Стремление к Сунне и предостережение от бид’а (нововведений)
Следование за праведными предшественниками — это обязанность каждого, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Следуйте моей сунне, и сунне праведных халифов, вед?мых Аллахом правильным путем, которые будут после меня, и держитесь за нее клыками и остерегайтесь нововведений, ведь любое нововведение — это бид’а, а всякое бид’а — заблуждение». Хадис сахих, Абу Давуд (4607), Ат-Тирмизи (2678).
Шейх Ибну Кудд?ма сказал: “Нам велено следовать за ними и ориентироваться на то, чем они руководствовались. Нас предостерегают от новшеств в религии и нам сообщено, что они являются заблуждением. Ведь Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Следуйте моей сунне, и сунне праведных халифов вед?мых Аллахом правильным путем, которые будут после меня, и держитесь за нее клыками (сильно придерживайтесь ее) и остерегайтесь нововведений, ведь всякое нововведение это бид’а, а всякое бид’а это заблуждение»”.
‘Умар бин ‘Абдиль-‘Азиз (да будет Аллах им доволен) сказал слова, смысл которых можно изложить так: «Остановись там, где остановились известные вам люди, и следуй за ними. Ведь они остановились и воздержались, основываясь на достоверных знаниях и глубоком понимании, и были более способны раскрыть истину и больше всех были достойны ее знать. Но если скажете, что эти новшества возникли после них, то они возникли только из-за тех, кто не следовали за ними и не руководствовались их путем и сунной. Они же объяснили истинную веру достаточно ясно, и раскрыли ее сущность в полной мере. Тот, кто добавил что-нибудь больше того, что они сделали или сказали, уже преступил пределы дозволенного, а кто пренебрегал чем-нибудь из того, что они сделали или сказали, тот не выполнил должное. Одни люди не следовали за ними и поэтому отошли от истинной веры, а другие преступили пределы и старались сделать больше, чем сделали они, и впали в чрезмерность. Но они (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники), в отличие от тех и других, шли прямым путем». Это сообщение привел Абу На‘?м в книге «Аль –Хилья» (5\338), и Ибнуль-Джавзи в книге «ман?киб ‘Умар бин ‘Абдиль-‘Азиз», стр.18.
Аль-Имам Абу ‘Амр Аль-Авза‘и (да будет доволен им Аллах) сказал: «Ты должен идти по следам ас-Салафа, даже если люди отвергнут тебя, и остерегайся мнений людей, даже если они украсят их тебе словами». Привели Аль-Хатиб в книге «Шараф Асх?биль-Хадис», стр.7, Ибну ‘Абдиль-Бар в своей книге «Аль-Дж?ми‘у» (2/114), Аз-Захаби в книге «Ас-Сира» (7/120), Шейх Ал-Алб?ни сказал, что сообщение достоверное.
Мухаммад бин Абдиррахм?н аль-Азрами сказал одному человеку, который распространял бид‘а и призывал людей следовать им: «Знали ли Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), Аб? Барк, ‘Умар, ‘Усм?н и ‘Али о том, к чему ты призываешь, или нет?» Мужчина ответил: «Нет, не знали», — тогда аль-Азрами ему сказал: «Разве ты знаешь то, что не знали они?» Мужчина сказал: «Тогда я говорю, что они знали о ней». Аль-Азрами ему сказал: «Были ли у них причины, которые не позволили им известить людей об этом и призвать их к нему или нет?» Мужчина сказал: «Да». Тогда аль-Азрами сказал: «Разве то, что удержало Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и его халифов не удержало тебя?» Мужчина ничего не смог ответить. Тогда халиф, присутствовавший при этой дискуссии, сказал: «Да не расширит Аллах удел тому, кого не удержало то, что удержало их!»
Пусть так будет с каждым, кого не удержало то, что удержало Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!), его сподвижников, их последователей, последующих Имамов, и сведу-щих в знаниях по поводу аятов Корана и сообщений Пророка (Да благословит его Аллах и при-ветствует!), в которых содержатся атрибуты Аллаха, и которые они принимают такими как есть. Да не расширит Аллах удел ему.
