Как и когда надо заучивать Священный Коран с ребенком?!
Памятьребенка чиста, как белый лист. Она не занята никакими делами, заботами,в отличие от памяти взрослого. Поэтому дети в раннем возрасте быстрозапоминают, и редко забывают то, что запомнили. Память ребенкамашинальна и очень остра, запоминает многое, и не забывает, запоминаеткак машина, не понимая значения или смысла фраз. |
Что должен заучивать ребенок?
Имам аш-Шафии сказал, да смилуется над ним Аллах: «Я выучил Коран, когда мне было семь лет».
И сказал Сахль ат- Тастури: «Я посещал начальную школу, и выучил Коран в возрасте шести, или семи лет».
А что касается Авиценны (Ибн-Сины), то когда ему исполнилось десять лет, он в совершенстве владел Кораном.
Асбахани выучил Коран в возрасте пяти лет. Существует еще много подобных примеров.
А кто выучит Коран наизусть, тот в день суда наденет на своих родителей корону, излучающую свет, лучший, чем сияние солнца.
Детисподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ипредшественников постоянно заучивали Хадисы, и приводит ат-Тирмизи, чтоРабиа бен Шайбан сказал: «Я спросил Хасана бен Али, да будет доволен имАллах: «Чему ты научился от Пророка, да благословит его Аллах иприветствует?» Он сказал: «…».
И приводят аль-Бухари и Муслим в своде достоверных хадисов, что Самра бен Джандаб сказал: «Вовремена Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ябыл подростком, и заучивал его слова, и когда меня спрашивали, я /отстеснения/ не мог ответить, потому что там были мужчины старше меня».
Уимама Малика была дочка, постигшая его знания, она стояла за дверью, икогда его ученик ошибался, стучала в дверь, Малик понимал, что онаимеет в виду, и исправлял его.
Заучивание зикров (поминаний) и дуа (мольб)
Заучиваниетаких дуа, как дуа перед едой, перед входом в туалет, перед сном и припробуждении ото сна, в поездке, дуа во время намаза, в поясном и земномпоклонах, а также заучивание утренних и вечерних поминаний. Этихзаучиваний придерживались дети сподвижников и праведных людей. ОтАббаса, да будет доволен им Аллах, передано, что он сказал: «Я был у своей тетки Маймуны, и пришел к нему (Пророку) муэдзин,и вышел на намаз, произнося: «Аллахумма, дж-аль фии кальбии нууран,уадж-аль фии лисаании нууран, уа мин амаамии нууран, уадж-аль мин фаукынууран, уа мин тахтии нууран, Аллахумма, а-зымлии нууран» («О Аллах, освети сердце мое, и речь мою, и освети меняспереди, сверху и снизу, о Аллах, возвеличь мне этот свет»). Эту версию хадиса привел ибн Хузайма.
Заучивание Исламских анашидов (песен).
Нужноподобрать красивые напевы, радующие детские души, и очищающие их, какодин из занимательных, интересных для развития ребенка методов, которыйпомогает легко и непринужденно довести знания до детского разума.
***
Когда заучивать ребенку?
Ребенокможет заучивать, как говорят специалисты, с трех лет. Но мы здесьговорим о времени суток, наиболее благоприятном для запоминания, и эторанние утренние часы, то есть время после рассвета солнца.
Кто должен обучать ребенка заучиванию?
Обучатьребенка должны родители, или один из них, с условием, что они оченьхорошо знают Священный Коран, или то, чему они хотят его научить. Иминимум того, что они должны знать – это правильное произношение. Затемобучение ребенка можно поручить учителю, репетитору на дому, илиучителю Корана в мечети. Для того чтобы обучать ребенка Корану,необходимо соблюсти следующее:
- выбрать свободное время для обучения, а не обучать между делом, в процессе работы;
- нежность, доброта, особенно по отношению к ребенку, возраст которого не превышает семи лет;
- любовь к ребенку, которого обучаешь;
- любовь к Корану.
Ребенок может выучить в среднем каждую неделю по полчасти Корана, три хадиса, одно поминание или мольбу.
Методы, используемые для заучивания
1. Непосредственное восприятие от обучающего.
2. Записывание того, что заучивает.
3. Аудиокассеты с записью программы, обучающей Корану.
4. На учебной доске записать аяты из Корана, и постепенно, по одному слову стирать выученные слова.
5. Обучающая видеокассета (если имеется).
6. Компьютер. Существует множество компьютерных программ, обучающих Корану.
Поощрение ребенка
Салахуддиналь-Аййюби во времена военных действий прогуливался по лагерю ипроходил мимо ребенка, который пересказывал отцу выученный Коран. Емуочень понравилось это чтение, и он приблизился к ним, дал ребенкувкусной еды, и завещал ему и его отцу часть своих пахотных угодий.
