Скажи: «Восток и Запад принадлежат Аллаху. Он наставляет, кого пожелает, на прямой путь».
142. Глупые люди скажут: «Что заставилоих отвернуться от киблы, к которой они поворачивались лицом прежде?»Скажи: «Восток и Запад принадлежат Аллаху. Он наставляет, когопожелает, на прямой путь».
Этот прекрасный аят содержит одно изкоранических чудес, утешает правоверных, вселяет уверенность в ихсердца, сообщает о возражениях нечестивцев, опровергает эти возраженияс трех точек зрения, рассказывает о качествах тех, кто противитсяистине, и тех, кто покоряется воле Аллаха.
Всевышний сказал, что глупые людивозражают против предписаний и законов Аллаха. Они не ведают о том, чтоможет принести им пользу. Напротив, они губят свои собственные души ипродают их за ничтожную цену. Этими глупцами являются иудеи, христианеи им подобные беззаконники, которые противятся предписаниям и законамАллаха.
Ниспослание этого откровенияобъясняется тем, что поначалу мусульманам было велено во время намазовповорачиваться лицом к Иерусалиму. Это продолжалось, пока онинаходились в Мекке и около полутора лет после переселения в Медину. Этопредписание заключало в себе большую мудрость, часть которой Аллахоткрыл нам. Однако впоследствии, руководствуясь своей божественноймудростью, Аллах повелел мусульманам поворачиваться лицом в сторонуКаабы.
Всевышний сообщил, что среди глупцовобязательно найдутся такие, которые скажут: "Почему мусульмане решилиотвернуться от киблы, к которой они поворачивались лицом прежде? Чтозаставило их больше не поворачиваться лицом в сторону Иерусалима?"
Безусловно, такие высказывания являютсявозражением против воли Аллаха и отрицанием Его милости, и для того,чтобы утешить правоверных, Всевышний Аллах предсказал подобноеповедение нечестивцев и сообщил, что говорить подобные слова будуттолько безрассудные глупцы, которые лишены выдержки и набожности. Ипоскольку мусульманам стало известно о том, что могло породить подобныесомнения, им не следовало обращать внимание на слова глупцов, ведьблагоразумный человек никогда не станет придавать значения возражениямглупцов и занимать ими свой разум.
Из этого аята следует, что возражаютпротив предписаний Аллаха только глупые, невежественные и упрямые люди,тогда как праведные, верующие и благоразумные люди принимают Божьизаконы и покоряются им словом и делом. Вот почему Всевышний Аллахсказал:
«Для верующего мужчины иверующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Егопосланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Егопосланника, тот впал в очевидное заблуждение» (33:36);
«Но нет – клянусь твоимГосподом! – они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всемтом, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснениеот твоего решения и не подчинятся полностью» (4:65);
«Когда верующих зовут к Аллахуи Его посланнику, чтобы он рассудил их, они говорят: «Слушаем иповинуемся!» Именно они являются преуспевшими» (24:51).
Если человек поступает иначе, то онявляется глупцом, и одного этого достаточно для того, чтобы неопровергать его слова и не придавать им особого значения. ОднакоВсевышний Аллах не оставил их сомнительные обвинения без ответа ирассеял сомнения, потому что они могли ввести в заблуждение некоторыхлюдей. Аллах повелел Своему посланнику возвестить о том, что восток изапад принадлежат Аллаху, который указывает на прямой путь, комупожелает. Если восток и запад являются владениями Аллаха, то всеостальные стороны также принадлежат Ему. Он властен направлять напрямой путь, кого пожелает, и может повелеть Своим рабам во времянамазов поворачиваться лицом в сторону Каабы, как это делал пророкИбрахим.
О мусульмане! Почему невежды возражаютпротив того, что вы поворачиваетесь лицом в сторону, котораяпринадлежит Аллаху? Вы не поворачиваетесь в сторону, которая неотносится к владениям Господа, и одного только этого достаточно длятого, чтобы покориться повелению Аллаха. Если же принять во внимание,что Божье повеление является милостью, добродетелью и наставлениемАллаха, то возражение против этого повеления равносильно отрицаниюмилости Аллаха, причина которой заключается в людской зависти к вам инесправедливости.
Откровение о том, что Аллах указываетна прямой путь, кому пожелает, имеет общий смысл, однако священныетексты с общим смыслом всегда следует сопоставлять с другими текстами,которые конкретизируют их смысл. Верное руководство и заблуждение имеютсвои причины, которые установлены в соответствии с божественноймудростью и справедливостью. В своем писании Аллах неоднократноупоминал о причинах, благодаря которым раб удостаивается верногоруководства и становится на прямой путь. Всевышний сказал:
«Явились к вам от Аллаха свет (Мухаммад) и Ясное Писание. Посредством его Аллах ведет по путям мира тех, кто стремится снискать Его довольство» (5:15-16). В этом аяте упоминается причина, благодаря котороймусульманская община удостоена верного руководства во всех начинаниях ивеликой милости своего Господа.
СУРА "АЛЬ-БАКАРА"("КОРОВА")
Тафсир Шейха Ас-Саади