Практический способ, который поможет Вам развить у ребенка любовь к чтению
Всепедагоги, воспитатели и любящие своих чад родители единогласны в том,что большое значение в жизни каждого ребенка имеет любовь к чтениюкниг. Как показывают научныеисследования, существует тесная взаимосвязь между успехами в учебе,интеллектуальным развитием и чтением. Но ничто не приходит само собой.И каждому ребенку с самого раннего детства настойчиво и терпеливонеобходимо прививать любовь к чтению, постепенно добиваясь того, чтобычтение книг стало для него привычным и любимым занятием.
1. «Человек, любящий читать, редко терпит неудачи».
2. «Чтение книг научило меня в тысячу раз больше, чем школа».
3. «Причина моих успехов и моей гениальности в том, что я научился читать и понимать книги».
4.Однажды у одного ученого спросили: «Почему Вы так много читаете?», начто он ответил: «Потому что мне не хватит для чтения одной жизни».
Чтение играет неоценимую роль в жизни ребенка. Оно расширяет кругозор,открывает ему дверь в мир знаний, в кладезь человеческой мудрости, учитего культурно вести себя, красиво говорить, обогащает его язык,улучшает память и, наконец, является прекрасной возможностью дляудивительно увлекательного, интересного и в то же время полезного времяпрепровождения.
Постепенно ребенок начинает не только красиво говорить, но и, чтовесьма немаловажно, - красиво, аккуратно писать. У него начинаютактивно развиваться фантазия, воображение, умение анализировать,сравнивать, размышлять, обобщать. Наряду с логическим мышлениемвозникает и побуждение, опираясь на приобретенные, пусть пока еще идовольно незначительные, опыт и знания, самому решать возникающие наего жизненном пути проблемы. Тем более, что описание многих ситуаций,которые могут возникнуть в нашейжизни, можно встретить в книгах. Есть еще множество прекрасных,замечательных вещей, качеств, которые могут развиться в душе, вповедении ребенка благодаря чтению и любви к книге.
Это ценное качество – любовь к книге – начинает закладываться в душуребенка с раннего детства, с его семьи. Если Вам удалось сделать это,знайте, что Вы одарили свое дитя самым дорогим, самым драгоценным в егожизни подарком, способным сделать его очень богатым. Но как быть тем,кому не удалось этого добиться? Как привить своему чаду любовь к книге,когда вокруг масса интересного, когда мультики, фильмы, всевозможныеразвлечения, игры - в том числеи компьютерные – порой, затмевают куда более важныедуховно-нравственные, культурные ценности, не оставляя времени ценным иполезным вещам?
Прежде чем ответить Вам на этот вопрос, позволим себе ознакомить Вас с замечательными строчками из поэмы «Читающая мама»:
Может быть у тебя и много богатств,
Скрытых в ящиках и сундуках,
Но богаче меня ты никогда не станешь,
Ибо у меня - читающая мама.
Приведем несколько способов, существующих для того, чтобы вызвать у ребенка интерес к чтению книг:
1. Хорошийличный пример. Ребенок непременно полюбит книги и пристрастится ксамому процессу чтения, если в семье, имеющей большую или маленькуюбиблиотеку, все, и в особенности отец, любят читать. Видя свою семьючитающей, ребенок волей – неволей подсознательно будет стремитьсяподражать своим родным и обязательно возьмет в руки журнал или книгу.Таким образом будет положено начало взаимосвязи ребенка и книги, егоприобщения к кладези великой человеческой мудрости.
Хотелосьбы обратить Ваше внимание на детей – дошколят. Давайте призадумаемся:неужели только начав ходить в школу, ребенок имеет право начать читатькниги? Чувствую, как многие родители наполняются негодованием ивозмущением, услышав этот вопрос. Что же это получается: неужели целоепоколение малышей должно выпасть из армии читающей детской братии? Спешим Вас успокоить: оказывается, чтению книг все возрасты покорны– от мала до велика. Только вот подбирать книги необходимо от простого,яркого, наполненного множеством замечательных рисунков, к сложному. Да,да, да! По мнению педагогов, психологов и самих же родителей, малышейдошкольного возраста следует приучатьк чтению книг постепенно. Вначале – с простого держания книг в руке ипросмотра рисунков. Потому и книжки для малышей должны быть яркими снебольшим, просто и ясно,крупным шрифтом написанным текстом и со множеством интересных рисунков,ибо через эти рисунки на первых порах и вникают в содержание своихпервых детских книжек – малышек наши дорогие малыши.Большойпопулярностью пользуется у них и так называемые книжки – раскраскисамой разной тематики: алфавит, счет, животные, растения илиполюбившиеся герои мультсериалов. Очень часто чтение детских книжекнапоминает или заменяет ребенку интересную, увлекательную игру.
