Благочестивая семья
Благочестивая женщина – самое лучшеенаслаждение этой жизни.Приводит Муслим от Абдуллы Ибн Амра, что Посланник Аллаха, даблагословит его Аллах и приветствует, сказал: "Жизнь – наслаждение, анаилучшее наслаждение жизни – благочестивая женщина”. ПриводитАль-Хаким (Бухари) в сборниках хадисов "Альмустадрак” достоверныйхадис, который передается от Анаса, что Посланник Аллаха, даблагословит его Аллах и приветствует, сказал: "Если Аллах наделилкого-нибудь благочестивой женщиной, значит, помог ему в половине егорелигии. И пусть он будет богобоязненным во второй половине”.
Нрав благочестивой женщины таков:
Первое: Подчинение Аллаху и послушание мужу
Всевышний Аллах говорит:
"Мужьястоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими,и за то, что они расходуют из своего имущества. И порядочные женщины –благоговейны, сохраняют тайное в том, что хранит Аллах…” (4:34)
Слова Всевышнего: ? "…стоят над женами…”)означают, предпочтительны в отношении опекунства, т.е. они обязанызаботиться о них. И благочестивая женщина должна слушаться своего мужа.Абу Наим приводит в "Аль-Хилья”, что жена Саида Ибн Аль-Мусиба сказала:"Мы обращаемся со своими мужьями так, как вы обращаетесь сосвоими правителями, да сделает тебя Аллах благочестивым и смилуется надтобой!”. В сборниках Тирмизий приводится такой хадис, и,по его утверждению, он является странным хадисом, т.е. включает в себястранные выражения. Абу Хурайра передает, что Посланник Аллаха, даблагословит его Аллах и приветствует, говорил: "Если бы я мог приказатьпоклониться кому-то помимо Аллаха, то приказал бы женщине поклонитьсясвоему мужу”. Бухари и Ибн Хаббан утвердили, что данный хадис являетсядостоверным. У Ибн Хааббана он звучит следующим образом: "Если бы я могприказать поклониться кому-то помимо Аллаха, то приказал бы женщинепоклониться своему мужу. И клянусь тем, в чьих руках моя душа, женщинане исполнит свой долг перед своим Господом, пока не исполнит своиобязанности перед мужем…”. Приводит Ибн Маджих от Абу Амама, чтоПророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Послебогобоязненности, верующий извлечет для себя хорошее в благочестивойжене. Которая, если прикажет муж, послушается его и при взгляде на нее,обрадует его. И если поклянется ему, то исполнит эту клятву, и приотсутствии его, она останется преданной ему, и отнесется справедливо кего имуществу”. Приводит Аль-Байхакий в Аш-шуаб, что Асма Ибн ХариджаАль-Фазарий, когда пожелал показать своей дочери верный путь к ее мужу,сказал: "Доченька, стань рабыней своему мужу, и он станет твоим рабом,не приставай к нему, иначе ты наскучишь ему, не отдаляйся от него,иначе обременишь его, и будь такой, как я сказал твоей матери: "Просипрощения у меня, любовь мою всегда заслужишь, и не разговаривай в тотчас, когда я гневен. Я думаю, что если соберется в сердце и любовь иболь – уйдет любовь, не оставаясь”.
И если после смерти жены, еемуж был доволен ею, то ее ожидает Джаннат (рай), согласно приводимому вТирмизи хадису от Умму Сальмы, да будет доволен ею Аллах, в которомговориться, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах иприветствует, сказал: "Какая бы женщина ни умерла, если ее муж доволенею, она войдет в Джаннат (рай)”.
