Можно ли совершать омовение снегом или градом?

 

Всевышний Аллах сказал: «И Он ниспосылает вам с неба воду, чтобы очистить вас ею» (аль-Анфаль 8: 11).

Имам аль-Багъауи о словах «чтобы очистить вас ею», сказал: “От малого и большого осквернения”. См. «Тафсир аль-Багъауи» 3/334.

Группа ученых считала, что снег и град также имеют отношение к тому, о чем говорится в этом аяте Корана.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что когда его спросили о том, что читал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в молитве (в промежутке между такбиром, открывающим молитву и чтением суры «аль-Фатиха»), Абу Хурайра сказал: “Он говорил: «О Аллах, омой меня от прегрешений моих снегом, водой и градом». аль-Бухари 1/181 Муслим 1/419.

Из этого хадиса извлекается то, что эти виды жидкости очищают от ритуального осквернения и очищают от скверны и грязи. Сл. «Шарх ад-дурар аль-бахия» /ат-Тахара/ Баб аль-Миях.

Имам Ибн Къудама сказал: “Талая вода снега и града – чистая и очищающая, так как она нисходит с неба, а также на это указывают слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «О Аллах, омой меня от прегрешений моих снегом, водой и градом». См. «аль-Мугъни» 1/47.

‘Ауф ибн Малик (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил молитву джаназа, а я запомнил, что, обращаясь к Аллаху со словами мольбы за покойного, он сказал: «О Аллах! Прости его, и помилуй его, и избавь его, и окажи ему хороший прием, и сделай могилу его просторной, и омой его водой, снегом и градом…». Муслим 2/663.

Имам ан-Насаи привел этот хадис в своем сборнике в разделе «Очищение», и назвал эту главу так: «Совершение омовения градом».

Но ученые разошлись во мнениях относительно действительности очищения не оттаянным снегом. Некоторые сказали, что не дозволено совершать омовение снегом, если только соприкасаясь с телом снег не начинает таять и стекать с омываемых частей тела. Другие высказали мнение о дозволенности совершения омовения снегом до его оттаивания, даже если при соприкосновении с телом он не стекает с омываемых частей тела. Третьи сказали, что омовение снегом недействительно, так как части тела велено мыть, а это действие не считается мытьем.

Имам ан-Науауи сказал: “Сторонники нашего мазхаба (шафиитского) сказали, что если используется снег или град до оттаивания, но он растекается по части тела, с которой соприкасается из-за температуры тела и рыхлости снега, то в соответствии с правильным мнением омовение считается действительным, поскольку вода растекается по омываемым частям тела. И это однозначное мнение большинства ученых”. См. «аль-Маджму’» 1/81.

Имам Ибн Къудама сказал: “Если взять снег и провести им по частям тела, которые необходимо помыть, очищение тем самым не будет достигнуто, если даже они смочились, потому что части тела нужно мыть, а для этого, минимально нужно, чтобы вода с них стекала. Но если снег рыхлый, что он тает и стекает с омываемых частей, то это расценивается как мытье и является достаточным”. См. «аль-Мугъни» 1/47.

В книге «Фикх аль-‘ибадат ‘аля аль-мазхаб аш-шафи’и» 1/83 сказано: “Если для омовения используется град или снег, до его оттаивания, но он растекается по части тела, с которой соприкасается, из-за температуры тела и рыхлости снега, то омовение считается действительным, поскольку вода растекается по омываемым частям тела. Если этого не происходит, то омовение недопустимо, но можно использовать их для протирания частей, которые необходимо протирать (а не мыть) при совершении омовения”.

Хафиз Абу ‘Убайд передал, что когда Мухаммад ибн Касир спросил аль-Ауза’и о совершении омовения снегом, аль-Ауза’и ответил: “Омовение совершается, если кожа смачивается или если при нанесении снега он превращается в капли воды. В противном случае совершается очищение песком”. Абу ‘Убайд сказал: “Такое же мнение у Суфьяна, и этого придерживались сторонники самостоятельного суждения (ханафиты) из жителей Ирака, что очищение снегом не избавляет от малого осквернения, пока он не растает”.

Абу ‘Убайд также сказал: “Также и у нас такое очищение не засчитывается исходя из основы, которую мы упомянули в предыдущей главе, и я не знаю никого, кто бы вынес решение противоположное этому, кроме аль-Хакама ибн ‘Утайбы. Хаджадж нам передал слова Шу’бы, который сказал: «Я спросил аль-Хакама, можно ли очищаться снегом от полового осквернения? Он сказал: “Пусть втирает его”».

Несмотря на это заявление, помимо аль-Хакама это же мнение высказал ‘Амир, и передали их мнение Суфьян и Джабир. Ибн Абу Шейба выделил главу в своем сборнике «аль-Мусаннаф» в разделе «Очищение» и назвал ее: «Глава: омовение снегом», затем передал сообщения от Уаки’а, который сказал: “Нам сообщил Суфьян, от Джабира, который передал от ‘Амира и аль-Хакама, что они сказали: «Нет проблем совершать омовение снегом»”. См. «ат-Тахур» 320.

Однако, чтобы выйти из разногласий, лучше всего при необходимости и наличии возможности совершать омовение талой водой снега или града.

Что же касается совершения омовения дождевой водой, то оно является действительным без каких-либо сомнений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика