Отношение ранних мусульман к тем, кто совершает большие грехи
Нет сомнений в том, что невыполнение вменяемых в обязанность Аллахом богоугодных поступков (закят, пост, хадж, почтительное отношение к родителям и др.), а также совершение грехов (прелюбодеяние, ростовщичество, пожирание имущества сирот и др.) пагубно сказываются на вере. Она уменьшается сообразно количеству пропущенных богоугодных поступков и совершенных грехов. Но становится ли человек неверующим, если он пренебрегает своими обязанностями, не отрицая их важности, и совершает запрещенные поступки, не считая их дозволенными?
Священные тексты, которыми мы располагаем, указывают на то, что мусульманин не становится неверующим, если он совершает грехи или пренебрегает обязательными предписаниями, но эти поступки уменьшают его веру. Его участь зависит от Аллаха: Он может простить его, а может подвергнуть мучениям. К ясным текстам на эту тему относятся слова Аллаха:
«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает» (Ан-Ниса, 48). Таким образом, непростительным грехом является только приобщение сотоварищей к Аллаху (ширк). Если же человек совершал менее тяжкие грехи, то Аллах при желании может простить его, а может подвергнуть мучениям.
До нас дошли хадисы, разъясняющие значение этого аята. В священном хадисе (хадис кудси) говорится:
??? ????? ????? ? ??????? ???? ??????????? ????????? ???????? ???????? ? ????? ?????????? ??? ???????? ??? ???????? ??????????? ???????????? ??????????
«О сын Адама, если ты явишься ко Мне с грехами величиной с Землю и предстанешь предо Мной, не приобщая сотоварищей ко Мне, то Я дарую тебе столько же прощения»[1].
В другом священном хадисе сказано:
?????? ????????? ????????? ???????? ????????? ??? ???????? ??? ??????? ????????? ??????????? ??????????
«Того, кто предстанет предо Мною с грехами величиной с Землю, не приобщая сотоварищей ко Мне, Я встречу с таким же прощением»[2].
Передают со слов ‘Итбана бин Малика, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
??????? ??????? ???? ??????? ????? ???????? ???? ????? ??? ?????? ?????? ??????? . ????????? ???????? ?????? ???????
«Поистине, Аллах запретил Огню [касаться] того, кто сказал, что нет божества, кроме Аллаха, стремясь тем самым к Лику Аллаха»[3].
Передают со слов Джабира, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
???? ????? ??? ???????? ????????? ??????? ?????? ??????????
«Кто умер, не приобщая сотоварищей к Аллаху, тот попадет в Рай»[4].
В хадисе о заступничестве сообщается, что Аллах сказал:
?????????? ?????????? ?????????????? ??????????? ???????????? ??????? ???? ????? ??? ?????? ?????? ???????
«Клянусь Моим могуществом, Моим величием, Моей гордостью и Моим достоинством! Я непременно выведу оттуда того, кто сказал: “Нет божества, кроме Аллаха”»[5].
Передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
???????? ?????? ?????????? ?????????? ???????? ???????? ???????? ? ????? ??????? ??????? ???????? : ?????????? ???? ????? ??? ???????? ????????? ??????? ???? ???????? ???? ????????
«Обитатели Рая войдут в Рай, а обитатели Огня войдут в Огонь. Затем Всевышний Аллах скажет: “Выведите тех, в чьем сердце есть вера величиной с горчичное зернышко!”»[6]
Абу Суфьян сказал: «Я жил по соседству с Джабиром бин ‘Абдуллахом в Мекке шесть месяцев. Один человек спросил его: “Называли ли вы кого-либо из молящихся неверующим?” Джабир сказал: “Упаси Аллах!” Он спросил: “Называли ли вы кого-нибудь из них многобожником?” Джабир сказал: “Нет”»[7].
Опираясь на эти тексты, выдающиеся улемы из числа ранних мусульман говорили о том, кто совершает грехи и пренебрегает обязательными предписаниями: «Он верующий по причине своей веры и грешник по причине своих тяжких грехов». Они признавали его верующим, но это не та совершенная вера, которой обладают люди, выполняющие обязательные предписания и избегающие ослушания. Такая вера связана с нечестием из-за тяжких грехов, которые совершает человек.
[1] Ат-Тирмизи (3540) сказал «Это малоизвестный хадис, известный нам лишь с этим иснадом». См.: Сахих ат-Тирмизи (2805).
[2] Муслим (2687).
[3] Аль-Бухари (425).
[4] Муслим (94).
[5] Фатх аль-Бари (13/474).
[6] Там же (22).
[7] См. книгу Абу ‘Убейда аль-Касима бин Саллама «Китаб аль-иман» (С. 98). Аль-Албани в комментариях к этому сборнику назвал иснад хадиса достоверным согласно требованиям Муслима. Передатчик по имени Абу Суфьян был одним из учеников сподвижников.
Книга: Вера в Аллаха Автор : Умар бин Сулайман аль-Ашкар