Может ли разведенная женщина просить мужа о том, что она дала ему из имущества и что она принесла в дом?
Вторая проблема: ее родители дали ей приданное в день замужества, и она потратила деньги на мебель и некоторые затраты после замужества. После развода она попросила вернуть ее приданное и возместить расходы, но он отказался, не смотря на то, что она отдала ему золото, которое он дал ей на свадьбу, и она оставила всю мебель и все остальное вернувшись к отцу с пустыми руками. И он отказался и сказал, что у него нет денег, чтобы вернуть ей, так как он вынужден платить в банк за заем, несмотря на то, что он и его отец получают пользу от этого заема. Но это не правда, что у него нет денег, потому что у него есть работа и есть собственная компания и другие инвестиции. Несмотря на это, она оставила это дело нарешение Аллаха, и Он тот, кто компенсирует ей, и она желает знать каковы ее права.
Во-первых:
Права женщины после развода распространяются на:
1. Подарок
Это деньги или вещи, которые муж дает своей жене для того, чтобы смягчить ее сердце, потому что Аллах сказал (перевод смысла):
«Одарите их разумным образом, и пусть богатый поступит по мере своих возможностей, а бедный – по мере своих возможностей» (2:236)
«Разведенных жен полагается обеспечивать разумным образом. Такова обязанность богобоязненных» (2:141)
Смотрите также ответ на вопрос 126281.
2. Задержанная часть махра, если муж задержал часть, о которой была договоренность
3. Личные средства, которые она дала мужу во время свадьбы.
Во вторых:
В отношении того, что жена тратила на своего мужа или на покупку мебели в супружеский дом, то возможны два случая:
1. Она дала это своему мужу в качестве долга, и тогда он должен вернуть деньги назад
2. Она дала мужу или оставила в своем доме это в качестве чего-то дополнительно, как подарок, который был дан добровольно; муж не обязан возвращать то, что она дала ему; напротив, является харамом просить это у него.
Смотрите ответ на вопрос 75056.
Если она дала своему мужу или оставила в своем доме с нежеланием, и сделала это только по причине того, что муж может изменить свое доброе отношение к ней или из-за страха того, что муж может развестись с ней, если она не сделает этого, то муж должен вернуть это имущество обратно жене, и если будет сказано, что он обязан вернуть это, то это не будет далеко от истины.
Шейх Абдуль-Азиз ибн Бааз сказал:
«Если она дала ему свое золото и украшения добровольно в качестве подарка от себя, то Аллах сказал (перевод смысла): «Если же они по доброй воле отдадут вам часть его, то вкушайте это во благо и на здоровье» (4:4)
Если она отдала это добровольно, то нет ничего неправильного в этом; но если она дала ему это в качестве долга, для восполнения его нужд, то следует это вернуть ей, и он обязан вернуть если может и на нем лежит обязательство вернуть то, что он взял у нее.
Даже если то, что она дала ему не было долгом, но было дано для помощи, то, если возможно вернуть ей, следует сделать это, так как это лучше и благороднее и подпадает под понимание доброго отношения. Но он не обязан делать этого, если (имущество) было дано добровольно и он не обязан возвращать.
Но если она очень стеснялась его и боялась, что он может развестись с ней, и она дала ему это (имущество) по этой причине, то лучше ему вернуть ей то, что возможно. И если она ничего не говорит, то ему все равно следует вернуть ей, потому что она дала это ему из-за страха перед его злом и вредом, или из-за страха развода. Это часто случается у женщин. Муж должен проявлять наилучшее отношение и когда он может, ему следует вернуть ей то, что он взял у нее»
Фатава аль-Шейх ибн Бааз, 19/12
Мы просим Аллаха компенсировать вам тем, что лучше и помочь вам в поисках праведного мужа.
И Аллаху известно лучше.