Кто вознамерился совершить благое или дурное дело
Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими) сообщил, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует),передававший слова своего Всемогущего и Великого Господа, сказал: «Поистине,Аллах записал добрые и дурные дела, после чего разъяснил это: «За тем,кто решит совершить доброе дело, но не совершит его, Аллах запишет уСебя совершение целого доброго дела; если человек решит совершитьдоброе дело и совершит его, Аллах запишет за ним у Себя совершение отдесяти до семисот и многим более добрых дел; за тем, кто решитсовершить дурное дело, но не совершит его, Аллах запишет у Себясовершение целого доброго дела, а если он решит совершить дурное дело,и совершит его, Аллах запишет за ним одно дурное дело» (Аль-Бухари, № 6491).
* * *
1. «Поистине, Аллах записал добрые и дурные дела, после чегоразъяснил это». То есть: предопределил их в Своем знании, а потомразъяснил это людям. Имеется в виду, что Всевышний Аллах сообщил людямо том, что относится к благим деяниям, а также об их степенях и о том,какая награда полагается за каждое благое дело. Он также пояснил нам,какие деяния являются дурными, указал на малые и великие грехи из ихчисла, и сообщил, какое наказание ожидает совершившего их, и какой грехложится на его душу. Все это для того, чтобы мусульманин яснопредставлял себе, что есть благое, а что дурное, и мог взвешивать иоценивать собственные деяния.
В этом он подобен студенту, которому преподаватель сообщил о том,сколько баллов полагается за каждый экзаменационный вопрос, и он,отвечая на эти вопросы, может примерно подсчитать, сколько балловполучит за весь экзамен.
2. К тому, что Всевышний Аллах предопределил в Своем знании иразъяснил людям, относятся и постановления Шариата в отношениинамерения, за которым не последовало действие, и намерения, за которымпоследовало благое или дурное деяние.
Намерение содержит в себе четыре степени:
1 – «Нашептывание души», внутреннее побуждение. Это когда человек больше склоняется к тому, чтобы не совершать данное действие.
Это можно оценить как 1-49%. То есть человеку в голову приходитмысль сделать нечто – хорошее или дурное – и он не отбрасывает еесразу, а начинает думать о том, как поступить, и, в конце концов,решает, что лучше этого не делать.
2 – Колебания – 50%. То есть человек колеблется, сделать ему нечтоили не сделать, и он никак не может сделать выбор, потому чтосовершение данного действия и отсутствие такового в его сознании равны.
3 – Желание – человек больше склоняется к тому, чтобы сделать то, о чем подумал. Это 51-99%.
4 – Твердая решимость – человек решительно настроен совершить данное действие. Это уже 100%.
Мы, в отличие от некоторых, не упоминаем в этом перечислениичеловека, которому просто пришла в голову какая-то мысль, но он тут жеотбросил ее. У такого человека вообще нет никакого намерения, ибо онлишь подумал о каком-то действии, но у него не появилось желаниесовершать его. А намерение начинается с «нашептывания души», когда ужеесть внутреннее побуждение.
Постановление Шариата относительно перечисленных степеней таково:
Первая и вторая степень – не записывается ни благое, ни дурное дело.Потому что человек не может защитить себя от побуждений души и наущенийШайтана. Поэтому, когда были ниспосланы Слова Всевышнего: «Аллахупринадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Обнаружите ли выто, что в ваших душах, или утаите, Аллах предъявит вам счет за это»(сура 2, аят 284), - это оказало тяжелое воздействие на сподвижников,потому что человеку такое не под силу. Ведь нам неподвластны мысли,приходящие нам в голову. Тогда Всевышний Аллах ниспослал: «Аллах невозлагает на человека сверх его возможностей. Ему достанется то, что онприобрел, и против него будет то, что он приобрел» (сура 2, аят 286).
Передает Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах): «ПосланникАллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине,Аллах не станет взыскивать с членов моей общины за то, что нашептывалаим их душа и к чему побуждала их, если только они не станут говорить ипоступать в соответствии с этим» (Муслим, № 127).
Что же касается желания совершить какое-то действие (третьяступень), то если это дело благое, человеку, по милости ВсевышнегоАллаха, записывается одно благое дело, если сделать то, что он желал,ему помешали независящие от него причины. Например, у человека быложелание встать для совершения добровольной ночной молитвы во второйполовине ночи, но он не проснулся. Если же он проснулся, и почувствовалсебя усталым и его удержала теплая постель, то никакой награды ему небудет, потому что он отказался от того, что желал сделать, пособственной воле.
