Хитро привлекать нафс на свою сторону
Когда какой-нибудь человек захочет дать тебе что-нибудь, которое ты хочешь и ищешь, то воистину, человеческая природа требует поспешности к принятию этой вещи от дающего, и, к использованию его любви для того, чтобы он дал ту вещь, пока не изменит своего мнения. Это в делах мирской жизни, которые нафс стремится приобрести, однако многие из нас не относятся к своим нафсам с таким отношением, когда двигается вперед к одному из дел Последней жизни, проявляет интерес, как к чтению Корана, или к выстаиванию намаза ночью, или к зикру, или к чтению, или к писанию, или к посещению хороших людей, и к тому подобным добрым делам. Умному следует использовать наилучшим образом время его интереса и, не упускать возможность всякий раз, когда он проявляет интерес и, не предоставлять простора для препятствования Шайтана, говоря ему, когда его нафс проявляет интерес к совершению какого-либо доброго дела, что это не запланировано в твоей повседневной программе, или же говорит тебе, хорошо будет отсрочить это дело на другое время. Когда же настает такое-то время отвлекаешься другим делом, или не замечаешь в своем нафсе того интереса, становишься не в состоянии совершать то дело, это из тонких дел, которые бывают скрыты для многих.
Говорит Ибн аль-Джаузи: «Я видел людей из ученых и аскетов, не понимали его смысл, потому, что среди них были такие, кто лишал абсолютно его (нафс) удовольствии, а это грубая ошибка: На нас возложено оберегать его, а из средств его оберегания, его склонность к тем вещам, которые исправляют его, необходимо ему предоставлять то, что исправит его. Мы подобный заместителям в его оберегании, абсолютное запрещение для него опасно. В действительности джихад (борьба) с ним подобна борьбе умного больного, побуждает его к тому, что он не любит, принимание того, в чем надеешься на исцеление, и растворяется в горечи немного сладкого».
Также умный верующий не отпускает его узды, ослабляет для него в одно время, а власть в его руках, если продолжает, держатся правильного пути, не докучает ему, когда же видит, что он отклонился, возвращает его нежно, если же отказывается то, резко».
Как жену, ее при проявлении строптивости нужно хитро привлекать на свою сторону посредством вагаза (увещевания), если не исправится то, посредством прекращения общения, если не исправится то, посредством побивания».
Вот так он находится с ним, освобождает ему иногда, и бывает строгим в другой раз, в соответствии с его интересом и отступлением. Это хитрое привлечение нафса на свою сторону, является разновидностью видоизменения, посредством него исправляются нафсы, и, легко повышаются от степени к степени, сколько мы видели праведных людей, кто знал только строгость, или послабление, в конечном итоге отклонились от правильного пути.
ПРОГРАММА ТАБИИНОВ В ВОСПИТАНИИ НАФСА
СОЧИНЕНИЕ: АБДУЛЬ-ХАМИД АЛ-БИЛАЛИ