Как наказывать ребенка, чтобы он молился?

Вопрос:

Как наказывать ребенка, чтобы он молился?

Ответ:

Хвала Аллаху

Абу Дауд (459) и Ахмад (6650) передали от Амр ибн Шуайба, что тот передал от отца, что его дед сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Велите вашим детям совершать молитву, когда им исполнится семь лет, и наказывайте их, если они не молятся, когда им исполнится десять лет, и разделяйте их в постелях». Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным в «Аль-Ирва», 247.

Ибн Кудама (да смилуется над ним Аллах) сказал в «Аль-Мугни» (1/357): «В случаях с детьми это повеление и наказание предписаны для того, чтобы научить их молиться, чтобы они привыкли к молитве и она вошла в привычку, и чтобы они не отказывались от нее, когда достигнут зрелости».

Ас-Субки сказал: «Опекун должен велеть ребенку молиться, когда ему исполнится семь лет, и шлепать его, если он не молится, когда ему исполнится десять. Мы не отрицаем обязательность повелевать то, что не является обязательным, и наказывать за то, что не является обязательным. Мы наказываем животных в воспитательных целях, так что же говорить о детях? Это ради блага ребенка, и таким образом он привыкнет к совершению молитвы до того, как достигнет зрелости». См. «Фатава ас-Субки», 1/379.

Мальчикам и девочкам в возрасте семи лет следует говорить, чтоб они молились, а если им исполнилось десять и они не молятся, то их следует шлепать.

Точно также им следует говорить, чтобы они постились в Рамадан, и призывать к совершению хороших дел, например, чтению Корана, дополнительным молитвам, хаджу и умре, чтению тасбиха, тахлиля, такбира и тахмида, и необходимо удерживать их от всякого греха.

Что касается шлепанья ребенка за то, что он не молится, то обязательным условием является то, что бы наказание было легким и не причиняло боль, нельзя повреждать кожу, ломать зубы или кости. Шлепать надо по спине, руке или тому подобном, и нельзя бить по лицу, потому что бить по лицу запретил сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха).

Ударов должно быть не больше десяти, и наказания должно иметь целью воспитание и обучение. Он (родитель и т.д.) не должен показывать свое желание наказать, если только в этом нет необходимости, например, если ребенок увиливает от молитвы, отказывается совершать ее и т.п.

Передается от Абу Барды аль-Ансари, что он слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Никому не следует давать более десяти ударов, за исключением случаев, когда такое наказание установлено Аллахом». Аль-Бухари, 6456; Муслим, 3222.

Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Слова Пророка: «Никому не следует давать более десяти ударов, за исключением случаев, когда такое наказание установлено Аллахом» относятся к преступлениям, за которые полагается предписанное Аллахом наказание.

Если спросят: «А что значит десять ударов или менее?», то мы ответим:

«Это относится к случаям, когда мужчина ударяет свою жену, раба, ребенка или работника с целью воспитания и тому подобного. Он не может ударять более десяти раз. Это лучшее толкование хадиса». См. «И'лям аль-Муваккын», 2/23.

Чтобы сохранить самоуважение ребенка и защитить его достоинство перед друзьями и другими людьми, не следует наказывать его у всех на виду.

По поведению отца со своими детьми и их наказанию должно быть понятно, что он делает это только ради послушания Аллаху и его Посланнику (мир ему и благословение Аллаха). Единственная причина, по которой он так поступает, это интересы ребенка и стремление воспитать его должным образом, чтобы повзрослев, он не стал ненавидеть исламские законы, которые могут казаться ему сложными. Он должен понимать, что его наказывали только за то, что он их не соблюдал.

Шейх Ибн Баз (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Заботьтесь о ваших домочадцах и не пренебрегайте ими, о, рабы Аллаха. Вы должны усердствовать в том, что полезно для них, велите вашим сыновьям и дочерям молиться, когда им исполняется семь лет, и наказывайте их легким шлепком, если они не молятся в десятилетнем возрасте, это поможет им повиноваться Аллаху и привьет привычку молиться вовремя. Таким образом, они будут придерживаться религии Аллаха должным образом и знать истину, как передано в достоверных сообщениях от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)». См. «Маджму Фатава Ибн Баз», 6/46.

Шейх Ибн Усеймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) приказал, чтобы мы велели своим детям совершать молитву, когда им исполняется семь лет, и наказывать их, если они не молятся, когда им десять лет, даже если молитва еще не стала обязательной для них. Таким образом они научатся поклонению и повиновению и привыкнут к этому, а когда вырастут, им будет легко и радостно делать это. То же самое относится к порицаемым вещам; маленькие дети не должны к ним привыкать, хотя на них еще нет никаких обязательств, в противном случае, они привыкнут к плохому и будут с наслаждением предаваться подобным вещам, когда вырастут». См. «Фатава Нур аля а-Дарб», 11/386.

«Приказ означает, что это обязательно, но только в тех случаях, когда наказание идет во благо, потому что иногда вы шлепаете ребенка, но все бесполезно и только провоцирует его на крик и плачь. Более того, под шлепками имеется в виду безболезненное наказание, легкий шлепок, который идет на пользу и не вызывает повреждений». См. «Лика аль-Баб иль-Мафтух», 95/18.

Он (да смилуется над ним Аллах) также сказал: «Нельзя шлепать так, чтобы оставались повреждения, нельзя ударять по лицу или бить до смерти; следует шлепать по плечу, руке и т.п., чтобы это не было смертельно опасным. Удары по лицу опасны, потому что лицо — это самая благородная и почетная часть тела, и удары по лицу унизительнее и позорнее для человека, чем удары по лицу. Поэтому бить по лицу запрещено». См. «Фатава Нур аля ад-Дарб», 13/2.

Шейх аль-Фаузан сказал: «Шлепанье — одно из средств воспитания ребенка. Учитель может шлепать, тренер может шлепать, опекун может шлепать в воспитательных целях, и муж может шлепать жену в случаях преднамеренного неповиновения (ар. нушуз).
Но это должно быть в разумных пределах, удары не должны причинять боль, повреждать кожу или ломать кости, их должно быть ровно столько, сколько необходимо».
См. «Игасат аль-Мустафид би Шарх Китаб ат-Таухид», 282-284.

Также следует отметить, что наказание ребенка должно распространяться не только на случаи, когда он пренебрегает молитвой. Его также следует наказывать, если он небрежен в отношении условий, важных частей и обязательных составляющих молитвы. Возможно, ребенок молится, но при этом объединяет молитвы, или молится без омовения, или молится неправильно. Поэтому его следует обучать всему, и мы должны быть уверены, что он знает все обязанности, важные части и условия. Тогда, если он пренебрегает чем-то из этого, мы должны подсказать ему и учить его время от времени, и если он упорствует (в пренебрежении), то можно наказать его шлепками, пока он не начнет молиться должным образом.

И Аллах знает лучше

 

Islam Q&A фатвы № 127233 Fatwa Online, отредактировано www.sawab.ru

http://islamqa.info/en/127233
http://islamqa.info/ar/127233

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика