Благо мирской жизни не ограничивается в богатстве, женщинах, должности…
Благо мирской жизни не ограничивается в богатстве, женщинах, должности, скотине, жилище, сне и прочих украшениях мирской жизни, какая польза в том, кто владеет всем этим и, живет сильно тяжкой жизнью, в убийственной тревоге?!! Блага мирской жизни, хотя эти вещи и являются небольшой частью из него, однако это не является тем благом, которое ищут все люди.
Говорит Ибн Хазм «Я требовал цель, в которой все люди равны, в его одобрении и, в его требовании и, нашел только одну (цель), это изгнание заботы (тревоги). Когда я задумался над ним то, понял, что все люди ни только в одобрении его равны, и, ни в требовании его только, но заметил, не смотря на их различие страстей, потребностей, на различие интересов и желании, они вообще двигаются только в том, в чем надеются, что оно изгонит их заботу».
Затем объясняет о том, до чего достиг в своем исследовании, относительно того, что изгоняет заботу, в стремлении к которому участвуют все люди, говорит «Я искал путь ведущий – к истине – к изгнанию заботы, которая является искомым нафса. В стремлении, к которому совпали все категории людей, невежда из них, ученый, праведный и плохой. Не нашел кроме как только в обращении (направлении) к Аллаху посредством амаля (труда) ради Последней жизни». Эта психологическая (нафси) безмятежность и обретение покоя, и, спокойствие, получающееся в результате труда ради Последней жизни при помощи ведения хозяином воспитания и очищения над своим нафсом, в действительности происходит по причине согласованности человека вместе со своим фитратом, согласно которой Аллах сотворил его. Это из-за высказывания пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Любой ребенок рождается в согласии с фитратом….», (Муслим).
В действительности происходит забота, печаль, тревога, расстройство, когда не согласуется со своим фитратом (природой) и, действует против своего фитрата, не для того, для чего был сотворен. К нему применяет аль-Фудейль бн 'Ияз термин «сладость имана» и, связывает его с одним из способов воспитания, говорит «Запрещено вашим сердцам достичь сладости имана пока не будете проявлять умеренность (воздержание) к мирской жизни».
Об этом же говорит один из саляфов «Если бы цари знали, в каком счастье мы прибываем то, воистину, вели бы борьбу мечами с нами за него».
А что касается блага Последней жизни, то в этом нет неясности, это Рай, ширина которого подобна широте небес и земли, уготован для богобоязненных.
Многие люди убеждены в том, что трудно получить блага мирской жизни и Последней в одно время, причиной же отсутствия представления у них об этом является, они как уже сказали, представляют, что «благо» ограничено во внешних делах в богатстве, слугах, женщинах и так далее. И, забывают, что наивысшей степенью мирского блага является психологическое чувство удовлетворения. Даже оно является утраченной мечтой у требующих мирскую жизнь как привел Ибн Хазм, воистину, следовали разными путями ради заполучения этой безмятежности, и ради изгнания той заботы, и добавили к заботе другую заботу. Прибегли к наркотикам, к спиртному, к сексуальной неправильности, к бесстыдным празднествам, и наконец, к самоубийству, авось найдут утерянный покой. И не нашли его, потому, что путем изгнания заботы является как сказал Ибн Хазм, это «Труд ради Последней жизни»; вот так легко и просто. И добавляет почтенный табиин Абу Хазим Сальма бн Динар к тому, что сказал Ибн Хазм «Две вещи есть, если будешь поступать по ним, получишь блага мирской жизни и Последней. Сказали: Какие они? Ответил: Выноси то, что не любишь, если его любит Аллах, и отказываешься от того, что ты любишь, если его не любит Аллах».
Нафс сможет, исправится только при помощи этого, забота сможет исчезнуть только посредством этого, не все поклонения, которые мы совершаем, любит нафс, необходимо его обязывать и выносить его отвращение, не сдаваться его упрямству, если это любит Всевышний Аллах.
Необходимо наличие метода упрямства, противодействия и, подавления его любимых вещей раз не любит их Всевышний Аллах, это является сердцевиной «очищения» (ат-тазкия).
Говорит Малик бн Динар «Да помилует Аллах раба говорящему своему драгоценному нафсу: разве я не хозяин такой-то, разве я не хозяин такой-то, затем сжимает его, затем разбивает его, затем обязывает его книгой Аллаха, и становится его руководителем», (мухасабату нафс Аби ад-Дунъя).
Если бы эти выдающиеся, сведущие люди сдались бы своим нафсам, совершенно не услышали бы мы от них эти удивительные вещи, забота вила бы гнездо в их сердцах, не покидая их.
Это потому, что нафс не любит получать знание.
Не любит заучивать наизусть Коран.
Не любит соблюдать пост.
Не любит джихад, и не любит все дела приближающие человека к Аллаху.
Однако они ступали ногами (топтали, давили) по нему, стали его господинами, не были согласны с тем, чтобы быть его рабом, и получили блага мирской жизни и Последней. Нет пути для получения этого блага кроме того пути которому они следовали.
ПРОГРАММА ТАБИИНОВ В ВОСПИТАНИИ НАФСА
СОЧИНЕНИЕ: АБДУЛЬ-ХАМИД АЛ-БИЛАЛИ