О сплетнях в отношении одного из супруг
Вопрос:
Ассаламу алейкум!
Между двумя сестрами была одна беседа относительно одного человека! Одна говорит другой ,чтобы ты поклялась ,что ему не скажешь... ,то,что я тебе скажу про него.И она поклялась,что не скажеть ему.И сестра сказала очень неприятные вещи про этого человека. Этот человек является мужем этой сестры ,которая поклялась. И с того времени она себе место не находить. Потому что она не верить этой сестре,а верить своему мужу. Она думаеть,что эта сестра хочеть раздор сделать в семье. Она хочеть уточнить у своего мужа так ли это, но её остановливает то, что она поклялась, что не скажеть своему мужу. Но с другой стороны, чтобы отвести шубухат она хочеть сказать мужу и после этого 3 дня будеть держать пост как искупление за клятву. Что вы посоветуете?
Абу Аиша
Ответ:
Уалейкум ассалам уа рахматуЛлах уа баракатуху.
Честно говоря очень трудно сделать окончательный вывод и суждение относительно вашей ситуации, так как конечно нам не известны все ньюансы этого проишествия, однако отталкиваясь от внешнего смысла сообщенного вами можем сказать, что как это очевидно, сестра сказавшая что то другой сестре про ее мужа – ошиблась в своих действиях.
Так как во-первых (если представить ее правдивость) – основа в мусульманине – скрывание его грехов, кроме как если за этим скрыванием последует явный вред, в этом случае является обязательным (желательным) сообщить об этом.
Говорит ибн Раджаб в тафсире слов Посланника Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – Тот кто скрыл мусульманина, того скроет Аллах в этой жизни и следующей-
Т.е. скроет его ошибки, и подразумевается под этим скрывание уважаемых людей, которые не известны нечестием, и это в скрывании греха, который произошел и закончился.
Тот же чей грех известен, и он совершает его (т.е. в момент его совершения, или он постоянствует в этом), то необходимо спешить к порицанию этого, и препятсвию совершения им этого.
Если же он не может этого сделать, то необходимо поднять это дело к правителю, если за этим не последует вред.
Поэтому не скрывается (грех) в такой ситуации, так как скрывание в таком случае еще больше обольщает совершающего грех и побуждает к совершению подобного.
Однако желательно поднять этот вопрос к имаму, если нет опасения вреда.
То же самое говорится в отношении разъяснения ошибок передатчиков хадисов, свидетелей, доверенных лиц над садака, сиротами и подобное этому. Является обязательным разъяснение их ошибок (или недостатков) при нужде в этом, и не разрешается скрывать их если человек увидел то, что нарушает их компетентность, и это не будет из раздела запретного гибата, однако из раздела обязательного совета.
См. Джамию ль-Улюм уа ль-Хикам 31\1
Как очевидно из вашей ситуации это то, что сообщила эта сестра о муже другой сестры – явилось полной неожиданностью для нее, значит даже если представить правдивость этого сообщения, то оно никак не отражалось до этого, и очевидно после этого на супружеский отношениях.
Т.е. очевидно – не было достаточных оснований для сообщения о том, что может принести вред внешним отношениям между супругами.
И в этой связи хотелось бы привести хадис который передал имам Муслим(5078) и др, в котором Джабир – да будет доволен им Аллах – сказал:
Запретил Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует- чтобы человек (после долгого путешествия) приходил (сразу, без предупреждения) домой ночью к своей семье предпологая предательство (жены).
Сказал имам ан-Науауи:
Т.е. Раскрывая (желая этого) ее тайны, выясняя предала она его или нет?
См. Шарх Муслим 13\71
Имам аль-Бухари привел вариант имама Муслима как заголовок главы в которой он привел тот же хадис Джабира с упоминанием только запрета являться после длительного путешествия ночью (без предупреждения.)
См. аль-Бухари 5243\5244
Ибн Хаджар привел в комментарии этих хадисов несколько других хадисов в которых сообщалось что два человека во время Посланника Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – ослушались этого приказа, и нашли со своми женами других мужчин…
Затем сказал ибн Хаджар:
В этом хадисе – побуждение к оставлению того, что подталкивает к плохому мнению о мусульманине.
См. Фатхуль-Бари 9\422\423.
Как мы видим, из этого хадиса – Шариат заботится о сохранении семьи, даже если есть – в действительности-вероятность предательства одного из супругов и закрывает двери к тому, чтобы попасть в ситуации которая может внести неясность в этом вопрос.
Это конечно один из смыслов этого хадиса, а так было сказано и другое например чтобы жена могла приготовиться, украсить себя и тд.
В любом случае на правильность первого смысла указали и другие доказательства.
И если бы была польза в том, чтобы обязательно узнать все то, что мог сделать один из супругов, то надо было наоборот шпионить за ним.
Это конечно лишь некоторые смыслы этой темы.
Затем, что касается того, чтобы распросить у мужа, то очевидно у этой сестры есть в этом хороший пример в подобных ситуациях.
Передал Анас ибн Малик – да будет доволен им Аллах – То что Посланник Аллаха - да благословит его Аллах и приветствует - шел с одной из своих жен, и мимо них прошел человек. Посланник Аллаха позвал его сказав: "О человек! Это моя жена такая то (София ) ."
Человек ответил: "О Посланник Аллаха, если бы я о ком то бы подумал плохо, то не о тебе! "
На что Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – ответил:
"Поистине шайтан бежит по венам человека"
Муслим 5807
Сказал имам ан-Науаи в тафсире этого хадиса:
В этом хадисе указание на желательность остережения от того, чтобы подвергнуться плохому мнению людей о человеке.
А также на требование безопасности, оправдания правильным, действительным оправданием, если человек сделает то, что внешне может выглядеть порицаемым, в то время как по сути это истина, но неясная, и чтобы он разъяснил свое состояние для того, чтобы оттолкнуть плохое предположение.
См. Шарх Сахих Муслим 14\165 .
И в заключении- несколько слов о клятве.
Передал имам аль-Бухари и Муслим то, что Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветвует сказал: "Тот, кто поклялся клятвой, затем увидел, что другое лучше, то пусть совершит то, что лучше и сделает искупление его клятвы (каффара)."
Также у имама Муслима - сказал Посланник Аллаха – да благословит Аллах его приветствует: "Клянусь Аллахом, если захочет Аллах, я не клянусь клятвой, затем вижу то, что лучше этого, кроме как совершаю искупление моей клятвы и совершаю то, что лучше этого."
Муслим 1649.
Сказал имам ан-Науаи: В этих хадисах указание на то, что кто поклялся совершением чего-то, или оставлением чего-то, и нарушение клятвы будет лучше, чем ее продолжение, то желательно для него нарушить клятву и обязательно для него искупление (каффара).
См. Шарх Муслим 108\11.
Редакция сайта www.tayhid.lact.ru.