2. Предоставлениедетских книг и журналов. В развитых странах существует множествоиздательств, типографий, библиотек, уделяющих большое внимание выпускудетских книг, школьных учебников идетских журналов. В странах третьего мира ситуация с изданием детскойлитературы не столь радужная, но к счастью, наметились некоторыепредпосылки для налаживания распространения детских книг и журналов.
Безусловно,любая литература, и в особенности – детская, должна соответствоватьнеобходимым требованиям. Что же касается книг и журналов детскойтематики, то и они должны:
а). содержать доступный, приемлемый в психолого – педагогическом плане материал и соответствовать среде, в которой живет ребенок;
б). соответствовать возрасту и умственному развитию ребенка;
в). удовлетворять читательские потребности ребенка;
г). отличаться красивым оформлением, яркими, красочными, привлекательными рисунками и крупным, понятным шрифтом.
Некоторые издательства уже специализируются на выпуске таких книг. Онииздают как традиционные книги с четкими, крупными буквами и яркимирисунками, так и нетрадиционные – своего рода книжки – игрушки, в томчисле и такие, которые, открываясь, создают имитацию голосов различныхживотных, тем самым вызывая у детей особый интерес к чтению книг.
3. Оказаниепомощи ребенку в создании хоть и небольшой, но его личной детскойбиблиотеки. Эту библиотеку должны составлять книги не только яркие ипривлекательные по оформлению, но и интересные, поучительные посодержанию. Сюда же могут войти и интересные, популярные среди ребятдетские журналы, газеты со всевозможными интересными историями,полезной информацией, стихами, загадками, сканвордами и т.п. Незабывайте брать ребенка с собой, отправляясь в книжные магазины. Вместевыбирайте книги и предоставьте ему полную свободу, не давя на него, незаставляя его остановиться на тех книгах, которые нравятся Вам, но неприглянулись ему. Ваша роль советчика, консультанта, но не надзирателяи деспотичного, непреклонного вершителя судьбы своего чада. Частыепосещения книжных магазинов и сделанные им самим приВаших добрых советах приобретения помогут ему окунуться в удивительнопрекрасный и многогранный мир книги, проникнуться любовью и уважением кЕе Величеству – Госпоже Книге и прочувствовать всю важность чтения всудьбе каждого человека. Таксвязь ребенка с книгой будет непрерывно укрепляться. Не забывайтесоветоваться с ним и оформляя подписку на те или иные детскиепериодические издания.
4. Совместноепостепенное продвижение ребенка в чтении. Чтобы Ваш ребенок полюбилчитать, запаситесь выдержкой и терпением. И здесь следует идти поизвестному нам пути: от простого к сложному. Сначала дайте ребенкукнигу только с рисунками. Затем дайте книгу, где на каждой страницебудет сначала по одному слову, потом по два, три и т.д.
5. Учитывайтечитательские запросы и потребности Вашего ребенка. Это, пожалуй, то,что особенно необходимо и наиболее важно в привитии Вашему чаду любви ккнигам. Скажем, на каком-то определенном возрастном этапе ребенкунравятся сказки и истории про животных, затем фантастика и приключения,чуть позже – рассказы, повести, романы ит.д. Поэтому Вы должны всегда стараться удовлетворять читательскиевкусы ребенка и ни в коем случае не принуждать его читать то, что емусовсем не нравится, не интересно.
6. Выделитьребенку в доме наиболее удобное место для чтения. Чтобы ребенкунравилось читать, ему нужно выделить специальное, наиболее комфортноеместо с хорошим освещением и, что весьма немаловажно, - с тихой,спокойной атмосферой. Разве понравится Вашему ребенку читать где-нибудьна кухне, полусогнувшись на табуретке, слыша, как работает радио илителевизор, шипит масло на сковородке и как Вы говорите о чем-то с мужемили соседкой? Конечно же, нет. Но знаете ли Вы, что нашлись родители,которые смогли привить своим чадам любовь к чтению всего лишь припомощи кресла – качалки?
