Поминание и мольба
77) Зикр лучше, чем просьба Всевышнего, так как поминание — это восхваление Аллаха, Велик Он и Славен, со всеми Его качествами, благами и именами. Мольба же — это просьба раба какой-либо нужды. Как можно сравнивать первую из них со второй?
Поэтому считается желательным, когда молящий начинает свою просьбу с хвалы и прославления Аллаха и только после этого называет свою нужду. В хадисе Фудала ибн А'бида, передается, что Посланник Аллаха, мир ему, услышав человека, что-то просящего Всевышнего Аллаха, при этом не восхвалив Его и не помолившись за пророка (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Он поторопил это». Потом он позвал его и сказал лично ему или же кому-то другому: « Когда кто-то из вас просит Всевышнего, пусть начинает с прославления Аллаха и Его хвалы, потом ему надо помолится за пророка и уж потом просит что он хочет». Хадис передал имам Ахмад и Тирмизи и он сказал, что хадис хороший достоверный. Также его привел Хаким в своем «Сборнике достоверных хадисов»[1].
Такова же мольба Зу-Нуна, про которую пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал следующее: «Мольба моего брата Зу-Нуна, опечаленному произнесшему ее, Аллах отведет от него его горесть, такова: «Нет божества, кроме тебя, свят Ты, поистине, я был из неправедных!»[2]
У Тирмизи: «Мольба Зу-Нуна, которую он произнес, находясь в животе рыбины: «Нет божества, кроме тебя, свят Ты, поистине, я был из неправедных!» Всевышний непременно ответит на любую мольбу мусульманина, если она попрошена ею».
Большинство молитв пророка, да будет ему наилучшие благословения и приветствия, пришло в такой форме. Из его слов можно привести мольбу опечаленного: «Нет божества, кроме Аллаха, Великого, Доброго. Нет божества, кроме Аллаха, Господа великого Трона. Нет божества, кроме Аллаха, Господа небес, Господа земли и Господа прекрасного Трона»[3].
Таков же хадис Баридаты Аслами, приводимый в сборниках Сунны и в «Достоверном сборнике» ибн Хиббана то, что когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) услышал, как человек молит Всевышнего следующим образом: «О Аллах, я прошу тебя, потому что я свидетельствую, что Ты Аллах, нет божества, кроме Тебя, Единственного, Искомого, который не родил и не был рожден и нет ничего равного Ему», он сказал: «Клянусь Тем, в чьей длани моя душа, он попросил Аллаха Его величайшим именем, всем молитвы, что просятся ее, Он отвечает, все, что испрашивается ее, Он дает».[4]
Также хадис, приведенный у Абу Дауд, Насаи от Анаса, что однажды, когда он сидел с пророком (да благословит его Аллах и приветствует) один человек помолившись следующую мольбу: «О Аллах, я прошу Тебя, потому что Тебе слава, нет божества, кроме Тебя, Благодетеля, Творца небес и земли. О, Обладающий славой
и почетом! О, Живой, Сущий!». Пророк сказал: «Он попросил Аллаха Его величайшим именем, всем молитвам, что просятся ее, Он отвечает, все, что испрашивается ее, Он дает»[5].
Пророк сообщил нам, что мольба принимается в том случае, если перед ней идет восславление и поминание величайшего имени Всевышнего. Получается, что поминание Всевышнего и Его восхваление — самое лучшее наиудачнейшее средство испрашивания у Него своих нужд. То есть, одним из благих последствий зикра и восславления является то, что она делает просьбу находящим ответ. После всего вышеперечисленного, подумайте над словами Мусы в его молитве: «Господи, я нуждаюсь в том благе, которое Ты мне ниспослал!»[6] Или над мольбой Зу-Нуна: «Нет божества, кроме тебя, свят Ты, поистине, я был из неправедных!» Или же над словами нашего отца Адама: «Господи наш! Мы обидели самих себя, и, если Ты не простишь нам и не помилуешь нас, мы окажемся потерпевшими убыток»[7]. Также над хадисом приводимым в обоих сборниках достоверных хадисов, то что Абу Бакр Сиддик, да будет доволен им Аллах, попросил: «О посланник Аллаха! Научи меня мольбе, которой я буду взывать в своей молитве». На что он ответил: «Скажи: О Аллах! Поистине я много раз обижал самого себя, и никто, кроме Тебя не прощает грехов. Прости меня тем прощением, что у Тебя и помилуй меня. Поистине, Ты Прощающий, Милостивый»[8].
В этом замечательном, многозначительном хадисе собраны воедино признание о своем положении, обращение к Всевышнему посредством Его благ и щедростей, того, что Он единственный, кто прощает грехи. Только после этого идет просьба. Именно такова этика взывания к Всевышнему Аллаху, этика поклонения.
[1] Передал Ахмад в «Муснаде» (6/18), Тирмизи (3475), АбуДауд (1481), Насаи (3/44), Хаким (1/230), он сказал, что хадис достоверный, Захаби согласился с ним. Шейх Албани того же мнения обэ том хадисе, смотрите его книгу «Сборник достоверных хадисов», (3387).
[2] Сура «Пророки», 87 аят.
[3] Бухари (11/123), Муслим (2730), Тирмизи (3436), ибн Маджа (3883), Ахмад (1/227, 254, 339, 356).
[4] Тирмизи (3471), Абу Дауд (1493), ибнХиббан (2383), Хаким (1/504), он сказал, что хадисдостоверный, Захаби согласился с ним. Хадис достоверен.
[5] Тирмизи (3538), АбуДауд (1495), Насаи (3/52), ибн Хиббан (2382), Хаким (1/504). Цепочка данного хадиса достоверна.
[6] Сура «Рассказы», 24 аят.
[7] Сура «Преграды», 23 аят.
[8] Бухари (2/265), Муслим (2705), Тирмизи (3528), Насаи (3/53), Ахмад (1/4-7), ибн Маджа (3835).
Ибн Кайим аль-Джаузий
БЛАГОДАТНЫЙ ДОЖДЬПРЕКРАСНЫХ СЛОВ