. Они спрашивают тебя об опьяняющих напитках и азартных играх.

?????? ????? ?????????? ???????????

219. Они спрашивают тебя об опьяняющихнапитках и азартных играх. Скажи: «В них есть большой грех, но есть ипольза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы». Они спрашиваюттебя, что они должны расходовать. Скажи: «Излишек». Так Аллахразъясняет вам знамения, – быть может, вы поразмыслите

????????????????? ????????? ????????????? ???? ???????? ?????? ??????? ???????????????????? ????????????? ???????? ??? ???????????? ????????????????????? ?????????? ???? ????????? ???????? ???????? ?????? ?????????????? ??????????? ??????????????

Правоверные спрашивали посланникаАллаха о религиозном положении относительно опьяняющих напитков иазартных игр. Арабы употребляли вино и играли в азартные игры вовремена невежества и в первые годы распространения ислама. Очевидно, поэтой причине мусульмане сталкивались с определенными трудностями. Оничасто спрашивали Пророка Мухаммада о том, как религия относится кподобным поступкам, и тогда Всевышний Аллах приказал Своему пророкуразъяснить людям полезные и вредные стороны употребления вина иазартных игр. Это было предпосылкой к последующему окончательномузапрету на употребление опьяняющих напитков и азартные игры.

Всевышний сообщил, что вред подобных поступков заключается в том, чтоони лишают человека разума и имущества, мешают ему поминать Аллаха,удерживают его от намаза, сеют между людьми вражду и ненависть. Этотвред во много раз превышает пользу, которую человек может получить отторговли вином, выигрыша в азартной игре или душевного возбуждения отсовершения этих поступков.

Подобного разъяснения было достаточнодля того, чтобы люди воздержались от употребления вина и азартных игр,ведь благоразумный человек всегда совершает поступки, которые приносятему больше пользы, и сторонится всего, что причиняет ему больше вреда.Однако арабы были сильно привязаны к этим поступкам и не могли сразуотказаться от них, и поэтому обсуждаемый нами аят стал предвестникомпоследующего категорического запрета. Этот запрет прозвучал в следующемвысказывании Всевышнего:

??????????? ????????? ???????? ???????? ????????? ????????????????????????? ????????????? ?????? ????? ?????? ?????????????????????????? ??????????? ??????????? ???????? ??????? ??????????????? ??????? ?????????? ???????????? ????????????? ??? ?????????????????????? ????????????? ??? ?????? ?????? ?????? ?????????? ???????????? ???????????

«О те, которые уверовали!Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (илиидолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний дьявола.Сторонитесь же ее, – быть может, вы преуспеете. ( Воистину,дьявол при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеятьмежду вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха инамаза. Неужели вы не прекратите?» (5:90-91). Этопредписание было следствием Божьей доброты, милости и мудрости; когдаоно было ниспослано, Умар б. аль-Хаттаб воскликнул: «Мы уже прекратили!Мы уже прекратили!»

Следует знать, что под виномподразумевается абсолютно все, что опьяняет или одурманивает человека,лишая его трезвого рассудка. А под азартными играми подразумеваютсялюбые игры и состязания, в которых обе играющие стороны делают ставки.Это могут быть нарды, шахматы и другие словесные или физические игры, вкоторых играющие стороны делают ставки. Однако разрешается проводитьсостязания в верховой езде на лошадях и верблюдах, а также состязания встрельбе, поскольку умение ездить верхом и метко стрелять помогает вовремя боевых действий. Вот почему подобные состязания разрешеныЗаконотворцем.

Наряду с этими вопросами правоверныеспрашивали о том, сколько они должны раздавать в качествепожертвований. Аллах облегчил их обязанности и повелел раздавать в качестве пожертвований излишек, т.е. частьимущества, которая превышает их нужды. Ее размеры зависят отматериального благосостояния человека, поскольку как богатый человек,так и бедняк и человек среднего достатка может найти возможность дляпожертвования, даже если ему придется пожертвовать половинку финика.

Именно поэтому Пророку Мухаммаду быловелено брать в качестве пожертвований излишек и не обременять мусульманнепосильными налогами. Аллах ниспослал нам свои предписания не потому,что Он нуждается в нашем имуществе или желает, чтобы мы выполнялинепосильные обязанности. Аллах ниспослал нам предписания, которыеделают нас счастливыми, облегчают нашу земную жизнь и приносят пользунам и нашим братьям, и за это Аллах заслуживает самой совершеннойпохвалы.

