Различие между Исламом и Иманом
«Сборник фетв и трудов» Шейха Мухаммада бин Салиха аль-Усаймина. Часть 3
Фетва № 11:
Уважаемого шейха спросили об определении понятия «ислам» и различия между понятиями «ислам» и «иман[1]», и он, да хранит его Аллах, ответил
»Ислам в общем смысле означает «поклонение Всевышнему Аллаху теми видами поклонения, с которыми к нам пришли Его посланники, с тех пор как они были направлены и до наступления Часа».
Он включает в себя всё руководство и истину, с которыми пришёл Нух, мир ему, то, с чем пришёл Муса, мир ему, и то, с чем пришёл Ибрахим, да благословит его Аллах и приветствует, имам исповедующих единобожие, как об этом
упомянул Всевышний Аллах во многих аятах, указывающих на то, что все прежние божественные законы были исламом перед Великим и Всемогущим Аллахом.
В особом же смысле ислам употребляется в значении того, что началось с посланнической миссии Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и касается всего, с чем он был послан, так как оно отменяет все предшествовавшие религии. Таким образом, последовавший тому исламу, с которым пришёл Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, стал мусульманином, а тот, кто отказался следовать ему, мусульманином не является, так как он подчинился не Аллаху, а своим собственным прихотям.
Поэтому иудеи во времена Мусы, мир ему, являлись мусульманами, христиане во времена Исы, мир ему, были мусульманами во времена Исы, да благословит его Аллах и приветствует, но когда был послан Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, и они отказались уверовать в него, то они перестали быть мусульманами. Поэтому никому нельзя быть убеждённым в том, что религия людей Писания, которую они исповедуют сегодня, является правильной религией, принимаемой Аллахом и равной религии ислама. Более того, тот, кто считает подобным образом, становится неверным, вышедшим из религии ислама, так как Великий и Всемогущий Аллах говорит: «Воистину, религией у Аллаха является ислам»[2], также Он говорит: «От того, кто ищет иную религию помимо ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших убыток»[3].
Этот ислам, о котором говорит Аллах, это и есть ислам, который Аллах даровал Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и его умму, Всевышний Аллах сказал: «Сегодня Я завершил [ниспослание] вам вашей религии, довёл до конца Мою милость и одобрил для вас ислам в качестве религии»[4].
Текст этого аята прямо говорит о том, что все остальные, помимо этой уммы, после того как был послан Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, не являются последователями ислама.
Исходя из этого, религия, которую они исповедуют, не будет принята Аллахом и не принесёт им пользы в День Воскресения, и для нас не дозволено считать их религию правильной, поэтому большую ошибку совершает тот, кто называет приверженцев других религии нашими братьями, или считает, что их сегодняшние религии правильны. Это объясняется тем, о чём мы уже говорили выше.
Если мы скажем, что ислам — это поклонение Всевышнему Аллаху, Пречист Он, такими образом как Он предписал нам, это включает в себя повиновение Ему внешне и внутренне, и включает в себя всю религию с её убеждениями, деяниями и высказываниями. Но если«ислам» и «иман» употребляются вместе, то «ислам» обозначает внешние деяния — то, что произносит язык и совершает тело человека, а «иман» — это скрытые деяния, то есть убеждения и деяния сердца. На это различие указывают слова Всевышнего Аллаха:«Бедуины сказали: „Мы уверовали“. Скажи: «Вы не уверовали, посему говорите: „Мы стали мусульманами“. Вера ещё не вошла в ваши сердца. Если вы подчинитесь Аллаху и Его Посланнику, Он нисколько не умалит ваших деяний. Воистину, Аллах — Прощающий, Милосердный»[5]».
Рассказывая историю о Луте, Всевышний сказал: «Мы вывели оттуда всех уверовавших, но нашли там только один дом с мусульманами»[6] и здесь Всевышний делает различие между верующими и между мусульманами, так как дом, который был в селении, внешне был домом мусульман, но как оказалось, в нём была и жена Лута, которая предала его своим неверием и оказалась неверной. Что же касается тех, кто покинул селение и спасся, то они были настоящими верующими, в чьи сердца вошла вера.
На это — то есть на различие между понятиями «ислам» и «иман», в случаях, когда они упоминаются вместе, также указывает и то, говорится в хадисе, рассказанном Умаром бин аль-Хаттабом, да будет доволен им Аллах. Он рассказал о том, что Джибриль, мир ему, спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует, об «исламе» и об «имане». И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Ислам — это когда ты свидетельствуешь о том, что нет никакого бога, кроме Аллаха и что Мухаммад Его раб и посланник, совершаешь пятикратную молитву, выплачиваешь закят, постишься в рамадан и совершаешь хадж к Дому Аллаха». Говоря же о вере, он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ты веруешь в Аллаха, в Его ангелов, в Его Книги, в Его посланников, в Последний день и в предопределение с его добром и злом».
Таким образом, когда ислам употребляется отдельно, то он включает в себя всю религию и в него входит и понятие «иман». Но если «ислам» упоминается вместе с «иман», то он включает внешние, видимые деяния – высказывания языка и деяния органов, а«иман» – скрытые деяния, такие как убеждения сердца и его деяния».
Фетва № 12
Уважаемого шейха, да увеличит Аллах его награду, спросили об определении понятия «иман», которое дают ему приверженцы Сунны и единой общины, и том, увеличивается ли она и уменьшается, и он, да хранит его Аллах, ответил:
«По мнению приверженцев Сунны и единой общины „иман“ — это подтверждение сердцем, произнесение языком и совершение деяний телом. То есть вера включает в себя три вещи:
- – подтверждение сердцем;
- – произнесение языком;
- – совершение действий телом.
И если это так, то она будет увеличиваться и уменьшаться, так как подтверждение сердцем у разных людей различается и подтверждение сердцем какого-то сообщения не подобно подтверждению сердца, возникающему в результате видения собственными глазами. Также и подтверждение сердцем сообщения одного человека отличается от подтверждения сообщения двух человек. Именно поэтому Ибрахим, мир ему, сказал: «Господи! Покажи мне, как Ты оживляешь покойников». Он сказал: «Разве ты не веруешь?» Он сказал:«Нет же! Но я хочу, чтобы моё сердце успокоилось»[7]». Вера увеличивается с точки зрения подтверждения сердцем, его спокойствия и умиротворённости, и человек обнаруживает это у себя, когда присутствует на собрании, где поминают Аллаха и произносится проповедь, вспоминает о Рае и адском огне, и его вера увеличивается настолько, что человек как будто видит всё это собственными глазами. Когда же он пребывает в неведении, то он встаёт с такого собрания и убеждённость в его сердце наоборот уменьшается.
Также вера увеличивается и с точки зрения высказываний, так, кто помянёт Аллаха десять раз, не подобен тому, кто помянёт Его сто раз, и вера второго больше веры первого.
Также у того, кто совершает поклонение в полном и совершенном виде, вера увеличивается больше по сравнению с тем, кто совершит поклонение в неполноценном виде.
То же самое касается и деяний, так как человек, совершающий праведные деяния больше чем другой, становится больше него своей верой. Об этом говорится в Коране и Сунне — я имею в виду подтверждение увеличения и уменьшения веры, Всевышний сказал:
«Стражами Огня мы сделали только ангелов, а количество их сделали искушением для неверующих, чтобы удостоверились те, кому было даровано Писание, чтобы усилилась вера у верующих»[8]
Всевышний сказал: «Когда ниспосылается сура, то среди них находится такой, который говорит: „Чья вера от этого стала сильнее?“ Что касается тех, кто уверовал, то их вера от этого усиливается, и они радуются. А что касается тех, чьи сердца поражены недугом, то это добавляет сомнение к их сомнению, и поэтому они умрут неверующими»[9]».
В достоверном хадисе Посланник r сообщил о том, что женщины неполноценны в том, что касается разума и религии»[10], то есть из этого хадиса видно, что веры может быть больше или меньше.
Но каковы же причины увеличения веры?
У увеличения веры есть свои причины, они следующие:
Причина первая: познание Всевышнего Аллаха посредством Его имён и атрибутов, и человек каждый раз познавая Аллаха посредством Его имён и атрибутов, всё больше и больше увеличивает, вне всякого сомнения, свою веру. Именно поэтому ты видишь, что обладатели знания, знающие имена и атрибуты Аллаха, которых не знают другие, сильнее своей верой по сравнению с другими.
Причина вторая: размышление над знамениями Аллаха в мироздании и в Его божественных законах, и каждый раз, когда человек размышляет над знамениями в мироздании – в различных творениях Аллаха, это увеличивает его веру. Всевышний Аллах сказал:
«На земле есть знамения для людей убеждённых, а также в вас самих. Неужели вы не видите?»[11].
И таких аятов, указывающих на это очень и очень много, я имею в виду аяты, указывающие на то, что своим размышлением и осмыслением этого мироздания увеличивает свою веру.
Причина третья: большое количество богоугодных деяний, и чем больше человек совершает их, тем больше это увеличивает в нём веру, вне зависимости от того, будь это богоугодные слова или действия. Так, поминание Аллаха увеличивает веру как количественно, так и качественно, также её увеличивают молитва и пост, также и хадж увеличивает веру количественно и качественно.
Что же касается причин уменьшения веры, то они обратные тем, что её увеличивают, они следующие:
Причина первая: невежество в отношении имён и атрибутов Аллаха ведёт к уменьшению веры, так как если человек меньше познаёт Аллаха, то это снижает его веру.
Причина вторая: отказ от размышления над знамениями Аллаха в мироздании и в Его божественных законах, и это тоже является причиной уменьшения веры, или как минимум, её застоя и отсутствия её развития.
Причина третья: совершение греха имеет огромные последствия для сердца и для веры, именно поэтому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда человек прелюбодействует, он не является[12] верующим, и когда (
Причина четвёртая: оставление совершения богоугодных деяний также является причиной уменьшения веры, однако если это деяние является обязательным и человек без уважительной причины не совершил его, то это уменьшение веры, за которое он достоин упрёка и наказания. Если же это деяние не обязательное, или обязательное, но он не совершил его по уважительной причине, то это уменьшает веру, но наказания за это не будет. Именно поэтому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, назвал женщин неполноценными в том, что касается разума и религии — то есть, когда у женщины месячные, то она не совершает молитву и не постится, хотя она и не заслуживает за это упрёка. Наоборот, это даже приказано ей, однако по причине несовершения этого действия, которое совершает мужчина, с этой точки зрения её вера становится меньше».
Фетва № 13
Также шейха спросили: «Как нам объединить хадис Джибриля, в котором Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил веру как » Ты веруешь в Аллаха, в Его ангелов, в Его Книги, в Его посланников, в Последний день и в предопределение с его добром и злом», и хадисом о делегации Абдулькайс, в котором Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил веру как«Свидетельство что нет другого бога кроме Аллаха Единственного, у Которого нет сотоварищей, совершение пятикратной молитвы, уплата закята и уплата одной пятой военной добычи»»? И он, да хранит его Аллах, ответил:
«Прежде чем ответить на этот вопрос, я хочу сказать: Между Кораном и Сунной абсолютно нет каких бы то ни было противоречий, и в достоверной Сунне, переданной от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также абсолютно нет каких бы то ни было противоречий. Также ни в Коране, ни в Сунне абсолютно нет ничего, что противоречило бы действительности, так как реальная действительность это истина, также как и Коран и Сунна – они тоже истина, и в истине не может противоречий. Если ты поймёшь это правило, то для тебя разрешится множество сомнений. Всевышний Аллах сказал:«Неужели они не задумываются над Кораном? Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы в нём много противоречий»[14].
И если это так, то хадисы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не могут противоречить друг другу. Потому, когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, дал вере одно разъяснение, а в другом месте дал другое разъяснение, которое на первый взгляд противоречит первому, то если ты осмыслишь их, то ты не найдёшь противоречия. Так, в хадисе Джибриля, мир ему и благословение, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разделил религию на три части: ислам, иман и ихсан, а в хадисе делегации Абдулькайс он упомянул только одну из этих частей — «ислам».
Когда ислам упоминается в отдельности [от двух остальных частей] то в него входит«иман», так как невозможно, чтобы человек совершал обряды ислама не иначе как будучи верующим. Поэтому, когда «ислам» упоминается отдельно, то он включает в себя и «иман», также и «иман» – когда это понятие упоминается отдельно, то оно включает в себя и ислам. Это важный вывод для искателя знаний — когда ислам упоминается в отдельности, то в него входит и «иман», Всевышний Аллах сказал:» Воистину, религией у Аллаха является ислам»[15], и как известно, религия ислама это убеждения, вера и шариат, также, когда в отдельности упоминается «иман», то в него входит и ислам. Но когда они упоминаются вместе, то «иман» это всё, что связано с сердцем, а «ислам» – всё то, что совершается частями тела. Поэтому
Фетва № 14
Также шейха спросили: «Как нам объединить что „иман“ «Это вера в Аллаха, в Его ангелов, в Его Книги, в Его посланников, в Последний день и в предопределение с его добром и злом», и словами Пророка, да благословит его Аллах и приветствует «Вера состоит из семидесяти с небольшим частей»»?.
И он, да хранит его Аллах, ответил:
«Вера, которая является убеждением, это шесть основ вероучения, упомянутые в хадисе Джибриля, мир ему, и когда он спросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о вере, он ответил: „Ты веруешь в Аллаха, в Его ангелов, в Его Книги, в Его посланников, в Последний день и в предопределение с его добром и злом“», и этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
Что же касается веры, которая включает в себя деяния различных видов и разновидностей, то она состоит более чем из семидесяти частей, поэтому то Аллах и назвал молитву верой, сказав: «Аллах никогда не даст пропасть вашей вере»[17]. Как сказали знатоки Корана,«вашей вере» то есть «вашей молитве, которую вы совершали в направлении Байт аль-Макдиса», так как сподвижники, ещё до того как Аллах повелел им обращаться в направлении Каабы, совершали молитву в направлении мечети аль-Акса».
Фетва № 15.
Уважаемого шейха спросили: «Что означают слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует „Поистине, вера вернётся в Медину подобно тому, как змея возвращается в свою нору“?»[18], и он, да хранит его Аллах, ответил:
«В этом хадисе посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорит: „Поистине, вера вернётся в Медину подобно тому, как змея возвращается в свою нору“ — то есть вера вернётся в Медину и останется там, подобно тому, как змея, выползая из неё, возвращается в неё. Это указание на то, что илам, подобно тому, как он начал распространяться из Медины, также он возвратится в Медину, даже если его основа и зародилась в Мекке. Мекка — это первое место, где началось ниспослание Откровения, однако у мусульман не было ни государства, ни султана, ни джихада, пока они не переселились в Медину, и поэтому ислам своей властью и силой распространился из Медины и возвратится в неё в Последнее время.
Один из учёных сказал: «Это указание на то, что уже произошло, и смысл этого в том, что люди направляются в Медину и возвращаются в неё, чтобы получить от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, шариат и учение ислама».
Однако первый смысл — а это прямое значение этого хадиса, более правилен».
Фетва № 16
Уважаемого шейха спросили: «Можно ли свидетельствовать о вере человека только на основании того, что он часто посещает мечети, о чём говорится в хадисе?», и он, да хранит его Аллах, ответил:
«Да, нет никакого сомнения в том, что тот, кто приходит на общие молитвы в мечеть, его приход с этой целью указывает на его веру, так как выйти из дома и перенести тяготы пути его подтолкнула именно вера в Великого и Всемогущего Аллаха.
Что же касается слов спросившего «о чём говорится в хадисе», то они указывают на то, что передаётся от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Если вы видите человека, привязанного к мечетям, свидетельствуйте, что у этого человека есть иман»[19], то это слабый хадис, и нет достоверного доказательства того, что он передаётся от пророка, да благословит его Аллах и приветствует».
Продолжение следует
Да хранит, и вознаградит Аллах переводчика,
и того, кто поможет в исправление опечаток!
[1] Иман — (арабск.) «вера» — прим. переводчика.
[2] Сура 3 «Аль-Имран» ( «Семейство Имрана»), аят 19.
[3] Сура 3 «Аль-Имран» ( «Семейство Имрана»), аят 85.
[4] Сура 5 «аль-Маида» ( «Трапеза»), аят 3.
[5] Сура 49 «аль-Худжурат» ( «Комнаты»), аят 14.
[6] Сура 51 «Аз-Зарийат», ( «Рассеивающие прах»), аяты 35—36.
[7] Сура 2 «аль-Бакара» ( «Корова»), аят 260.
[8] Сура 74 «аль-Муддассир» ( «Завернувшийся»), аят 31.
[9] Сура 9 «ат-Тауба» ( «Покаяние»), аяты 124 – 125.
[10] Текст хадиса «Из тех, кому недостаёт ума и кто не в состоянии в полной мере выполнять свои религиозные обязанности, я не видел никого, кто в большей мере, чем любая из вас, был бы способен заставить благоразумного мужчину утратить разум». Этот хадис передали аль-Бухари (1/115, хадис № 304) и это его версия, и Муслим(1/86, хадис № 132).
[11] Сура 51 «аз-Зарийат» ( «Рассеивающие»), аяты 20—21.
[12] В данном случае речь идёт о том, что вера человека уменьшается (это примечание А. Нирши в комментарии к переводу «Сахих» аль-Бухари) — примечание переводчика.
[13] Этот хадис передал аль-Бухари (хадис № 5578) – примечание переводчика.
[14] Сура 4 «ан-Ниса» ( «Женщины»), аят 82.
[15] Сура 3 «Аль-Имаран» ( «Семейство Имрана»), аят 19.
[16] Сура 2 «Корова», аят 8.
[17] Сура 2 «Корова», аят 143.
[18] Этот хадис передал аль-Бухари (1876), Муслим (233) ат-Тирмизи и другие.
[19] Этот слабый хадис передали имам Ахмад, ат-Тирмизи, Ибн Маджа (№802), Ибн Хузейма, Ибн Хиббан, аль-Хаким, ан-Насаи, и аль-Бейхаки. Все через Дараджа ибн Абу ас-Самха, от Абу аль-Хайсама, от Абу Сайда аль-Худри. А Дарадж от Абу аль-Хайсама его хадисы слабые. См. «Мешкат аль-Масабих» №723, и «Сильсилят аль-ахадис ад-даифа» №505. — прим. Абу Умара.
http://svet-islama.com