А кто желал совершить грех, но не совершил его из страха передАллахом, тому не записывается дурное дело, а напротив, записываетсяблагое, потому что он отдалился от греха из страха перед ВсевышнимАллахом.
Если же он не совершил этот грех по другим причинам, например,побоялся людей, то ему не записывается ни дурное, ни благое дело.Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) передал СловаВсевышнего Аллаха: «Если он совершит дурное, запишите ему это, как оно есть[1], а если он откажется от совершения этого ради Меня, то запишите ему одно доброе дело»(Аль-Бухари, № 7501). Отсюда следует, что необходимым условием длятого, чтобы человеку было записано благое дело, является оставлениеданного действия именно ради Аллаха, а иначе никакой награды ему неполагается.
Все это милость Всевышнего Аллаха. Если бы Он пожелал, он записывалбы как наше желание совершить нечто благое, так и наше желаниесовершить нечто дурное, или, напротив не записывал бы их вообще. Однакоон записывает наше желание совершить благое дело, но не дурное. Это,поистине, милость Всевышнего Аллаха к нам.
Что же касается решительного настроя (четвертая степень), то за нимнепременно следует действие, если только человеку не помешают какие-товнешние, независящие от него обстоятельства. То есть, если бы невозникло никаких препятствий, он бы сделал то, что намеревался, безмалейших колебаний. Поэтому Шариат относится к этой степени намерениятак же, как к действию, и записывается оно точно так же, как ужесовершенное благое или дурное дело. И как за дурное дело записываетсятолько одно дурное дело, так и за решительный настрой совершить его емузаписывается одно дурное дело, тогда как за такое же решительноенамерение совершить нечто благое ему записывается много благих дел –так же, как и за совершенное благое дело.
Это что касается награды и грехов, которые записываются человеку, ноне наказаний в этом мире. Например, человеку, который был решительнонастроен украсть, но у него это не получилось, записывается дурноедело, как если бы он все-таки украл. Однако в этом мире его неподвергают наказанию, даже если он признается в том, что имел такоенамерение.
Кого-то может удивить то, что за решительное намерение совершитьнечто, даже если за ним не последовало самого действия, записываетсясовершаемое действие. Поэтому приведем здесь некоторые доказательстваэтого:
- Хадис Абу Бакры (да будет доволен им Аллах): «Услышав, какПосланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Еслидва мусульманина сойдутся в бою, скрестив свои мечи, то и убивший, иубитый окажутся в аду», - я спросил: «О, Посланник Аллаха, с убившимвсе ясно, но почему же и убитый?!». Он ответил: «Ведь и он собиралсяубить своего товарища!» (Аль-Бухари, № 31).
- Хадис Абу Кабши аль-Ансари о том, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «…поистине,в мире этом есть четыре группы людей. К первой из них относится такойраб, которому Аллах даровал богатство и знание, и, обладая богатством,он боится Господа своего,[2] поддерживает родственные связи и знает о том, что он обязан делать с принадлежащим ему ради Аллаха,[3]- такой (окажется) в наилучшем положении. Ко второй относится такойраб, которому Аллах даровал знание, не дав богатства, и которыйговорит; «Если бы я обладал богатством, то поступал бы так же, как итакой-то»,[4]- будучи искренним в своих намерениях и придерживаясь таких женамерений, (как и первый,) за что он получит такую же награду. Ктретьей относится такой раб, которому Аллах даровал богатство, не давему знания, и он распоряжается им необдуманно, не боится Господасвоего, владея им,[5]не поддерживает родственные связи и не знает о том, что он обязанделать с принадлежащим ему ради Аллаха, - такой в Мире Вечном окажетсяв наихудшем положении. И есть еще раб, которому Аллах не дал нибогатства, ни знания, и который говорит: «Если бы я обладал богатством,то поступал бы так же, как и такой-то»,[6] - придерживаясь таких же намерений, как и третий, за что он понесёт на себе такое же бремя» (Ат-Тирмизи, № 2427, хороший достоверный хадис).
Из этих двух хадисов ясно видно, что решительное намерение совершить нечто записывается так же, как совершенное действие.
Некоторые ученые вывели на основе этого хадиса постановления внекоторых вопросах. Например, пост человека, который был решительнонастроен прервать его, но просто не нашел для этого подходящего места –такого, где его не увидели бы люди, – нарушается. Так же и тот, ктотвердо решил прервать молитву – его молитва становится недействительной.
3. Награда за благие дела может увеличиваться до бесконечности.Самое малое – в десять раз, и наибольшее число не ограничено. ПосколькуПророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «и многимболее». И это относится не только к расходованию на пути Аллаха илипосту, но и ко всем остальным благим делам.
