Мусульманин со своими детьми
Детиявляются радостью человека в его жизни, они делают её приятной иблагодаря их благодати выделяется удел, проявляется милосердие иумножается награда.
Однако всё это непосредственно связано схорошим воспитанием детей и формированием из них благочестивогопоколения, чтобы они могли стать элементами блага, факторамиблагочестия и источниками счастья. И если всё это человек обнаруживаетв своих детях, то они становятся истинным украшением его земной жизни,как и сказал об этом Всемогущий и Великий Аллах:
Богатство и сыновья - украшение этой жизни.Пещера, 46
Вотпочему для тех, кого он любил, пророк (мир ему и благословение Аллаха)просил у Аллаха умножения богатства и количества детей. Анас,да будет доволен им Аллах, передал, что однажды он пришёл к пророку(мир ему и благословение Аллаха) вместе со своей матерью и теткой ипророк (мир ему и благословение Аллаха) помолился вместе с ними, апотом обратился к Аллаху с мольбой о ниспослании им всяческого блага.Мать Анаса сказала: "О посланник Аллаха, обратись к Аллаху с мольбой засвоего маленького слугу!"[1] И он пожелал ему всех благ, а в завершениесказал:
О Аллах, умножь его богатство, и дай ему много детей и благослови его!
Аль-Бухари и Муслим.
Еслиже родители не уделяют должного внимания воспитанию детей и ориентацииих в нужном направлении, то они становятся бедствием, несчастьем, мукойи постоянной заботой, лишающей сна ночью и не дающей покоя днём.
О те, кто уверовал! Защититесебя и свои семьи от огня, топливом для которого (послужат) люди икамни и над которым (поставлены) суровые (и) сильные ангелы, невосстающие против того, что им повелел Аллах и выполняющие то, что имприказано.
Запрещение, 6.
И он слышит голос благородногопосланника (мир ему и благословение Аллаха) напоминающего ему о тойответственности, которую он несёт в своей жизни:
Каждый из васявляется пастырем и каждый из вас несёт ответственность за свою паству.Имам является пастырем и несёт ответственность за свою паству, мужчинаявляется пастырем своей семьи и несёт ответственность за свою паству,женщина является пастырем в доме своего супруга и несёт ответственностьза свою паству, слуга является пастырем для имущества своего хозяина инесёт ответственность за свою паству, и каждый из вас является пастыреми несёт ответственность за свою паству.Аль-Бухари и Муслим
Поистине,эта ответственность является всеобъемлющей и ислам возлагает её накаждого человека без исключения. Сообразно с этим он объявил родителейответственными за воспитание своих детей, полностью соответствующеедуху ислама и основывающееся на достойных нравах, о которых благородныйпосланник поведал, что он послан для того, чтобы довести их досовершенства и распространить их среди людей, сказав:
Поистине, был я послан лишь для того, чтобы довести благонравие до совершенства[2].
Лучшимуказанием на огромную ответственность родителей за своих детей и завоспитание их в повиновении Аллаху и Его посланнику является заключениеулемов, которые говорили: "Поистине, любая семья, в которой слышали слова благородного посланника:
Велите детям своим молиться, начиная с семи лет, и бейте их за это[3], начиная с десяти лет...Ахмад и Абу Дауд
-итак, любая семья, в которой слышали этот хадис, но не стали заставлятьсвоих детей молиться по достижении семи лет и не стали бить их за этопо достижении десяти лет, делает упущение и совершает оплошность, атакие родители совершают грех и будут отвечать перед Аллахом за этиупущения и оплошности".
Дело в том, что семья является темгнездом, где оперяются птенцы, их первой средой обитания, в которой онирастут, и их окружением, в котором формируются их склонности, характерыи личности. Таким образом ясно, что родители играют огромную роль вделе ухода за этими, не распустившимися, бутонами, обеспечения ихполезным пропитанием и должной ориентацией, что позволяет гармоничноразвиваться телу, разуму и духу.
ОН ПРИМЕНЯЕТ НАИЛУЧШИЕ МЕТОДЫ В ДЕЛЕ ИХ ВОСПИТАНИЯ
Благоразумныеродители-мусульмане знают об особенностях психологии своих детей иумеют должным образом подойти к ним и воздействовать на их чистые иневинные души, используя в деле их формирования и ориентации наилучшиеметоды.
Они разными методами добиваются их любви, стараютсясблизиться с ними с учётом их уровня развития и возраста, играют ишутят с ними, хвалят и говорят им слова любви и поддержки, от которыхдуши детей приходят в восторг и тоже начинают любить родителей. Врезультате этого они с жаром соглашаются слушать их наставления идоверяют им, причём готовность слушать и повиноваться исходит из ихсердец, а между повиновением, основывающимся на любви, уважении,высокой оценке и доверии, и повиновением, в основе которого лежитсуровость, принуждение, подавление и всяческие запреты, существуетбольшая разница. В первом случае речь идёт о постоянном и неизменномповиновении, а во втором - о повиновении временном и хрупком, котороеисчезает уже вскоре после того, как полностью или временно прекращаютсяпроявления суровости и снимаются запреты.
Некоторые люди могутподумать, что простота общения и связи родителя со своими детьминанесут ущерб его авторитету в глазах детей и унизят его каквоспитателя, однако это мнение полностью ошибочно. На самом делепроявление подобных достойных качеств по отношению к детям являетсямудрым и успешным приёмом воспитания, к использованию которогопризывает современная педагогика, что же касается посланника Аллаха(мир ему и благословение Аллаха) то он призвал к этому словом и деломеще пятнадцать веков назад.
Кто добежит до меня первым, получит то-то!
- после чего они бросались к нему наперегонки и прыгали к нему на спину и на грудь, а он целовал их[4]. (Ахмад)
Аль-Бухарив "Аль-адаб аль-муфрад" и Ат-Табарани приводят со слов Абу Хурайры, дабудет доволен им Аллах, хадис, в котором сообщается, что однаждыпророк (мир ему и благословение Аллаха) взял Аль-Хасана (илиАль-Хусейна) за руку, потом поставил его себе на ногу, а потом сказал:"Поднимайся!"
Однако в наибольшей степени дух посланника каквеликого воспитателя проявил себя в его доброте и нежности по отношениюк Аль-Хасану (или Аль-Хусейну) в том случае, когда тот забрался нанего, что стало примером для всех отцов и дедов на все времена,указывая им на необходимость проявления великодушия по отношению к этиммолодым и неокрепшим деревцам независимо от того, какое бы высокоеположение ни занимали эти отцы и деды и каким бы уважением со стороныдругих ни пользовались. Об этом говорится в хадисе, передаваемомАхмадом и Ан-Наса'и со слов Шаддада, да будет доволен им Аллах, которыйсказал: "Однажды пророк (мирему и благословение Аллаха) вышел из дома, неся на руках Хасана (или:...Хусейна). И он вышел вперёд и поставил его на землю, а потом сказал:"Аллах велик!" - приступил к молитве и склонился в долгом земномпоклоне. Подняв голову, я увидел, что мальчик забрался к нему на спину,и тогда я снова склонился в земном поклоне, а когда он закончилмолиться, люди сказали: "О посланник Аллаха, поистине, ты затянул этодело!" В ответ им он сказал:
Мой мальчик оседлал меня, и я не хотел торопить его, пока он не сделает то, чего ему хотелось!Ахмад и Ан-Наса'и
Таки должен вести себя мусульманин со своими детьми, общаясь с ними,проявляя к ним доброту и нежность, не забывая пошутить с ними и по мересил и наличия свободного времени доставляя им счастье и радость.
ОН ДАЁТ ИМ ЗНАТЬ, ЧТО ЛЮБИТ ИХ И СОЧУВСТВУЕТ ИМ
Однаиз основных обязанностей родителя состоит в том, чтобы дать своим детямпочувствовать, что он жалеет их, сочувствует им и любит, цель чегосостоит в том, чтобы создать хорошую психологическую атмосферу, чтобысердца их ощущали доверие, а души - спокойствие и чтобы они соптимизмом смотрели в будущее.