Второе: Украшение для своего мужа
Иэто исходит из слов Посланника Аллаха, да благословит его Аллах иприветствует: "…если посмотрит на нее, обрадует его…” в предшествующемхадисе Абу Амамы в сборниках Ибн Маджи, а также в хадисе, которыйпередает Сааъд, да будет доволен им Аллах, в сборниках Бухари. В этомхадисе приводится, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах иприветствует, сказал: "…Счастливым уделом является женщина, которая,если ты увидишь ее, восхищает тебя, и когда ты отсутствуешь, спокоен занее и за свое имущество…”. В сборниках Хакима приводится достоверныйхадис от Абу Хурайры, согласно условиям Муслима, в котором говорится:"Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили: "Какая изженщин наилучшая?” Он сказал: "Наилучшая женщина та, которая радует привзгляде на нее, подчиняется, если муж прикажет ей, не поступаетнаперекор ему и его имуществу”. А Ибн Абдульбирр в сборнике "Аттамхиде”передает этот хадис следующими словами: "Не поступает вопреки ему и егоимуществу, и не совершает то, что ненавистно ему”.
Третье: Ухаживать за домом, сохраняя свою верность и его имущество
Женщинаявляется матерью и хозяйкой дома, на что указывает согласованный[1]хадис, рассказанный сыном Умара, да будет доволен им Аллах,передающийся от Посланника, да благословит его Аллах и приветствует,который сказал: "Все вы – покровители, и каждый из вас ответственный засвоего подопечного. Так, амир – покровитель. Мужчина – покровитель всехчленов своего дома, а женщина – покровительница дома своего мужа и егодетей. Все вы – покровители, и каждый из вас – ответственный за своегоподопечного”. А также предшествующий хадис Сааъда, в котором Посланник,да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "…и когда тыотсутствуешь, спокоен за нее и свое имущество…”, и хадис, передающийсяот Ибн Аббаса: "…и при его отсутствии, она хранит его”. А также хадис,передающийся от Абу Амама: "…и если он будет отсутствовать, онаискренне и сердечно отнесется к нему, в отношении себя и егоимущества”. В хадисе Абу Хурайры в сборниках Муслима, передается, чтоПосланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:"Наилучшие женщины, севшие на верблюда – женщины Курайша, самые нежныек младенцам и наиболее попечительные за своего супруга в его владении”.В хадисе Асмы, приводимом в сборниках Муслима, она говорит: "Взял меняв жены Аз-зубайр, не имевший на земле ни богатства, ни владения –ничего, кроме своего коня и куска земли. Она сказала: "Я ухаживала заего конем, кормила его, и, избавляя его от труда, убирала за ним,молола зерно для его кормушки, поила водой. Изготавливала посуду имесила тесто, но не могла хорошо печь хлеб. Для меня пекли соседки изчисла Ансаров, которые были искренними женщинами”. Она сказала: "Япереносила зерно с земли Аз-зубайра, которую отделил ему ПосланникАллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на голове, нарасстояние 1/3 фарсах (мера, длинны равная 5760 м.)”. Согласно другойпередаче хадиса, в сборниках Муслима, она говорит: "Я служилаАз-зубайру, ухаживая за его домом. У него был конь. Я смотрела за егоконем. И ничего суровее для меня не было, чем быть конюхом. Язаготавливала для него траву, ухаживала и убирала за ним”.
Четвертое: Содействие своему мужу в деле последующей жизни
ВывелИбн Маджих от Савбана, который сказал: "Когда были ниспосланы законыотносительно серебра и золота. Они спросили: "Какое богатство мы можемиспользовать?” Умар сказал: "Я узнаю это для вас”. Потом он сел насвоего верблюда, а я двигался следом за ним, и добравшись до Пророка,да благословит его Аллах и приветствует, он сказал: "О ПосланникАллаха, какое имущество мы возьмем?”. На что он ответил: "Пусть возьметкаждый из вас благодарное сердце, вспоминающий Аллаха язык, и верующуюжену, которая поможет ему в деле его последующей жизни”. Ибн Абу Шайбаприводит от Абдуррахмана сына Абраза, который передал следующее:"Подобие благочестивой женщины у мужчины, как подобие короны, покрытойзолотом на голове короля, а подобие плохой женщины у благочестивогомужчины, как подобие тяжелой ноши на немощном старике”.
Пятое: Набожность (быть религиозной)
ПриводитИбн Мадж от Абдуллы Ибн Омара, что Посланник Аллаха, да благословит егоАллах и приветствует, сказал: "Не берите в жены женщин за их красоту,их красота может привести к их гибели. И не женитесь на них из-за ихбогатства, их богатство может привести их к произволу, а женитесь наних за их набожность. Поистине, религиозная черная рабыня с отверстиемв носовой перегородке для кольца – лучше”. В сборниках хадисов"Ас-сунан” Аль-байхакий приводит хадис от Абу Азина Ас-содафий,Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:"Наилучшие из ваших женщин – любящие, приветливые, часто рожающие,благоприятные и утешающие, боясь Аллаха”. Аль-байхакий приводит вАш-шуаб об Омаре Ибн Хаттабе, что он сказал: "Женщины бывают трехвидов. Первый вид – скромная, преданная, спокойная, нежная и любящая,которая помогает своей семье, противостоя трудностям, а не наоборот.Такую тебе найти будет сложно. Второй вид – женщина, которая являетсясосудом, ни занимающаяся ничем, кроме как рождением детей. А третья –ошейник, который надоедает”. У Ибн Абу Шайба, третий вид женщиныуподобляется вшам, которых Аллах помещает на шею того, кого пожелает иудаляет, когда пожелает. Здесь имеется в виду вшивая или грязнаяженщина, как об этом сказано в арабском толковом словаре"Лисан-уль-араб”. Подобное упоминается в исторических приданиях, атакже подобное приводит выдающийся ученный Ибн Ал-асирь. И тем, чтопорочит религиозность женщин и мужчин, является публикуемые ипоказываемые в средствах массовой информации идеи неверия изаблуждения, а также и пустяковые, вводящие в заблуждения и обмантелесериалы. Поэтому следует сторониться их.
Шестое: Хорошее супружеское отношение к своему мужу и стремление угодить ему
Аль-байхакий,ссылаясь на Аш-шуаба, Ибн Ал-асира, Абу Хатими Ар-разий, Ибн Манада иАбу Наима, приводит следующее: "Передается от Асмы дочери ЯзидаАль-ашхалия, что она пришла к Посланнику Аллаха, да благословит егоАллах и приветствует, когда он находился среди своих сподвижников, исказала: О, Посланник Аллаха, ты мне дороже отца и матери. Япредставительница женщин, отправленная к тебе. Где бы женщина ни была,на востоке или на западе, слышала ли об этом моем выходе или неслышала, у нее такое же мнение, что и у меня. Всевышний Аллах тебяпослал ко всем мужчинам и женщинам без исключения, и мы поверили в тебяи в твоего Господа. Мы, женщины, ограниченны вашими домами, требованиемваших страстей и вынашиванием ваших детей. А вы, мужчины, имеетепреимущество в том, что можете собираться, образовывать общины,навещать больных, присутствовать при похоронах, совершать паломничествомногократно, а самое наилучшее – участвовать в джихаде на пути Аллаха.И если кто-нибудь среди вас вышел в путь, чтобы совершитьпаломничество, малое паломничество или встать на стражу территорий, мысохраняем ваше имущество, ухаживаем за вашими одеяниями и воспитываемдля вас ваших детей. И что, если мы тоже будем соучаствовать с вами вэтом добре, о Посланник Аллаха? Пророк, да благословит его Аллах иприветствует, повернулся лицом к своим сподвижникам и сказал: "Слышалили вы когда-нибудь речь женщины лучше, чем ее вопросы в деле религии?”Они сказали: "Посланник Аллаха, мы не думали, что женщина можетговорить подобное”. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,обернулся и сказал: "Женщина, иди и дай знать женщинам, которыенаходятся за тобой, что хорошее супружеское отношение какой-нибудь извас к своему мужу, стремление к его согласию и совершение того, что онодобряет, равняется всему тому добру, об участии в котором ты просила”.И после того, как он завершил свою речь, она повернулась и довольная,пошла с радостной вестью, возвеличивая Всевышнего Аллаха”.
