Традиционный ислам: этиология и патогенез
Традиционный ислам: этиология и патогенез
Наблюдая вокруг себя людей, которые упорно именуют себя мусуль-манами,на деле выказывая пренебрежение к Исламу, невольно задаешься вопросом оправомерности провозглашаемой ими конфессиональной прича-стности.Носители подобных убеждений, как будто следуя незримой нака-таннойсхеме, парируют критику и отмахиваются от увещеваний одним и тем женезамысловатым решением - с легкостью прибавляя к названию религииАллаха эпитет «традиционный».
Выходит,будучи адептом этого самого «традиционного» ислама, можно не утруждатьсебя соблюдением шариата, совершать деяния, противоречащие Единобожию,игнорировать законы Всевышнего Аллаха, и при этом оставатьсямусульманином? Как ни странно, на этот во-прос те, у кого «всердцах болезнь», отвечают утвердительно. Часто они убеждены в«национально-наследственной» религиозной преемственности и в том, чточеловек, произнесший шахаду и, тем самым, признавший «Ла илаhа иллаЛлаh» (нет бога, кроме Аллаха), автоматически гарантирует се-бе статусисповедующего Ислам. С одной стороны, логично. Но, вместе с темочевидно, что вера (иман) и презрение установлений Аллаха – вещивзаимо-исключающие, что поступки, противоречащие Единобожию, не могутосу-ществляться в пределах религии Аллаха, что богобоязненность ибездействие аннулируют друг друга. Эти постулаты исключают возможностьсовмещения заведомо несовместимого и проистекающую из подобных попытокложь..
Мы утверждаем, что миф о «традиционном» исламе – в лучшем случае –банальный самообман, в худшем – хитроумная ловушка Иблиса, призван-наядезориентировать мусульман, отвлекая их от истинного Таухида. С цельюразвенчивания данного мифа, рассмотрим наиболее распространенныесимптомы – поведенческие и идеологические характеристики, присущие«традиционным» мусульманам и проанализируем их на соответствиеимпе-ративам Ислама.
1. Патология действия
Вера в Единого и Единственного Бога – Всевышнего и Великого Алла-ха –это фундаментальный, важнейший и наиболее значимый из столпов ве-ры.Все они исходят из него, опираются на него и строятся на нем, потомубез правильной веры во Всевышнего Аллаха вероубеждение не может бытьполноценным по определению.
Верав Аллаха является убежденностью в том, что Он является единст-веннымГосподом, единственным, кто достоин поклонения, и единствен-ным, ктообладает божественными именами и качествами, включает в себя трисоставляющие:
•Единобожие в господстве (таухид ар-рубубийа) – это признание того, чтоВсевышний Аллах является Господом, Властелином, Творцом и Кормильцемвсего сущего, творящим божественные деяния, которые не совершает никто,кроме Аллаха, в частности дарует жизнь и умер-щвляет, приносит пользу ивред, отвечает на молитвы, обладает абсо-лютной властью, предопределяетсудьбу и т.д.
•Единобожие в божественности (таухид аль-улухийа) – это посвящение всехбез исключения аспектов поклонения, таких как унижение (зулл),покорность (худу), любовь (махаббат), смирение (хушу), поклоны по-ясные(руку) и земные (суджуд), жертвоприношения (забх) и обеты (назр),одному Аллаху, не приобщая к Нему никаких сотоварищей.
•Единобожие в обладании божественными именами и качествами (тау-хидаль-асма ва ас-сыфат) – это признание за Всевышним Аллахом всех имен икачеств, которыми Он охарактеризовал Себя в Своем пи-сании и устамиСвоего пророка, да благословит его Аллах и приветст-вует, и отрицаниеот Него любых недостатков, пороков и любого сход-ства творений с тем,что присуще только Ему.
Очевидно,что Единобожие в господстве (таухид ар-рубубийа) признается«традиционными» мусульманами в подавляющем большинстве. Но, следуетотметить, что эта составляющая Единобожия не является той целью, радико-торой были отправлены посланники, мир им всем, и сама по себе неможет спасти раба от наказания Аллаха, пока, наряду с ней, он несоблюдет осталь-ные элементы Таухида.
Сказал Аллах Всевышний: «Большая часть их верует в Аллаха, приобщая к Нему сотоварищей» (Йусуф, 106)
Ибн Аббас, да будет Аллах доволен им и его отцом, комментируя этот аят,сказал: «Их вера заключается в том, что, когда им говорят: ««Ктосотво-рил небо? Кто сотворил землю? Кто сотворил горы?» - они отвечают:«Ал-лах», но вместе с тем они приобщают к Нему сотоварищей»».