Милосердие, являющееся неотъемлемымкачеством ислама, относилось к числу наиболее характерных нравственныхкачеств и высоких достоинств благородного посланника (мир ему иблагословение Аллаха) о чём свидетельствует содержание хадиса,передаваемого со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, который сказал:
Анас сказал: "В своёвремя Ибрахиму[5] нашли кормилицу в Аль-Авали[6], и пророк вместе снами часто приходил туда, брал его на руки, целовал, а потомвозвращался обратно". (Муслим)
Милосердие благородногопосланника распространялось на детей и в то время, когда они былизаняты играми друг с другом, поскольку и в такие моменты он проявлял кним свою нежность, о чём сообщает Анас, да будет доволен им Аллах, посвидетельству которого пророк (мир ему и благословение Аллаха) улыбался детям и приветствовал их всякий раз, когда проходил мимо них. (Аль-Бухари и Муслим)
К числу неизменных указаний пророка (мир ему и благословение Аллаха) имеющих отношение к воспитанию, относятся и такие слова:
Не из нас тот, кто не жалеет малых среди нас и не признает прав старых!
Ахмад и Аль-Хаким
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сообщает, чтокогдапророк (мир ему и благословение Аллаха) поцеловал Аль-Хасана ибн Али вприсутствии Аль-Акра'а ибн Хабиса, тот сказал: "Поистине, у меня естьдесять сыновей, но я никогда не поцеловал ни одного из них!" На чтопосланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
Не помилуют того, кто не милостив (к другим)!
Аль-Бухари и Муслим
Посланник(мир ему и благословение Аллаха) был великим воспитателем, постояннопредпринимавшим попытки формирования людских душ таким образом, чтобы вних забили ключи милосердия и самыми своими потаёнными глубинами ониповернулись к таким наиболее человеческим качествам, как любовь исострадание.
Сообщается, что однаждык пророку (мир ему и благословение Аллаха) явился какой-то бедуин,который сказал: "Разве вы целуете своих детей? А мы не целуем их". Начто он сказал ему:
Что же я могу сделать для тебя, если Аллах лишил твоё сердце милосердия?Аль-Бухари
Сообщается, что мать правоверных госпожа Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:"Когда Фатима входила к пророку (мир ему и благословение Аллаха) онвсегда поднимался ей навстречу, приветствовал, целовал её и усаживал насвоё место, а когда он приходил к ней, она поднималась ему навстречу,брала его за руку, приветствовала его, целовала и усаживала на своёместо. И, поистине, когда она пришла к нему во время той болезни, откоторой он умер, он тоже поприветствовал и поцеловал её". (Муслим)
Знаяоб этих высоких наставлениях пророка (мир ему и благословение Аллаха)искренний мусульманин уже не может встречать своих детей нахмурившись,проявлять сухость во взаимоотношениях с ними или говорить им грубыеслова, даже если по природе своей он является суровым человеком и похарактеру отличается сухостью. Дело в том, что руководство этой религииделает сердце человека мягким, открывает в нём источники сострадания иразжигает пламя любви, что же касается детей, то они, как сказал о нихпоэт, являются частичками сердец, передвигающимися по земле:
Поистине, дети наши среди нас - это частицы наших сердец, что ходят по земле,
И если подует ветер на кого-нибудь из них, то и глаз моргнуть не сможет!
Таким образом, родители всегда полны любви, жалости и внимания и всегда готовы к самопожертвованию.