Ихорошим супружеским отношением к своему мужу, является отказ отисполнения добровольного рекомендуемого поста в присутствии своегомужа, иначе как с его позволения, а также от дозволения своим близким(Махрамам) войти в его дом, иначе как с его разрешения на это. И это всоответствии с согласованным хадисом Абу Хурайры, который передал, чтоПосланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Неразрешается женщине постится в присутствии ее мужа, кроме как с егопозволения. И не разрешается ей дозволять войти в его доме, кроме как сего позволения”. А также не совершает добровольную рекомендуемуюмолитву при его присутствии, иначе как с его позволения. Согласно тому,что привел Ат-табарий с надежной цепочкой от Аббаса, что ПосланникАллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Женщина неберет никакого согласия в доме своего мужа кроме его согласия” Неразрешается женщине позволять войти в дом своего мужа никому, иначе какс его позволения, и вставать с постели, чтобы совершить рекомендуемуюдополнительную молитву, иначе как с его позволения”. В сборникахМуслима приводится хадис Асмы, где она сказала: "Пришел ко мне человеки сказал: "О мать Абдуллы. Я бедный человек и хочу торговать под теньютвоего двора”. Она ответила: "Если я разрешу тебе, это не одобритАз-зубайр. Приходи и спроси меня в присутствии Аз-зубайра”. Потом онпришел и переспросил: "О мать Абдуллы. Я бедный человек и хочуторговать под тенью твоего двора”. Она ответила: "Что, разве нет вМедине иного двора, кроме моего?” И сказал ей Аз-зубайр: "Почему тызапрещаешь бедному человеку торговать?” И только после этого, этотчеловек начал свою торговлю, пока не заработал свое”. Также, ее хорошимсупружеским отношением к своему мужу, является стремление понравитсяему тогда, когда он гневается, согласно тому, что приводит Ал-байхакийв одном из своих сборников, от Абдуллы Ибн Аббаса, который передал, чтоПосланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Неизвестить ли вас о ваших женах из обитателей Джанната (рая). Это –любящие, часто рожающие и ухаживающие за своими мужьями, которые еслипричинили боль или сами обиделись, подошли к своему мужу, чтобы взятьего за руку, говоря: "Клянусь Аллахом, не сомкну глаз, пока ты непростишь”. Это положительные качества, которые должна иметь в себеженщина. Но также существуют и отрицательные качества, которых онадолжна сторонится.
Седьмое: Не обижать своего мужа
Согласнохадису хасан (хорошему), который приводит Ат-тирмизий от Муаза ИбнДжабала, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:"Когда жена причиняет своему мужу страдания в этом мире, то его жены изчисла гурий говорят: "Не мучай его! Да погубит тебя Аллах! Он всеголишь гостит у тебя, и очень скоро он расстанется с тобой, чтобы прийтик нам”.
Восьмое: Не жаловаться на своего мужа
Согласнохадису мурсал (оборванном в цепочке), который приводит Саид Ибн Мансурв своем сборнике от Саида Бин Мусайба или Хумада Бин Зайда, одна издочерей Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,пришла к Пророку? жалуясь на своего мужа, на что Посланник Аллахаответил: "Возвращайся! Я презираю женщину, которая из-за того, чтоиспытывает, жалуется о своем муже”. Вывел Аль-байхакий в сборникеАш-шуаба хадис от Зайда Бин Сабита, в котором Посланник Аллаха, даблагословит его Аллах и приветствует, говорит: "Я ненавижу, чтобыженщина жаловалась на своего мужа”. И явно подтвердилось то, чтоПосланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, слышалнесколько жалоб женщин, являясь отцом, и совокупность этихдоказательств, свидетельствует о его неприязни и ненависти к жалобам. Ачто касается его отношения в положении покровителя, то он слышалжалобу, однако не выявилось то, что он презренно отнесся к этому.Поэтому рекомендуется отцам и покровителям женщин, если они придут кним, жалуясь на своих мужей, сказать то, что сказал своей дочериПосланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, исключаятолько жалобу относительно какого-либо дела, которое запрещаетсяутаивать или молчаливо соглашаться с ним.
Девятое: Не выходить часто из своего дома
Сидетьв доме, вдали от посторонних взглядов, лучше для женщины, чем еевыставление перед другими мужчинами. Ее дела на кухне, покровительствосвоему ребенку, ее прялка и ее свитки (читальное место) лучше для нее,чем хлопанье дверями в общественном транспорте и общественныхзаведениях, толпясь и смешиваясь с мужчинами. Оберегайте женщин, ибоесли "сломаются” они, то их нельзя восстановить (исправить).
Этоте отрицательные качества, которых благочестивая женщина, должнасторонится, а теми чертами, что были перечислены выше, благочестивойженщины следует приукраситься. И таким образом, женщина становитсяподобна тем праведным верующим женщинам, которые сопровождалиПосланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и были вдействительности сестрами правдивых верующих мужчин, о которых сказалВсевышний Аллах в Своей Благородной Книге:
"…чтобы Онввел верующих мужчин и женщин в сады, где внизу текут реки, для вечногопребывания там, и избавил их от дурных деяний, и это у Аллаха – великаямилость!” (48:5)
БЛАГОЧЕСТИВЫЙ МУЖ
В одном из достоверных хадисов, сынОмара, да будет доволен им Аллах, сказал: "Я слышал как ПосланникАллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: "Каждыймужчина попечитель в своей семьей и ответственен за своих подопечных…”.И одним из его подопечных, является его супруга. Из обязанностей,возложенных на него в попечительстве над своей супругой, являютсяследующие:
Первое: Расходование
И оно определяется по приличию (принятым рамкам), согласно словам Всевышнего Аллаха:
"Пусть расходует состоятельный из своего достатка; а у кого доля его размерена, пусть расходует из того, что дал ему Аллах”. (65:7)
"А на том, у кого родился, – пропитание их и одежда по приличию”. (2:233)
Вдостоверном хадисе от Ибн Масуда Аль-бадарий приводится, что ПосланникАллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Если мужчинас желанием потратит на свою семью какую-нибудь издержку, то она будетдля него милостыней (садакъа)”. В другом достоверном хадисе отАбдуллаха Ибн Умара Ибн Аль-ааса, да будет доволен им Аллах,приводится, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах иприветствует, сказал: "Достаточно мужчине греха, когда он губит тех,кого содержит”. А в придании от Муслима говорится: "Достаточно мужчинегреха, когда удерживает долю тех, чье пропитание он имеет”. В другомхадисе от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, говорится: ПосланникАллаха сказал: "Нет такого дня, когда люди встретили бы утро безниспослания двух ангелов. И один из них говорит: "О Аллах, дайрасходующему человеку возмещение”, а другой говорит: "О Аллах, дайудержавшему человеку ущерб”. В сборнике Бухари, от Абу Хурайры, дабудет доволен им Аллах, передаются слова Посланника Аллаха: "Рукадающего лучше, чем рука берущего, и начинай с членов своей семьи”.Наилучшая милостыня – это трата на семью. И кто просит скромности,Аллах сделает его добродетельным, а кто просит богатства, Аллах сделаетего богатым”. В согласованном хадисе от Саида Ибн Абу Ваккъаса, дабудет доволен им Аллах, приводится, что Посланник Аллаха, даблагословит его Аллах и приветствует, сказал: "Поистине ты не потратишьиздержку, стремясь получить довольствие Аллаха, кроме как будучивознагражденным ею, и даже в том, что предоставил для удовлетворениясвоей супруги”. У Муслима приводится хадис от Абу Хурайры, да будетдоволен им Аллах, что Посланник Аллаха сказал: "Самый лучший динар внаграде, из тех динаров, которые ты расходовал на пути Аллаха, восвобождении раба, в подаянии бедняку и потраченный на семью, этодинар, израсходованный тобой на семью”. У Муслима приводится хадис отСавбана, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,сказал: "Самый лучший динар, который расходует мужчина – это динар,израсходованный им на свою семью, потраченный им на свою верблюдицу напути Аллаха и динар, израсходованный им на своих друзей на путиАллаха”. В сборниках Бухари, Ибн Хаббана и Ахмада, а также в других,приводится хадис от Муавии переданный от его дедушки, в которомприводится следующее: "Я спросил: "О Посланник Аллаха! Какие праваимеет жена одного из нас на него?”, на что он ответил: "Ты долженкормить ее, когда кушаешь, одевать ее, когда одеваешься, не бить ее полицу, не оскорблять и не оставлять ее, кроме как в доме”. В сборникеТирмизи приводится хадис хасан (т.е. хороший) от Омара Ибн АльахвасаАльджашмий, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как ПосланникАллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в прощальном Хаджесказал: "Их правом над вами, являются ваше хорошее отношение к ним, иходеяние и пропитание”. Следовательно, расходование включает в себяпропитание, одеяние, жилье, услуги, украшения и лечение, и для каждогоиз них существуют определенные подробности, однако сейчас это неявляется темой обсуждения. И если кто-то желает достигнуть повозможности высшего предела в расходовании и в хорошем отношении, топусть будет как Абу Заръа в отношении своей супруги Умм Заръа, окотором Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,сказал, обращаясь к Аише: "Я относился к тебе, как Абу Заръа к УммЗаръа”. Этот хадис длинный и содержит в себе неясные выражения, ижелающий прочесть его, пусть обращается к книгам толкования хадисов.
Мужупозволяется заготавливать для своей семьи годовое пропитание. Это будетсчитаться дозволенным делом, согласно тому, что передает Бухари отОмара, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословитего Аллах и приветствует, продавал пальмы Бану Надир и заготавливал длясвоей семьи годовое пропитание.
Второе: Хорошая близость и взаимоотношение
Всборниках Абу Хаббана и Тирмизи приводится хадис Абу Хурайры от АбуХаббана, да будет доволен ими Аллах, в котором говорится, что ПосланникАллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Самыеидеальные верующие по вере, это самые лучшие из них по нравственности.А самые лучшие из вас, это те, которые наиболее нравственны к своимженами”. Данный хадис является хасан (хорошим) по мнению Тирмизи исахих (достоверным) по мнению Бухари. Аиша, да будет доволен ею Аллах,передает слова Посланника Аллаха: "Самые совершенные верующие по вере –это самые лучшие по нравственности и самые любезные по отношению ксвоим семьям”. От нее же передает Ибн Хаббан в своем сборникедостоверных хадисов, что Посланник Аллах сказал: "Наилучший из вас –это наилучший по отношению к своей семье, и я лучший из вас поотношению к своей семье”. Этот же хадис передают Ибн Маджа и Бухари стакими же словами от Ибн Аббаса, кроме слов: "Самые лучшие из вас, этосамые наилучшие по отношению к своим женам”.
Третье: Угождение
ПередаетИбн Хаббан в сборнике достоверных хадисов от Самура Ибн Джандаба, чтоПосланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:"Поистине, женщина сотворена из ребра. И если попытаешься сделать егоровным, то сломаешь, поэтому угождай ей и живи с ней”. Абу Хурайра, дабудет доволен им Аллах, в согласованном хадисе передал, что ПосланникАллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Обращайтесь сженщинами умеренно, ибо женщина сотворена из ребра, и самая кривизна насамой верхушке ребра. И если примешься выравнивать его – сломаешь, аесли оставишь, оно по-прежнему будет оставаться кривым. Поэтомуобходитесь с женщинами умеренно”. В предаче от Муслима приводится:"Поистине женщина сотворена из ребра, она не станет ровной для тебя. Иесли насладишься ею, то только с ее кривизной, а если примешьсявыравнивать, то сломаешь ее, и сломать ее – это развестись с ней”.
Четвертое: Ночлег
Еслимужчина имеет только одну жену, проживая в доме, то он должен, какминимум, одну из четырех ночей проводить у нее. Доказательством того,что проведение с супругой одной из четырех ночей, являетсяобязательным, служит Иджма (единодушное согласие сподвижников).Приводит Омар Ибн Шабх от Ашшаабий, что Кааб Ибн Саввар однажды сидел уОмара Ибн Хаттаба, в то время как пришла женщина и сказала: "О Амируль-муминин! Я никогда не видела лучше мужа, чем мой супруг. КлянусьАллахом, он проводит свою ночь в молитвах, а свой день в посте”. На чтоОмар попросил за нее прощенья и похвалил ее, и тут она застеснялась иушла. И Кааб сказал: "О Амир уль-муминин, не жалуется ли эта женщина насвоего мужа?”. Омар подошел к нему и сказал Каабу: "Рассуди между нимиобоими, поистине ты понял ее проблему, которую я не понял”. На что онсказал: "Я вижу, что перед ней находятся "три женщины” и она четвертаяиз них, и я присуждаю ему три дня и ночи, которые он проводит впоклонении, а четвертый день и ночь принадлежит ей”. И Омар сказал:"Отправляйся, ты будешь судьей над жителями Бурсы”. В другом приданииговорится, что Омар сказал: "Да, ты судья”. Известие о данном событиираспространилось среди сподвижников, и никто не отверг это, чтоуказывает на единодушное согласие сподвижников Пророка (Иджма). А еслион имеет двух жен или больше, то он должен одинаково распределять междуними. Поскольку в хадисе Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах,приведенном во многих сборниках хадисов, говориться, что ПосланникАллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: " Кто, имеядвух жен, проявил симпатию к одной, тот в Судный день придет с упавшейполовиной тела”. И запрещенная симпатия – эта та симпатия, котораяприводится в словах Всевышнего Аллаха:
"Не уклоняйтесь же всем уклонением”. (4:129)
Полноеуклонение – это поступок, совершенный вследствие страсти, но чтокасается просто страсти в сердце, без всякого проявления ее в действии,то это входит в ту сферу, над которой человек не доминирует. Приводятсоставители сборников хадисов, хадис Аиши, где она передала, чтоПосланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, делил междуженами по справедливости и говорил: "О Господи, это моя часть в том,чем я обладаю, и не осуди меня в том, чем Ты располагаешь, а я нерасполагаю”.
Пятое: Обеспечение надлежащего ей права по приличию (согласно принятым рамкам – маруф)
Всевышний Аллах говорит:
"И для них – то же самое, что и на них, согласно принятому”. (2:228)
Поприличию или же принятое – это избавление обладателя права от поискапродовольствия и пропитания, согласно необходимым требованиям, ипредоставление всего должного с чистой и довольной душой, т.е.предоставление всего надлежащего не должно исполняться с проявлениемнедовольства и ненависти к этой обязанности.
Шестое: Защищать ее, как защищают свою честь
Еслимужчина взял женщину себе в жены, она становится его честью, и емунадлежит защищать эту честь, даже если это может привести к смерти.Поскольку Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,сказал: "Кто умер, защищая свою честь, тот является шахидом”. И данноепридание несет в себе известие, которое вменяет эту обязанность вкатегорическом виде.
Седьмое: Утаивать (не распространять) секрет жены
ПриводитМуслим от Абу Саида Альхудрий, который передал, что Посланник Аллаха,да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Самый плохой человек,из людей пред Аллахом в Судный день, это мужчина, который сообщаетсвоей жене что-либо, и она ему сообщает, а затем он распространяет еесекреты”. Приводит Ибн Кудама в книге Аль-мугний от Хасана, что онсказал: "Однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах иприветствует, сел между мужчинами и женщинами. И подойдя к мужчинам, онсказал: "Возможно, кто-то из вас рассказывает о том, что он совершаетсо своей супругой, когда остается с ней вдвоем”. Затем подошел кженщинам и сказал: "Возможно, кто-то из вас рассказывает женщинам отом, что с ней делает ее супруг”. И некая женщина сказала: "Поистине, иони, и мы делаем это”. И он сказал им: "Не делайте этого. Поистине,совершающий это, подобен шайтану, который, встретив своего шайтанаженского пола, совершил с ней прелюбодеяние на глазах у людей”. Этот жехадис приводит Абу Давуд от Абу Хурайры, передавшего слова ПосланникаАллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Восьмое: Не наказывать ее, кроме как установленным Исламом наказанием
