А если шайтан подвергнет тебя искушению, то проси убежища
«А если шайтан подвергнет тебя искушению, то проси убежища у Аллаха, ибо Он — Слышащий, Знающий. Воистину, если богобоязненным людям предстанет наваждение от шайтана, то они вспоминают [козни Сатаны], и распознают [подлинное значение наваждения]».
(Аль-Аграф, 200-201)
Наваждение (таиф) — это искушение или его начало, и когда оно касается уверовавших, то они распознают истинную его природу и не поддаются ему.
Мухаммед Рашид Риза сказал:
«Сообразительный природный ум, находящийся на прямом пути Аллаха, руководствуясь Кораном и сунной, не поддается увещеваниям шайтана. И когда на него находит наваждение искушения его в состоянии беспечности, человек вспоминает о них и распознает, что к чему. Сильное тело не поддается микробам, которые могут вызвать различные болезни, а ослабленное тело легко заболевает; подобно этому и испорченный ум, склонный к многобожию, нечестию и дурному поведению, бывает готовым последовать за шайтаном. Поэтому нельзя допускать ни ослабления тела, ни ослабления духа, так как они оба влияют на степень такой готовности: чем крепче тело, тем больше здоровья, чем крепче дух, тем меньше опасности попасть под влияние шайтана».
Чем крепче вера, тем меньше опасности со стороны шайтана; не случайно Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, говорил об Умаре ибн аль-Хаттабе, да будет им доволен Аллах: «О, люди! Я могу доверить себя в руки ибн аль-Хаттаба, так как шайтан никогда не застанет его врасплох»; «Воистину, шайтан бежит от тебя, Умар!»; «Воистину, я вижу, как шайтаны из числа джиннов и людей бегут от Умара».
Это касается не только Умара. Чем крепче вера человека, тем легче ему противостоять шайтану. Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Верующий изнуряет шайтана подобно тому, как во время поездки изнуряется верблюд».
Некоторые грехи, которые случаются у верующих, не означают, что они поддались шайтану, так как они не продолжают совершать этот грех и дальше. Об этом сказано в аятах Корана:
«Воистину, нет у тебя власти над Моими рабами, за исключением заблудших, которые последуют за тобой».
(Аль-Хиджр, 42)
Это значит: У тебя нет такой власти, чтобы ты вверг их в грех, который мог бы привести их к гибели и в котором они не могли бы покаяться. Это не противоречит тому, что произошло с Адамом и Евой, а также им подобными, так как грех может проститься после покаяния, и Аллах очищал от грехов тех, кто по заблуждению последовал за Иблисом, а затем покаялся в этом. Это подтверждают и слова самого Иблиса:
«Иблис сказал: «Господи! За то, что Ты свел меня с пути истины, я исхитрюсь приукрасить все дурное на Земле и непременно совращу всех Твоих рабов, за исключением тех, которые искренни».
(Аль-Хиджр, 39-40)
По поводу аята «Воистину, нет у тебя власти над Моими рабами...» аль-Куртуби сказал:
«Ученые считают, что нет власти над их сердцами. Ибн Айина говорит: «Нет грехов, в которых нельзя было бы покаяться тем, кого ведет, избрал и описал Аллах».
Я думаю, наверное, под этими словами подразумевалось, что Аллах описал Адама и Еву словами:
«По наущению шайтана они совершили грех...»
(Бакара, 36)
а сподвижников Пророка словами:
«... споткнулись по наущению шайтана из-за каких-то своих деяний... »
(Аль Имран, 155)
Ответ на это уже был дан: у шайтана нет власти над сердцами и над верой людей, а совершенные ими грехи окупаются чистосердечным покаянием.
Слова Аллаха «Нет у тебя над ними власти» особенно относятся к тем, кто находится под защитой Аллаха. Однако шайтан может наслать на них тоску и печаль, как это случилось с Билалом (Однажды мусульмане проспали утренний намаз из-за воздействия шайтана на Билала — Автор.), когда шайтан вверг его в умиротворение, будто младенца, и он проспал время намаза — и вместе с ним его проспали Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники. Они проснулись только после того, как солнце уже поднялось высоко, и сказали: «Какие безбожники заставили нас пропустить наш намаз?» Пророк ответил им: «Нет во сне нерадивости, и снимется грех с таких».
«... за исключением заблудших, которые последуют за тобой»
(Аль-Хиджр, 42),
то есть ошибающихся и неверных, власть шайтана над которыми подтверждается словами:
«Воистину, подвластны шайтану те, которые признают его своим покровителем или которые ради него стали многобожниками».
(Ан-Нахль, 100)
Из фактов, приведенных выше, нам ясно, что грехи верующих происходят не потому, что над ними устанавливается власть шайтана, ибо это грехи, за которыми сразу следуют покаяние и просьба о прощении, и вера их после этого только становится крепче. Власть шайтана над неверными устанавливается потому, что они не прекращают совершать недозволенное и тем самым прокладывают путь для шайтана в свои сердца. Аллах сказал:
«Разве ты не знаешь, что Мы послали к неверным шайтанов, чтобы они подстрекали их?»
(Марйам, 83)
«Шайтан овладел их душами и заставил предать забвению память об Аллахе. Они — последователи шайтана. О, да! Воистину, сторонники шайтана — понесшие урон».
(Аль-Муджадаля, 19)
«К тем, кто отвращается от упоминания Милосердного, Мы приставим шайтанов, которые станут их закадычными друзьями».
(Аз-Зухруф, 36)
«Мы предопределили им товарищей, которые представили им в прекрасном свете их грядущее и прошлое. И подтвердился Господень приговор им, как и предшествовавшим им народам из джиннов и людей. Воистину, они были в числе потерпевших урон».
«Мы предопределили им товарищей, которые представили им в прекрасном свете их грядущее и прошлое».
(Фуссилат, 25)
Ат-Табари разъяснил:
«То есть придали им равных из числа шайтанов и сделали их товарищами их, которые приукрашивают отвратительные их дела, и представляют их в ложном виде».
Как писал об этом имам аль-Куртуби:
«Эти товарищи становятся их ближайшими друзьями, запрещая им выполнять необходимое и поощряя их дурные поступки в этом мире, затем вместе с ними поднимаются из могил в день Страшного суда».
www.salihat.com