Фетва об изображениях и детских игрушках
Вопрос #20325:
Фетва об изображениях и детских игрушках.
Мы знаем из хадиса, что ангелы не заходят в помещение, в котором есть изображения и фотографии живых существ (людей или животных).
Какое решение действует в отношении фотографий членов семьи и фотографий, которые бывают в журналах и газетах, и в отношении игрушек в форме людей или животных.
Мы надеемся получить ответ в свете Корана и Сунны. Да благословит вас Аллах за благое.
Ответ:
Вся хвала Аллаху.
Во-первых:
Создание изображений бывает двух видов: создание рукой и создание аппаратом.
Создание изображений рукой запрещено, и это большой грех, потому что Пророк (мир ему и благословения Аллаха) проклял того, кто делает подобное. Он не различал межу изображениями, которые создают тень (т.е. трехмерные) и простыми (двухмерными), согласно наиболее верному мнению ученых, как это следует из общего смысла хадиса.
Относительно создания изображений посредством аппаратов, таких как камеры, то относительно них есть различные мнения среди ученых. Некоторые из них запрещают подобное, некоторые дозволяют.
Для того, чтобы обезопасить себя, лучше избегать этого, потому что это сфера сомнительного. И тот, кто проявляет осторожность в сомнительных делах, тот защитит свою религиозность и честь. Но если есть определенная причина, например, для удостоверения личности, то нет ничего неправильного в этом, потому что есть нужда, и вопрос перестает быть сомнительным.
Во-вторых
Относительно хранения изображений, то они также делятся на два вида:
Первый вид – это хранение трехмерных изображений. Это является харамом. Ибн аль-Араби передал, что существует иджма относительно этого вопроса. (См. Фатх аль-Бари, стр 388, том 10) Он сказал: «Иджма относится ко всему, кроме кукол девочек»
Передано, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Я играла с куклами при Пророке (мир ему и благословения Аллаха) и мои подруги играли со мной. Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) входил, то они прятались, а он звал их, чтобы они игрались со мной» (Бухари 5779, Муслим 2440)
Второй вид – это не трехмерные изображения. Они бывают различных типов.
Те, которые вешают, проявляя к ним уважение и почитание, как в случае с изображениями королей, президентов, министров, ученых и т.д. Это харам, потому приводит к чрезмерности в отношении созданий.
Те, которые вешают ради памяти, например изображения друзей. Это также харам, по причине хадиса переданного в Сахих Бухари от Абу Тальхи (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Я слышал, что Пророк (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Ангелы не входят в дом, в котором есть собака или изображение» (Муслим, 2104)
Те, которые повешены ради украшения. Они - также харам в соответствии с хадисом Айши, которая рассказала: "Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) возвратился из поездки, и я повесила узорчатый занавес на дверь в мою комнату, на котором были изображения. Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) увидел это, он порвал его и сказал: "Наиболее строго наказанными из людей в День Воскрешения будут те, кто пробовал подражать созданию Аллаха."" Она сказала: "Поэтому я сделала из этого одну или две подушки." Рассказано аль-Бухари, № 5610; Муслимом, № 2107.
Те, к которым относятся с непочтительностью, такие как изображения на коврах и подушках. Аль-Навави изложил от большинства учёных среди Сахаба и Таабиинов, что таковые допустимы.
Те, которые, к сожалению, стали широко распространёнными и которые трудно избежать, такие как изображения, выгравированные на монетах и т.д, которые стали проблемой для мусульманской уммы. Мне кажется, что нет никакого греха на том, кто приобретает их, не желая приобретать изображения.
В-третьих. Что касается кукол, с которыми играют дети:
Исключение сделано в случае детских игрушек, которые не расцениваются как харам или макрух. Но каковы игрушки, которые исключены? Мы знаем, что у игрушек прошлого не было глаз и губ и носов, какие имеются у них в настоящее время. Я думаю, что лучше избегать этих игрушек и ограничить себя непосредственно тем видом игрушек, которые были известны ранее.
См. "Фатауа аль-'Акида" шейха Ибн Ус'аймина, стр. 66, 663, 679.
перевод http://sawab.ru/