ОН ЩЕДРО РАСХОДУЕТ НА НИХ СВОИ СРЕДСТВА, ЧТО ДОСТАВЛЯЕТ ЕМУ РАДОСТЬ
Однакоислам не ограничивается одними лишь указаниями на естественную любовьродителей и их нежность по отношению к своим детям. Дело в том, что вжизни может случиться что-нибудь такое, что станет отвлекать взрослыхот ребёнка и заставит обоих родителей или одного из них перестатьжертвовать ради него какими-то жизненными благами. И может случитьсятак, что жизнь станет трудной и людей одолеет нужда, в результате чегооба родителя или один из них станут роптать от тяжести подобногобремени и непосильных расходов. С учётом всего вышеупомянутого исламоказывает поддержку естественной любви родителей, так как эта религияговорит о великой награде, уготованной для них, и о том, что посравнению с этой наградой все жертвы, мучения, горести и лишенияокажутся совершенно незначительными.
Да, тебя ждет награда за то, что ты потратишь на них.
Аль-Бухари и Муслим.Абу Мас'уд Аль-Бадри, да будет доволен им Аллах, передал, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
Есличеловек потратит что-нибудь на свою семью, надеясь благодаря этомуприблизиться к Аллаху, то это зачтётся ему наравне с милостыней[8].Аль-Бухари и Муслим
Болеетого, ислам объявляет расходы на семью и детей наилучшим способом тратыденег, за что полагается и наибольшая награда, подтверждением чемуможет служить содержание хадиса, переданного Муслимом со слов АбуХурайры, да будет доволен им Аллах, который сказал:"Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
Еслипотратишь ты динар на пути Аллаха, и динар на освобождение раба, идинар на подаяние неимущему и динар на свою семью, то наибольшуюнаграду получишь за тот динар, который потратишь на свою семью.
В другой версии этого хадиса, также переданной Муслимом, сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
Лучшимдинаром, который может потратить человек, является тот динар, которыйон потратит на своих детей, и тот динар, который он потратит на своёверховое животное[9] на пути Аллаха, и тот динар, который он потратитна своих товарищей на пути Аллаха.
И поэтому душа истинного иискреннего мусульманина довольна и счастлива тем, что он тратит своисредства на детей, ведь она знает, что за любые траты на детей иликого-нибудь ещё, которые делает мусульманин, желая приблизиться кАллаху, Аллах обязательно дарует ему великую награду, котораяполагается мужчине даже за тот кусок, который он поднесёт ко рту своейжены, проявляя к ней свою любовь и шутя с ней.
Подтверждениемэтому может служить содержание хадиса, который был передан со словСа'да ибн Абу Ваккаса, да будет доволен им Аллах, сообщившего, чтопророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему:
И,поистине, что бы ни потратил ты, стремясь приблизиться к Аллаху, тыобязательно будешь вознагражден за это, в том числе и за то, чтоположишь в рот своей жены[10].
Аль-Бухари и Муслим.
Искренниймусульманин не может покинуть своих детей и тем самым обречь их нанужду и гибель, поскольку он слышит голос великого посланника,предостерегающий мужчин, которые не выполняют своих обязанностей поотношению к семье, и предупреждающий о серьёзнейших последствиях этогои о том, что подобные поступки относятся к числу тягчайших грехов ивлекут за собой суровое наказание:
Достаточно будет зла человеку, если погубит он тех, кого кормит.
Муслим, Абу Дауд и другие мухаддисы.
ОН НЕ ДЕЛАЕТ РАЗЛИЧИЙ МЕЖДУ СЫНОВЬЯМИ И ДОЧЕРЬМИ, ПРОЯВЛЯЯ НЕЖНОСТЬ И РАСХОДУЯ СВОИ СРЕДСТВА
Некоторыелюди не хотят иметь дочерей, желая, чтобы Аллах даровал им одних лишьсыновей, однако они не знают о великой награде, уготованной Аллахом длятого родителя, которому Он даровал дочерей и который проявит поотношению к ним терпение, станет должным образом воспитывать их иотноситься с нежностью, а если бы они знали о той награде, котораяожидает праведного, заботливого и милосердного отца, то они обязательнопозавидовали бы ему и пожелали себе того же.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорит:
Тому,кто имел трёх дочерей, проявлял терпение по отношению к ним, кормил,поил и одевал их от своего достатка, в День воскресения они послужатзашитой от огня[11].
