Постановление о трате финансовых средств на свадьбу и медовый месяц
Фатва № 171265
Постановление о трате финансовых средств на свадьбу и медовый месяц
Вопрос:
У меня есть невеста, которая создает мне денежные проблемы. Ей хочется много вещей необходимых только на свадьбу и медовый месяц. Я убеждаю ее в том, что не стоит тратить столько денег на все эти вещи, потому что они потеряют барака, но она говорит, что такое событие случается раз в жизни. Права ли она? Неужели трата огромных денег только на свадьбу и недельный медовый месяц оправдывается только потому, что это случается раз в жизни? Пожалуйста, разъясните, я уже знаю, что тратить деньги на супругу это хорошо, но я имею в виду продукты питания, одежду и жилище, только необходимые вещи.
Ответ:
Вся Хвала Аллаху.
Во-первых:
Общий принцип, согласно которому человек должен расходовать это тот же принцип согласно которому он должен провести всю свою жизнь, которая должна быть средней и умеренной. Всевышний Аллах говорит (интерпретация значения):
"Когда они делают пожертвования, то не излишествуют и не скупятся, а придерживаются середины между этими крайностями." (Сура «Аль-Фуркан» («Различение») 25:67)
Средняя жизнь и умеренность не может быть определена конкретной суммой или пределами, тот человек, который преступает определенную отметку, описывается как человек расточительный, а тот, который тратит слишком мало, считается скрягой и скупым; все зависит от ситуации человека, будь он богатым или бедным, будь то обычные расходы или связанные с чрезвычайной ситуацией. Так же отличие одного и другого, происходящее в одно время и в другое и т.д. Всевышний Аллах говорит: "Пусть обладающий достатком расходует согласно своему достатку. А тот, кто стеснен в средствах, пусть расходует из того, чем его одарил Аллах. Аллах не возлагает на человека сверх того, что Он даровал ему. После тяготы Аллах создает облегчение." (Сура «ат-Талак» («Развод») 65:7)
Смотрите так же ответы на вопросы 101903 и 137954
Во-вторых:
Свадьбы предназначены для выражения счастья и радости внушение этого семье и супруге, но это не означает что необходимо пускаться в расточительство и ненужные расходы. Тот аргумент что это случается раз в жизни, не должен быть оправданием больших затрат. Быть расточительным один раз не дозволенно и это харам, так же как расточительство более одного раза так же является запретным, то есть харам.
Ученые по-прежнему призывают людей не быть расточительными в проведении свадеб и в осуществлении других расходов связанных со свадьбами вообще. Они полагают, что это один из факторов, которые делают вопрос о браке трудным для тех, кто хочет жениться, до такой степени, что число незамужних женщин возрастает.
Шейха Мухаммад ибн Саалих аль-Утаймин (да смилостивится Аллах над ним) спросили:
Каково ваше мнение по поводу дорогого приданного расходов на свадебные торжества, особенно подготовка т.н. медового месяца, включающая в себя огромные расходы? Разве ислам одобряет это?
Он (да смилостивится Аллах над ним) ответил:
Дорогостоящее приданное и большие затраты на свадебные торжества это вещи противоречащие шариату. Самый благословенный брак это тот, который вы можете себе позволить; чем меньше расходы, тем больше благословение. В большинстве случаев это происходит по вине женщин, потому как женщины вынуждают своих мужей платить за дорогие свадебные торжества, что не разрешено в шариате. Это то, о чем Говорит Аллах Свят Он и Велик (интерпретация значения): "О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети. Ешьте и пейте, но не излишествуйте, ибо Он не любит тех, кто излишествует." [СУРА «АЛЬ-АРАФ» («ОГРАДЫ») 7:31]. Множество женщин вынуждают своих мужей делать это, говоря: "Такая то утроила такой-то и такой-то праздник и т.д."
Требуется соблюдать предписанное в Исламе и не преступать определенных граней и не быть расточительным, потому что Аллах Свят Он и Велик- запретил расточительство, и Он не любит тех, кто является расточительным.
Что касается так называемого «медового месяца», это еще хуже и более предосудительно, потому что это имитация не-мусульман, и это большая трата денег. Это также приводит к игнорированию многих религиозных вопросов, особенно если это время, проведенное в немусульманской стране, после чего они возвращаются с привычками и обычаями, которые являются вредными для них и для их общества. Это вопросы, которые представляют опасность для уммы. Но если человек поехал с женой совершить Умру или посетить Медину, нет ничего плохого в этом инша-Аллах.
