Хариджиты, обвиняющие в неверии за совершение грехов
Иных взглядов придерживаются те, кто обвиняет в неверии людей, не выполняющих всех своих обязанностей и совершающих запрещенные поступки. И в наше время мы видим, как многие люди спешат обвинить в неверии других за подобные упущения. Первыми, кто стал руководствоваться этим принципом, были хариджиты. Это была группа повстанцев, отколовшихся от армии ‘Али бин Абу Талиба после того, как третейские судьи Абу Муса аль-Аш‘ари и ‘Амр бин аль-‘Ас не сумели урегулировать конфликт, возникший между двумя группами мусульман, возглавляемых ‘Али и Му‘авией.
Хариджиты решили, что третейское судейство запрещено шариатом и является неверием. Они обвинили в неверии всех мусульман, которые были согласны с этим решением. Они засвидетельствовали и собственное неверие, а затем заново обратились в веру. Они заявили, что вернутся в ряды армии ‘Али только в том случае, если он признает свое неверие. ‘Али не согласился с ними и послал к ним выдающегося ученого ‘Абдуллаха бин ‘Аббаса. Обосновав свою точку зрения, он опроверг их суждения, и несколько тысяч хариджитов вернулись вместе с ним. Оставшиеся две тысячи повстанцев продолжали упорствовать, и ‘Али разгромил их в бою. Однако их идеи получили распространение и впоследствии нашли немало последователей. Проблема обвинения мусульман в неверии возникает время от времени, и в наши дни она снова стала актуальной.
Аргументы хариджитов в пользу обвинения в неверии за совершение тяжких грехов
Хариджиты считают, что совершающий тяжкие грехи является неверующим и выходит из лона ислама. Они не считают жизнь и имущество такого человека неприкосновенными и полагают, что он вечно пребудет в Аду[1]. Они аргументируют свое мнение доводами, которые, по их мнению, подтверждают их правоту:
1. Они говорят: «Вы согласны с нами в том, что деяния входят в понятие веры, так как вера – это убеждения, слова и поступки. Поэтому, если отсутствует часть веры, например, поступки, то пропадает вера целиком».
2. Они ссылаются на то, что Аллах назвал некоторые грехи нечестием:
«Если нечестивец принесет вам весть, то разузнайте» (Аль-Худжурат, 6). Здесь словом «нечестивец» назван лживый человек, что очевидно из контекста аятов.
Пророк , да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ??????? ??????????? ???????
«Поношение мусульманина — нечестие»[2].
Они ссылаются на то, что Аллах назвал пожирание имущества сирот и некоторые другие грехи несправедливостью:
«Воистину, те, которые несправедливо пожирают имущество сирот, поедают в своих животах огонь» (Ан-Ниса, 10). Аллах назвал несправедливым того, кто выгоняет вдову из дома покойного супруга до истечения установленного срока, ибо поступающий так преступает ограничения Аллаха:
«Бойтесь Аллаха, вашего Господа. Не выгоняйте их из их домов, и пусть они не выходят из них, если только они не совершат явную мерзость. Таковы ограничения Аллаха. Кто преступает ограничения Аллаха, тот поступает несправедливо по отношению к себе» (Ат-Талак, 1).
По их мнению, эти грехи являются нечестием и несправедливостью, а нечестивцы и несправедливые суть неверующие, о чем ясно сказано в Коране:
«А неверующие и есть несправедливые» (Аль-Бакара, 254);
«Те же, которые после этого откажутся уверовать, являются нечестивцами» (Ан-Нур, 55).
Они ссылаются на то, что священные тексты отрицают веру того, кто совершает грехи. Один из таких хадисов передал Муслим. В нем сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
??? ??????? ????????? ????? ??????? ?????? ???????? ? ????? ???????? ?????????? ????? ???????? ?????? ???????? ? ????? ???????? ????????? ????? ??????????? ?????? ????????
«В момент совершения прелюбодеяния прелюбодей не является верующим, и в момент кражи вор не является верующим, и в момент употребления вина пьющий его не является верующим»[3]. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
??? ???????? ??????????? ?????? ???????? ????????? ???????????
«Никто из уверовавших в Аллаха и Его Посланника не станет ненавидеть ансаров»[4]. Он также сказал:
????????? ??????? ???????? ??? ?????????? ?????????? ?????? ?????????? ? ????? ?????????? ?????? ??????????
«Клянусь Тем, в чьей Длани моя душа, вы не войдете в Рай, пока не уверуете, и вы не уверуете, пока не возлюбите друг друга»[5].
3. Они ссылаются на то, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, отрекся от тех, кто совершает некоторые грехи. Он сказал:
???? ?????? ????????? ?????????? ???????? ?????? ? ?????? ???????? ???????? ??????
«Кто поднимает на нас оружие, тот не имеет к нам никакого отношения, и кто обманывает нас, тот не имеет к нам никакого отношения»[6]. В другом хадисе говорится: ???? ????? ???????? ??????
«Тот, кто мошенничает, не имеет ко мне никакого отношения»[7]. В хадисе, переданном аль-Бухари и Муслимом со слов Абу Хурейры, сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
????????? ??? ???????? ????????? ??? ???????? ????????? ??? ???????? . ????? ???? ??? ??????? ??????? ?????: ???? ??? ???????? ??????? ???????????
«Клянусь Аллахом, не уверует! Клянусь Аллахом, не уверует! Клянусь Аллахом, не уверует!» Его спросили: «Кто, Посланник Аллаха?» Он сказал: «Тот, чей сосед не защищен от его зла»[8].
4. Они оправдываются тем, что некоторые грехи были названы неверием. Так, Всевышний Аллах сказал:
«Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (т.е. Каабе), если они способны проделать этот путь. Если же кто не уверует, то ведь Аллах не нуждается в мирах» (Аль ‘Имран, 97).
Посланник , да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
??? ?????????? ??????? ????????? ???????? ?????????? ??????? ??????
«Не становитесь после меня неверующими, рубящими головы друг другу»[9]. Он же сказал:
????? ??????? ????????? ??????? ?????? ????? ????? ???????????
«Если человек называет неверующим своего брата, то один из них должен быть неверующим»[10].
Возражения на доводы хариджитов
Ссылаясь на приведенные выше доводы, хариджиты обвиняют в неверии тех, кто совершает грехи и ослушается Аллаха. Мы попытаемся разъяснить, в чем именно они ошибаются.
1. Мы не отрицаем того, что деяния входят в понятие веры. Однако их ошибка заключается в том, что они считают поступки условием веры. В действительности это не так. Отсутствие праведных деяний означает отсутствие той совершенной веры, которая требуется от человека. Иными словами, в отсутствие деяний исчезает часть веры, и она становится несовершенной. Например, если человек потерял руку, или ногу, или глаз, или ухо, он все равно остается человеком, в котором теплится жизнь. Но если он лишится половины тела, или головы, или если ему вырвут сердце, то это можно сравнить с исчезновением веры целиком. Потеря руки, ноги или глаза подобна невыполнению некоторых обязательных предписаний или совершение грехов, а потеря головы или сердца подобна исчезновению убеждений.
2. Их суждение о том, что нечестие и несправедливость являются неверием, неверно. Под нечестием подразумевается неподчинение Аллаху. Неподчинение Аллаху бывает разной степени тяжести. Оно может быть неверием, а может и нет. Отрицающий существование ангелов не подчиняется Аллаху, и это считается неверием. Употребляющий алкогольные напитки тоже не подчиняется Аллаху, и он совершает грех, но не становится неверующим.
Несправедливость тоже бывает разной степени тяжести. В одних случаях несправедливость настолько велика, что достигает степени неверия, а в других нет.
Мы можем представить себе это, начертив большой круг, а внутри него — еще один круг. Большой круг представляет собой нечестие и беззаконие, а малый круг — неверие. Неверие входит в нечестие и несправедливость, поскольку эти два понятия имеют более широкий смысл. В то же время некоторые формы нечестия и несправедливости не являются неверием.
Аргументом в пользу того, что нечестие не всегда является неверием, служит хадис Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
??????? ??????????? ??????? ? ??????????? ??????
«Поношение мусульманина есть нечестие, а сражение с ним — неверие»[11]. Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сделал различие между неверием и нечестием, несмотря на то, что в этом хадисе имеется в виду неверие, которое не выводит из лона ислама.
В качестве аргументов они приводят священные тексты, отрицающие наличие веры у того, кто совершает грехи. В некоторых из них говорится об отречении Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, от того, кто совершает грехи, или открыто говорится об их неверии. Однако все это не означает, что вера исчезает при совершении грехов или что ослушание обязательно подразумевает неверие. В них говорится, что вера грешников перестает быть истинной и чистой, той, которой Аллах описывает верующих в разных местах Корана:
«Воистину, Аллах купил у верующих их души и имущество в обмен на Рай. Они сражаются на пути Аллаха, убивая и погибая. Таково Его обещание и обязательство в Торе, Евангелии и Коране. Кто выполняет свои обещания лучше Аллаха? Возрадуйтесь же сделке, которую вы заключили. Это и есть великое преуспеяние. ? Обрадуй верующих, которые каются и поклоняются, восхваляют и постятся (или путешествуют), кланяются и падают ниц, повелевают совершать одобряемое и запрещают предосудительное, и соблюдают ограничения Аллаха» (Ат-Тауба, 111-112);
«Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих намазов, которые отворачиваются от всего праздного, ? которые выплачивают закят, которые оберегают свои половые органы»
(Аль-Му’минун, 1-5);
«Верующие — только те, чьи сердца испытывают страх при упоминании Аллаха, чья вера усиливается, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа, которые совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили» (Аль-Анфаль, 2-3).
Абу ‘Убейд аль-Касим бин Саллам, процитировав эти аяты, сказал: «Эти аяты разъясняют предписания, вмененные в обязанность приверженцам ислама, и запрещают совершение любых грехов. Сунна комментирует их в хадисах, указывающих на особенности веры. Если же грехи смешиваются с верой, для которой они не характерны, то можно сказать, что это не та вера, которую Аллах вменил в обязанность верующим. Это не те признаки, по которым можно определить веру. Следовательно, вера таких людей является неистинной, хотя это не означает, что они полностью лишены веры»[12].
Затем шейх рассеял сомнения тех, кто вопрошает: «Как можно утверждать, что человек не является верующим, допуская, что он не лишен веры полностью?» Он разъяснил, что арабы используют такие обороты, если человек не выполнил свою работу должным образом. Коран был ниспослан на языке арабов, и в нем использованы стилистические приёмы этого языка: «В арабском языке, который нам хорошо известен, вполне допустимо сказать, что человек не выполнил своей работы, если она не выполнена надлежащим образом. Разве ты не знаешь, что если работник не справился со своими обязанностями, то они говорят ему: “Ты ничего не сделал! Ты ничего не выполнил!” Смысл этих слов в отрицании качества, а не самого факта работы. В их понимании работа выполнена номинально, но не полностью».
Он разъяснил, что арабы могут говорить и в более резкой форме: «Если человек проявляет неуважение к отцу и причиняет ему страдания, то о нем скажут: “Он не сын”, — хотя им известно, что он появился на свет из его чресл. То же самое могут сказать о брате, жене, рабе. Говоря о сыне, они имеют в виду, что он не выполняет свои обязанности, не повинуется родителям и непочтительно относится к ним. Что касается отношений между супругами, между [хозяевами и] рабами, между родственниками, то имеются в виду обязанности, обусловленные возможностями человека и его статусом».
Потом он разъяснил, что тексты, отрицающие наличие веры, следует понимать в том же ключе: «То же относится к грехам, из-за которых отрицается наличие веры. Истинность веры нарушается из-за невыполнения предписаний, которые являются характерными для нее. Что же касается названия, то оно остается таким же, как и прежде, и таких людей следует называть не иначе, как верующими, и на них распространяются все положения, касающиеся верующих».
В качестве аргумента он привел аят из суры «Аль ‘Имран», повествующий о том, что Аллах взял с людей Писания обещание разъяснять людям истину[13] и не скрывать ее. Они не выполнили обещания, но, несмотря на это, Аллах назвал их людьми Писания в этом и в других аятах, разрешил нам есть мясо животных, зарезанных ими, и жениться на их женщинах. Он сказал: «На них распространяются положения, касающиеся людей Писания, и они носят это имя, хотя в действительности они расстались с ним».
Потом он привел хадис о том, кто ошибался в намазе. Его передали аль-Бухари и Муслим, и в нем сообщается, что Посланник , да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
??????? ??????? ????????? ???? ???????
«Вернись и соверши намаз, потому что ты не совершил его»[14]. Мужчина совершил намаз несколько раз, и всякий раз Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил ему эти слова. Он совершал намаз номинально, но в действительности его действия не были намазом.
Относительно смысла текстов, в которых Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, отрекается от грешников, Абу ‘Убейд сказал: «Такое отречение не означает, что они не имеют ничего общего с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его религией. Мы считаем, что совершающий эти грехи не подчиняется Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, не берет пример с него, не соблюдает его законов».
По поводу текстов, в которых некоторые грехи называются неверием, Абу ‘Убейд сказал: «Что касается преданий, в которых неверие и многобожие связываются с совершением грехов, то, на наш взгляд, они не означают того, что эти люди становятся неверующими и язычниками, полностью лишенными веры. Из них следует лишь то, что такие поступки считаются нравами и обычаями неверующих и язычников. Тексты, относящиеся к этим двум видам, встречаются в Коране и сунне так же часто, как и тексты, относящиеся к двум другим видам[15]».
Он разъяснил, что грехи, которые названы неверием и многобожием, являются нравами язычников. Это их имена, обычаи, слова, законы и т.п. В качестве доказательства он привел комментарий Ибн ‘Аббаса к словам Всевышнего:
«Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими» (Аль-Маида, 44). Ибн ‘Аббас сказал: «Это неверие, которое не выводит из ислама». ‘Ата сказал: «Неверие без неверия». По поводу высказывания Ибн ‘Аббаса шейх аль-Албани сказал: «Это сообщение передал аль-Хаким в “Мустадраке” через Тавуса, со слов Ибн ‘Аббаса. Аль-Хаким и аз-Захаби назвали его достоверным»[16].
Принятие решений вопреки тому, что ниспослал Аллах, названо неверием, хотя такой поступок не выводит человека из лона ислама. Он остается мусульманином, но совершает грех. Смысл этого аята в том, что принятие решений вопреки тому, что ниспослал Аллах, является обычаем неверующих. Или вы не слышали слова Всевышнего Аллаха:
«Неужели они ищут суда времен невежества?» (Аль-Маида, 50)?
Затем он привел мнение комментаторов Корана о том, что принимающий решение вопреки тому, что ниспослал Аллах, будучи мусульманином, уподобляется людям времен невежества. Именно так выносились приговоры до появления ислама. В таком свете следует понимать слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
???????? ???? ?????? ??????????????? : ????????? ??? ??????????? ? ?????????????? ? ?????????????
«Три качества относятся к поступкам времен невежества: порочение рода, плач по умершим и связывание выпадения дождя со звездами». Этот хадис достоверен[17]. В другом хадисе говорится:
????? ???????????? ??????? : ????? ??????? ?????? ? ??????? ?????? ???????? ? ??????? ????????? ?????
«Лицемера отличают три качества: если он рассказывает что-нибудь, то лжет; если обещает что-нибудь, то не сдерживает обещания; а если ему оказывают доверие, то он не оправдывает его»[18].
Абу ‘Убейд сказал: «Из этих сообщений не следует, что совершающий эти грехи является невеждой, неверующим или лицемером, если он верит в Аллаха и во все, что ниспослано Им, и выполняет обязательные предписания. Их смысл в том, что эти грехи относятся к запрещенным Кораном и сунной поступкам, которые совершают неверующие. Мусульмане должны сторониться и избегать их, чтобы не уподобляться их нравам и законам».
Потом он привел хадис о том, что «если женщина надушилась, а затем прошла мимо мужчин, и они почувствовали ее благоухание, то она является прелюбодейкой»[19]. Разве это прелюбодеяние, за которое в шариате установлена мера наказания?
Очевидно, когда Абу ‘Убейд аль-Касим бин Саллам говорил, что принятие решений вопреки закону Аллаха не является неверием, выводящим человека из ислама, он имел в виду решение, принимаемое кадием или мусульманским правителем по какому-либо вопросу, при условии, что в остальных случаях он руководствуется постановлениями Аллаха.
Что же касается издания законов, противоречащих исламу, и принуждения мусульманских народов к принятию их под страхом смерти, и преследования тех, кто призывает к соблюдению исламских норм, то подобные поступки совершают только те, кто не имеет никакого отношения к исламу.
«Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью» (Ан-Ниса, 65).
3. Те, кто считает совершенной веру людей, совершающих грехи
Хариджиты впали в крайность, интерпретируя священные тексты, указывающие на недостаток веры людей, совершающих тяжкие грехи. Они не поняли текстов, которые свидетельствуют о том, что такие люди не теряют веру полностью. Помимо них существует другая группа[20], считающая веру тех, кто совершает тяжкие грехи, совершенной. Они полагают, что «грехи не причиняют вреда вере».
По их мнению, вера — это только убеждение в душе и признание языком, тогда как деяния не являются ее частью. Они считают, что вера в душе у всех людей одинаковая. Свои суждения они аргументируют текстами о том, что люди, совершающие тяжкие грехи, являются верующими и войдут в Рай.
Возразить им можно тем, что во многих священных текстах деяния рассматриваются как часть веры. Так, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
?????????? ?????? ??????????? ???? ?????? ?????????? ???????? ? ????????????? ?????? ??? ?????? ?????? ??????? ? ???????????? ????????? ??????? ???? ?????????? ? ???????????? ???????? ???? ??????????
«У веры семьдесят с лишним или шестьдесят с лишним ответвлений, самым лучшим из которых являются слова “нет божества, кроме Аллаха”, а самым низшим — удаление с дороги того, что доставляет неприятность, и стыдливость — одно из ответвлений веры»[21].
Их суждение также опровергается текстами, содержащими угрозу, например, словами Пророка , да благословит его Аллах и приветствует,:
??? ??????? ????????? ????? ??????? ?????? ???????? ? ????? ???????? ?????????? ????? ???????? ?????? ???????? ? ????? ???????? ????????? ????? ??????????? ?????? ????????
«В момент совершения прелюбодеяния прелюбодей не является верующим, и в момент кражи вор не является верующим, и в момент употребления вина пьющий его не является верующим»[22].
Обе группы причинили мусульманам немало вреда. Одни, обвиняя людей в неверии, лишали их надежды на милость Аллаха, а другие облегчали им совершение грехов. Воззрения ранних мусульман находились между этими двумя крайностями. Они признавали, что мусульманин, совершающий тяжкие грехи, имеет несовершенную веру в этой жизни, а его участь в последней жизни зависит от Аллаха: Он может простить его, если пожелает, а может подвергнуть мучениям.
[1] Мутазилиты, представители другого течения, последователи Васила бин ‘Аты, считали, что совершающий тяжкие грехи не считается ни верующим, ни неверующим. Он занимает промежуточное положение между верой и неверием, а в последней жизни навечно окажется в Аду.
[2] Муслим (64).
[3] Там же (57).
[4] Там же (1/86).
[5] Там же (54).
[6] Там же (101).
[7] Там же (102).
[8] Мишкат аль-масабих (4962).
[9] Муслим (65).
[10] Там же (60).
[11] Муслим (64).
[12] Здесь и далее приведены цитаты из статьи «Китаб аль-иман», одной из четырех статей, изданных под редакцией шейха Насир ад-Дина аль-Албани (С. 90-96).
[13] Речь идет о словах Всевышнего: «Вот Аллах взял завет с тех, кому было даровано Писание: “Вы обязательно будете разъяснять его людям и не будете скрывать его”. Но они бросили его за спины и продали его за ничтожную цену» (Аль ‘Имран, 187). В комментарии к этому аяту хафиз Ибн Касир писал: «Это порицание и угроза в адрес людей Писания, с которых Аллах взял завет через пророков, что они уверуют в Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и станут указывать на него людям, чтобы те были готовы к его пришествию и последовали за ним, когда Аллах отправит его к людям. Но они скрыли это и обменяли обещанные им блага этого мира и последней жизни на жалкий, ничтожный земной удел. Как же отвратительна их сделка! Как же она скверна! В этих словах предупреждение ученым, чтобы они не следовали этим путем, а не то их постигнет то, что постигло людей Писания. Ученые обязаны распространять известные им полезные знания, указывающие на праведные дела». См.: Ибн Касир И. Указ. соч. Т. 1. С. 568. — Прим. переводчика.
[14] Аль-Бухари (793); Муслим (397).
[15] Имеется в виду, что аяты и хадисы о том, что язычники и неверующие совершают грехи, не достигающие степени полного неверия, встречаются не реже, чем тексты о том, как они приобщают сотоварищей к Аллаху и совершают очевидное неверие. — Прим. переводчика.
[16] См.: Китаб аль-иман. С. 94.
[17] См.: Сахих аль-джами‘ ас-сагир (3039). Текст хадиса звучит следующим образом: «Мусульмане не расстанутся с тремя пережитками времен невежества: связыванием выпадения дождя со звездами, опорочиванием рода и оплакиванием умерших». Аль-Албани сообщил, что его передали аль-Бухари в «Тарихе», ат-Табарани в сборнике «Аль-му‘джам аль-кабир», Ахмад в «Муснаде» и Ибн Хиббан в «Сахихе».
[18] Аль-Бухари (33); Муслим (59).
[19] См.: Китаб аль-иман. С. 96. Аль-Албани сообщил, что этот хадис достоверен. Его передали Ибн Хузейма, Ибн Хиббан и аль-Хаким в своих «Сахихах» со слов Абу Мусы аль-Аш‘ари в следующей форме: «Если женщина надушилась и прошла мимо мужчин, чтобы они почувствовали ее благоухание, то она прелюбодействовала, и каждый взглянувший на нее тоже прелюбодействовал». Похожий хадис передали Абу Давуд и ат-Тирмизи, и последний назвал его достоверным.
[20] Их называют мурджиитами (от араб. ??????? «ирджа» — откладывание, отсрочивание), потому что они откладывают деяния в сторону, отделяют их от веры.
[21] Аль-Бухари (9); Муслим (35). В таком виде хадис передал Муслим.
[22] Муслим (57).
Книга: Вера в Аллаха Автор : Умар бин Сулайман аль-Ашкар