Объединение молитв, его виды и степени

Изкниги «Салятуль-мусафир: мафхум уа ануа’, уа адаб, уа дараджат, уаахкам фи дуиль-Китаби уас-Сунна» шейха Са’ида ибн ‘Али ибн Уахфааль-Кахтани.

1. Объединение молитв в долине ‘Арафат: 
Ал-Ляйспередал от ‘Укайля, а он от ибн Шихаба, сказавшего: «Салим сообщил мне,что аль-Хадджадж ибн Йусуф спросил ‘Абдуллу ибн ‘Умара, да будетдоволен Аллах ими обоими: «Как ты поступаешь, находясь на стоянке вдень ‘Арафата», тогда Салим ответил ему: «Если ты хочешь Сунны, тообъединяй молитвы в день ‘Арафата» и ‘Абдулла ибн ‘Умар сказал: «Онсказал верно. Они объединяли молитвы аз-зухр и аль-‘аср, поступая всоответствии с Сунной». Я (ибн Шихаб) спросил Салима: «А делал ли такпосланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?», на что онответил: «А разве вы следуете чему-то другому кроме его Сунны?!» См.«Сахих аль-Бухари»/1662.

Также «Ибн ‘Умар, если случалось, чтоон пропускал коллективную молитву вместе с имамом (в день ‘Арафата), тосовмещал их сам». См. «Сахих аль-Бухари»/Глава «Объединение молитв вдолине ‘Арафат».

В хадисе Джабира, да будет доволен им Аллах, опрощальном паломничестве посланника Аллаха, мир ему и благословение,передается: «…Посланник Аллаха, да благословит его Аллах иприветствует, достигнув середины долины (‘Арафат), обратился к людям спроповедью, затем был провозглашен азан, а после, призыв к молитве(икама), и он встал и совершил молитву аз-зухр. Затем опять былопровозглашено о начале молитвы (икама) и он встал и совершил молитвуаль-‘аср. И между ними он не совершил никаких других молитв…» См.«Сахих Муслим»/1218. 

А на то, что посланник Аллаха, даблагословит его Аллах и приветствует, совершил молитвы аз- зухр иаль-‘аср по два рака’ата, указывает хадис Анаса, да будет доволен имАллах: «Мы выдвинулись вместе с пророком, да благословит его Аллах иприветствует, из Медины в Мекку, и он совершал молитвы по два рака’атадо тех пор, пока мы не вернулись в Медину». А в версии Муслима сказано:«Мы выдвинулись из Медины для совершения хаджа…» Хадис согласован. См.«Сахих аль-Бухари»/1081, «Сахих Муслим»/693. 

2. Объединение молитв в Муздалифе:
Вхадисе Джабира, да будет доволен им Аллах, также передается, что когдапосланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел издолины ‘Арафата, то «…достиг Муздалифы, где совершил молитвы аль-магриби аль-‘иша с одним азаном и двумя призывами о начале молитвы (икама). Имежду этим двумя молитвами он не прославлял (тасбих) Аллаха». См.«Сахих Муслим»/1218.
Под словами «между этим двумя молитвами он непрославлял Аллаха» имеется ввиду, что он не совершал между ними никакихдополнительных молитв (нафиль). См. «Джами’ аль -Усуль» Ибн Асира 5/721.

ОтУсамы ибн Зайда, да будет доволен им Аллах, передается: «…Когдапосланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришел вМуздалифу, он спешился и совершил омовение должным образом, затем былопровозглашено о начале молитвы (икама) и он совершил молитву аль-магрибв три рака’ата, после чего люди опустили своих верблюдов на колени ибыло провозглашено о начале молитвы аль-‘иша, и он совершил ее. И междуними он не совершал никаких молитв». Хадис согласован. См. «Сахихаль-Бухари»/1672 и «Сахих Муслим»/1280.

От ‘Абдуллы ибн ‘Умара,да будет доволен им Аллах, передается, что «Посланник Аллаха, даблагословит его Аллах и приветствует, объединил молитвы аль-магриб иаль-‘иша, не совершив между ними ни одного земного поклона. Иаль-магриб он совершил в три рака’ата, а аль-‘иша – в два». См. «СахихМуслим»/1288/Книга хаджа/Глава о переходе из ‘Арафата в Муздалифу ижелательности объединения молитв там.

3.Объединение молитв в других поездках, во время военных походов.Допустимость подобного объединения как по наступлению времени первоймолитвы, так и второй, а также и между ними.

