отвергнуты: мольба родителя за своего ребёнка, мольба постящегося и мольба путника135
Мольба постящегося (из вышеприведенного хадиса).
Мольба праведного отрока своему родителю:
Сообщают со слов Абу Хурайры что посланник Аллаха
сказал: «Деяния человека прекращаются после его смерти, кроме трёх дел: продолжающаяся милостыня, праведный отрок, молящийся за него, или знание, которым пользуются136
Доказательством этому также служит история с тремя людьми, которым камень преградил выход из пещеры. Один из них возвёл мольбу, где упомянул свои благодеяния по отношению к родителям, и Аллах принял его мольбу137
Мольба во время солнечного зенита до молитвы зухр:
Передают со слов Абдуллаха бин ас-Са'иба что обычно перед обязательной полуденной молитвой посланник Аллаха
совершал (молитву) в четыре раката, как только солнце начинало клониться к закату, и он говорил: «Поистине, это такое время, когда открывают небесные врата, и я хочу, чтобы в это время благое дело(, совершённое) мной, возносилось (к этим вратам). ( Этот хадис приводит ат-Тирмизи, сказавший: «Хороший хадис138
Мольба на холме Сафа:
В длинном хадисе от Джабира Сообщается, что когда пророк,
, приблизился к холму ас-Сафа, он прочитал следующий аят:
"Инна-с-Сафа ва-ль Марва мин ша'а'ири Лляхи".
Перевод: "Поистине, ас-Сафа и аль-Марва - из числа знаков Аллаха" (имеется в виду, что эти холмы относятся к тем местам, где следует совершать определённые религиозные обряды). ("Корова", 158.)
Затем он, , сказал:
"Начну с того же, с чего начал Аллах"-, и он начал с холма ас-Сафа, на который он поднялся так, что его взору открылась Кааба. Там посланник Аллаха, , произнес слова: "Ля иляха илля-Ллаху" ("Нет бога, кроме Аллаха") и "Аллаху акбару!" ("Аллах велик"), после чего сказал:
"Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля ша-рикя ля-ху, ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамду ва хуа 'аля купли шайин кадирун! Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху, анджаза ва'да-ху, ва на-сара 'абда-ху ва хазама-ль-ахзаба вахда-ху!"
Перевод: Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища, Ему принадлежит владычество. Ему хвала, Он всё может! Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, который выполнил Своё обещание, помог Своему рабу и один разбил племена.
В этом хадисе сообщается, что, произнося эти слова, Пророк, , обращался к Аллаху со своими мольбами и что он произнёс эти слова трижды139
Мольба на холме Марва:
В вышеприведённом хадисе говорится: «Затем он спустился к Марва, когда он полностью спустился, он побежал, когда снова стал подниматься, пошёл шагом, и он сделал тоже самое на холме Марва, что сделал на Сафа140
37. Мольба, в "Аль-Маш'ару-ль-харам" ("Аль-Маш'ару-ль-харам" - так называется долина Муздалифа, второй после Арафата пункт при совершении хаджжа, где останавливаются паломники.)
