Откуда бы ты ни вышел, обращай лицо в сторону Заповедной мечети.
149. Откуда бы ты ни вышел, обращайлицо в сторону Заповедной мечети. Воистину, такова истина от твоегоГоспода. Аллах не пребывает в неведении относительно того, что высовершаете.
Вначале Аллах повелел Своему посланникуобращаться лицом в сторону Каабы во время поездок и при любых другихобстоятельствах. В следующем аяте Всевышний Аллах обратился с этимповелением к мусульманской общине в целом. Всевышний также сообщил, чтооно является истиной от Господа. Для усиления смысла этого утвержденияиспользовано сразу две частицы, дабы никто не усомнился в егоистинности и не предположил, что это повеление ниспослано только длятого, чтобы доставить мусульманам удовольствие, и что его можно невыполнять.
О люди! Аллах не пренебрегает вашимидеяниями и постоянно наблюдает за вами. Посему помните о своем Господе,выполняя Его повеления и не преступая Его запреты. Ваши поступки небудут преданы забвению. Напротив, каждый из вас получит за нихвоздаяние сполна: добром за добро и злом за зло.
150. Откуда бы ты ни вышел, обращайлицо в сторону Заповедной мечети. Где бы вы ни оказались, обращайтеваши лица в ее сторону, чтобы у людей, если только они не беззаконники,не было довода против вас. Не бойтесь их, а бойтесь Меня, чтобы Я довелдо конца Мою милость к вам. Быть может, вы последуете прямым путем.
Мы предписали вам поворачиваться лицомв сторону преславной Каабы для того, чтобы люди Писания и язычники немогли препираться с вами. Если бы вы всегда обращались лицом в сторонуИерусалима, то люди Писания стали бы упрекать вас в этом, поскольку впредыдущих священных писаниях записано, что последний посланник Аллахабудет обращаться лицом в сторону Заповедной мечети – Каабы. Что жекасается арабских язычников, которые считали великую Каабу предметом своейгордости и частью религии пророка Ибрахима, то они стали бы обвинятьПророка Мухаммада в том, что он называет себя последователем Ибрахима,потомком которого он является, но отказывается поворачиваться в сторонуего киблы. Но теперь вы поворачиваетесь лицом в сторону Каабы, ипоэтому люди Писания и язычники не могут привести против вас никакихдоводов.
Если же они попытаются пререкаться свами, то поступят несправедливо, потому что они не смогут опираться наубедительные доказательства, а лишь будут потакать своим низменнымжеланиям и вершить беззаконие. Таких людей невозможно переубедить, а ихсомнительные утверждения, посредством которых они пытаются доказатьсвою правоту, не стоит принимать во внимание. Не бойтесь их, посколькуих аргументы являются тщетными и лживыми, и если человек пытаетсяотстоять ложь, то он непременно лишится божественной поддержки, вотличие от приверженцев истины, которые во все времена остаютсямогущественными и сильными и наводят страх на своих противников. Послеупоминания об этом Всевышний Аллах повелел бояться Его одного,поскольку страх перед Аллахом является основой благополучия, и есличеловек не опасается Аллаха, то ничто не удерживает его от совершениягрехов и не побуждает его выполнять Божьи веления.
Следует отметить, что обращениемусульманами своих лиц в сторону Каабы вызвало большую смуту, которуюраздули люди Писания, лицемеры и язычники. Они стали обсуждатьслучившееся и сеять среди людей сомнения. Именно поэтому ВсевышнийАллах разъяснил ниспосланное предписание и подтвердил его истинностьнесколькими способами.
Во-первых, Аллах трижды повторилниспосланное повеление, хотя одного раза было вполне достаточно.Во-вторых, обычно коранические повеления обращаются либо ПосланникуАллаха и распространяются на всех мусульман, либо ко всей мусульманскойобщине в целом. Обсуждаемое нами повеление вначале было обращенонепосредственно к Посланнику Аллаха, а затем – ко всей мусульманскойобщине в целом. В-третьих, Аллах опроверг все безосновательныевозражения упорствующих упрямцев и разрушил их сомнительные обвиненияодно за другим, о чем мы уже говорили более подробно. В-четвертых,Аллах разрушил надежды людей Писания на то, что посланник Аллаха, мирему и благословение Аллаха, повернется лицом в сторону их киблы.В-пятых, Аллах возвестил о том, что ниспосланное предписание являетсяистиной от Господа. И хотя одного повеления великого и правдивогоАллаха было вполне достаточно, Всевышний Господь еще раз подтвердил его справедливость и сказал:
«Воистину, такова истина от твоего Господа» (2:149). В-шестых, ведающий тайное и сокровенное Господь сообщил, чтолюди Писания твердо убеждены в истинности ниспосланного повеления исознательно скрывают это свидетельство.
Затем Всевышний Аллах подчеркнул, чтоповеление обращаться лицом в сторону Каабы является великой милостью поотношению к правоверным. Милосердие и сострадание Аллаха к мусульманампостоянно увеличивались, и поэтому каждое новое предписание становилосьдля них очередной великой милостью. А самой главной милостью для нихбыло обращение в ислам, которое стало возможным благодаря пришествиюБожьего Посланника и ниспосланию священного писания. Все остальныемилости лишь дополняли эту главную милость Аллаха. Со времени началапророческой миссии Мухаммада до его расставания с земным миром этихмилостей было настолько много, что всех их невозможно пересчитать.Аллах одарял ими своего Пророка и его последователей, а когданиспосланная религия достигла своего совершенства, Всевышний Аллахсказал:
«Сегодня неверующие отчаялись ввашей религии. Не бойтесь же их, а бойтесь Меня. Сегодня Я ради васусовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам иодобрил для вас в качестве религии ислам» (5:3).
Хвала Аллаху за все блага и щедроты,которые невозможно сосчитать и за которые Его тем более невозможноотблагодарить надлежащим образом! Он пожелал завершить свою милость клюдям для того, чтобы они последовали прямым путем, т.е. познали истинуи стали руководствоваться ею в делах. По своей милости Всеблагой иВсевышний Аллах облегчил Своим рабам все, что может вывести их напрямой путь, указал им на то, как можно следовать этим путем, и разъяснил им это самым совершеннымобразом. Он даже сотворил упрямых неверующих, которые препираютсяотносительно истины, дабы истина могла проявиться с большей силой иярко продемонстрировать свои знамения и доказательства и дабы людимогли убедиться в порочности и безосновательности лжи. И если бы ложьне оказывала сопротивление истине, многие люди просто не могли быпознать ее безобразие и порочность, поскольку все познается всравнении. Если бы не ночь, то люди не поняли бы превосходства дня, иесли бы не зло, то люди не стали бы ценить добро, и если бы не мгла, толюди не осознали бы прелести света, и если бы не ложь, то люди несмогли бы познать истину столь прекрасным образом. Хвала же за этонадлежит одному Аллаху!
Тафсир Шейха Ас-Саади