КАК СОВЕРШИТЬ ОМОВЕНИЕ — ГУСУЛЬ,ВУДУ, ТАЯММУМ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Хвала Аллаху, Которого мывосхваляем, молим о помощи и прощении, Которому приносим покаяния и кКоторому прибегаем от зла наших душ и наших скверных деяний! Кого Аллахповедет прямым путем, того никто не введет взаблуждение, а кого Аллахвведет в заблуждение, того никто не наставит на прямой путь.Свидетельствую, что нет божества, кроме Единого Аллаха, у Которого нетсотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник.
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами!» (Аль Имран, 3:102).
«Олюди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека,сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин,произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы проситедруг друга, и бойтесь разрывать родс¬твенные связи. Воистину, Аллахнаблюдает за вами»ан-Ниса, 4:1).
«Оте, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово. Тогда Онисправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуетсяАллаху и Его Посланнику, тот уже достиг великого успеха» (аль-Ахзаб, 33:70-71).
Своимприходом Ислам принес людям свободу и счастье, отдалил их от слепогообраза жизни, указал на пороки невежества и строго наказал сынам Адамаизбавляться от него. Ислам является религией, установившей для самоговысшего и сознательного из всех созданий самые совершенные инезаменимые правила быта. Ислам – это религия, которая в самой труднойситуации своими принципами вселяет в человека уверенность в том, что онпреодолеет все трудности стоящие на его пути. С первого взгляда кажетсяневероятным формирование подобных положительных качеств в человеке вкороткий промежуток времени. Однако после ближайшего ознакомления сосновами и принципами этой чистой и далекой от всяких искаженийрелигии, не остается никаких сомнений в том, что это действительновозможно. Счастье человека зависит от следования этим правилам, ипоэтому мы, в первую очередь, должны знать и изучать их. Именно поэтомумы поставили перед собой цель просветить наших соотечественников в этойобласти. Данная книга, представляемая нашим уважаемым читателям,содержит необходимые для каждого сведения об обязательном предписанииВсевышнего Аллаха, Господа миров, являющимся вторым столпом Ислама.Исполнять это предписание обязательно, несмотря на любые трудности,невзгоды, проблемы и неурядицы. Естественно, что в данной книге мыпоговорим о намазе и связанным с ним очищением. Всевышний Аллах сказало намазе: «Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного»аль-Анкабут, 29:45).
Надеемся,что многие наши соотечественники имеют определенные сведения об этомаяте. Но мы, к сожалению, знаем, что многие забывают об этом. Человекзабывчив по своей природе, и поэтому Всевышний Аллах посредством СвоейКниги постоянно наставляет сынов Адама вспоминать и повторять то, чтоони уже знают. Всевышний Аллах сказал: «И напоминай, ибо напоминание приносит пользу верующим»аз-Зарийат, 51:55).
Другойцелью написания этой книги является попытка положить конец разногласиями недоразумениям, связанным с намазом и очищением. Всем нам известно,что в те годы, когда нас силой отдаляли от нашей религии, в намаз,также как и в другие предписания шариата, были внесены различныенововведения. Часто бывало так, что, вообще, игнорировалась Сунналучшего из людей – пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.Однако многие и поныне не знают, что подобные новшества и ересь могутсвести на нет намаз или омовение. Каждый мусульманин должен знать, чтопринятие его деяний Всевышним Аллахом зависит от соблюдения имследующих двух условий: ( ( (
- Во-первых, деяние должно бытьсовершено искренне и только ради Всевышнего Аллаха. При этом, совершаяэто деяние, мусульманин должен боятся только Аллаха, любить Его большевсего остального и надеяться только на Его милость.
- Во-вторых,мусульманин должен совершать то или иное деяние так же, как егосовершал пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, т.е. всоответствии с его Сунной.
Отсутствие одного из этихусловий делает обряд поклонения недействительным, будь то намаз,омовение, пост, закят и т.д. Поэтому, стремясь положить конецразногласиям и недоразумениям, связанным с намазом и очищением, мыисключительно опирались при написании этой книги на аяты СвященногоКорана и достоверные хадисы посланника Аллаха, мир ему и благословениеАллаха. Поскольку в книге содержатся различные вопросы мусульманскогоправа, мы постарались отразить в ней только те постановления шариата,которые опираются на Коран и достоверные хадисы, приняв во вниманиемнение авторитетных мусульманских ученых-богословов. Естественно, что,прочитав данную книгу, многие посчитают, что было бы неплохо ввести внее определенные изменения. Данная книга является плодом человеческихусилий и, естественно может иметь различные недостатки и изъяны.Поэтому мы заранее благодарим читателей за их замечания иконструктивные предложения и обещаем, что все они будут учтены впоследующих изданиях. Совершенен только лишь Всевышний Аллах, абезгрешен – Его посланник, мир ему и благословение Аллаха.