7. Определитеи выделите конкретное время, когда бы Вы могли читать книги своемумалышу. Когда отец или мать уделяют время для чтения увлекательныхрассказов и историй своему ребенку (даже если он уже и умеет читать),то тем самым они лишь способствуют еще большему развитию у него любви кчтению. В данном случае предлагаем вам, конкретные рекомендации:
а).Читайте вашему ребенку любую книгу или рассказ, которые он попросит.Проявите мудрость, тактичность и терпение: если книга (рассказ)показалась вам скучной и неинтересной, сделайте вид, что она вампонравилась.
б). Старайтесьчитать выразительно, артистично, меняя интонации, голоса, - однимсловам, импровизируя, словно вы – единственный незаменимый актер целоготеатра. Пусть чтение станет для вас с ребенком и увлекательной игрой, инезабываемыми минутами отдыха, которые ваш ребенок всегда будет проситьповторить.
в). Обобщайте с вашими детьми прочитанное. Сообща обсуждайте, дискуссируйте, отвечайте на поставленныеВами же вопросы по прочитанной теме. Сравнивайте. Проводите параллели.Постарайтесь понять мораль каждой сказки, басни, истории. Сообщасделайте выводы.
Старайтесь читать регулярно– хотя бы два раза в неделю, а можно и каждый вечер – так, чтобы этовошло в привычку. Так вы сами и Книга станут самыми лучшими друзьями испутниками жизни ребенка. Можно, прочитав рассказ сразу несколькимребятишкам, попросить их показать сценку из этого рассказа, поделивроли соответственно характеру каждого персонажа.
Есливаши дети как можно чаще будут слушать ваше чтение, то они смогут болееполно и проникновенно прочувствовать атмосферу, описанную в том илиином рассказе, окунуться в ту эпоху, в те события… И что ещенемаловажно, они, учась чувствовать и впитывать в себя язык книг, параллельно смогут развивать свою речь и обогащать свой словарный запас.
8. Используйтекаждый дарованный Вам судьбой шанс и подходящий момент, чтобы развить уребенка любовь к книге. Вряд ли Ваш ребенок захочет читать книгу, когдаон болен, голоден, устал или по телевизору показывают его любимыймультсериал… Поэтому любящей маме или заботливому отцу необходимо неупускать, а использовать подходящие моменты, дабы привить ребенкулюбовь к чтению. Таких подходящих шансов у каждой семьи немало.Например:
а). Праздник или успехи вшколе могут послужить хорошим поводом, чтобы подарить ребенку понравившуюся книжку, а затем, сообща, если и не читать, то хотя быполистать ее страницы.
б). Можно умело использовать определенные религиозные события и праздники – такие, как хадж,пост, Курбан-айт, день Ашура и т.д. – для того, чтобыподарит ему книгу или рассказ религиозной тематики, с тем, чтобы потом вместе осмыслить все, ответить на вопросы, провести дискуссии.
в).Благодатная почва для привития ребенку любви к чтению – этовсевозможные прогулки, поездки, визиты. Сходив с ребенком в зоопарк, кпримеру, можно подарить ему книгу о животных, побывав в ботаническомсаду или на природе – книгу о растениях, а также – о художниках,поэтах, всевозможных чудесах, планетах и т.д. Можно использовать итакие неприятные моменты, как зубная боль и т.п., чтобы напомнитьребенку о необходимости чистить зубы, умываться, в частности,посредством книжки Корнея Чуковского «Мойдодыр».
г).Другой замечательный повод – каникулы. Очень важно, чтобы ребенок непрекращал читать не на каникулах, не во время всевозможных поездок, таккак главная наша с Вами цель – сделать чтение неотъемлемой частью жизниребенка.
Поскольку на каникулах свободноговремени у детей становится больше, можно значительно увеличить время,обычно отводимое им для чтения. Но главное в этом деле – стимулироватьжелание ребенка, вызвать интерес к чтению. Например, отправляясь впутешествие в Астану, в Москву или какой – либо другой город, можноподарить Вашему чаду книгу об одном из этих городов. Да плюс ко всемуеще и почитать ее вслух. Это особенно важно, если учесть, что чтениевслух очень нравится детям. К тому же, оно не только укрепляетвзаимоотношения членов семьи, но и на всю жизнь остается в памяти детейкак светлое, доброе воспоминание о счастливой, беззаботной и поистинезолотой поре детства.
