Об отрицании убеждений
Тот, кто полностью или частично отрицает исламские убеждения, считается неверующим. Это относится, например, к коммунистам, отрицающим существование Аллаха и считающим посланников лжецами, а священные книги ложью, не верящим в воскрешение и воздаяние. Необходимо знать, что исламские убеждения неделимы, прочно связаны друг с другом и представляют собой единое целое.
Вера в Аллаха подразумевает веру в ангелов, священные книги, посланников и последний день. Вера в священные книги, в свою очередь, включает в себя остальные основы веры. Вера в Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, означает признание всего, что он передал. Поэтому Аллах назвал тех, кто верует в одну из основ веры и отрицает другую, подлинными неверующими. Всевышний сказал:
«Воистину, те, которые не веруют в Аллаха и Его посланников, хотят различать между Аллахом и Его посланниками и говорят: “Мы веруем в одних и не веруем в других”, — и хотят найти путь между этим, ? являются подлинными неверующими» (Ан-Ниса, 150-151). Даже частичное непризнание одного из основных исламских убеждений, убедительно подтверждаемых Кораном и сунной (например, отрицание кого-либо из посланников или ангелов), считается неверием.
Деяния и слова, считающиеся неверием
Неверием считается не только отрицание основных убеждений. Есть деяния, совершение которых является неверием. Их можно резюмировать одной фразой: «Поклонение не Аллаху». Правом на поклонение обладает только Аллах, и поклонение кому-либо, кроме Него (например, обращение намазов и молитв не Аллаху, принесение жертвы не Аллаху и т.д.), есть многобожие.
Проявлением неверия могут быть и слова, например, если человек оскорбляет Создателя, ислам или Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, если он насмехается над исламом или предпочитает исламу ошибочные учения (коммунизм, буддизм) или искаженные религии (иудаизм, христианство), если он обвиняет ислам в несовершенстве, ущербности, отсталости и реакционности.
Отношение к неверующим
Мусульманин должен питать неприязнь к неверующим за их неверие и ненавидеть само неверие. Он должен бороться с ложью и ее сторонниками, разъясняя им истину и призывая их к ней. Он должен указывать им на заблуждение, в котором они находятся, и показывать им истину, разъясняя ее убедительно и ясно. И хотя мы питаем ненависть к неверующим, мы желаем, чтобы они следовали верным путем, и надеемся на это[1].
Взаимоотношения с неверующими регулируются положениями, изложенными в трудах по мусульманскому праву. Мусульманок не выдают замуж за неверующих, и мусульмане женятся только на тех неверующих женщинах, которые относятся к людям Писания. Мы не обмываем трупы неверующих, не совершаем по ним заупокойную молитву и т.д.
Положение неверующих перед Аллахом
Если человек осознанно отверг дошедший до него исламский призыв, он считается неверующим. Он будет вечно пребывать в Аду, и в день воскресения ему не будет оправдания. Те же, до кого исламский призыв не дошел по той или иной причине (например, из-за отдаленности места обитания, или потери слуха и зрения, или старости, не позволяющей разобраться в исламе), не будут наказаны в день воскресения, пока не будут испытаны, потому что им не были представлены ясные доказательства. Всевышний Аллах сказал:
«Мы никогда не наказывали [людей], не отправив к ним посланника»
(Аль-Исра, 15).
Аргументом в пользу того, что они будут испытаны, является хадис аль-Асвада бин Сари‘ о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
?????????? ?????? ?????? ???????????? : ?????? ??????? ? ???????? ???????? ? ???????? ?????? ? ???????? ????? ??? ???????? ? ???????? ????????? ????????? ?????? ?????? ????? ??????????? ????? ???????? ??????? ? ???????? ?????????? ????????? ?????? ?????? ????? ??????????? ?????????????? ???????????? ??????????? ? ???????? ????????? ????????? ?????? ?????? ????? ??????????? ????? ???????? ??????? ? ???????? ??????? ????? ??? ??????????? ????????? ?????? ??? ???????? ???? ??????? . ?????????? ?????????????? ?????????????? ? ?????????? ?????????? ???? ????????? ???????? ?- ????? - ??????????? ?????? ????????? ???????? ???? ?????????? ????????? ?????????? ??????? ??????????
«Четверо смогут оправдаться в день воскресения: глухой человек, который ничего не слышал, умалишенный, дряхлый старик и человек, умерший в период [между двумя посланниками, когда не было истинного знания]. Глухой скажет: “Господи, когда явился ислам, я ничего не слышал”. Умалишенный скажет: “Господи, когда явился ислам, дети бросали в меня верблюжий навоз”. Дряхлый старик скажет: “Господи, когда явился ислам, я уже ничего не соображал”. Тот, кто умер в период [между двумя посланниками], скажет: “Господи, ко мне не приходил посланник”. Тогда Аллах возьмет с них обещание повиноваться Ему и велит им войти в Огонь. Клянусь Тем, в Чьей Длани душа Мухаммада, если они войдут туда, он станет для них прохладой и спасением»[2].
[1] Ненависть к неверующим и совершаемым ими злодеяниям не означает плохого, пристрастного отношения к ним. Дурные поступки людей не дают мусульманам права грешить против этих ослушников и посягать на их права. Коран удерживает верующих от близкой дружбы с нечестивыми людьми и искренней любви к ним, поскольку такая близость может навредить мусульманину и его праведности. Вместе с тем ислам обязывает нас быть справедливыми и терпимыми по отношению ко всем людям, независимо от их убеждений: «Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных» (Аль-Мумтахана, 8). Жизненная практика Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, была прекрасным примером того, как мусульмане должны обращаться с теми, кто еще не познал истины и не встал на прямой путь. Многие годы сподвижники терпели обиды и оскорбления своих невежественных соплеменников, не давая им основания усомниться в чистоте ислама и благочестии его приверженцев. Испытывая неприязнь к нечестию и злу, которое совершали язычники, они продолжали доносить до них истину и делать им добро, руководствуясь словами Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Воистину, Аллах добр и любит доброту. Он позволяет добиться благодаря доброте того, чего не добиться суровостью или чем-либо иным». Хадис передал Муслим. См.: Ан-Навави Я. Шарх Сахих Муслим. Дар Абу Хаййан. 1415/1995. Т. 8. С. 390-391.— Прим. переводчика.
[2] Хадис передал Ахмад в «Муснаде», и аль-Бейхаки назвал его достоверным. См. комментарий Ибн Касира к 15-му аяту из суры «Аль-Исра».
Книга: Вера в Аллаха Автор : Умар бин Сулайман аль-Ашкар