Установленное Исламом наказание, приводится в словах Всевышнего Аллаха:
"А тех, непокорности которых вы боитесь, увещайте и покидайте их на ложах и ударяйте их”. (4:34)
Имужу позволяется ограничиться одним из этих наказаний, а также исовместить их, поскольку соединительный союз (?) – вав, означаетбезусловное совмещение. Увещевание – это устрашение ее гневомВсевышнего и Всемогущего Аллаха, и тяжелыми последствиями, которымподвергнется она, как, например, не предоставление издержки и удела.Покидание, упомянутое в данном аяте, применяется путем отделенияпостелей, а также воздержанием от разговора с ней, т.е. оставлением еебез общения. Однако если он избрал воздержание от разговора с ней, тоему в таком случае не дозволяется, продолжать это больше трех дней, всоответствии со словами Посланника Аллаха, да благословит его Аллах иприветствует: "Не дозволяется мусульманину прекращать общение со своимбратом мусульманином, на срок больше трех дней, когда один и другойотворачиваются друг от друга. И наилучший из них – этопоприветствовавший другого первым”. Однако отделение постелей разрешенопродолжать более трех дней. А что касается разрешенного удара, т.е.побивания, то это несильный и не мучительный удар, как это приводится вхорошем достоверном хадисе от Омара Ибн Аль-Ахвас Аль-Джашмий, да будетдоволен им Аллах, в сборниках хадисов Тирмизи, где передается, чтоПосланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал напрощальном Хадже (Худжат-туьл-видааъ): "Всегда обходитесь по-хорошему сженами, ведь они находятся в вашем распоряжении. И вы не имеете предними ничего, кроме этого, если только совершат они явнуюнепристойность. И если они совершат это, то разделитесь с нимипостелями, либо побивайте их несильным ударом”. Непристойность – этогрех. Муслим приводит хадис от Джабира Ибн Абдуллаха, да будет доволеними Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах иприветствует, в своем обращении на Арафате сказал: "И ударяйте их(женщин) несильным ударом”. И не рекомендуется (макрух) бить в лицо,согласно хадису хасан (хороший), приводимому Абу Давудом от Муавии ИбнХабдату Аль-Кушейрий, да будет доволен ими Аллах, что посланник Аллаха,да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "И не бейте в лицо, неоскорбляйте и не покидайте их, кроме как дома (оставляйте только вдоме)”. Оскорбление – это говорить ей скверные слова или обругать ее,или говорить ей: "Пусть опорочит тебя Аллах” (т.е. говорить, чтобыАллах ослепил или сделал ее больной и т.д.). А что касается проклятияее, или ее семьи, или кого-нибудь другого, то это является запрещеннымдействием, т.е. харамом. Что касается того, чтобы бить кнутом иличем-либо другим, то это не должно превышать больше десяти ударов,согласно словам Посланника Аллаха, да благословит его Аллах иприветствует, в согласованном хадисе: "И пусть не бьет кнутом кто-либоиз вас больше, чем десять раз, кроме как в претворении закона иззаконных границ установленных Аллахом (худуд)”.
Девятое: Не презирать ее
ПриводитМуслим от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха,да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Не презираетмусульманин мусульманку, если не возлюбит в ней что-то или донес емукто-то о ней, когда доволен ею в чем-то другом”. Предлог "не” в данномхадисе используется в запрещающем виде, а не просто отрицающем,следовательно, суть хадиса заключается в том, что нельзя мусульманинуненавидеть свою супругу, если нашел в ней какую-то черту, которую онневзлюбил, но при этом нашел в ней черту, которой он доволен. Как,например, если она оказалась скупой или вспыльчивой, однако при этомона правдивая и послушная. Наличие добрых (хороших) качеств должновоспрепятствовать ненависти.
Десятое: Воспитание и обучение ее
Всевышний Аллах говорит:
"Охраняйте свои души и свои семьи от огня”. (66:6)
Али,да будет доволен им Аллах, в комментарии данного аята, сказал:"Обучайте и воспитывайте их”. Хадис Посланника Аллаха, да благословитего Аллах и приветствует: "Мужчина пастырь в своей семье иответственный за своих подопечных”. Вменяет в обязанность мужчине,приказывать своей семье одобряемое и запрещать порицаемое, а такжестараться спасти их от огня.
[1] Согласованный в том, что является правдивым – всеми известными исламскими учеными хадисов.