После подобного убедительногоразъяснения таинств мусульманского шариата Всевышний Аллах сказал, чтотаким образом Он разъясняет людям свои знамения, свидетельствующие обистине и позволяющие приобрести полезные знания и научиться отличатьдобро от зла. Аллах разъясняет людям свои знамения для того, чтобы онизадумались над таинствами Его шариата и поняли, что выполнение Божьихзаконов является залогом благополучия при жизни на земле и послесмерти, чтобы они задумались над скоротечностью мирской жизни,недолговечностью земного мира и вечностью Последней жизни, котораяявляется обителью воздаяния и благоустраивать которую люди обязаны наземле.

220. над этим миром и Последней жизнью.Они спрашивают тебя о сиротах. Скажи: «Делать им добро – хорошо. Есливы объедините свои дела, то ведь они – ваши братья. Аллах отличаетраспространяющего нечестие от творящего добро. Если бы Аллах захотел,то поставил бы вас в затруднительное положение. Воистину, Аллах –Могущественный, Мудрый».

????????????? ??????????? ??????????????? ???? ??????????? ???? ???????????????? ?????? ?????? ?????????????? ??????????????? ???????? ??????????????????? ???? ??????????? ?????? ???? ?????? ???????????? ??????????? ??????? ???????

Когда было ниспослано высказывание Всевышнего

????? ????????? ??????????? ????????? ??????????? ??????? ???????? ??????????? ??? ??????????? ?????? ?????????????? ????????

«Воистину, те, которые несправедливо пожирают имущество сирот, наполняют свои животы Огнем и будут гореть в Пламени» (4:10), мусульмане столкнулись с большими трудностями и стали отделятьсвою трапезу от трапез сирот. Они боялись прикоснуться к имуществусирот даже во время трапезы, хотя люди обычно делятся друг с другомедой. Когда же они спросили об этом Пророка Мухаммада, Всевышний Аллахсообщил о том, что от правоверных требуется лишь беречь имуществосирот, заботиться о нем надлежащим образом и даже приумножать егоблагодаря торговле. Мусульманам было позволено смешивать свое имуществос имуществом сирот во время трапезы и при других подобныхобстоятельствах, если только это не причиняло сиротам явный ущерб. Апричина этого предписания заключается в том, что сироты являютсябратьями правоверных, а ведь братья всегда имеют много общего.Критерием взаимоотношений с сиротами являются намерение и поступки, иесли мусульманин искренне желает добра сироте и не посягает на егоимущество, то он не совершит греха, даже если непреднамеренновоспользуется частью его имущества. Если же Аллаху будет известно, чтов результате объединения имущества опекун желает обогатиться за счетимущества сироты, то подобный поступок будет зачтен ему за грех,поскольку религиозное положение относительно средства достижения целизависит от религиозного положения относительно самой цели.

Из этого аята следует, что разрешается объединять имущество длятрапезы, в торговле и при других подобных обстоятельствах. Этопредписание является милостью Всевышнего Аллаха и облегчением дляправоверных. Если бы Аллах захотел, то не позволил бы мусульманампоступать так, и тогда они оказались бы в затруднительном положении.Они не смогли бы выполнять обременительные предписания религии и частосовершали бы прегрешения. Аллах был властен поступить так, посколькуЕго могущество совершенно и безгранично. Однако Аллах мудр и совершаеттолько то, что соответствует божественной мудрости. Его могущество непротиворечит божественной мудрости, и поэтому нельзя говорить, чтоАллах совершает все, что Ему угодно, даже если это противоречитбожественной мудрости. Напротив, все божественные деяния и предписанияподчинены божественной мудрости.

Аллах ничего не творит понапрасну. Еготворения преисполнены великой мудрости и великого смысла, часть которыхнам известна, а часть которых остается нами непознанной. Аллах также нениспосылает законов, которые лишены мудрости и смысла. Он повелеваеттворить поступки, которые приносят одну только пользу либо приносятбольше пользы, чем вреда, и запрещает совершать грехи, которые приносятодин только вред либо приносят больше вреда, чем пользы. И этосвидетельствует о совершенной мудрости и милости Всевышнего Аллаха.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика