Зайд аль-Хайр
“Истинно, в тебе есть два качества, любезных Аллаху и Его посланнику:выдержка и благоразумие”. (Мухаммад, посланник Аллаха, да благословитего Аллах и приветствует).
— Ждите меня здесь, пока я не вернусь к вам. Затем этот человекпоклялся, что либо раздобудет денег для детей, либо умрёт. Захватив ссобой немного пищи, человек держал свой путь, пока не наступила ночь.Перед собой он увидел палатку, рядом с которой находился стреноженныйжеребёнок. Человек сказал: “Вот и первая добыча”. Подойдя к жеребёнку,он начал распутывать верёвки, намереваясь отправиться дальше на нёмверхом. Однако тут раздался голос, обращённый к нему: “Оставь в покоежеребёнка и добывай себе добычу сам”. Человек оставил жеребёнка иотправился дальше.
Он продолжал свой путь в течение семи дней,пока не набрёл на загон для верблюдов, рядом с которым находиласьогромная палатка с кожаным верхом, что являлось свидетельством достаткаи благополучия. Человек сказал себе:
— Непременно в этом загонедолжны быть верблюды, а в палатке — её обитатели. Заглянув в палатку, —а солнце уже клонилось к закату, — человек увидел в центре её древнегостарца. Незаметно для старика человек сел сзади него. Вскоре солнцеполностью закатилось, и появился огромный и могучий всадник небывалогороста на необычайно большом коне. Рядом со всадником шли два раба -справа и слева от него. Всадник вёл за собой стадо верблюдов, состоящеепримерно из ста голов во главе с крупным верблюдом. Вожак стадаопустился на землю, а верблюдицы расположились вокруг него. Тут всадникприказал одному из своих рабов:
— Подои эту верблюдицу, — и онуказал на упитанное животное, — и напои старика молоком. Раб надоилполный сосуд молока, поставил его перед стариком и удалился. Старикотпил один или два глотка и отставил сосуд”.
Человек рассказывалдальше: “Потихоньку подкравшись, я взял сосуд и осушил его. Затемпоявился раб и, взяв сосуд, воскликнул: — О мой повелитель! Он выпилвсё молоко. Обрадованный всадник воскликнул, указав на другуюверблюдицу:
— А теперь подои её, и поставь молоко передстариком. Раб выполнил приказание, и старик, сделав один глотокотставил сосуд. Я взял его и отпил половину, чтобы не вызватьподозрений у всадника. После этого всадник повелел второму рабузаколоть барашка. Когда это было исполнено, всадник сам пожарил науглях мясо и из собственных рук накормил старика, пока он не насытился,а затем поел сам вместе с рабами.
Вскоре после этого все началиукладываться спать и вскоре уснули глубоким сном. Подкравшись к вожакустада, я распутал его и, вспрыгнув на него, поскакал вперёд. Всё стадопоследовало за вожаком. Не останавливаясь, я был в пути всю ночь. Когдарассвело, я осмотрелся, но нигде не увидел преследователей. После этогоя продолжил путь до полудня. Оглядевшись вокруг, я заметил вдалибольшую птицу, похожую на орла. Когда она приблизилась, я разгляделвсадника на коне. Вскоре я узнал вчерашнего человека, который примчалсяза своими верблюдами. Тогда я стреножил верблюда-вожака, достал изколчана стрелу и положил её на лук. Сам же я встал впереди верблюда.Остановившись в отдалении, всадник крикнул мне:
— Распутай вожака!
— Никогда! В Хире я оставил своё голодное семейство, женщин и детей, поклявшись, что вернусь к ним с деньгами или умру.
Всадник крикнул:
— Можешь считать себя мёртвым! Распутай вожака, ты, безотцовщина!
— Этого никогда не будет! — ответил я.
— Горе тебе! — крикнул всадник.
— Несчастный выскочка!
Затем он сказал:
— Повесь-ка верблюжью верёвку! В какой узел ты хочешь, чтобы попала моястрела? На верёвке было три узла, и я показал ему средний узел, ивыпущенная стрела вонзилась прямо в него, как будто он воткнул её тудасобственной рукой. Затем он также точно попал во второй и третий узлы.После этого я положил свою стрелу обратно в колчан и приготовилсясдаться. Подойдя ко мне, всадник отобрал у меня меч и лук, а затемприказал: “Садись сзади меня!”Когда я сел сзади него, он спросил меня:
— Как ты полагаешь, что я сделаю с тобой?
— У меня самые дурные предчувствия, — ответил я.
— Отчего же?! — спросил всадник.
— Я же совершил зло в отношении тебя и нанёс тебе ущерб. Но Аллах даровал тебе победу надо мной.
Он спросил:
— Неужели ты полагаешь, что я причиню тебе зло после того, как ты пил и ел в компании с моим отцом Мухалхалом прошлой ночью?!
Услышав имя Мухалхала, я спросил:
— Так ты Зайд аль-Хайль?
— Да, — ответил всадник.
— Будь же моим добрым пленителем! — воскликнул я.
— Тебе не грозит ничего дурного, — ответил он и поскакал со мной к себе на стоянку. По дороге он сказал:
— Клянусь Аллахом, если бы эти верблюды были мои, то я отдал бы ихтебе. Но дело в том, что они принадлежат одной из моих сестёр. Поживинекоторое время у нас. Скоро мне предстоит поход, где я получу богатуюдобычу. Буквально через три дня он совершил поход против бану Нумайр изахватил около ста верблюдиц, которых подарил мне. Потом он даже послалсо мной своих людей для охраны во время пути в аль-Хиру.
Таковбыл образ Зайда аль-Хайля во времена джахилиййи. О его же образе висламскую эпоху также рассказывают многие книги. В них говорится:“Когда вести о Пророке, да благословит его Аллах и приветствует,достигли слуха Зайда аль-Хайля, он внимательно ознакомился с некоторымипризывами из того, к чему призывал Посланник. После этого он собрался впуть, пригласив с собой в Йасриб главных вождей своего племени, чтобытам лично встретиться с Пророком. Вместе с Зайдом отправилась большаяделегация, в состав которой входили Зурр Ибн Садус, Малик Ибн Джубайр,Амир Ибн Джувайн и многие другие старейшины.
Прибыв в Медину,они направились в мечеть Пророка, где привязали своих скакунов.Случайно получилось так, что когда они вошли в мечеть, посланникАллаха, да благословит его Аллах и приветствует, читал свою проповедьмусульманам с минбара. Их потрясли слова Пророка, поразилапривязанность мусульман к нему и их глубокое внимание к тому, что онговорил. Заметив их, Посланник сказал, обращаясь к мусульманам: “Я длявас лучше, чем аль-Узза и всё то, чему вы поклоняетесь... Я для васлучше, чем чёрный верблюд, которого вы обожествляете вместо Аллаха”.
Речь посланника Аллаха произвела на Зайда аль-Хайля и его спутниковразное впечатление. Некоторые ответили на зов истины и приняли её.Некоторые же отказались принять её и проявили заносчивость. Такимобразом, часть людей должна была попасть в Рай, а часть — в Ад. Чтокасается Зурра Ибн Садуса, то стоило ему услышать блестящую речьПророка, да благословит его Аллах и приветствует, заставившую учащённобиться сердца верующих и приковавшие их внимание, как в его сердцепроникла зависть и страх обуял его. Он сказал тем, кто был рядом с ним:
— Поистине, я вижу человека, покорившего арабов, но, клянусь Аллахом, ему не удастся покорить меня.
Затем он отправился в аш-Шам, где обрил голову и принял христианскую веру.
С Зайдом и другими дело обстояло иначе: едва посланник Аллаха, даблагословит его Аллах и приветствует, закончил свою проповедь, как Зайдаль-Хайль встал среди мусульман, а он был самым могучим,представительным и высоким человеком; даже когда он садился на коня,его ноги доставали до земли, как будто это был не конь, а ишак. Таквот, встав среди людей во весь свой богатырский рост, он произнёс своимзычным голосом: “О Мухаммад, я свидетельствую, что нет божества, кромеАллаха, и что ты — посланник Аллаха”. Подойдя к нему, посланник Аллаха,да благословит его Аллах и приветствует, спросил:
— Кто ты?
— Я Зайд аль-Хайль, сын Мухалхала, — ответил Зайд.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему:
— Ты Зайд аль-Хайр, а не Зайд аль-Хайль. Хвала Аллаху, Который прислалтебя с твоих равнин и гор, раскрыв твоё сердце перед Исламом.
С того времени все стали звать Зайда Зайдом аль-Хайром... После этогопосланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, привёл Зайдак себе домой. Вместе с Пророком был Умар Ибн аль-Хаттаб и группаблизких сподвижников. Когда они вошли в дом, посланник Аллаха предложилкресло Зайду. Однако он счёл недостойным сидеть в кресле в присутствииПророка, и он отодвинул его. Посланник Аллаха трижды предлагал Зайдукресло, но тот всякий раз отказывался.
Когда собрание началось, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Зайду аль-Хайру:
— О Зайд, ты единственный человек, про которого мне говорили до встречитобой, и это описание полностью совпадает с тем, что есть на самомделе.
Далее он продолжил:
— О Зайд, истинно, в тебе есть два качества, любезных Аллаху и Его посланнику.
Зайд спросил:
— Какие же это качества, о посланник Аллаха?
— Выдержка и благоразумие, — ответил Пророк.
Зайд воскликнул:
— Хвала Аллаху, Который сделал меня угодным Ему и Его посланнику!
Обратившись к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, он сказал:
— Дай мне, о посланник Аллаха, триста всадников, и я обещаю тебесовершить успешный поход против византийцев и крепко наказать их.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ещё больше укрепил его энтузиазм, когда сказал:
— Какой же ты хороший человек, Зайд! Ты настоящий мужчина!
Вместе с Зайдом Ислам приняли все его соплеменники, которые были с ним.Когда Зайд собрался вернуться домой со своими спутниками, Пророк,провожая его в Наджд, воскликнул:
— Какой же это замечательный человек! Как же он будет важен для нас, если убережётся от мединской заразы!
В то время как раз в Медине свирепствовала эпидемия лихорадки. Болезньнастигла Зайда аль-Хайра, едва он покинул Медину. Он сказал своимспутникам: “Во времени джахилиййи мы совершили много глупостей, нотеперь, клянусь Аллахом, я не подниму руки против мусульманина до самойвстречи со Всемогущим Аллахом”.
Зайд аль-Хайр продолжал держатьсвой путь к своим родным в Наджд, несмотря на то что его болезнь час отчасу усиливалась. Ему очень хотелось вернуться в своё племя, чтобыАллах ниспослал им Ислам его руками. Он стремился опередить своюкончину, а смерть стремилась опередить его. Смерть оказалась быстрее, иЗайд скончался, будучи в пути недалеко от родины. После принятии Исламаи до самой смерти он не совершил ни одного греха.
Абдурахман Рафат аль-Баша,
"Картинки из жизни сподвижников Пророка Мухаммада".