Путешествие без махрама в случае необходимости
Вопрос #122630:
Путешествие без махрама в случае необходимости
Жена моего друга должна отправиться в поездку из Туниса во Францию, потому что она жила вместе со своей добрачной семьей в ожидании французского гражданства, чтобы она могла без проблем навещать свою семью. Муж привезет ее в аэропорт, а ее отец встретит ее по прибытии так же в аэропорту. Дозволено ли ей это?
Ответ:
Хвала Аллаху.
Основа, о которой мы заявляли в многочисленных фетвах, заключается в том, что женщине не дозволено путешествовать без сопровождения махрама, будь то для совершения акта поклонения, подобно поездке на Хадж, навещение родителей или для других дозволенных целей.
На это указывают священные тексты и здравый смысл, как например:
1. Слово Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Пусть женщина не отправляется в путь без махрама, и пусть мужчина не приходит к ней, если с ней нет махрама». Один человек сказал: «О, посланник Аллаха, я хочу отправиться в поход с таким-то войском, а моя жена хочет совершить Хадж». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Отправляйся вместе с ней». Хадис приводит ал-Бухари (1862).
Муслим (1339) передал со слов Абу Хурайры, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Женщине, которая верует в Аллаха и Судный День, не дозволено отправляться в путь длиной в один день, без сопровождения махрама». Передано много хадисов, запрещающих отправляться в путь без махрама, общий смысл которых охватывает все виды поездок.
2. Поездка предполагает усталость и трудности, а женщина по причине своей естественной слабости нуждается в том, кто будет находиться рядом с ней, поддерживая в трудные минуты. Может случиться так, что она потеряет сознание или попадет в чрезвычайную ситуацию в отсутствие махрама. Это известные ситуации, наблюдаемые сегодня из-за большого количества дорожно-транспортных происшествий.
К тому же, одиночное путешествие может побудить ее к совершению плохого, особенно при повсеместном распространении порока. Рядом с ней может сесть тот, кто не боится Аллаха, и приукрасить ей запретное. Сопровождение женщины в пути махрамом – это совершенная мудрость, потому что целью наличия махрама является защита и забота о ней. В дороге случаются чрезвычайные ситуации, независимо от долготы путешествия.
Ан-Навави – да помилует его Аллах! – сказал: «Итак, все, что можно назвать поездкой (сафар), запретно для женщины без сопровождения мужа или махрама».
Более одного ученого сообщили о единогласии ученых в том, что женщинам запрещено отправляться в путь без махрама, кроме как в исключительных случаях.
Хафиз Ибн Хаджар – да помилует его Аллах! – сказал: «Ал-Багави сказал: Нет разногласия среди ученых насчет запретности для женщины путешествия без мужа или махрама, если ее целью не является выполнение религиозной обязанности (обязательного хаджа), кроме неверующей, которая недавно приняла Ислам в немусульманской стране (дар ал-хьарб), или освобожденной пленницы. Другой добавил: Или женщина, которая разлучилась со своим сопровождающим, и ее нашел человек, заслуживающий доверия. Ему дозволено сопровождать ее, пока она не доберется до своих близких». Конец цитаты из «Фатхь ал-Бари» (4/76).
Что касается отправления женщины в путь для совершения обязательного хаджа, то мнения ученых о дозволенности этого разделились. Согласно правильному мнению это не дозволено, что было разъяснено в ответе на вопрос № 34380
Это основа в данном вопросе: не разрешено женщине отправляться в путь без махрама, который доложен сопровождать ее до конца, и недостаточно того, чтобы муж привез ее в аэропорт, чтобы ее отец встретил ее в другой стране. Но при наличии необходимости в этом нет проблемы, потому что нужда делает дозволенным запретное.
Исходя из этого, если получение гражданства освобождает жену твоего друга от значительных трудностей, а ее махрам не может сопровождать ее в путешествии, то она может отправиться в путь одна упомянутым вами способом, то в этом нет ничего плохого, так же, как и в получении этого гражданства.
Шейха Ибн Джибрина – да помилует его Аллах! – спросили: «Каково шариатское постановление о женщине, которая отправляется в путь одна на самолете по уважительной причине, когда один махрам привозит ее в аэропорт, а другой махрам встречает в ее другом аэропорту?».
Шейх ответил: «В этом нет ничего плохого, если для махрама – мужа или отца – тяжело сопровождать женщину в пути. Для этого нет запрета, с условием, что первый махрам привозит ее в аэропорт и не расстается с ней до тех пор, пока она не сядет в самолет, и он удостоверился, что махрамы, находящиеся в стране прибытия, встретят ее в аэропорту, и он сообщил им время прибытия самолета и номер рейса. Потому, что для случаев необходимости есть отдельные решения. А Аллах знает лучше, и да благословит Аллах и приветствует Мухаммада, его семью и сподвижников». Конец цитаты из «Фатава Ибн Джибрин».
А Аллах знает лучше.