Икримасказал: «Ты спрашиваешь их, кто создал их самих, и создал небеса иземлю, они говорят: «Аллах». Они верят в Аллаха, но поклоняются другим».
Так «традиционные» мусульмане зачастую признают Аллаха Господом,Творцом, Кормильцем – все это относится к Единобожия в господстве, – ав поклонении приобщают к Нему сотоварищей из числа одушевленных инеодушевленных творений, прибегают к тому, что не может ни принести импользу, ни причинить вреда; обращаются за благом к тем, кто им нераспоряжается; избирает всевозможных «посредников» и «заступников», какусопших, так и ныне живущих.
Показательно, что даже язычники времен Пророка, да благословит егоАллах и приветствует, признавали Аллаха Господом, Творцом и Кормильцем,а их многобожие проявлялось именно в поклонении, на что во многихместах указывает Священный Къуран.
Аллах Всевышний сказал: «Скажи: «Кому принадлежит земля и те, кто наней, если только вы знаете?» Они скажут «Аллаху». Скажи: «Неужели вы непомяните назидание?» Скажи: «Кто Господь семи небес и Господь великогоТрона?» Они скажут: «Аллах». Скажи: «Неужели вы не уст-рашитесь?»Скажи: «В чьей Руке власть над всякой вещью? Кто защи-щает и от Когонет защиты, если только вы знаете?» Они скажут: «Ал-лах». Скажи: «Дочего же вы обмануты!» (аль-Муминун, 84-89)
Они верили в то, что Аллах – Творец, а все остальные существа –творения, что Он – Господь, а все остальные – подвластные ему рабы. Новместе с тем они приобщали к Нему сотоварищей из числа сотворенных,прося их о за-ступничестве перед Аллахом и пытаясь приблизиться кАллаху посредством них.
Как сказал о том Аллах Всевышний: «А те, которые взяли себе вместо Негодругих покровителей и помощников, говорят: «Мы поклоняемся им толькодля того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно бли-же»»(аз-Зумар, 3)
Таким образом, язычники признавали господство Аллаха, однако Он невключил их в число мусульман. Напротив, Аллах объявил ихмногобожника-ми и неверующими, посулил вечные мучения в Аду и позволилСвоему посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, посягнутьна их жизнь и имущество.
Итак,одна из патологий, присущих «традиционному» исламу, выражается впренебрежении важнейшим аспектом Единобожия – поклонением одному Аллахуи соблюдению шариата (законов Аллаха). При этом, исходя извышеизложенного, признание того, что Аллах является единственнымГосподом без посвящения всех элементов поклонения только Ему, само посебе недостаточно. Если человек поступает так, то он является, по сути,неверующим.
2. Патология бездействия
Среди «традиционных» мусульман широкое распространение получила точказрения, согласно которой сказавший «Ла илаhа илла Ллаh», являетсяверующим, даже если не соблюдает предписаний Всевышнего Аллаха. Отказот соблюдения принципов и установлений религии Аллаха не расцениваетсяими как неверие (куфр), если не сопровождается фактом отрицания(джухуд) или признания дозволенным запретного (истихляль).
В их представлении вера, утвержденная сердцем и словом, освобождается от обязанности подкрепления действием.
Однако ученые Ислама придерживаются противоположного мнения.
«Заблуждаются считающие оставление обязательных деяний (фардов) –грехом наравне с совершением запретного (харамом), т.е. такими же. Этоне так, они не равны. Так как преднамеренное совершение запретного безпризнания этого дозволенным (халяль) – просто грех. А оставлениеобязательных деяний (фардов), не по невежеству и без оправдания,является неверием – куфром». («Фатхуль-Бари» 1/23)
Патология бездействия имеет место в различных проявлениях. Мы рассмот-рим её на примере оставления пятикратной молитвы (намаз).
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Первое, за что человек будет спрошен в День страшного Суда, будет молитва». (Насаи, Тирмизи, Ибн Маджа)
Также посланник Аллаха сказал: «Завет между нами и ними был в молитве,потому если кто-то из вас оставит ее, то станет неверным». (Ах-мад,Тирмизи, Насаи)
Также сказал: «Между человеком и неверием стоит молитва». (Муслим, Абу Давуд, Насаи)
Али, да будет им доволен Аллах, сказал: «Тот, кто не молится, тот не-верный».. (Тирмизи, Хаким)
Ибн Масуд, да будет им доволен Аллах, сказал: «Тот, кто оставилмолитву, не имеет ничего общего с религией». (Мухаммад бин Наср Мирвази)
Ибрахим Аль-Нахла сказал: «Тот, кто оставил молитву, стал неверным»..