9. Знайтеоб увлечениях ребенка и, опираясь на них, прививайте ему любовь кчтению. Вы можете давать ребенку подходящие книги и журналы о егоувлечениях – таких, как электронные игры и конструкторы, музыка ирисование, катание на велосипеде и игра в шахматы (шашки), компьютер ифутбол… И будьте уверены, что он обязательно прочтет их. Кроме того, Выможете побеседовать с ним о прочитанном, а заодно и поинтересоваться:не нуждается ли он в дополнительной литературе? Не волнуйтесьпонапрасну, если эти книги, журналы покажутся Вам незначительными илибесполезными, главное – привить ему любовь к книгам и постаратьсясделать так, чтобы чтение для него стало хорошей, доброй привычкой.
10. Проведитепараллель между чтением и телевизором в жизни Вашего ребенка. Если вдоме несколько телевизоров и множество телевизионных каналов,действующих благодаря спутниковому телевидению, то это может сослужитьВам плохую службу: ребенок пристрастится к просмотру фильмов,мультсериалов, телевизионных программ и отвыкнет или даже сознательнооткажется от чтения. Если же в доме всего один телевизор, то, уступаявзрослым, которые нередко смотрят то,что не нравится детям,ребенокневольно начнет искать развлечение в чтении.
Кроме того,мы настоятельно советуем не ставить телевизор в его спальне. Дело втом, что по мере взросления Вашего чада будет все более остро ощущатьсядефицит свободного времени в связи со все возрастающей учебнойнагрузкой. Лишь перед сном он сможет читать. Так старайтесь сделатьчтение перед сном привычкой.
11. Практикуйтес Вашим ребенком некоторые общеизвестные игры по чтению. Большойинтерес к чтению могут привить игры. И Вам нужно подобрать самыеинтересные и увлекательные из них. Причем, многие из них Вы можетепридумать сами. Например, напишите слова задом наперед и попросите егопопытаться прочесть их правильно. Начните игру с его имени. Допустим,его зовут «Ахмет». Вы же напишите «темха» и попросите прочесть словоправильно.
Кроме того, Вы можете попросить его прочестьво время прогулок на улице то, что написано на рекламных щитах,вывесках. Отправляйтесь за покупками, предварительно составив списоквещей, которые Вам необходимо приобрести, и пусть Ваш ребенокпостепенно вычеркивает в нем то, что вы уже купили. Напишите какие –нибудь слова магнитными буквамина холодильнике и попросите Вашего ребенка прочитать их. Иногдаспециально делайте ошибки, дав возможность ему показать свои знания ипоправить Вас. Это тем более важно, если учесть, что дети, особенно вобщении с любящими, заботливыми родителями, любят брать инициативу всвои руки. Дайте и ему возможность составить «магнитные» слова.Попросите его раскрыть их значения, объяснить правила их написания.Устройте соревнования посоставлению слов среди одного или нескольких ребятишек. Подберите какое– нибудь длинное слово – допустим, «коммуникация». И объявите, ктобольше всего составит из этого слова слов в минуту, тот получит приз.Например: «ком», «мина», «акция» и т.д. С большим удовольствием можетепринять активное участие в этой игре и Вы сами.
12. Чтениев школе. Постоянно следите за Вашего ребенка по чтению в школе ипоощряйте его – добрым, ласковым словом или новой книгой,преподнесенной ему в подарок в качестве награды за его успехи. Время отвремени посещайте школу. Познакомьтесь с его учителем по чтению,объясните ему, что Вы интересуетесь успехами Вашего ребенка,расскажите, какой Вы пользуетесь программой, позволяющей Вам прививатьребенку любовь к чтению, расспросите: как проходят уроки, как ведетсебя Ваш ребенок, насколько он активен, как часто посещает библиотеку ит.п. Очень корректно и тактично дайте понять учителю, насколько важнодля Вас, чтобы Ваш ребенок привык к учителю, к его требованиям иметодам преподавания, которые способствовали укреплению его любви кчтению. Непременно поблагодарите учителя, если он является новатором ииспользует в своей работе самые современные и наиболее действенныепрограммы, методы, приемы для привития ребенку любви и живого интересак чтению.