Придерживаться Сунны и руководствоваться ей необходимо для каждого мусульманина, ведь Всевышний сказал: «В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас и для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день» (Сонмы, 21).
Этого же требовал и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказав нам: «Следуйте моей сунне, и сунне праведных халифов вед?мых Аллахом правильным путем, которые будут после меня, держитесь за сунну клыками». Хадис сахих, Абу Давуд (4607), Ат-Тирмизи (2678).
Слово «бид’а» в арабском языке имеет значение чего-то, что образованно впервые. Но с приходом Ислама и у него появилось еще одно значение, прямо противоположное по смыслу слову «сунна», т. е. словом «бид‘а» обозначают все «то, что было введено в религию, противореча тому, чего придерживался Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижники, в отношении вероубеждений и поступков».
Бид‘а запрещено и Кораном, и Сунной. Всевышний сказал: «А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в геенне, как же скверно это место прибытия». (Женщины, 115).
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в отношении этого сказал: «Остерегайтесь нововведений, поистине, каждое нововведение — это бид’а, а каждое бид’а — это заблуждение». Хадис сахих, Абу Давуд (4607), Ат-Тирмизи (2678).
— Следуйте: то есть придерживайтесь всего того, чего придерживался Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не добавляя ничего и не убавляя .
— И не выдумывайте: то есть не вводите в религию бид‘а.
— Ведь вам этого хватает: то есть всю вашу религию уже до вас1, с помощью тех, кто предшествовал вам, Аллах сделал совершенной, не нуждающейся в дополнении2, ведь Всевышний сказал: «… Сегодня Я завершил для вас вашу религию и закончил для вас Мою милость и удо-влетворился Я для вас исламом как религией…» (Трапеза, 3).
2. Также о «бид‘а» высказался ат-т?би‘ийю3 и правитель мусульман ‘Умар бин ‘Абдиль-‘Азиз, который родился в 63 г. х. и скончался в 101 г. Суть его высказывания в следующем:
- Необходимость остановиться там, где остановились известные вам люди, то есть Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижники, в тех вопросах, которые касаются вероубеждения и богослужения (‘иб?да), потому как они остановились, основываясь на достоверных знаниях и высоком понимании. И если бы то, что люди ввели в Ислам, было бы лучше, то они раньше пришли бы к этому.
- Те нововведения, которые появились после них, не являются ничем иным, кроме как противоречием их пути и оставлением Сунны, по-другому и быть не может, ведь они определили и сказали в религии все, что необходимо и достаточно.
- Среди людей есть такие, которые допускали упущения, следуя за ними (то есть за Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижниками) и отдалились от их пути, и есть такие, которые проявили чрезмерность и стали бросаться в крайности. Обе эти группы не правы, правильная дорога находится между упущением и чрезмерностью.
3. Из высказываний т?би‘ут-т?би‘ин4.
Аль-Авз?‘и ‘Абдуррахман бин ‘Амр, который скончался в 157 г. х., сказал:
- Ты должен идти по следам ас-Салафа: то есть, ты должен следовать по дороге сподвижников и дороге т?би‘ин, потому что она основывается на Коране и Сунне.
- Даже если люди отвергнут тебя: то есть, даже если они изолируют тебя и будут сторониться.
- И остерегайся мнений людей: то есть, остерегайся тех мнений, которые являются результатом простого умозаключения, не опирающегося на Писание Всевышнего и на Сунну Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует.
- Даже если они украсят их тебе словами: то есть, даже если они приукрасили свою речь и показали ее с хорошей стороны, ведь ложь не станет истиной, если ее приукрасить.
Аль-Азрами построил свою дискуссию таким способам, что после каждой стадии переходил к следующей, и так до тех пор, пока его оппонент не замолк, не зная, что ответить.
Первая стадия: Это вопрос о том, знал ли Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, об этом бид‘а или нет, на что мужчина ответил, что не знал. Как мы видим, в его ответе содержится обвинение Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижников в том, что они не знали важные вещи, относящиеся к религии. Но вместе с этим обвинением, ответ мужчины сам по себе является доводом против него и поэтому ученый переходит ко второй стадии дискуссии.