Передает аль-Хальляль в «Сунна» (3/586) от УбейдуЛлаха ибн Ханбал, чтоон сказал: «Мне сообщил мой отец, сказав что, Аль-Хумайди сказал: «Доме-ня дошло, что некоторые люди говорят, что действительно тот, ктопри-знал молитву, закят, пост и хадж, но не совершил ничего из этого,до тех пор, пока не умер, то он правоверный, если не являетсяотрицающим». На что я сказал: «Это явное неверие в Аллаха, противоречиеКниге Аллаха, Сунне посланника Аллаха, да благословит его Аллах иприветствует, и делам мусульман»».
Абу АбдуЛлах (имам Ахмад) сказал: «Кто сказал такое, тот совершилне-верие – куфр и отверг повеление Аллаха, и отверг то, с чем пришелпослан-ник, да благословит его Аллах и приветствует».
Имам ибн Батта, да помилует его Аллах, сказал: «Каждый, кто оставилчто-то из обязательных предписаний (фардов), которые утвердил АллахВсевышний и Всемогущий в Его Книге или подтвердил Его посланник, даблагословит его Аллах и приветствует, в своей Сунне, отрицая и непризнавая их, то он неверный явным неверием, которое не вызываетсомнения ни у кого из разумных верующих в Аллаха и в Судный день».(«Аль-Ибана», 2/764)
Некоторые мусульмане из числа «традиционных» совершают намаз, ноигнорируют иные фарды. Итак, пренебрежение обязательными деяниями(фард), предписанными мусульманам, является неверием (куфром).
Невежество, беспечность, пораженчество, неправильное понимание, внешняяиндоктринация, пагубные идеи секуляризма, попытки ассимиляции веры иневерия, препятствия, чинимые полноценному исламскому призыву иполномасштабному утверждению религии Аллаха, приводят к распространениюопасных заблуждений, к числу которых относится «традиционный» ислам.
Людисилятся подстроить религию Аллаха под себя, отбрасывая «неудобные»элементы, мотивируя это, кто традиционностью (традициями народа, ктотолерантностью, кто умеренностью, кто центризмом, кто джадидизмом, ктоцивилизованностью, кто иной постыдной отговоркой.
Сказал о таких Аллах Всевышний: «Неужели вы станете веровать в однучасть Писания и отвергать другую часть? Воздаянием тому, кто совершаетподобное, будет позор в мирской жизни, а в День воскресения они будутподвергнуты еще более ужасным мучениям. Аллах не находится в неведениио том, что вы совершаете». (аль-Бакара, 85)
Пренебрегая установлениями Аллаха и фундаментальными принципами Егорелигии, «традиционные» мусульмане, словно щитом прикрываются словами«Ла илаhа илла Ллаh», не принимая во внимание то, что:
Произношение Ла илаhа илла Ллаh недостаточно без полного пониманиясмысла этих слов. Если человек не осознает всю мощь, всеобъемлющийхарактер этих слов, их великое значение, если не следует им во всехаспектах жизнедеятельности, если не остерегается всего того, что сэтими словами не¬совместимо, — этот человек не понял Ислама.
Произношение Ла илаhа илла Ллаh недостаточно без глубокого иосознанного убеждения в Единстве Аллаха, и не только признания Аллахасвоим Богом, но и посвящения всех форм поклонения исключительно Ему.
Произношение Ла илаhа илла Ллаh недостаточно без признания того, что правление и власть принадлежат только Аллаху.
Произношение Ла илаhа илла Ллаh недостаточно без соблюденияпред-писаний Аллаха и тех гра¬ниц дозволенного и запретного, которые Ондля нас определил.
Произношение Ла илаhа илла Ллаh недостаточно без утверждения их в сердце, слове и действии мусульманина.
Итак, простое повторение слов Ла илаhа илла Ллаh без следования им какзакону жизни, не ставит человека в число тех, кто выполняет миссию,возложенную Аллахом, следовательно, не приносит ему пользы ни в этойжизни, ни в вечной.
«Традиционный»же ислам, более того, противоречит Ла илаhа илла Ллаh и в спецификедействия, и в бездействии, являя собой опасное заблуж-дение, граничащеес многобожием и неверием.
Автор: Дудова Стелла Редактировано Алиханом А. Урусхановым.
Джазакаллаху хейран, сестра, за прекрасную работу.