4. Как среди грехов есть большие и малые, так и благие делнеравнозначны между собой. На это указывает то, что человеку, которыйсобирался совершить нечто благое, но не сделал этого по независящим отнего причинам, записывается одно полное благое дело, без увеличения.Например, тому, кто захотел убрать с дороги что-то, мешающее проходитьлюдям, запишется одно благое дело, и тому, кто хотел сражаться на путиВсевышнего Аллаха, но обстоятельства помешали ему, тоже запишетсятолько одно благое дело, хотя эти два действия, конечно же, не равны.Однако благое дело, которое записывается за желание сражаться на путиАллаха, во много раз больше того, что записывается желающему убрать сдороги то, что мешает проходить людям.
То есть благие дела, которые записываются, различаются в зависимости от того, какое именно дело желал совершить человек.
5. Увеличение награды за благие дела. Мусульманин может увеличиватьнаграду за свои благие дела во много раз, если он знает, что для этогонеобходимо. Удивительно, что многие мусульмане этого не знают, тогдакак если бы появились методы увеличения доходов и прибыли, обязательнонашлись бы люди, которые изучили бы их и исполняли в точности, иобучали бы им своих детей, а ведь это ни что иное, как указание налюбовь к этому миру и пренебрежение Миром Вечным.
Так что же помогает нам увеличивать награду за наши благие дела?
1 – Искренность – чем больше искренности, тем больше награды.Например, человеку, совершившему хадж исключительно ради ВсевышнегоАллаха, записывается большая награда, нежели тому, кто отправился вхадж не только ради самого хаджа, но и ради торговли. И награда того,кто вышел сражаться на пути Аллаха только из стремления снискатьдовольство Всевышнего и поднять знамя Ислама, больше, чем награда того,кто помимо довольства Всевышнего желал еще и трофеев.
2 – «Взаимодействие» с благим делом – чем более усердно человекделает нечто благое, и чем больше он связан с этим делом своей душой,тем большая награда ожидает его. Кто совершал молитву сосредоточенно,вдумчиво, со смирением, богобоязненностью, так, что мысли его в этовремя были только о молитве, получит награду большую, чем награда того,чья сосредоточенность и богобоязненность во время молитвы были неполной.
И тот, кто читал Коран, размышляя над смыслом его аятов, стараясьпонять и осмыслить то, что он читает, получит большую награду, чем тот,кто просто читает Коран, не понимая.
3 – Награда соответствует трудности дела, как известно. Поэтомунаграда того, кто постился в жару, да еще выполняя при этом тяжелуюработу, будет больше награды того, кто спал большую часть дня в Рамаданили же у него была легкая работа, а дома или в офисе у него стоялкондиционер. Награда ребенка за пост тоже больше, чем наградавзрослого, потому что ему поститься тяжелее и т.д. Однако это приусловии, что человек не создает себе все эти трудности намеренно,поскольку Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретилделать это. Например, он повелел тому, кто дал обет не садиться и незакрываться от солнца, сесть и уйти с солнца. А тому, кто дал обетсовершить хадж пешком, он приказал ехать верхом.
4 – Трудность моральная – тот, кто отдал в качестве милостыни динар,имея всего десять, то есть пожертвовал десятую часть того, что имел,получит большую награду, чем тот, кто пожертвовал динар, имея стодинаров. Чтобы их награда была равной, второй должен отдать не динар, адесять, то есть пожертвовать десятую часть того, что имеет.
И того, кто сделал нечто угодное Аллаху в обществе дурном иразвратном, ожидает большая награда, чем того, кто сделал то же самое,находясь среди хороших, богобоязненных людей, которые только помогутему в этом деле. Поэтому награда за дела, совершаемые в дни искушений ииспытаний, а также в конце времен, больше, чем за дела, совершаемые вдни победы Ислама во времена Посланника Аллаха (да благословит егоАллах и приветствует).
Абу Са’ляба аль-Хушани передает слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Впередивас ждут дни, в которые терпение будет подобно сжиманию в руке тлеющегоугля, и награда человека, совершившего благое дело в эти времена, будетподобна награде пятидесяти человек, совершивших дело, подобное этомувашему делу». Люди сказали: «О, Посланник Аллаха! Награде пятидесятичеловек из нас или из них?». Он сказал: «Награде пятидесяти человек извас» (Ат-Тирмизи, № 5051).
5 – Влияние благого дела на общество – чем больше воздействиесовершенного дела на общество, тем больше награда. Например, тот, ктопопытался вывести человека на истинный путь, и Аллах действительновывел его на истинный путь посредством него, получит большую награду,чем если его попытка окажется безуспешной. Сахль ибн Са’д (да будетдоволен им Аллах) передает слова Посланника Аллаха (да благословит егоАллах и приветствует): «И клянусь Аллахом, если Аллахчерез тебя выведет на прямой путь (хотя бы) одного человека, это будетдля тебя лучше (обладания) красными верблюдами[7]!» (Аль-Бухари, № 3701).
То есть необходимым условием получения этой великой награды являетсяименно выход человека на истинный путь, а не просто попытка привестиего к Истине.
И награда за то, что именуется «текущей милостыней», больше, чемнаграда за что-то другое, потому что она прибывает постоянно. АбуХурейра (да будет доволен им Аллах) передает слова Пророка (даблагословит его Аллах и приветствует): «Когда умирает человек, обрываются все его дела, кроме трех: текущая милостыня[8], знание, приносящее пользу, или праведный потомок, который обращается к Аллаху с мольбой за него» (Муслим, № 1631).
Это побуждает мусульманина выбирать те благие дела, совершениекоторых приносит наибольшую пользу обществу. Точно так же земледелецищет наиболее подходящие для сева и самые плодородные земли и выбираетнаилучшее время для того, чтобы приложить к ней свой труд. И он не сеетв бесплодной пустыне, в которой ничего не растет.
6 – Вид благого дела – например, за обязательную молитву положенабольшая награда, чем за ту, что является сунной. А награда за молитву,которая является сунной, больше, чем за ту, которая являетсядополнительной (нафиля). То же относится и к хаджу и посту. За молитву,совершенную вместе с общиной, награда больше, чем за молитву,совершенную в одиночку.
7 – Место, где совершается благое дело. Например, молитва в мечетиПророка (да благословит его Аллах и приветствует) в Медине в тысячу разлучше, чем молитва в других мечетях. Абу Хурейра (да будет доволен имАллах) передает слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах иприветствует): «(Одна) молитва в этой моей мечети лучше тысячи молитв[9] в любой иной, не считая мечети аль-Харам» (Аль-Бухари, № 1190).
А Абу ад-Дарда (да будет доволен им Аллах) передает такие слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Молитвав мечети аль-Харам подобна ста тысячам молитв (в любой другой мечети),молитва в моей мечети – тысяче молитв, а молитва в мечети аль-Акса –пятистам молитвам» (Ат-Табарани, хороший хадис).
Если бы мусульманину сказали, что если он поедет в Мекку, там егождет зарплата в сто тысяч раз больше, чем его сегодняшняя зарплата, иза один день там он может заработать столько, сколько на родине ему незаработать за всю жизнь, разве нашелся бы кто-то, кто упустит такуювозможность?!
И если бы мусульманину сказали: «Если ты будешь молиться дома, тотебе за каждый намаз – динар, а если будешь молиться в мечети, то тебеза каждый намаз – двадцать семь динаров», - разве после этого кто-тостанет молиться дома?!
То же самое можно сказать обо всех перечисленных причинах.
8 – Время, в которое совершается дело. Всевышний Аллах сделал так,что не только в некоторых местах, но и в некоторые времена награда засовершаемое дело увеличивается. Это благоприятная возможность для тех,кто старается опередить друг друга в благих делах. Так, дело,совершаемое в Ночь предопределения, лучше, чем дело, совершаемое напротяжении тысячи месяцев, как сказал Всевышний: «Откуда ты мог знать, что такое ночь предопределения? Ночь предопределения лучше тысячи месяцев» (сура 97, аяты 2-3).
Таковы важнейшие причины увеличения награды за совершение благихдел. Не будем же упускать случая. И пусть Аллах приведет нас к тому,что Он любит и чем Он доволен!
[1] Имеется в виду, что следует записать совершение одного дурного дела.
[2] Это значит, что он боится тратить свои средства на то, что неугодно Ему.
[3]Имеется в виду, что такие люди не забывают выплачивать закят, выполнятьсвои обеты пред Аллахом, искупать свои прегрешения, что можетпотребовать материальных затрат, а также по возможности, помогатьнеимущим.
[4] То есть: так же, как и человек, обладающий и богатством, и знанием.
[5] Иначе говоря, не боится тратить его на то, что неугодно Аллаху.
[6] Имеется в виду такой человек, который распоряжается своими средствами неправильно.
[7] Такие верблюды являлись самым ценным имуществом арабов в те времена.
[8] Нечто, приносящее пользу постоянно, например, построенная человеком мечеть.
[9] Имеется в виду, что награда за совершённую там молитву будет больше.
13-й хадис из 21-го. Книга доктора Шараф Аль-Куда "СМЯГЧЕНИЕ СЕРДЕЦ".
Перевод с арабского НАЦ "БАДР ЦЕНТР"