Ахмад
В другой версии этого хадиса сообщается, что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:"Тот, кто имел трёх дочерей, предоставлял им приют, обеспечивал их ипроявлял к ним жалость, обязательно войдёт в рай". Один человек изчисла присутствовавших при этом спросил: "А если их было две?" Онсказал: "И если их было две".
Так какой же отец будет не радвоспитывать дочерей и расходовать на них свои деньги, услышав о том,какую награду и какое блаженство уготовал ему Аллах?!
Ислам,являющийся религией жизни, которая имеет дело с реальным положениемлюдей и с их насущными проблемами в любом месте и в любое время, неупускает из виду и того, что дочь может получить развод и вернуться вдом своего отца, отец же может находиться в стеснённом положении попричине скромных доходов или множества детей. Однако в подобных случаяхислам льёт целительный бальзам на его раны и избавляет его отбеспокойства, тягот и мучений, поскольку эта религия объясняет такомуотцу, обеспечивающему свою семью, что его расходы на дочь, которую емувернули, рассматриваются как важнейший из видов милостыни и наилучшеесредство приближения к Аллаху.
Не указать ли тебе на то, кто является (объектом) самой важной милостыни?
Он сказал: "Конечно, о посланник Аллаха!" Тогда он сказал:
Это - твоя дочь, которую вернули тебе[12] и которую некому обеспечивать, кроме тебя.
Аль-Бухари в "Аль-адаб аль-муфрад".
Развеможно сравнить эту тёплую и душевную атмосферу, которая окружает детейв мире ислама, с сухостью материальной жизни, с которой сталкиваютсядети в немусульманских странах, где юношам и девушкам, едва достигшимвосемнадцатилетнего возраста, приходится покидать тёплое родительскоегнездо и окунаться в жёсткий мир материальных отношений, думая о том,как обеспечить себя, в то время как они ещё не окрепли и нуждаются всочувствии, которое они могут получить только в семье!
Поистине,велика разница между законами Аллаха, данными для счастья человека, инесовершенными законами, устанавливаемыми самими же людьми иприносящими человеку одни лишь страдания! И неудивительно, чтовследствие действия подобных материалистических законов внемусульманских странах можно встретить целые армии распушенных изаблудших юнцов и толпы незамужних матерей из числа несчастных ипропащих девушек, причём количество и тех, и других с течением временинеуклонно возрастает.
ОН УЧИТЫВАЕТ ВСЁ ТО, ЧТО ОКАЗЫВАЕТ ВЛИЯНИЕ НА ИХ ФОРМИРОВАНИЕ И ОРИЕНТАЦИЮ
Сознательныйродитель, исповедующий ислам, ясно видит всё то, что происходит с егодетьми. Ему известно о том, что они читают и что пишут, чем увлекаютсяи что привлекает их к себе и воздействует на них так, что они и сами незамечают этого. И он знает их товарищей, с которыми они не расстаютсяили проводят большую часть своего времени, зная также и те места, гдеони бывают в свободное время, тогда как сами дети даже и недогадываются о том, что он наблюдает за ними. И если он замечаеткакие-нибудь отклонения, касающиеся того, что они читают и чемувлекаются, или выражающиеся в их общении с дурными товарищами ипосещении сомнительных мест, или связанные с каким-либо вреднымипривычками, наподобие курения, или увлечением нежелательными илизапретными играми, приводящими к напрасной трате времени и сил иприучающими молодого человека к бесполезному времяпровождению и пустымразвлечениям, итак, если родитель замечает в своих детях что-нибудьподобное, то он мягко и умно, но вместе с тем и решительно, возвращаетих на путь истинный, тактично и настойчиво направляя их в нужнуюсторону.
Дело в том, что каждый человек рождается в своёместественном состоянии, и только потом его родители делают из негоиудея, христианина или огнепоклонника, о чём говорится в достоверномхадисе, приводимом Аль-Бухари.