ОтИбн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, передается, что«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, объединялмолитвы аз-зухр и аль-‘аср будучи в военном походе, а также аль-магриби аль-‘иша». См. «Сахих аль-Бухари»/1107.

От Ибн ‘Умара, дабудет Аллах доволен ими обоими, передается, что: «Посланник Аллаха, даблагословит его Аллах и приветствует, объединял молитвы аль-магриб иаль-‘иша, если его поход был чрезвычайно важным ». Хадис согласован.См. «Сахих аль-Бухари»/1106 и «Сахих Муслим»/703.
Под словами «еслиего поход был чрезвычайно важным (??? ?? ?? ?????)» имеется в виду, чтоон уделял ему особое внимание и торопился. См. «ан-Нихая фи гарибаль-ахадис» 1/244. 
Хафиз ибн Хаджар же сказал: «Под словами ??? ???? ????? имеется в виду, когда поход становился тяжелым и трудным». См.«Фатх аль-Бари» 2/580.

От Анаса, да будет доволен им Аллах,передается, что: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах иприветствует, объединял молитвы аль-магриб и аль-‘иша будучи впутешествии (сафар)». См. «Сахих аль-Бухари»/1108.

Хафиз ИбнХаджар, да помилует его Аллах, сказал: «В этой главе (Главе обобъединении молитв во время поездок) аль-Бухари привел три хадиса.Хадис ибн ‘Умара, связанный со сложностью военного похода, хадис Ибн‘Аббаса, связанный с нахождением пророка в военном походе и хадисАнаса, сказанный в обобщенном виде. И автор, в названии этой главы,использовал это обобщенное высказывание как указание, что нужнодействовать по общему тексту, так как любая частная ситуация являетсялишь его частью. То есть, как будто он считает, что допустимообъединять молитвы во время любых поездок, независимо от того, являетсяли эта поездка военным походом или нет, становится ли этот походтрудным или нет». См. «Фатх аль-Бари» 2/580.
И этого придерживались многие сподвижники, да будет доволен ими Аллах. 
ТакАнас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Если ПосланникАллаха, мир ему и благословение Аллаха, находился в пути до того, каксолнце миновало зенит, то он откладывал молитву аз-зухр до наступлениявремени аль-‘асра, а затем делал привал и совершал обе молитвы вместе.Если же солнце уже миновало зенит, то он вначале совершал полуденныйнамаз, а затем продолжал путь». См. «Сахих аль-Бухари»/1111, 1112.
Вверсии аль-Хакима, переданной в сборнике «аль-Арба‘ун», говорится: «…тоон совершал полуденный и послеполуденный намазы, а затем продолжалпуть». 
Хафиз Ибн Хаджар, привел этот хадис в «Булюг аль-Марам»/426.И сказал: «Цепочка передатчиков (иснад) этого хадиса достоверная». См.также «Фатх аль-Бари» 2/583 и «Зад аль-Ма’ад» Ибн аль-Кайима 1/477-480.
Всборнике «Мустахрадж Муслим» Абу Ну‘ейм передал другую версию, вкоторой говорится: «Когда он находился в поездке, то после прохождениясолнцем зенита он совершал вместе молитвы аз-зухр и аль-‘аср, а затемуже продолжал свой путь».
Ас-Сан’ани в «Субуль ас-салям» 3/144 вотношении этой версии сказал: «О ней нет никаких критическихвысказываний». Шейх аль-Альбани после того как привел пути передачиданного хадиса, сказал: «…из вышесказанного становится ясно, что вхадисе Анаса, через три пути передачи, достоверно установленопредварительное объединение молитв (такдим)». См. «Ируа аль-Галиль»3/32-34.

Также я слышал как наш шейх имам ‘Абдуль-Азиз ибн‘Абдуллах ибн Баз, да помилует его Аллах, говорил: «Все это указываетна то, что при объединении учитывается и поездка, с точки зрения того,когда объединять, до наступления времени следующей молитвы или же попрошествии времени предыдущей. То есть, если человек уже находится впути до наступления времени молитвы, то он объединяет две молитвы,откладывая первую (джам’у та`хир), если он отправляется в путь, посленаступления времени молитвы, то объединяет обе молитвы во время первой(джам’у такдим). Поступать таким образом - предпочтительней! Однакодопускается объединять в любое время, поскольку (в путешествии) временаобоих молитв становятся одним единым временем, и поэтому нет никакихпроблем в том, чтобы совершить молитвы в начале этого времени или вконце. Итак, в пути или во время болезни время молитв аз-зухр иаль-‘аср становятся одним временем, также как и время молитв аль-магриби аль-‘иша. Но все же предпочтительней поступать так как мы описаливыше». 