Сообщается, что Пророк, , сел верхом на аль-Касву (кличка верблюдицы Пророка) и добрался на ней до Аль-Маш'ару-ль-харам, где он повернулся лицом к кибле и стал обращаться к Аллаху со словами мольбы, произносить слова "Аллаху акбару!" (Аллах велик!), прославлять Аллаха и произносить слова "
Ля иляха илля-Ллаху" (Нет бога, кроме Аллаха), и Пророк, , продолжал делать это, пока не стало совсем светло, после чего двинулся в Мину до восхода солнца141
Мольба во время бросания камней в малом и среднем джамарате:
В Сахих аль-Бухари сообщается, что Ибн ‘Умар всегда бросал семь камешков в ближний столб142 произнося слова “Аллах велик” /Аллаху акбар/ после каждого броска, а затем он продвигался вперёд, пока не выходил на ровное место, становился лицом к кибле и долго стоял так, обращаясь с мольбами к Аллаху и воздевая руки к небу. Затем он бросал камешки в средний (столб), после чего сворачивал налево, выходил на ровное место, становился лицом к кибле и долго стоял так, обращаясь с мольбами к Аллаху и воздевая руки к небу. Затем он бросал камешки в большой столб из внутренней части вади, не задерживаясь возле него, после чего уходил, и он говорил: «Я видел, что пророк
поступал так же143
В Сахих аль-Бухари также сообщается, что Пророк, , сел верхом на аль-Касву (кличка верблюдицы Пророка) и добрался на ней до Аль-Маш'ару-ль-харам, где он повернулся лицом к кибле и стал обращаться к Аллаху со словами мольбы, произносить слова "Аллаху акбару!" (Аллах велик!), прославлять Аллаха и произносить слова "Ля иляха илля-Ллаху" (Нет бога, кроме Аллаха), и Пророк,
, продолжал делать это, пока не стало совсем светло, после чего двинулся в Мину до восхода солнца.
Сообщается также, что Пророк, , произносил слова "Аллаху акбару!" ("Аллах велик!"), бросая камешек в каждый из трёх столбов, после чего подходил, останавливался и взывал к Аллаху, обратившись к кыбле и воздевая руки к небу, что он делал
после бросания камешков в первый и второй столб. Что же касается третьего столба, то, бросая в него камешки, он также каждый раз произносил слова "Аллаху акбару!" ("Аллах велик!"), после чего удалялся, не останавливаясь возле него144
Мольба вышедшего в военный поход на пути Аллаха.
Мольба паломника.
Мольба совершающего малое маломничество (Умра).
Доказательством всему вышесказанному служит хадис, в котром посланник Аллаха сказал: «Вышедший в поход на пути Аллаха, совершающий большой или малый хадж – делегация к Аллаху. Он призвал их, и они откликнулись. Если они попросят у Него, Он даст им145
Мольба больного:
Сообщается, что Умм Салама сказала: Посланник Аллаха
сказал: «Когда будете находиться у (постели) больного ( или : ...покойного), говорите (только) благое, ибо, поистине, после любых ваших слов ангелы станут говорить: "Амин"». А когда умер Абу Салама, я пришла к Пророку
и сказала (ему): «О посланник Аллаха, поистине, Абу Салама умер!», — (на что) он сказал:
«Говори: "О Аллах, прости меня и его и дай мне хорошую замену ему". (Аллахумма-гфир ли ва ля-ху, ва а'кыб-ни мин-ху 'укба хасанатан!)» И я произнесла (эти слова), а (потом) Аллах заменил мне его тем, кто
был для меня лучше его — Мухаммадом ». ( В той версии, которую приводит Муслим, сказано: «Когда будете находиться у (постели) больного ( или : ...покойного...»), — тогда как Абу Дауд и другие (мухаддисы) приводят слово «покойного», не подвергая его сомнению146
Мольба при просыпании ночью после произношения определённой мольбы для этого:
Передают со слов ‘Убады бин ас-Самита что пророк
сказал: «Если человек проснётся ночью и скажет:
“Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, Ему принадлежит власть и Ему хвала; Он всё может; хвала Аллаху; слава Аллаху; нет бога, кроме Аллаха; Аллах велик; нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха147 /Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху, ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамд, ва хуа ‘аля кулли шайй’ин кадир; аль-хамду ли-Ллях, ва субхана-Ллах, ва ля иляха илля-Ллах, ва-Ллаху акбар, ва ля хауля ва ля куввата илля би-Ллях/”, а потом скажет: “О Аллах, прости меня! /Аллахумма-гфир ли!/” ? или же обратится к Аллаху с (какой-нибудь иной) мольбой, то на мольбу его будет дан ответ, если же он совершит омовение и помолится, то молитва его будет принята148