С учётом этого становится ясным,какую ответственность несут родители за формирование разума ребёнка,становление его личности и его воспитание, если принимать во вниманиевсе вышеупомянутые факторы, оказывающие на него своё воздействие.
Изэтого следует, что книги, которые читают дети, должны развивать ихразум, воспитывать в них высокие нравственные качества и содержать всебе достойные примеры для подражания, а не губить их умственныеспособности, не портить того, что присуще им изначально, и не гаситьискры блага в их душах.
Их увлечения должны развивать в их душахблагое, а не дурное, зажигать в их сердцах светочи истины, а не лжи, ипрививать им здоровые, а не дурные вкусы.
Товарищ должен вести засобой ребёнка в рай, а не в ад, направлять его к истинному, а не кложному, и указывать ему путь к правильному, к возвышению, успеху иблагочестию, а не к заблуждениям, падению, неудаче и ослушанию. Однакосколь много существует людей, влекущих своих товарищей к дурному, зломуи порочному, тогда как их родители оставляют это без внимания, и какправильны слова поэта Ади ибн Зайда Аль-Ибади, сказавшего о товарище идруге так:
Если имеешь дело с людьми,
То дружи с лучшими из них
И не водись с пропащим,
Ибо и сам ты с таким погибнешь!
Не спрашивай о человеке, а спроси о его друге,
Ведь каждый подражает тому, с кем он связан!
Вотпочему сознательный мусульманин, занятый воспитанием своих детей неупускает из виду ни книг, ни журналов, ни товарищей, ни увлечений, нишколы, ни преподавателей, ни клуба, ни средств массовой информации, нилюбых иных факторов, оказывающих влияние на формирование личности,разума, души и воззрений своих детей. В случае необходимости онвмешивается и запрещает или одобряет что-либо, чтобы избежатьтрудностей в процессе дальнейшего воспитания и не сталкиваться совсевозможными отклонениями, болезнями или искажениями.
Принимая вовнимание всё вышесказанное, можно объяснить, почему одним семьямсопутствует успех в деле воспитания их детей, а другие терпят на этомпоприще полный провал. В первом случае семьи чувствуют ответственностьперед своими детьми и уделяют им внимание, в результате чего детистановятся благом для них самих, для общества и для людей, что жекасается других семей, то они подобной ответственности не ощущают ипренебрегают своими детьми, что превращает их в постоянное зло для нихсамих, общества и людей.
ОН ОДИНАКОВО ОТНОСИТСЯ КО ВСЕМ СВОИМ ДЕТЯМ
Одиниз мудрых способов воспитания заключается в том, чтобы одинаковоотноситься ко всем своим детям и никогда не отдавать ни одному из нихпредпочтения перед другим, поскольку ребёнок, чувствующий себя равнымсреди равных, вырастает психически здоровым и свободным от комплексанеполноценности, он не испытывает ненависти по отношению к своимбратьям и в сердце его нет места для ревности и зависти, наоборот, вдуше его появляются благожелательность, снисходительность, уважение илюбовь к другим, к чему побуждает ислам и к чему он велит родителямпобуждать своих детей.
Аль-Бухари и Муслим приводят хадис,передаваемый со слов Ан-Ну'мана ибн Башира, да будет доволен Аллах имиобоими, сообщившего о том,
И ты сделал такой подарок каждому из своих детей?
Он ответил: "Нет". Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
В таком случае забери его обратно!В другой версии этого хадиса сообщается:"Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил: "Ты сделалто же самое для каждого из своих детей?" Он ответил: "Нет". Тогда онсказал: "Побойтесь Аллаха и будьте справедливы к своим детям!" - послечего мой отец вернулся домой и забрал свой подарок обратно".В третьей версии этого хадиса сообщается: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил:"О Бишр, есть ли у тебя другие дети?" Он ответил: "Да". Он сноваспросил: "И ты каждому сделал такой подарок?" Он ответил: "Нет". Тогдаон сказал: "Тогда не делай меня свидетелем этого, ибо я не хочусвидетельствовать о несправедливости!" А потом он спросил: "Будешь литы рад, если они одинаково почтительно станут относиться к тебе?" Онсказал: "Конечно!" Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха)сказал: "Тогда не поступай так!" (Аль-Бухари и Муслим).