Также доказательством о дозволенности объединения вовремя первой молитвы (джам’у такдим) является хадис Му’аза, да будетдоволен им Аллах, рассказывавшего: «Мы вышли вместе с посланникомАллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в поход на Табук, и вэтом походе он совершал молитвы аз-зухр и аль-‘аср вместе, также вместеон совершал и молитвы аль-магриб и аль-‘иша». См. «Сахих Муслим»/106. 
Этукраткую версию, более подробно разъясняет версия, приводимая ат-Тирмизии Абу Даудом от Му’аза, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Впоходе на Табук посланник Аллаха, да благословит его Аллах иприветствует, находясь в пути до того, как солнце миновало зенит,откладывал молитву аз-зухр для объединения ее с молитвой аль-‘аср, изатем совершал их вместе. Если же солнце проходило зенит до того, какон отправлялся в путь, то он заранее приближал молитву аль-‘аср каз-зухру и совершал их вместе, и затем продолжал свой поход. И такжеесли во время заката он находился в пути, то он откладывал молитвуаль-магриб до наступления аль-‘иша, если же закат застигал его доотправления, он заранее приближал молитву аль-‘иша к аль-магрибу исовершал ее с аль-магрибом». См. «Сунан ат-Тирмизи»/533 и «Сунан АбиДауд»/1120, 1208. Достоверность хадиса подтвердил шейх аль-Альбани в«Ируа аль-Галиль» 3/38 - № 578, «Сахих Сунан ат-Тирмизи» 1/307 и «СахихСунан Аби Дауд» 1/330.

Относительно объединения молитв в пути ученые, да помилует их Аллах, разделились на различные мнения:
1– Полная допустимость объединения молитв, как во время первой молитвы,так и второй (т.е. как во время аз-зухра, так и во время аль-‘асра; икак во время аль-магриба так и во время аль-‘иша). Это мнениебольшинства ученых, многих сподвижников пророка, да благословит егоАллах и приветствует, многих таби’инов (последователей сподвижников).Из числа факихов это мнение принадлежит ас-Саури, аш-Шафи’и, Ахмаду ибнХанбалю и Малику.
2 – Мазхаб Абу Ханифы, согласно которомуобъединение молитв допустимо лишь в день ‘Арафата и лишь на ‘Арафате, атакже ночью в Муздалифе.
3 – Допустимость объединения только лишьспособом откладывания первой молитвы на время второй (джам’у та`хир).Это мнение также передавалось от Малика и от Ахмада. Этому мнению отдалпредпочтение Ибн Хазм.
Верным же является то, на что указываютдостоверные и прямые доводы, а это первое мнение. См. «аль-Мугни» 3/127Ибн Кудамы; «Шарх аль-кабир матбу’ ма’а ль-Мукни’ уаль-Инсаф» 5/85;«Фатауа шейх аль-Ислям ибн Таймия» 24/22; «Фатх аль-Бари» Ибн Хаджара2/580; «Шарх ан-Науауи ‘аля Сахих Муслим» 5/220; «аль-И’лям бифауаидаль-‘Умдати ль-ахкам» 4/71 Ибн аль-Муляккына.
Однако шейх аль-ИслямИбн Таймия, да помилует его Аллаха уточнил, что совершение молитв всвое время, но в сокращенном виде, предпочтительнее, если в объединениинет никакой нужды, поскольку в большинстве случаев, за исключениемнекоторых, во время путешествия посланник Аллаха, да благословит егоАллах и приветствует, совершал все молитвы в свое время. Что жекасается объединения молитв на ‘Арафате и в Муздалифе, то это являетсяединогласным мнением и передается таким количеством передатчиков,которое исключает подлог и фальсификацию данного факта (мутауатир), иэто Сунна. Однако объединение молитв не подобно их сокращению, ибосокращение является закрепленной Сунной, тогда как объединение всеголишь послабление (рухса), связанное с наличием необходимости. См.«Фатауа ибн Таймия» 24/19, 23,27. 
Также он сказал: «Те изпростолюда, кто уравнивает понятия объединения (джам’) и сокращения(каср), являются невеждами относительно Сунны посланника Аллаха, даблагословит его Аллах и приветствует, и слов ученых мусульман». См.«Маджму’ аль-Фатауа» 24/27., а также «Хашияту ар-Роуд аль-мурабби’» ИбнКасима 2/396.
Аль-Мардауи сказал: «В соответствии с правильныммнением ханбалитского мазхаба, оставление объединения молитв являетсяпредпочтительным». См. «аль-Инсаф аль-матбу’ ма’а Шарх аль-Кабир» 5/85.
ШейхМухаммад Салих аль-‘Усаймин сказал: «Правильным является то, чтообъединение молитв, с наличием причин для этого, является Сунной.Во-первых, потому, что это является послаблением Аллаха, велик Он иславен, а Он любит, когда пользуются Его послаблениями. Во-вторых,потому что это является следованием посланнику Аллаха, да благословитего Аллах и приветствует, так как он объединял молитвы при наличиипричин, разрешающих это». См. «Шарх аль-Мумти’» 4/548.