Мыпросим Всевышнего Аллаха, чтобы Он сделал наши деяния искренними радиНего одного и соответствующими Сунне Его посланника, мир ему иблагословение Аллаха. Остается только пожелать нашим читателям успехов,добра и благословения на этом поприще. Давайте не забывать, что все мыпринадлежим Аллаху и, в конце концов, вернемся к Нему! Поистине, Онскор на расчет!
ЭТИКЕТ ОТПРАВЛЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
- Человек,отправляющий естественные потребности, должен выбрать такое место, гдебы люди не могли его видеть, не могли слышать звуков во время выделениягазов и чувствовать запах экскрементов.
- Желательно передвходом в туалет произнести следующие слова: «Аллахумма инни а’узу бикамина-ль-хубуси ва-ль-хабаис!» («О Аллах! Я прибегаю к Тебе от мерзкихдьяволов мужского и женского пола!»).
- Человек, отправляющийестественные потребности, не должен ни с кем разговаривать, произноситьслова приветствия и отвечать на чей-либо зов без необходимости.
- Человек, отправляющий естественные потребности, из почтения к священной Каабе не должен поворачиваться к ней лицом или спиной.
- Необходимо сторониться попадания экскрементов (кала и мочи) на тело и одежду.
- Нужно избегать отправления естественных потребностей в местах, где ходят или отдыхают люди.
- Человек не должен отправлять естественные потребности в стоячей воде или в воде, в которой он купается.
- Нежелательно совершать мочеиспускание стоя. Это можно делать только при наличии двух условий:
- если есть уверенность в том, что моча не попадет на тело или одежду;
- если человек уверен, что никто не увидит его срамных мест.
- если есть уверенность в том, что моча не попадет на тело или одежду;
- Необходимо очищать оба прохода водой или же камнями, бумагой и т.д. Однако очищение водой является наиболее предпочтительным.
- Нужно очищать оба прохода левой рукой.
- После выхода из туалета желательно произнести следующие слова: «Гуфранак!» («Я прошу твоего прощения, Господи!»)
- Желательно входить в туалет с левой ноги и выходить из него с правой.
МАЛОЕ ОМОВЕНИЕ
Всевышний Аллах сказал: «Оте, которые уверовали! Когда вы встаете на намаз, то умойте ваши лица иваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги дощиколоток»аль-Маида, 6).
Условия совершения малого омовения
Человек, совершающий малое омовение, должен: (
- быть мусульманином;
- быть совершеннолетним (по мнению некоторых ученых);
- не быть душевнобольным;
- иметь при себе чистую воду;
- иметь намерение совершить малое омовение;
- удалитьвсе, что мешает попаданию воды на органы омовения (краску, лак и т.д.),а также, совершая малое омовение не оставлять сухим какую-либо частьорганов омовения;
- очистить тело от нечистот;
- освободиться от кала и мочи.
Действия, делающие малое омовение недействительным
- Экскременты,выходящие из переднего или заднего прохода, такие как моча, кал, сокпредстательной железы, газы, кровотечение и т.д.
- Глубокий сон или потеря сознания.
- Употребление в пищу верблюжатины.
- Непосредственное прикосновение к половому органу или анальному отверстию (по мнению некоторых ученых).
Действия, не делающие малое омовение недействительным
- Все, что выделяется из тела человека, за исключением экскрементов, выходящих из заднего и переднего проходов.
- Прикосновение к женщине.
- Употребление пищи, приготовленной на огне.
- Сомнение в действительности малого омовения.
- Смех или хохот.
- Прикосновение к покойнику.
- Рвота.
- Дремота.
- Прикосновение к нечистотам. (Прикоснувшись к нечистотам достаточно смыть их водой).
Порядок совершения малого омовения
Человек,совершающий малое омовение, должен в душе вознамериться совершить его.Однако не нужно произносить намерение вслух, потому что Пророк, мир емуи благословение Аллаха, не произносил намерение вслух перед омовением,намазом и другими обрядами поклонения. Начиная малое омовениенеобходимо произнести: «Би-сми-ллях!» («С именем Аллаха!»). Затем нужнотрижды помыть кисти рук (рис. 1). Затем необходимо трижды прополоскать рот и нос (рис. 2-3) и трижды вымыть лицо от одного уха до другого и от места произрастания волос до окончания челюсти (или бороды) (рис. 4). Затем нужно трижды вымыть обе руки от кончиков пальцев до локтей включительно, начиная с правой руки (рис. 5).Затем нужно намочить ладони и протереть ими голову. Протирая голову,нужно провести по ней руками от окончания лба до начала шеи, а затем –в обратном направлении (рис. 6). Затем необходимо вставить указательные пальцы рук в ушные отверстия и протереть внешнюю сторону ушей большими пальцами (рис. 7). Затем необходимо вымыть ноги от кончиков пальцев до щиколоток включительно, начиная с правой ноги (рис. 8).Необходимо вымыть промежутки между пальцами ног и уделять вниманиетому, чтобы вода дошла до пяток. После окончания совершения омовенияжелательно произнести: «Ашхаду алля иляха илля-ллаху вахдаху ля шарикалях, ва-ашхаду анна Мухаммадан абдуху ва-расулюх, аллахумма-дж’алнимина-т-таввабина ва-дж’ални мина-ль-мутатаххирин!» («Я свидетельствую,что нет божества, кроме единого Аллаха, у Которого нет сотоварищей, исвидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник! О Аллах! Сделайменя одним из кающихся и сделай меня одним из самоочищающихся!»)




БОЛЬШОЕ ОМОВЕНИЕ
Случаи, при которых большое омовение становится обязательным
- Послеполового сношения (даже если не произошло семяизвержение), а такжепосле поллюции или семяизвержения, произошедшего в результатестрастного влечения.
- После окончания менструации и послеродовых кровотечений.
- Для совершения пятничного намаза.
- После смерти: следует омыть умершего мусульманина, если только он не является мучеником, павшим на пути Аллаха.
- При принятии Ислама.
Случаи, при которых большое омовение является желательным
- Большое омовение человека, омывшего покойника.
- Перед вступлением в состояние ихрама для совершения хаджа или умры, а также перед входом в Мекку.
- Для повторного вступления в половой акт.
- Женщине, имеющей хронические кровотечения, желательно совершать большое омовение перед каждым намазом.
Порядок совершения большого омовения
Послетого, как человек вознамерился совершить большое омовение, он долженпроизнести: «Би-сми-л-лях!» («С именем Аллаха!») и вымыть кисти рук.Затем он должен вымыть половые органы и анальное отверстие, а затемсовершить малое омовение. Затем необходимо трижды пролить воду наголову, расчесывая при этом волосы руками, так чтобы вода достиглакорней волос. Затем нужно трижды вымыть все оставшиеся части тела.Затем следует вымыть трижды ступни ног. (Так совершал большое омовениепророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха).
Если накакой-либо орган тела наложена медицинская повязка или гипс, то,совершая малое или большое омовение, необходимо вымыть здоровые участкитела, а повязку или гипс обтереть мокрой рукой. Если же обтираниемокрой рукой повязки или гипса вредит поврежденному органу, то в этомслучае следует совершить омовение песком.
ОМОВЕНИЕ ПЕСКОМ (ТАЙАММУМ)
Омовение песком разрешается совершать если:
- вода отсутствует, или ее недостаточно для совершения малого или большого омовения;
- раненыйили больной человек боится, что в результате малого или большогоомовения ухудшится его состояние или продлится его болезнь;
- оченьхолодно, и человек не может использовать воду для малого или большогоомовения (подогреть и т.д.) и боится, что вода нанесет ему вред;
- воды мало и достаточно только лишь для питья, приготовления пищи и для других необходимых целей;
- невозможнодостичь воды, например, если враг или хищное животное не даютвозможность приблизиться к воде, или если человек боится за свою жизнь,честь или имущество, или если он находится в заключении, или если он нев состоянии извлечь воду из колодца и т.д.
Действия, делающие омовение песком недействительным
Все,что делает малое и большое омовение недействительными, о чем былосказано ранее, делает недействительным и большое омовение. Если послесовершения омовения песком вода нашлась, или стало возможным ееиспользовать, то омовение песком становится также недействительным.Человек, совершивший намаз после того, как он совершил омовение песком,не должен вновь совершать этот намаз, если он нашел воду. Истечениесрока того или иного намаза не делает омовение песком недействительным.
Порядок совершения омовения песком
Послетого, как человек вознамерился совершить омовение песком, он долженпроизнести: «Би-сми-л-лях!» («С именем Аллаха!»), а затем один разположить ладони на место, избранное для совершения омовения песком.Затем нужно очистить ладони от песка, дунув на них, или похлопав имидруг об друга. Затем следует протереть ладонями лицо и кисти рук.
Омовение песком разрешается совершать только лишь чистым песком или подобными ему веществами.
Нельзясовершать омовение песком при наличии воды, так как это противоречитшариату, и в этом случае совершенный намаз будет считатьсянедействительным. Поэтому нельзя совершать омовение песком при наличииводы, даже если время намаза подходит к концу: необходимо совершитьмалое или большое омовение водой, а затем совершить намаз.
«Краткое обучение намазу» можно скачать в формате PDF