Порой учителя, боясь отрицательной реакции состороны родителей, стараются во избежание умственных перезагрузок удетей не давать им для чтения дополнительную литературу, аограничиваются лишь школьной программой. Поэтому всем своим видомпокажите, что Вы всячески приветствуете использование дополнительной кшкольной программе литературы и выразите за это свою благодарность какучителю, так и директору школы. Принесите в школьную библиотекуинтересные, увлекательные, весьма полезные и ценные книги. Другиеучителя, услышав о такой поддержке со стороны родителей, сами станутпрактиковать подобное новшество в своих классах.
13. Вашребенок, экскурсии, друзья и чтение. Если Ваши сын или дочкаотправляются вместе со своим классом в поход или на экскурсию, незабудьте его снабдить книгами. Улучив свободную минутку, он не толькобудет читать их сам, но и поделится книгами со своими друзьями. Однаков первую очередь с содержанием или хотя бы основной направленностьюэтих книг должен ознакомится учитель. Вы можете время от времени даритькниги друзьям Вашего ребенка или просто давать их почитать споследующим возвратом. Такой Ваш мудрый и дальновидный шаг спровоцируетрост числа читающих друзей или подруг Вашего ребенка.
14. Чтениеи автомобиль. Отправляясь в путешествие в собственном автомобиле или накаком-либо другом виде транспорта, берите с собой подходящие Вашемуребенку книги и журналы. Особенно, если это долгая поездка. Одна польза– полезное занятие для Вашего ребенка, другая – он не будет мешать Вамсвоим плачем, капризами, просьбами… Есть немало людей, проводящихзначительное время за мойкой, ремонтом своего автомобиля нежели зачтением книг или журналов. Постарайтесь, чтобы и Вы сами и Ваши дети небыли похожими на них.
15. Вашребенок и его любимые герои, которыми могут стать и те, кого Вы хотелибы, чтобы Ваш ребенок полюбил. Очень важно давать Вашему ребенку книгиоб известных и пока еще неизвестных ему знаменитых личностях, которыенепременно ему понравятся и возымеют положительное действие на егодуховно-нравственное воспитание. Например, познакомьте его с книгами опосланнике Аллаха саллал-лаху алайхи уа саллам, о егожизнедеятельности, чудесах, сподвижниках, а также о других выдающихсягероях исламской истории. Всеэто вы можете найти во многих интересных, увлекательно написанныхкнигах. Особенно важное значение будут иметь эти книги в жизни Вашегоребенка, если он не любит фантастику и детективы, а предпочитаетнравственно-философскую тематику книг, изобилующих реалистическимисобытиями, приключениями и пропагандирующих торжество добра над злом,света над тьмой.
16. ПриучитеВашего ребенка быть грамотным, уважающим свои права покупателем товарови услуг. Начните с того, чтобы вместе с ним читать руководство поэксплуатации тех или иных приобретаемых Вами товаров. Постепенно, Выприучите его делать это самостоятельно. Неважно, покупаете Вылекарство, детскую игрушку, которую нужно собрать, или предметы мебели.Объясните ему то, чего он не дополнял, прочитав инструкцию. Такимобразом ненавязчиво также прививается ребенку способность к чтению, апараллельно развивается еще и логическое мышление.
17. Неотступноследуйте за Вашим ребенком с новыми интересными историями и журналами.Где бы ни был Ваш ребенок, не забывайте предлагать ему читать новые иновые увлекательные книги, рассказы, истории. Интригуйте егоинтересными фразами из книги или минисюжетами, разжигайте в немздоровое любопытство. Кладите эти книги на самых видных местах – передтелевизором, в детской комнате, на стуле возле кровати, на диване… Нони в коем случае не принуждайте его читать их.
18. Чтениеи члены Вашей семьи. Выделите время для интересных бесед, дискуссии поповоду прочитанных книг с членами Вашей семьи. Главное условие –присутствие и участие в них детей. Беседуйте с ним о прочитанном,сообща обсуждайте язык книги, композицию, содержание и непременнопоощряйте детей, стимулируйте их, побуждайте к дальнейшему чтению книг.Заведите специальную тетрадь, в которой ребенок мог бы записывать то,что ему особенно понравилось, в том числе имена полюбившихся героев,красивые слова, высказывания, интересные мысли.
19. Дети, книги и домашний театр. Вникнув в содержание книги, дети читают и быстрее, и с большим увлечением. Создайте свой домашний «книжный»театр. Распределив роли, позвольте детям выразительно и артистичночитать каждому свои части диалога и слова автора. Это поможет сделатьсложный, требующих усилий процесс чтения более легким и приятным.