Вторая стадия: Если они не знали об этом, то как ты узнал? Разве мог Всевышний скрыть что-либо из Шари‘ата от Своего посланника да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижников, но открыть тебе? Тут мужчина, поняв свою ошибку, тут же отвечает: «Они знали об этом». И тут наступает завершающая стадия спора.
Третья стадия: Если они знали об этом, то могли ли они не рассказывать об этом и не призывать людей к этому или не могли? На это мужчина отвечает, что могли. И вот тут наступает решительный момент — Аль-Азрами его спрашивает: Разве то, что удерживало их от распространения этого, не удерживает тебя? 6 Мужчина не смог ничего ответить и спор закончился7.
Присутствовавший при этой дискуссии правитель мусульман одобрил рассуждение Аль-Адрами и сказал: «Да не расширит Аллах удел тому, кого не удержало то, что удержало их!»
2 Нужно помнить о том, что мы говорим об основах вероубеждения и делах, которые относятся к служе-нию Богу. Ислам в отношении этих основ и богослужений является совершенным. Что же касается по-вседневной жизни человека, в которой каждый день появляется что-то новое, как, например, компьютер, автомобили или какие-то новые торговые сделки, то это не является «бид‘а», о котором мы говорим, так как это не относится к вероубеждению и богослужению.
3 те, кто жил после Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, встречались со сподвижниками, учились у них Исламу и скон-чались, будучи правоверными (их называют «ат-т?би‘ийю», то есть последователь),
4 Те, кто жили после сподвижников и встречались с ат-т?би‘ийю, учились у них Исламу и скончались, будучи правоверными (их называют «т?би‘ут-т?би‘ин», то есть последующие за последователями).
5 Мухаммад бин Абдиррахм?н аль-Азрами это известный ученый который обучал-ся у Вак?’а ибну Джарр?ха, Суфъяна ибну ’Ина и др. Он один из тех у кого брали хадисы, Аб? Д?вуд, Ан-Нас?и и др. Человек с которым шла дискуссия, – это шейх му’тазилитов того времени, которого звали Ахмад ибну Аб? Д?вуд, а бид’а о которой шла речь это мнение о том что Коран (речь Аллаха) создан.
6 Перевод диалога не дословный, он подогнан по смыслу, дословно вопрос, который задал аль-Азрами будет звучать так: Могли ли они не говорить об этом и не призывать к этому? Он сказал: Да. Далее аль-Азрами говорит: А разве то, что можно было для них, нельзя для тебя? (это почти дословный перевод, и это для тех, кто захочет сверить перевод с арабским текстом.)
7 Да и что он мог ответить, разве мог Всевышний, пославший Своего Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, донести до людей то, что от них требуется, скрыть, хотя бы частицу требуемого? Мог ли Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, Откровение к которому приходило до самой кончины, скрыть что-нибудь из религии Своего Создателя? Могли ли лучшие из людей, сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о которых он свидетельствовал, скрыть это? И если они не знали ничего о том, что некоторые люди считают важным в исламе, то откуда это знают эти люди, ведь откровение Аллаха прекратилось с кончиной Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, ведь только с откровением Аллаха заложен ислам. Неужели Всевышний забыл что-то или не знал что-то, что от нас требуется — ведь именно эти обвинения и следует за «бид‘а», — а эти люди знают, что нужно и как нужно поклоняться Всевышнему? Свят Он и Велик от всего этого. Примерно такие вопросы нужно использовать в построении дискуссии со сторонниками бид‘а.
Из книги Комментарий к Лум‘атуль-И‘атик?д аль-Х?ди ил? сабили-р-Раш?д
Шейх Мухаммад бин С?лих бин Мухаммад аль-‘Усейм?н ат-Там?ми
Перевел Евлоев М.Ж. (Выпускник шари?атского факультета университета Аль-Азхар)
URL статьи: http://sawab.info/content/view/1073/1/