Фатва про объединение намазов по причине позднего наступления времени ночной молитвы

 

Вопрос: «Жители европейских стран сталкиваются в летний период с проблемой позднего наступления времени ночной молитвы и раннего наступления времени утренней молитвы. Так, время ночной молитвы [ишаа] наступает в 23.00, а иногда и доходит до 24.00. А время утренней молитвы наступает в 3.30, а иногда и раньше. Мусульмане сталкиваются с большой трудностью, особенно во время работы и учёбы, что приводит к тому, что некоторые ложатся спать до ночной молитвы и из-за этого пропускают намаз, так как не могут дождаться его времени. Можно ли тому, кто находится в таком положении, объединять вечерний и ночной намазы, так как это является для него затруднением?» Ответ: После ознакомления и изучения этого вопроса комиссия ответила следующим образом:

Первый момент – намазы должны совершаться в установленное время

Хвала Аллаху, Господу миров! Поистине, Аллах Всевышний обязал Своих рабов, чтобы они совершали молитву в установленные временные промежутки.
Аллах Всевышний сказал: «Поистине, молитва для верующих предписана для совершения в установленное время» (Сура «Женщины», аят 103).
И в обоих сборниках достоверных хадисов («Сахих аль-Бухари» и «Сахих Муслим») приводится хадис от Абдуллаха бин Мас’уда, который сказал: «Я спросил у Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует): «Какое дело является самым любимым для Аллаха?», и он ответил: «Молитва, совершенная в своё время…»

Второй момент – когда разрешается объединять намазы?

В Исламе есть такое правило: «Затруднительная ситуация (машакка) допускает идти на облегчения». (Это правило применяется в некоторых вопросах исполнения ритуалов, не затрагивающих основ религии).
По этой причине Пророк, мир ему и благословение Аллаха, научил, что в трех случаях можно объединять дневной намаз с предвечерним, а вечерний с ночным. Подобное он разрешил тому, кто находится в пути, тому, кто сильно болен и опасается за себя, и тому, кто попал под сильный дождь.
По наиболее обоснованному мнению, исключениями являются не только упомянутые три случая, но их больше. А доводом этому является следующий хадис. Он приводится в книге «Сахих Муслим» под номером 1151 и передаётся от ибн Аббаса о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, объединил дневной намаз с предвечерним, а в другой раз – вечерний с ночным, находясь в Медине, хотя не было ни ситуации опасения, ни дождя. Уаки’ сказал: « Я спросил ибн Аббаса: «Почему он [Пророк] так поступил?»,  и ибн Аббас ответил: «Он [Пророк] не хотел затруднять свою умму [общину]».  
Этот хадис является доводом на то, что поводом для объединения молитв может быть не только страх, нахождение в пути или дождь. Но всё, что повергает мусульманина в сильное затруднение, даёт возможность объединять две молитвы.
И когда для человека становится затруднительным совершать молитву в своё время, ему разрешается объединять две молитвы, но с одним важным условием: подобное не должно становиться нормой и привычным делом.

Третий момент – кто из праведных предшественников признавал подобное разрешение?

Ибн Хаджар в своей книге «Фатх аль-Бари» пишет: «Некоторые из имамов [т.е. больших учёных] понимали этот хадис по внешнему смыслу [т.е. дословно] и вообще разрешили объединять молитвы, даже когда человек не находится в пути, но когда есть острая необходимость, но с условием, что подобное не станет постоянным привычным делом. Об этом говорили ибн Сирин, Рабиа, Ашхаб, ибн аль-Мунзир, аль-Каффаль аль-Кабир и рассказывал аль-Хаттаби от группы из числа ахль аль-хадис».

Четвертый момент – кто из современников высказался о совмещении намазов в случае затруднения?

В постановлении заседания исламского съезда по вопросам фикха, принятого 3 ноября 2007 г., уже был рассмотрен схожий вопрос. В нем содержится следующее: «В отношении тех стран, которые находятся между 48-й и 66-й широтами северного и южного полушария.… Если в течении многих дней вечерняя заря исчезает поздно, и из-за этого ночные намазы откладываются на поздние часы, то, несмотря ни на что, намаз должен совершаться так же, как обычно, в свое установленное время. Однако некоторым категориям людей, кому затруднительно ожидать установленное время наступления молитвы и исполнять намаз вовремя, как, например, студентам, рабочим в свои трудовые дни, можно руководствоваться разрешением объединять ночной намаз с вечерним. При этом нужно помнить, что подобная мера не должна становиться ежедневной нормой, а является исключительной ситуацией, этим разрешением следует пользоваться только при особой необходимости».

Пятый момент – совмещать намазы следует только в затруднительных случаях

Как было видно из приведенных выше фетв и решений, допустимость совмещать вечернюю и ночную молитвы действует не для всех людей, а именно для тех, кто из-за предстоящей работы или учебы не может дожидаться позднего времени ночного намаза.
Таким образом, первое условие для совмещения намазов в летние ночи – это затруднительность ситуации. Второе условие – подобное совмещение не должно быть регулярным, не может превращаться в норму.
Исходя из этого, как только для рабочего или учащегося совершение ночной молитвы в своё время без совмещения перестанет быть затруднительным, нужно будет совершать её в своё положенное время.
По этой причине, во всех мечетях и местах общих молений мусульман, ночные молитвы в летние ночи следует проводить только своевременно, в соответствии с утвержденным расписанием намазов. А отдельным прихожанам, чья личная ситуация с работой или учебой затрудняется, разрешено объединять ночные намазы с вечерними, в соответствии с разъясненными выше правилами и условиями.
Совмещение ночного намаза с вечерним означает совершение ночной молитвы сразу же после завершения вечерней. При этом порядок, количество ракатов и форма совершения каждой из них остаются обычными, неизменными.

Участники комиссии по фетвам, которые согласны с этой фетвой, уважаемые шейхи:
Доктор Хани бин Абдуллах аль-Джубейр (шариатский судья в общем суде в Достопочтимой Мекке)
Доктор Халид бин Абдуллах аль-Муслих
Доктор Атыйя ас-Сеййид Файяд (преподаватель сравнительного фикха в Университете Короля Халида, г. Абха)
Доктор Йусуф бин Абдуллах аш-Шубейли
Доктор Алий Мухйиддин аль-Курра Дагый
Доктор Акыйль бин Мухаммад Муктарий
Доктор Наиф бин Мухаммад аль-'Ажмий

С фетвой на арабском языке можно ознакомиться на сайте www.islamfeqh.com.

URL статьи: http://sawab.info/content/view/1092/1/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика