Хукм женитьбы на пятой жене во время идды после развода четвертой
Вопрос:
Если у мужчины четыре жены и он разводится с одной из них, дозволено ли ему жениться на другой женщине во время идды его разведенной жены? Если ответ «Нет, ему запрещено жениться во время идды четвертой жены», то каковы доказательства? Будет ли считаться брак с пятой женщиной действительным? Как разрешить эту ситуацию по Корану и Сунне?
Ответ:
Хвала Аллаху
Если четвертая жена разведена с возвратом, т.е. это первый или второй развод, то ученые единогласны в том, что при разводе с возвратом женщина считается женой до окончания срока идды (см. «Аль-Мугни», 7/104). Если доказано, что она все еще является вашей женой, то ученые единогласны в том, что мужчине запрещено иметь более четырех жен одновременно. Доказательством служит хадис ат-Тирмизи (1128) от Ибн Умара (да будет Аллах доволен ими обоими), в котором передается, что Гайлян ибн Саляма ас-Сакафи стал мусульманином и во времена джахилийи у него было десять жен; они приняли Ислам вместе с ним и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) приказал ему выбрать четырех из них. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным в «Сахих Сунан ат-Тирмизи», 1/329.
Таким образом становится ясно, что мужчине запрещено брать в жены пятую женщину во время идды его четвертой жены, которая разведена с возвратом, поскольку в таком случае у него будет пять жен одновременно. Сподвижники, четыре имама и все последователи Ахль ус-Сунна единогласны, словом и делом, что любому мужчине, за исключением Пророка (мир ему и благословение Аллаха), запрещено иметь более четырех жен одновременно. Шейх уль-Ислам Ибн Теймия сказал в «Фатава аль-Кубра» (4/154), что выдающийся табиин Убейда ас-Сальмани сказал: «Сподвижники Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) были более всего единодушны в двух вопросах: в вопросе о запрете женитьбы на пятой во время идды четвертой жены и о запрете женитьбы на сестрах». Тот, кто желает иметь более четырех жен, идет против Книги Аллаха, Сунны Его Посланника Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и Ахль ус-Сунна уаль-Джамаа.
См. Фатава Ляжна ад-Даима, аль-Фатава аль-Джамиа лиль-Мара аль-Муслима, 2/641.
Если подобное произошло, то брак считается недействительным и необходимо оставит эту женщину, пока не закончится идда четвертой жены. Если вы уже вступили в брачные отношения с пятой женщиной, то должны дать ей полагающийся махр и она должна ожидать окончания идды разведенной жены. Затем, если вы захотите жениться на ней, вам будет необходимо заключить новый брачный контракт, соблюдая все условия Шариата.
Но если вы дали своей четвертой жене окончательный, третий развод, то ученые разошлись во мнениях относительно дозволенности вступить в новый брак во время идды четвертой жены после окончательного развода. Ханбалиты и ханафиты считают это запрещенным, и шейх Абдуль-Азиз ибн Баз (да одарит его Аллах Своей милостью) считал это мнение наиболее правильным. См. «Китаб Фатава ат-Талак» шейха Ибн База, 1/278.
В этом случае действует то же правило, что и в случае развода с возвратом. Когда заканчивается идда женщины с окончательным разводом, тогда мужчина может заключать новый брачный контракт. И Аллах знает лучше.
Если четвертая жена умирает, то мужчине дозволено жениться после ее смерти, поскольку в этом случае брак уже не считается действующим.
И Аллах знает лучше
http://islamqa.com/ar/ref/12298
http://islamqa.com/en/ref/12298
Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид
Islam Q&A фатва № 12298 Перевод: www.sawab.ru