Конец цитаты из Фатвы Исламия, 3 / 176
Совет старших ученых в Королевстве Саудовская Аравия исследовал вопросы, связанные с людьми, впадающими в крайности в отношении приданого и соревнуются в расходах на свадебные торжества, преступают пределы в организации свадебных торжеств и все, что сопровождает их, системы освещения, которые выходят за пределы умеренности и развлечений, пение и музыкальные инструменты, которые являются харам, играющие очень громко и продолжающиеся всю ночь, а в некоторых случаях может быть громче, чем голоса муэдзинов дающих призыв на Фаджр молитву, а так же торжества помолвок и пиры являются частью свадебного контракта. Они также обсудили то, что было рассказано о сокращении приданого, что нужно быть умеренным в расходах и избегать излишеств и ненужных затрат.
Совет прокомментировал это сказав:
Дорогостоящее приданное и конкуренция в устроении свадебных торжеств приводит к преступлению пределов, поскольку совершается огромное количество празднований до и после свадьбы и все вещи, сопровождающие это являются харам и приводят к безнравственности. Такие как пение и в некоторых случаях смешивание мужчин и женщин, мужчины обслуживают женщин в отелях, если празднование проводится в отеле, что является величайшим злом, и идя по пути расточительства это может означать, что многие люди просто не могут позволить себе расходы на свадьбу и несомненно это может привести к тому, что множество молодых людей, девушек и юношей становятся заблудшими… На основании всех этих причин Совет старших ученых считает крайне важным отнестись к этому делу и решить его выполнив следующие действия:
Совет считает, что должен быть запрет на пение, что в последнее время стало популярным в свадебных торжествах, а также сопровождение музыкальных инструментов, найма певцов и певиц, громкоговорители, потому что это зло и недозволенные действия харам, которые должны быть запрещены и те, кто это совершает должны остановиться.
Должен быть запрет на смешение мужчин и женщин на свадебных торжествах и в других местах, муж не должен входить к своей жене, пока она находится среди других женщин. Те, кто допускают это например, муж и опекуны женщин, должны быть наказаны, таким образом это будет служить сдерживающим фактором для совершения подобного зла.
Должен быть запрет на расточительство и преступление границ в отношении свадебных праздников. Люди должны быть предупреждены об этом официальными лицами, регистрирующими брак и через средства массовой информации. Людям должны уменьшать стоимость приданого и сокращать расходы в подобных делах путем обучения в минбарах мечетей и через средства массовой информации.
В большинстве Совет считает, что те, кто расходует на свадебное торжество больше положенного, должны быть наказаны и переданы суду, для наложения дисциплинарного наказания, которое судья сочтет необходимым, согласно закону шариата в качестве сдерживающего фактора, предостерегающего людей от вовлечения в подобное тревожное поведение.
Совет считает, что призыв к сокращению приданого должен быть осуществлен минбаром мечети и путем средств массовой информации, и так же должны быть представлены примеры создания браков легким путем. Если упомянуты случаи возврата части выданного приданого с целью довольства умеренными свадьбами, то это должно быть приведено в пример, так как это будет очень эффективно.
Конец цитаты из Фатвы Исламия, 3/251
Подведем итог:
Чрезмерность в расходах не допускается и является предосудительным во всех вопросах, как в имеющих отношение к браку, так и в иных случаях. В Исламе предписано, что человек не должен делать вещи создающие трудности для себя и не должны обременять себя, чем он может выдержать. Скорее, он должен совершать все в соответствии со своими средствами и с тем, что он может себе позволить, не допуская при этом расточительства и чрезмерности в расходах.
Но это не означает, что расходы на свадебные торжества должны быть такими же, как и расходы, к примеру, в обычные дни. Конечно, это не соответственно, а скорее предписано потратиться более щедро, нежели в обычные дни. Исходя из этого, является сунной предложить празднование его свадьбы и пригласить людей. Этот расход должен быть больше, чем обычно, но очень важно, как мы сказали, не излишествовать и избегать ненужных расходов в этом. Каждый человек должен обращать внимание на свое собственное положение и то, что он может себе позволить.
Так же смотрите ответ на вопрос № 11446
И Аллаху известно лучше.
Islam Q&A
http://islamqa.com/en/ref/171265
Перевела elmira0107 для www.muslimka.ru