Вотпочему благочестивый мусульманин одинаково справедливо относится ковсем своим детям и не отдаёт одному предпочтения перед другим в том,что касается подарков, расходов и взаимоотношений, а поэтому все ониобращаются к Аллаху с мольбами за него, сердца их испытывают к немулюбовь, а души наполняются почтением и уважением.
ОН ПРИВИВАЕТ ИМ ВЫСОКИЕ НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА
Имеядело с такими душами, полными радости, благожелательности,удовлетворённости и почтительности, родитель может привести своих детейк обретению наилучших человеческих достоинств и привить им такиевысокие нравственные качества, как любовь к другим людям, привычкаоказывать поддержку слабым и поддерживать связи с родственниками,уважение к старшим, проявление милосердия к младшим, ощущение радостиот совершения благих дел, стремление придерживаться справедливости поотношению к людям и так далее. Это объясняется тем, что благо исходитлишь от тех душ, которые уже пропитаны им, а лишённый чего-либо, несможет дать этого и другим, и прав был сказавший: "Праведность - от Аллаха, а воспитанность - от родителей"[13].
Благоразумныйродитель-мусульманин знает, как найти подход к душам своих детей ипривить им мудрость и хорошие нравственные качества. Для этого ониспользует такие разумные методы воспитания как хороший личный пример,доброта и простота в обращении и общении с детьми, проявление о нихдолжной заботы, милосердие, приветливость, любовь, внимание, поощрение,справедливость, сердечное отношение, руководство и старание направитьих на путь истинный с помощью мягкости, не имеющей ничего общего сослабостью, и строгости, которую он не смешивает с суровостью. Благодаряэтому его дети растут в атмосфере любви, внимания и нежности, чтонеизбежно приводит к тому, что из них получаются благочестивые, верные,праведные, гармонично развитые, трезвомыслящие, щедрые и ответственныелюди. Всё это является само собой разумеющимся для каждой семьи,воспитанной на принципах ислама и установлениях Корана, и правду сказалАллах Всевышний:
(Придерживайтесь) цвета[14] Аллаха, ибо кто лучше Аллаха по цвету? А мы Ему поклоняемся.
Корова, 138
автор: Мухаммад Али Аль-Хашими
--------------------------------------------------------------------------------
[1] Анас в течение долгого времени был слугой пророка.
[2]2 Этот хадис приводят Аль-Бухари в "Аль-адаб аль-муфрад", имам Малик в "Аль-Муватта" и имам Ахмад в "Аль-Муснаде".
[3] За неисполнение молитвы.
[4] Аль-Хафиз в "Ат-тахзиб" указал, что иснад хадиса является хорошим.
[5] Сын пророка (мир ему и благословение Аллаха) умерший в раннем возрасте.
[6] Название района Медины.
[7] Умм Салама былаженой Абу Саламы, которая после его смерти вышла замуж за посланникаАллаха (мир ему и благословение Аллаха) а дети, о которых идёт речь,были и её детьми.
[8] Это значит, что он получит за это такую же награду как и за милостыню, поданную неимущему.
[9] В настоящее время эти слова распространяются и на транспортное средство.
[10] Имеются в видуте случаи, когда муж кладёт кусочки пищи в рот своей жене, проявляятаким способом своё хорошее отношение к ней в шутливой форме.
[11] Этот хадис, снабженный достоверным иснадом приводит Ахмад в своём "Муснаде".
[12] Имеется в виду, что она была разведена.
[13] См.: "Аль-адаб аль-муфрад" Аль-Бухари.
[14] "Сыбга" - цвет;краска; оттенок. Метафорическое обозначение ислама, которыйуподобляется краске, пропитывающей собой то, что ею окрашивают
semya.kz