Любовь и сострадание между супругами
Вопрос #101130:
Любовь и сострадание между супругами
Каково положение того, что муж не позволяет мне немного отдохнуть, когда у меня проблемы со здоровьем (например, мигрень, невралгия и т.д.). Мне необходим отдых (предписанный врачом), но муж отказывается помогать мне (у нас есть дети). Он даже не признает, что у меня есть проблемы со здоровьем, ведь я еще молода, поэтому он уверен, что у меня не может быть проблем со здоровьем. Что мне делать?
Ответ:
Хвала Аллаху
По закону Аллаха одна из величайших целей брака заключается в том, чтобы между супругами царили любовь и сострадание. Это основа, на которой должен строиться брак. Аллах, Свят Он и Велик, говорит:
وَمِنْ آيَاتِهِ أَنْ خَلَقَ لَكُمْ مِنْ أَنْفُسِكُمْ أَزْوَاجًا لِتَسْكُنُوا إِلَيْهَا وَجَعَلَ بَيْنَكُمْ مَوَدَّةً وَرَحْمَة
«Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие» (Румы 30:21)
Аль-Хафиз ибн Касир (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Привязанность – это любовь, а милосердие – это доброта. Мужчина остается с женщиной по двум причинам: или он любит ее, или испытывает к ней сострадание, потому что она родила ему детей».
Мы советуем вам, дорогая сестра, не забывать о любви и милосердии между супругами, которые Аллах упомянул в предыдущем аяте. Подумайте о Матерях правоверных и женах Сподвижников (да будет Аллах доволен ими всеми), и в особенности о роли Хадиджы (да будет доволен ею Аллах) в жизни Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Старайтесь угодить своей семье и вы увидите результат, если пожелает Аллах.
Кто-то из праведников так сказал об одном из лучших средств достижения счастья и жизнерадостности: «Доброта – это легко: радостное лицо и ласковое слово». Старайтесь проявлять эту радость к своему супругу, пока она не войдет в привычку, и тогда вы завоюете его сердце, а его отношение к вам будет полно любви и милосердия.
Но прежде этого, и более этого, наш Всемилостивый Господь говорит:
وَلا تَسْتَوِي الْحَسَنَةُ وَلا السَّيِّئَةُ ادْفَعْ بِالَّتِي هِيَ أَحْسَنُ فَإِذَا الَّذِي بَيْنَكَ وَبَيْنَهُ عَدَاوَةٌ كَأَنَّهُ وَلِيٌّ حَمِيمٌ * وَمَا يُلَقَّاهَا إِلا الَّذِينَ صَبَرُوا وَمَا يُلَقَّاهَا إِلا ذُو حَظٍّ عَظِيمٍ
«Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник.
Но не будет это даровано никому, кроме тех, кто проявляет терпение, и не будет это даровано никому, кроме тех, кто обладает великой долей» (Разъяснены 41:34-35).
Шейх Ибн Саади (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Благодеяния и повиновение, совершенные ради того, чтобы снискать благосклонность Аллаха, не равны грехам и ослушанию, которые вызывают Его гнев. Добродетель и злодеяния — не одно и то же. Их сущность, их проявления и воздаяние за них — не одно и то же. Всевышний сказал:
هَلْ جَزَاءُ الإحْسَانِ إِلا الإحْسَانُ
«Воздают ли за добро иначе, чем добром?» (55:60).
Затем Господь упомянул об особой форме добродетели, которая занимает важное место в религии Аллаха. Это — умение отвечать добром на зло. Если кто-либо из людей сказал или сделал тебе нечто плохое, то ответь ему добром, особенно, если это — твой родственник, знакомый или иной человек, перед которым твои обязанности велики. Если он порвал с тобой, то помирись с ним; если он обидел тебя, то прости его; если он дурно отозвался о тебе в твоем присутствии или без тебя, то не отвечай ему тем же, а будь вежлив и снисходителен к нему; если он избегает тебя и не желает разговаривать с тобой, то скажи ему доброе слово и не упускай случая поздороваться с ним. Воистину, если ты отринешь зло добром, то обретешь великое благо, и тогда даже твой недруг станет относиться к тебе так, как нежно любящий родственник.
Перечисленными выше превосходными качествами не обладает никто, кроме тех, кто был терпелив и заставлял себя делать то, что угодно Аллаху, даже если это не нравилось ему самому. Человеческая душа в силу своей природы склонна отвечать злом на зло и не любит прощать обидчиков, а тем более — делать им добро. Если же человек проявляет терпение, повинуется своему Господу, верит в Его щедрое вознаграждение, осознает, что злодеяние в ответ на злодеяние не принесет пользы, а лишь усилит вражду, и понимает, что добродетель ничуть не унизит его, а наоборот, Аллах возвысит его за проявленную скромность, то он без труда делает добро своему обидчику и ведет себя достойно, получая от этого удовольствие. Эти качества присущи только благородным рабам Аллаха. Они возвеличивают его в земном мире и после смерти, будучи лучшим проявлением превосходного нрава». См. «Тафсир ас-Саади», 549-550.
Если это относится к правам людей в целом, то что говорить о правах вашего мужа? Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если бы человеку было разрешено совершить земной поклон кому-то, кроме Аллаха, я бы приказал жене поклониться своему мужу, настолько большие права он имеет над ней». Абу Дауд, 2140; ат-Тирмизи, 1192; шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным в «Ас-Сильсилят ас-Сахиха», 1203.
Дорогая сестра, мы начали разговор с вас, потому что именно вы задали вопрос, и мы думаем, что, скорее всего, вы послушаете нас и примите наши советы. Если ради этого вы откажетесь от некоторых своих прав и простите того, кто плохо обошелся с вами, то в этом не будет ошибки. Разве отказ от некоторых прав и прощение обидчика являются постыдным недостатком? Нет, это проявление нравственного совершенства.
Муслим передал в своем «Сахихе» (2588) от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Богатство не уменьшается из-за милостыни, и Аллах увеличивает славу Своему рабу, когда он прощает других. И Аллах поднимает в статусе того, кто скромен пред Аллахом».
Если вы разговариваете с мужем или делаете ему замечание, то это считается искренним наставлением, потому что замечание от любящих людей полезно, ведь они опасаются, что его поступки могут иметь плохие последствия; они предостерегают от того, чтобы он подчинялся и радовал иблиса, тем самым ослушаясь и гневя Всемогущего Аллаха.
Если он подчиняется иблису, то пусть послушает хадис Муслима (2813), который передал, что Джабир (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, Иблис установил свой трон над водой, а затем стал посылать свое войско. И самый приближенный из его войска к нему — сеющий наибольшую смуту. Приходит кто-то из них и говорит: «Я сделал то-то и то». Иблис отвечает: «Ты ничего не сделал!». Затем приходит другой и говорит: «Я не оставил человека до тех пор, пока не разлучил его с женой». Тогда Иблис приближает его к себе и говорит: «Ты хорош!». Аль-Амаш сказал: «Я думаю, он сказал: «…и обнимает его».
Если он гневит Милостивого и не повинуется Ему, то пусть послушает слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Бойтесь Аллаха в отношении своих женщин. Воистину, вы взяли их под ответственность перед Аллахом и дозволили себе близость с ними в соответствии со словами Аллаха». Муслим, 1218.
Это так ты берешь ответственность перед Аллахом, о, Его раб?!
Это так ты обращаешься со словом Аллаха, о, Его раб?
Это так ты следуешь заповеди Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Обходитесь с женщинами хорошо»; аль-Бухари, 3331; Муслим, 1468?!
Он (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «Лучшие из вас те, кто лучше всех обходятся со своими женами, и я лучший из вас по отношению к своим женам». Ат-Тирмизи, 3895; Ибн Маджа, 1977; шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным в «Сахих ат-Тирмизи».
Это ли означают слова Аллаха:
وَعَاشِرُوهُنَّ بِالْمَعْرُوفِ
«Живите с ними достойно» (Женщины 4:19)
Это ли забота о них? Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Каждый из вас является пастухом, и каждый из вас несет ответственность за свою паству. Правитель является пастухом и несет ответственность за свою паству; мужчина является пастухом для своей семьи и несет ответственность за свою паству, женщина является пастухом в доме своего супруга и несет ответственность за свою паству, слуга является пастухом имущества своего хозяина и несет ответственность за свою паству. Итак, каждый из вас является пастухом и несет ответственность за свою паству». Аль-Бухари, 853; Муслим, 1829.
Слышал ли ты слова сподвижника ‘Аиза ибн Амра (да будет доволен им Аллах) которые он сказал несправедливому правителю УбейдуЛлаху ибн Зайду: «Сын мой, слышал ли ты слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Истинно, злейшие из пастухов (т.е. попечителей) — сокрушители. Берегись же, чтобы не быть одним из них!». Муслим, 1830.
Не боишься ли ты, что можешь быть одним из них?
Неужели ты не знаешь, что у каждого иногда болит голова?
Мы не слышали ничего более странного и нелепого.
Возможно, тебе нужны доказательства? Так слушай же, о, раб Аллаха: передается, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вернулся с Баки, а у меня болела голова и я повторяла: «О, моя голова». Он (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О, Аиша, поистине, это я должен говорить «О, моя голова»». Ибн Маджа, 1465; шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным в «Тахридж аль-Мишкат», 5970.
Следует помнить, что на момент смерти Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) Аише было восемнадцать лет. Это значит, что когда она жаловалась на головную боль, ей было меньше восемнадцати, и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) верил ей и относился к ней с сочувствием. Сообщается, что однажды Аишу (да будет доволен ею Аллах) спросили: «Чем занимался Пророк (мир ему и благословение Аллаха) у себя дома?» Она ответила: «Он часто помогал какой-нибудь из своих жён в работе по дому, а с наступлением времени молитвы выходил на молитву». Аль-Бухари, 676.
Доказательства перед вами, но мы думаем, что они вам не нужны. Вам необходимо действовать. Дорога перед вами, но вы не идете.
Мы долго говорим с вами, но если человек не извлекает пользу из малого, он не извлечет ее и из большого.
Остерегайся дня, о, раб Аллаха, когда тебя постигнут испытания и тебе понадобится помощь и поддержка этой слабой женщины. Захочется ли тебе, чтобы она обошлась с тобой так же, как ты с ней?
Или ты хочешь, чтобы она была лучше тебя, и верила тебе, а сам ей не веришь, поддерживала тебя, а сам ее подводишь, относилась к тебе с добром, а сам обходишься с ней грубо, она мечтает о тебе, а ты о ней забываешь.
Клянусь Аллахом, даже лучший из этих двух вариантов плох.
Выбери для себя путь доброты, о, раб Аллаха.
هَلْ جَزَاءُ الْأِحْسَانِ إِلَّا الْأِحْسَانُ
«Воздают ли за добро иначе, чем добром?» (Милостивый 55:60).
Тот, кто будет делать добрые дела, найдет тех, кто поступает с ним так же. Это потому, что Аллах не даст закончиться добру, которое Он посылает людям.