Ибрахимубен Адхаму отец сказал: «Сынок, изучай хадисы и, как только ты услышишькакой-нибудь хадис и выучишь его наизусть, я дам тебе дирхам». Ибрахимсказал: «И я учил хадисы наизусть для этого».
И сейчас мы тоже можем вознаграждать ребенка после заучивания им чего-либо полезного, например, давать ему 500 тенге за каждую часть Корана, и по 50 тенге за каждый хадис, предварительно пообещав ему это.
Поощрение обучающего
Когдасын Абу Ханифы Хаммад выучил суру «Фатиха», имам подарил обучившему егочеловеку 500 дирхемов, в то время барана можно было купить за одиндирхем. Учитель нашел чрезмерной такую щедрость, сказав, что он обучилего только лишь суре «Фатиха», но Абу Ханифа ответил: «Не пренебрегайтем, чему ты научил моего сына, если бы у нас было больше, мы отдали бытебе и это, из уважения к Корану».
Методика заучивания
Существуетмножество методов заучивания. Лучший же из них, наряду с предыдущими -подбадриванием и поощрением, это метод трехкратного повторения принепосредственном восприятии от учителя.
Возьмем,к примеру, суру «аль-Ихлас». Обучающий начинает читать первый аят, аребенок повторяет после него три раза: «Куль хуа-Ллааху ахад». «Кульхуа-Ллааху ахад». «Куль хуа-Ллааху ахад».
Затем второй аят три раза: «Аллаахус-Самад». «Аллаахус-Самад». «Аллаахус-Самад».
Затемпервый и второй три раза: «Куль хуа-Ллааху ахад. Аллаахус-Самад». «Кульхуа-Ллааху ахад. Аллаахус-Самад». «Куль хуа-Ллааху ахад.Аллаахус-Самад».
Потом третий аят три раза: «Лям ялид уа лям йууляд». «Лям ялид уа лям йууляд». «Лям ялид уа лям йууляд».
Потомпервый, второй и третий три раза: «Куль хуа-Ллааху ахад.Аллаахус-Самад. Лям ялид уа лям йууляд». «Куль хуа-Ллааху ахад.Аллаахус-Самад. Лям ялид уа лям йууляд». «Куль хуа-Ллааху ахад.Аллаахус-Самад. Лям ялид уа лям йууляд».
Потомчетвертый аят три раза: «Уа лям якуль-ляхуу куфуан ахад». «Уа лямякуль-ляхуу куфуан ахад». «Уа лям якуль-ляхуу куфуан ахад».
Потомпервый, второй, третий и четвертый три раза: «Куль хуа-Ллааху ахад.Аллаахус-Самад. Лям ялид уа лям йууляд. Уа лям якуль-ляхуу куфуанахад». «Куль хуа-Ллааху ахад. Аллаахус-Самад. Лям ялид уа лям йууляд.Уа лям якуль-ляхуу куфуан ахад». «Куль хуа-Ллааху ахад. Аллаахус-Самад.Лям ялид уа лям йууляд. Уа лям якуль-ляхуу куфуан ахад».
Итакже другие суры. Некоторые, особенно длинные, аяты можно поделить начасти, и давать ребенку заучивать по частям, также и хадисы, дуа,зикры, анашиды и уроки в школе.
Ошибочнымявляется заучивание ребенком в течение летних каникул и оставлениеэтого в учебном году. Естественно он забудет то, что выучил, и наследующий год ему придется все учить заново. Он не продвинется взнаниях, пока не достигнет совершеннолетия, потом зрелости, уменьшитсяего сосредоточенность, его память будет занята другими заботами,проблемами, насыщена мечтами, грезами, в ней не останется места дляКорана, хадисов, и даже для учебных предметов. Поэтому необходимосерьезно заниматься заучиванием в течение каникул, и повторением,подтверждением этих знаний в течение учебного года, либо серьезнозаучивать на каникулах и продолжать во время учебы так, чтобы это неотразилось негативно на результатах школьных предметов.
Заучивать не голодным и не сытым
Лучшевыбрать время для заучивания, чтобы ребенок не был голодным или сытым,т.е. необходимо выбрать среднее между ними, что позволит эффективновыучить, усвоить и понять.
Заучиваниедолжно правильно совмещаться с играми ребенка. Пусть он час учит идесять часов играет, потому что он – ребенок и главное для него этоигра, веселье, что естественно. Поэтому мы всегда должнысосредотачиваться на подбадривании, поощрении и мягкости до, во время ипосле заучивания.
Заучиваниеребенком одной части Корана непрерывно, в течение десяти дней лучше иэффективней, чем он будет учить одну часть за один день, и девять днейничего не будет учить. Перерыв предает забвению все, что было выучено,и затрудняет ребенку заучивание. Здесь нужно придерживаться известныхслов: «Немного, но постоянно лучше, чем много, но с перерывом».
semya.kz