Подмывание
Подмывание
Подмывание (истинджа')[1] является одной из составных частей очищения тела.
Подмыванием именуется удаление нечистого с тела после удовлетворения большой или малой естественной потребности.
Подмывание относится к числу действий, которые безусловно и неизменно совершались Пророком (сунна му'аккада). О людях, которые жили в Куба[2], Аллах Всевышний сказал: «Есть в (этой мечети) люди, которые стремятся к очищению, а Аллах любит стремящихся к очищению».[3]
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Они подмывались водой, и этот айат был ниспослан о них» (Абу Дауд; ат-Тирмизи).
Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда Посланник Аллаха удалялся в отхожее место, мы вместе с одним мальчиком несли за ним маленький кожаный бурдюк с водой и палку с наконечником[4], и он использовал воду для подмывания» (Аль-Бухари).
Если нечистое не вышло наружу или вышло в малом количестве, это является простительным. Если же количество нечистого превышает меру простительного, то необходимо использовать воду, и в подобных случаях подмывание становится обязанностью (фард), снимаемой с того, кто не может выполнять её из-за болезни. Кроме того, человек может отказаться от её выполнения в том случае, когда вместе с ним находится тот, в присутствии кого ему запрещается обнажаться, и если найти укрытие невозможно, а другой человек не отворачивается от него даже после просьб. Если в подобных обстоятельствах нечистое выйдет наружу, человеку следует постараться, по возможности, уменьшить его количество с помощью камня или чего-нибудь иного, не обнажаясь, после чего он может совершать молитву.[5]
Подмывание не вменяется в обязанность шариатом в случае испускания газов или после сна, а совершение его в подобных случаях считается нововведением (бид'ат).
[1] Словом "истинджа"' обозначается удаление нечистого не только с помощью воды, но и с помощью других средств, например, камней.
[2] Куба - селение близ Медины, где была построена первая в истории Ислама мечеть.
[3] "Покаяние", 108.
[4] Имеется в виду нечто вроде небольшого копья, которое было подарено Пророку императором Эфиопии.
[5] "Ад-дурр аль-мухтар", 1/338.