Три степени объединения молитв:

Первая степень:
Еслимусафир находится в пути во время наступления первой молитвы, то оностанавливается для ее совершения только во время наступленияследующей, и объединяет их, откладывая первую на время второй (джам’ута`хир). И этот способ объединения достоверно установлен в обоих«Сахихах» в хадисах Анаса и Ибн ‘Умара. И это является способомобъединения молитв в Муздалифе.

Вторая степень: 
Еслимусафир сделал остановку, когда наступило время первой молитвы, апродолжать путь он будет во время наступления второй, то он объединяетмолитвы в первое время, заранее совершая вторую (джам’у такдим). И этоспособ объединения молитв в ‘Арафате. Это тоже является достоверноустановленным в хадисах Анаса, да будет доволен им Аллах в версииХакима и Абу Ну’ейма в «Мустахрадж Муслим», также это достоверноустановлено в хадисе Му’аза, да будет доволен им Аллах, в «Сунанат-Тирмизи» и «Сунан Аби Дауд», как мы уже говорили выше. 

Третья степень:
Еслимусафир не находится в пути на протяжении продолжительного времени и втаком состоянии застает время обеих молитв, то в большинстве подобныхслучаев в Сунне пророка, да благословит его Аллах и приветствует, мывидим, что молитвы не объединяются, однако читаются сокращенно, каждаяв свое время. Как, например, он, да благословит его Аллах иприветствует, поступал в большинстве своих поездок в Мину. 
Однакоиногда, не находясь в пути в течение продолжительного времени, онсовмещал молитвы, как об этом рассказывается в хадисе Му’аза, да будетдоволен им Аллах, о том, что они вышли вместе с посланником Аллаха, даблагословит его Аллах и приветствует, в поход на Табук «…и он, даблагословит его Аллах и приветствует, совершал молитвы аз-зухр иаль-‘аср вместе, также вместе он совершал и молитвы аль-магриб иаль-‘иша. В один день он отложил молитвы, затем вышел к нам и совершилмолитвы аз-зухр и аль-‘аср вместе, после этого вошел к себе. Потомвышел и совершил молитвы аль-магриб и аль-‘иша вместе». См. «Сунанан-Насаи», № 587; «Сунан Аби Дауд», № 1206; «Муватта аль-имами Малик»1/143-144. Достоверность этого хадиса подтвердил шейх аль-Альбани в«Сахих Сунан Аби Дауд» 1/330 и в «Сахих Сунан ан-Насаи» 1/196.
Шейхаль-Ислям Ибн Таймия, да помилует его Аллах сказал: «Из очевидногосмысла хадиса мы видим, что, будучи в путешествии, он не был в пути инаходился в шатре. Он отложил молитву аз-зухр, потом вышел и совершилее вместе аль-‘асром, после чего вернулся к себе в шатер. Потом опятьвышел и совершил молитвы аль-магриб и аль-‘иша вместе. Входить в шатери выходить из него он мог, только находясь в стоянке. Человеку женаходящемуся в пути не применимы слова «вошел» или «вышел», в отношенииего говорят лишь «спешился» или «продолжил путь»… И это являетсяуказанием на то, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах иприветствует, иногда в поездке объединял молитвы, а иногда - нет (и этобыло в большинстве его путешествий)… Также это разъясняет, чтообъединение молитв не является Сунной путешествия подобно сокращению,но допустимо при наличии необходимости, независимо от того возникнет лиона в путешествии или же нет. Ведь бывало, что он объединял молитвы ине находясь в путешествии, чтобы не усложнять своей Умме. Такимобразом, если мусафир нуждается в объединении молитв, то он может этосделать, и не важно будет ли он находится в пути во время наступлениявторой молитвы или же во время первой и ему будет проблематично сделатьостановку, или же сделав привал у него возникнет иная нужда, например,он захочет поспать и отдохнуть во время аз-зухра и аль-’иша. Так,например, во время аз-зухра он сделал привал, уставшим, не выспавшимся,голодным, нуждающимся в еде, сне и отдыхе, и он откладывает молитвуаз-зухр до наступления времени аль-‘асра. Также он нуждается всовершении молитвы аль-‘иша заранее вместе с аль-магрибом, чтобыпоспать после этого с намерением встать в середине ночи и продолжитьпутешествие. В такой и подобной ситуации он может объединить молитвы.Что же касается того, кто находится в селении или городе в течениедней, и подобен их жителям, то хоть он и сокращает молитвы, будучимусафиром, не объединяет их!» См. «Маджму’ аль-Фатауа шейх аль-ИслямИбн Таймия» 24/64-65.
Ученик же Ибн Таймийи Ибн аль-Кайим не считалчто во время стоянки можно объединять молитвы. (См. «Зад аль-Ма’ад»1/481), что касается нашего шейха ‘Абдуль-‘Азиза ибн База, то онсчитал, что нет ничего страшного в том, что мусафир, не находясь впути, будет объединять молитвы, однако лучше этого не делать. См.«Маджму’аль-Фатауа ибн Баз» 12/297.

Доводом тому, что мусафирпри наличии необходимости, может объединять молитвы не находясьнепосредственно в пути является хадис Абу Джухайфы, да будет доволен имАллах, о том что он пришел к пророку, да благословит его Аллах иприветствует, который остановился в местечке аль-Абтах близ Мекки вовремя своего прощального паломничества. И Абу Джухайфа, сказал:«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел к намв полдень, совершил омовение, а Биляль произнес азан. Затем для негобыла заколота овца. После чего он совершил молитвы аз-зухр аль-‘аср,каждая из которых состояла из двух ракатов». Хадис согласован. См.«Сахих аль-Бухари»/187; «Сахих Муслим»/503.
Ан-Науауи, да помилуетего Аллах, сказал: «Этот хадис является указанием на допустимостьсокращения молитв и их объединения. Также он содержит в себе указаниена то, что тому, кто сделал остановку во время первой молитвы и хочетобъединить молитвы, лучше заранее прочитать вторую молитву вместе спервой. Тому же, кто находится в пути лучше отложить первую молитву навремя второй». См. «Шарх ан-Науауи ‘аля Сахих Муслим» 4/468.

ШейхМухаммад Салих аль-Усаймин, да помилует его Аллах, упомянул что междуучеными были разногласия относительно объединения молитв мусафиром вовремя его пути а также во время остановок:
1 - Одни утверждали, чтомусафиру дозволено объединять молитвы, только находясь в пути, но недопускается во время остановок. И шейх привел их доводы.
2 – Другиесчитали, что мусафир имеет право объединять молитвы, независимо оттого, находится ли он в пути или сделал остановку. И эта группа ученыхпривела следующие доводы:
а) пророк, да благословит его Аллах иприветствует, объединял молитвы в походе на Табук, и при этом он ненаходился в пути а сделал привал.
б) очевидный смысл хадиса АбуДжухайфы, приводимого в обоих «Сахихах», о том, что пророк, даблагословит его Аллах и приветствует, будучи в аль-Абтахе во времясвоего прощального паломничества, совершил аз-зухр вместе с аль-‘асром,по два рака’ата.
в) общий смысл хадиса ибн ‘Аббаса, да будет доволеним Аллахо том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует:«Находясь в Медине, объединил молитвы аз-зухр и аль-’аср, а такжеаль-магриб и аль-‘иша, и при этом он не был в поездке и ему ничто неугрожало». См. «Сахих Муслим»/Книга о молитве мусафира и еесокращении/Глава об объединении молитв в своей местности.
г) если допустимо объединять молитвы во время дождя, то объединять их во время путешествия можно тем более.
д)мусафиру затруднительно совершать молитвы, каждую в свое время, илииз-за усталости, или из-за того, что у него мало воды для омовения, илипо какой-либо другой причине.
И после этого шейх, да помилует егоАллах, сказал: «Правильным же является то, что мусафир имеет правообъединять молитвы. Что касается объединения во время пути, то этожелательно (мустахабб), что касается объединения во время остановки, тоэто не является желательным, однако допустимо (джаиз), т.е. еслиобъединит, то ничего страшного, если не будет – то это лучше». См.«Шарх аль-Мумти’» 4/550-553.

Аллаху же ведомо лучше!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика